«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Воспитание фонетико-фонематического восприятия (биоадекватные технологии учебно-методического комплекса «Речецветик»)

29 июля, 2007 Рубрика: Мастер-класс Ванюхина Г.А.

Ванюхина Г.А., канд. пед. наук, преподаватель кафедры психопатологии и логопедии ИСО УрГПУ, г. Екатеринбург
К развитию фонетико-фонематических способностей дошкольников, как существ в большей степени невербальных (М.М. Кольцова), следует подходить с природосообразных позиций. В образовательном процессе необходимо создавать условия для полисенсорного восприятия и биосоциальных коммуникаций, учитывать онтогенетические закономерности становления речи, проводить обучающие игры в структуре семантического поля на основе познавательной событийной темы и подавать учебный материал в соответствии с пережитым, освоенным и доступным.
Аналитико-синтетическая работа над фонетико-фонематическим восприятием предполагает:
- выделение заданного звука из звукового ряда, слова и фразы;
- определение места звука в структуре слова;
- определение звукового и слогового состава слова;
- подбор слов с заданным звуком или слогом;
- формирование слова из ряда звуков или слогов.
Систематизация речевого материала построена в последовательности, обусловленной закономерностями фонетического генезиса.
I. Общее знакомство с фонемной классификацией: гласные и согласные звуки, их дифференциация по способу образования (вокализация - преграды для вокала, звонкие - глухие, твердые - мягкие).
II. Индивидуальная характеристика речевых звуков в процессе совершенствования фонетико-фонематического восприятия.
• Восприятие изолированных смыслосодержащих гласных звуков (У___! - восхищение, удивление, звукоподражание…).
• Выделение гласных звуков вне слияния из сильной позиции в смыслообусловленных слогах (А__Х! УА__ - возглас, плач) и в словах (А__ня).
• Выделение гласных звуков при слиянии с согласными из сильной позиции в слове (соснА__, слИ__вы).
• Выделение гласных звуков вне слияния и при слиянии с согласными из слабой позиции в слове (АленА).
• Выделение двух и более гласных из любых позиций в слове. Определение порядка гласных звуков как рисунка слова (мАлИнА = АИ__А).
• Выделение взрывного согласного из конца слова (су-П).
• Различение твердых и мягких согласных (изолированно, в ряду звуков, словах). Дифференциация слов по твердости и мягкости заданных звуков (коТ, роТ… - пиТ’ь, сеТ’ь…) с последующим тренингом этого навыка.
• Выделение твердых и мягких вариантов взрывного согласного при стечении согласных из любого положения в слове (П-таха, ко-П-на, сер-П…).
• Выделение двух и более взрывных согласных вне слияния с гласными из любого положения в слове (К-люви-К).
• Выделение освоенных звуков из начала, середины и конца слова. Поиски местоположения заданного звука в слове (Кто, маК, оКно, КлюКва, КрюК…) с тренингом этих навыков на последующих фонемах.
• Выделение твердых и мягких вариантов щелевых согласных из позиции вне слияния (ноС__, лоС’ь__, авоС’ь__ка).
• Выделение щелевых согласных при слиянии с гласными (З__убы, З’__има).
• Выделение твердых и мягких вариантов смычно-проходных согласных при слиянии с гласными (М_ал - М’_ил, В_ыл - В’_ил).
• Выделение твердых и мягких вариантов утрированного взрывного согласного при слиянии с гласным (Д-ом, Д’-инь) с последующим выделением бегло произносимого взрывного согласного в слиянии (Дым, Д’има).
• Различение звонких - глухих, твердых - мягких и близких по артикуляции согласных при любом положении в словах - паронимах (Дом - Том, баНка - баНЬка, КлюЧ - ПлюЩ…).
• Выделение заданного звука из серии слов, из фразы.
• Определение порядка звуков в слове. Составление слова по заданным звукам, расположенным по порядку и вразброс.
• Деление слов на слоги в порядке нарастания их количества и усложнения слоговой структуры. Составление слова по заданным слогам, расположенным по порядку и вразброс.
• Определение порядкового места слога с заданным звуком.
• Звуковой и слоговой анализ и синтез слов любого состава.
