«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы

30 ноября, 2007 Рубрика: Дошкольная логопедическая служба, Презентация опыта Линчук Л.А.

Линчук Л.А., учитель-логопед Центра психолого-медико-социального сопровождения № 5 «Сознание», г. Красноярск
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого мы решили связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.
Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Основные направления