III. Семантическая организация общего звукового потока (значение звучащего слова).
• Знакомство с некоторыми орфоэпическими правилами в процессе звукобуквенного анализа.
• Игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов как предупреждение ошибок письменной речи.
В качестве примера природосообразного решения этих задач остановимся на отдельных приемах обучения педагогов и родителей фонематическим технологиям программы «Речецветик».
Всем хорошо известно, что звуки только слышатся и произносятся. А детям почему-то очень хочется их увидеть. Что ж, пусть смотрят. Но они должны знать, что эти звуковые человечки живут лишь в речевой стране Говорунии. Давайте познакомимся с ними и с их фонетическим миром.
1. Шесть гласных звуков [у, а, и, э, о, ы] - шесть девочек. Их материнское слогообразующее начало рождает мелодию слов. Полуоткрытый рот у фигурок-символов говорит о свободном выдохе воздуха: гласные легко поются. Красный цвет платья-квадратика указывает на главную роль в словообразовании, колокольчики - на полногласие звуков, губы - на схематичную артикуляцию.
Согласные звуки - мальчики. Эта мужская половина слов участвует в их строительстве и преобразовании на фундаменте гласных звуков. Сжатые губы - символ преград на пути выдыхаемого воздуха. Песенок у согласных не получается: они свистят, шипят, вибрируют, взрываются, их можно потянуть [ж - ж - ж], но не пропеть! Артикуляция у согласных не изображена. Поэтому при знакомстве с каждым новым согласным звуком дети должны уточнить положение губ и языка: подражая взрослому, глядя в зеркало (самоконтроль) и друг на друга (взаимоконтроль).
Звонкие согласные произносятся голосом и с шумом. Об этом напоминают колокольчики на их шапочках. Глухие согласные издают только шум, колокольчиков у них нет. Отличить звонкий от глухого можно, прикладывая руки к горлу: оно гудит или молчит.
Твердые согласные носят синие костюмы - квадраты. Характер у них строгий и рациональный. Они шипят строго [ш - ш - ш], стучат строго [т - т - тъ], рычат строго [р - р - р], но произносятся легко, без напряжения. Мягкие согласные одеты в зеленые костюмчики. Характер у них мягкий, сердечный. Они шипят нежно [щ - щ - щ], стучат нежно [ть - ть - ть] и даже рычат нежно [рь - рь - рь]. Это требует много сил. Вот почему произносятся они с напряжением.
2. Характеристика звуков осуществляется по вопросам звуковой анкеты, по своему содержанию напоминающей анкетирование человека. Фамилия звука зависит от его принадлежности к семье гласных или согласных. Имя передает непосредственное звучание. Отчество у звонких и глухих согласных определяется по наличию отца - Голоса. Характер бывает твердый или мягкий.
Сведения о новом звуке можно закрепить с помощью внешнего вида звукового человечка, по конфигурации губ, наличию колокольчика и цвету костюмчика.
Опорой для планомерной характеристики любых звуков (гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий) служит опосредованная схема с атрибутами: приоткрытый рот - сомкнутые губы, колокольчик - перечеркнутый колокольчик, синий - зеленый квадратик.
3. В границах одной словарной и фонетической темы хозяйничает один и тот же звуковой человечек. Отличить его от другого звука помогают буквы или картинки - эмблемы, изображенные на костюмчиках. Имя звука выделяется из начала их названия: КОТ - К, КИТ - К’. Это касается согласных, так как гласные легко различимы по символичной артикуляции.
Везде, где появляется звуковой человечек, нужно с ним работать: подбирать слова с заданным звуком, закрывать его фишкой предметы или картинки, называть этот звук как предлог или союз, следить за его произношением.
Первоначально заданный звук выделяется только на слух! При рассматривании картинок слова сначала произносятся взрослым и ребенком, а потом анализируется их звуковой состав. После успешного овладения этой задачей ребенок может находить звук с помощью шепотного или мысленного проговаривания.
4. Для выделения звука из заданного положения в слове нужно подключать дополнительные сенсорные сигналы.
• При определении последнего звука в слове взрывной согласный можно «бросить» (сказать) на ладошку, слегка отделив его от предыдущих звуков. Соединяя след от воздушной струи с утрированным произношением звука, ребенок легко называет его.
• При подражании взрослому одновременно с произнесением взрывного согласного в любом положении в слове «поймать» его резким движением руки в кулачок, словно комара схватить.
• Гласные и щелевые согласные нужно потянуть, предварительно обратив внимание детей на самый длинный звук в слове. Во время его произношения предложить «поскользить» с ним словно по веревочке рукой: НОС__ОК, НОС__.
• Для нахождения слов с заданным звуком среди других слов можно «застукать» их: хлопнуть ладошкой, если услышишь заданный звук в слове (по принципу игры в «Баши»).
5. Особенное затруднение дети испытывают при определении первого звука в слове, когда это согласный в слиянии с гласным: ДОМ - [Д], а не [ДО]. К произношению отдельного звука нужно подходить постепенно.
• Выделять начальный взрывной согласный вне слияния, утрируя его произношение: К - ТО?
• Выделять начальный гласный вне слияния: А__ИСТ.
• Выделять начальный щелевой согласный при слиянии с гласным: С__УП.
• Выделить начальный смычно-щелевой согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение и слегка протягивая его: В__АТА.
• Выделять начальный взрывной согласный при слиянии с гласным, утрируя его произношение: К__ОТ.
При этом в момент произношения выделяемого звука можно подключить перечисленные ранее опорные сигналы.
6. Знакомству со слогами предшествует ориентация в пространственной структуре слова. Дети учатся определять местоположение заданного звука в начале, середине и конце слов. Делать это можно с помощью:
- матрицы, состоящей из трех ячеек; при нахождении местоположения звука первая, средняя или последняя ячейка закрывается квадратной фишкой - синим или зеленым костюмчиком заданного звука или самим звуковым человечком;
- сюжетных символов. Например, при словарной теме «Осень» нужная ячейка за-крывается желтым листиком. При знакомстве с фруктами местоположение звука [и] отмечается соответствующей картинкой;
- разрезной трехчастной картинки звуковой птички, клюв которой - первый звук в слове, хвостик - последний, крылышки и лапки - все звуки из середины слова (по мотивам рассказов Бианки, в которых синичка Зинька по аналогии с собой определяла носик, серединку и хвостик года);
- слова-домика, к началу, середине или концу которого можно прикладывать звукового человечка или фишку - квадратик;
- определение первых и последних звуков в их названии: «Найти носы» и «Вернуть хвосты» различным предметам.
7. Для определения местоположения звука в слоговой структуре слова используется символ слова-домика со слогами-подъездами.
• Уточнив порядковое место слога с заданным звуком, нужно закрыть фишкой или закрасить соответствующий квадратик - подъезд или «поселить» туда звукового человечка.
• Подбирая слово с заданным звуком в определенном слоге, желательно опираться на схематичное изображение. Например, двухподъездный домик, первый квадратик которого отмечен синей фишкой звука [л], подсказывает такие слова как ЛЫ-ЖИ, ПАЛ-КИ…
8. Звуковые человечки с эмблемами, как носители конкретного имени, могут загадывать детям слова с определенными звуками. Так, для мальчика-звука в синем костюмчике с паровозиком дети придумывают слова со звуком [п] (суп, пыхтит, пушистый…). Эмблема петушка на зеленом костюмчике побуждает подбирать слова со звуком [п’] (пить, пирог, степь, пестрый…).
Звуковые человечки могут путешествовать по помещению и отмечать своим прикосновением предметы, в названии которых слышатся их имена.
Во время автоматизации звуков соответствующие мальчики-согласные в качестве условных сигналов напоминают о правильном звукопроизношении.
9. Там, где рядом находятся два звуковых человечка и более, нужно определять их порядок или сливать их в слово, например:
- в слове МАК первый звук - [м], второй - [а], третий - [к];
- в слове МЕЛ первый звук - [м’], второй - [э], третий - [л].
Фонетическая культура развивается постепенно. Поэтому ее воспитание проводится на речевых занятиях, в специально организованной и свободной деятельности детей в естественных и смоделированных коммуникативно-познавательных ситуациях. Предлагаем понаблюдать за использованием биоадекватных техник воспитания фонетико-фонематического восприятия в согласовании со звукобуквенным анализом в структуре комплексной игры по развитию речи.
Игровое занятие «Животные жаркого и холодного климата: верблюд и олень», дополнительно - фонетико-фонематическая тема «Дифференциация звуков [р], [р’], [л], [л’]»
ПОДГОТОВКА
Провести беседу о животных холодного и жаркого климата. Прочитать книги и посмотреть фильмы о северных оленях и верблюдах.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. В центре ковра лежит сумка в форме торбы, в которой находятся:
•звуковые человечки Р, Р’, Л, Л’; схема обобщенной характеристики звуков;
•рисунки (пунктирные изображения верблюда с цветным седлом и северного оленя с цветными нартами);
•предметы (упаковка лекарства «панкреатин», шерстяные варежки, кукольное верблюжье одеяло, вешалка из оленьих рогов, бурки из оленьего меха);
•компас, желтый и белый клубки шерсти.
2. К северу от центра ковра расположена игровая зона «Север» с предметами:
•сюжетная картина (северный олень, нарты, чум) и текст («Это север. Тут холод. Вот нарты с …»), закрытые белым полотном;
•разноцветные полоски бумаги (для моделирования северного сияния), на оранжевых полосках напечатано РИС - ЛИС, на желтых - ПАРИТ - ПАЛИТ, на зеленых - МАРИНА - МАЛИНА, на голубых - РЯДОК - ЛЕДОК, на сиреневых - РЕЗКА - ЛЕСКА;
•картонные заготовки
(515 см) для каждого ребенка, фломастеры;
•катушка белых ниток.
3. К югу от центра ковра расположена игровая зона «Юг» с предметами:
•сюжетная картина (верблюды в пустыне, верблюжья колючка, тюки с грузом) и текст («Это пустыня. Тут жара. Вот караван…»), закрытые желтым полотном;
•две большие буквы Р и Л, таблички со словами, в которых отсутствуют первые и по-следние буквы Л или Р: МИ- / МИ- / -АК / -АК / МАКА- / МАКА- / -УКА / -УКА / МУКОМО- / МУХОМО- / -ОЖКИ- / -ОЖКИ;
•слоговые домики из одного, двух, трех слогов;
•картонные заготовки
(515 см) для каждого ребенка, фломастеры;
•катушка желтых ниток.
4. Названия предметов и картинок, слова для звукобуквенного анализа и тексты для чтения, предполагаемые ответы детей, насыщенные звуками [р], [р’], [л], [л’].
* * *
Педагог предлагает детям осмотреться вокруг. Приготовлений для игры не видно, только что-то лежит на ковре. Все подходят к этому предмету.
Педагог. Что это?
Дети. Это торба.
Педагог. Путники складывают в нее все, что пригодится им в дороге. А нам, скорее всего, предстоит дальний путь, так как поблизости мы ничего не обнаружили. Заглянем в торбу. Возможно, там лежит ответ на вопрос, куда нам идти (достает из торбы вещи, называет их). Что подсказывают нам эти вещи?
Дети отвечают.
С кем связаны одеяло, вешалка, лекарство вам помогут узнать загадки.
Бродят за горой гора,
Не волнует их жара.
В тишине раздался хруст -
И из чащи вышел куст.
А на ветках у куста
Ни иголки, ни листа!
Отгадки прячутся в картинках (достает из торбы пунк-тирное изображение верблюда и оленя).
Дети отгадывают загадки и показывают соответствующих животных.
Теперь разберемся, что из чего сделано. Эти варежки связаны из шерсти верблюда. Значит, чьи они?
Дети. Верблюжьи.
Педагог. Лекарство изготовлено из рогов оленя. Чье оно?
Дети. Оленье.
По аналогии определяются отношения между животными и оставшимися предметами и составляются относительные прилагательные: верблюжье одеяло, оленья вешалка, оленьи бурки.
Педагог. Поняли, к кому в гости мы отправимся?
Дети отвечают.
Но в стране Говорунии ни одно путешествие не может обойтись без звуковых человечков. А вот и они. Притаились в торбе и помалкивают. Догадайтесь, как их зовут, если два братца усеЛись в седЛо верблюда, а два других пРимостились на Ртах оленя.
Педагог утрирует произношение звуков [л], [л’], [р], [р’] и располагает звуковых человечков Л и Л’ на седле, а Р и Р’ - в нартах. Дети называют их имена и дают краткую сравнительную характеристику этих четырех звуков по обобщенной схеме, которую педагог достает из торбы.
Звуковым человечкам надо взять в дорогу эти вещи. Вам придется разложить их по-новому. Что могут навьючить на седло звуки [л] и [л’], а что могут сложить в нарты звуки [р] и [р’]?
Дети распределяют вещи по наличию в них звуков [л], [л’] и, [р], [р’]. ЛекаРство подойдет и к той, и к другой группе.
Осталось догадаться, куда идти.
Дети отвечают.
Верблюды живут в жарком климате - на юге, олени в холодном - на севере. Как определить, где находится север, а где - юг?
Дети отвечают.
Посмотрите-ка, что еще лежало в торбе (достает компас и два клубка шерсти). Компас укажет нам точное направление, а клубочки помогут пометить дорогу - совсем, как в сказке.
Педагог учит детей пользоваться компасом. Предлагает пойти сначала на юг, чтобы хорошенько согреться. Все вместе определяют южное направление и бросают в ту сторону клубочек, оставив один конец нитки возле торбы. Предварительно выясняется, какого цвета клубок должен катиться на юг (желтый). Двигаться по нити нужно друг за другом, ровно, не оступаясь и удерживая равновесие.
На юге группы
Педагог. Посмотрите на желтое полотно и ответьте, что это такое. Кругом один песок. Наверное, мы попали… Куда?
Дети. В пустыню.
Педагог. Но верблюдов не видно. Присаживайтесь, отдыхайте и попытайтесь соорудить верблюжьи горбы. Возможно, тогда и их хозяева объявятся. Но у нас под руками кроме этих букв и слов ничего нет (показывает буквы Л, Р и деформированные слова). Придется делать горбы из них. Посмотрите: здесь есть короткие и длинные слова. Кто догадался, как нужно их расположить, чтобы получились две горки?
Дети отвечают.
Давайте поставим в центре одной горки высокую букву Л, в центре другой - высокую букву Р. Какие таблички со словами можно положить вверху, в самой узкой части этих гор, да так, чтобы Л и Р оказались на месте потерянных букв?
Дети подбирают разные варианты, пока у них не получатся коротенькие слова МИЛ - ЛАК, МИР - РАК.
Аналогичным образом заполним серединки и основания построек средними и длинными словами. Должны образоваться две словесные «горки», похожие на горбы.
МИ АК
МАКА УКА
МУКОМО ОЖКИ
Прочитаем вновь образованные слова парами (МИЛ - МИР, МАКАЛ - МАКАР …) и определим, какими звуками они отличаются. Пока караван верблюдов еще не пришел, построим песочную горку из слоговых домиков.
Рядом со словесными «горбиками» дети строят горку из домов-слов, соответственно выкладывая вверху дом с одним слогом, в середине - с двумя, внизу - с тремя. Необходимо доказать это соответствие: в словах МИЛ, МИР, ЛАК, РАК один слог, так как один гласный звук [и], [и], [а], [а].
Педагог. Как называется песочный холмик в пустыне?
Дети. Бархан.
Педагог. Бархан есть, горбы есть. Чего же еще не хватает верблюдам, чтобы прийти сюда? Может, изобразить то, что они едят?
Дети. Колючки, кактусы.
Пока дети превращаются в растения пустыни (театр пластики), педагог убирает желтое покрывало.
Для составления рассказа педагог предлагает рассмотреть и обсудить картинку, а на картонных заготовках нарисовать памятки о верблюде: песок (желтые точки), верблюд (складывается из геометрических фигурок), колючки, варежки, одеяло, корзинка. Примерный план рассказа: место обитания, внешний вид, питание, польза.
Педагог. Дети, по этим памяткам вы легко сможете рассказать о путешествии по пустыне. Чтобы еще лучше запомнить образ верблюда, можно выложить контур его тела с помощью путеводного клубочка (располагает картинку на полу и из оставшихся в клубке ниток выкладывает контур верблюда по изображению на картинке).
Дети повторяют его движения «воздушным карандашом» (указательным пальцем).
Когда наше путешествие закончится, вы выложите на столах такие же верблюжьи контуры, только маленькие. Тогда большому ниточному верблюду не будет скучно, ведь у него появятся…
Дети. Верблюжата.
Педагог. Когда верблюдов станет много, это будет целый…
Дети. Караван.
Педагог дает каждому ребенку желтую нитку, которую они повязывают на руку. По шерстяной нитке-метке, удерживая равновесие, все возвращаются к торбе.
Куда отправимся теперь?
Дети. На север.
Педагог. Торба поможет выбрать тех, кто будет определять путь по компасу и кидать белый клубочек. Послушайте о ней считалочку.
Скатилась / торба / с вер-блюжьего / горба.
В этой / торбе / была / пшеница.
С кем / ты / хочешь / поделиться?
Выходи / поскорей / - не задерживай / добрых / людей.
Педагог повторяет считалку 2 раза для выбора двух направляющих, отсчитывает игроков в заданном ритме. Те, на кого показывает, должны делать приседания-пружинки. Следит за произношением звуков [р], [р’], [л], [л’]. По компасу и клубочку находят север.
На севере группы
Педагог. И здесь, как и на юге, никого нет. Это тоже…
Дети. Пустыня.
Педагог. Но кругом один снег (показывает на белое покрывало). В зимнее время на севере не бывает дня. Солнышко совсем не показывается на небе, поэтому без конца длится полярная ночь. Чтобы осветить эту бескрайнюю, укутанную белым покрывалом, снежную пустыню, нужно северное сияние. Давайте составим его из этих разноцветных слов.
Дети подбирают карточки одного цвета, читают слова парами, объясняют их смысл, называют звуковые отличия и выкладывают радужный спектр: оранжевый ряд, под ним - желтый, зеленый, голубой и сиреневый.
Вот и заиграло в небе северное сияние. Только оленей все равно не видно. Давайте пока разберемся, как лучше всего передвигаться в северных краях - пешком, на нартах, самолетом, вертолетом? На чем медленнее, а на чем - быстрее? Как хорошо, а как - лучше? Как удобнее, а как - полезнее?
Пролетите кружочек на самолетах или вертолетах над снежными равнинами. Может, увидите стадо оленей?
Дети превращаются в самолеты и вертолеты (театр ритмопластики), а педагог убирает белое покрывало.
Для составления рассказа предлагается рассмотреть и обсудить картинку, составить памятки об олене (схематичные рисунки): снег (сугроб), олень (из геометрических фигурок), мох, бурки, варежки, шубка, нарты. План рассказа: место обитания, внешний вид, питание, польза.
Педагог. А теперь выложим ниточного оленя (раздает белые нитки, которые надо повязать на руках).
Что вы сделаете с этими белыми нитками?
Дети отвечают.
По белой шерстяной нитке все возвращаются к торбе, складывают в нее вещи, на столы выкладывают контуры маленьких оленей и вер-блюдов из белых и желтых ниток и отправляются на прогулку находить с помощью компаса стороны света.
После занятий рекомендуется:
1. Провести конкурс ниточных (веревочных, тесемочных) верблюдов и оленей. На картон или на ткань приклеить контур животного, смазать его клеем и укладывать на него веревку, направляя ее по все уменьшающемуся контуру, пока не заполнится вся фигурка. В процессе работы проговаривать название животных, обращаясь к ним по-разному - верблюд, верблюдик, верблюдушка, верблюжонок…
2. Определив север и юг группового участка, слепить на них снежные фигурки оленя и верблюда. Провести минутку фантазии, вообразив что север и юг поменялись климатом. Поразмышлять над тем, как живется снежному верблюду на «морозном» юге. Представить, как будет жить олень, построенный летом из песка, на теплом, солнечном севере. Что тогда случится с их обитателями? Как им можно будет помочь?
3. Организовать путешествие по сказкам и рассказам в поисках оленей, верблюдов и слов со звуками [р] и [л] («Доктор Айболит», «Снежная королева», «Серебряное копытце»).


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 1 к статье “ Воспитание фонетико-фонематического восприятия (биоадекватные технологии учебно-методического комплекса «Речецветик»)


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Интересное, замечательное занятие, интересные приёмы, спасибо.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск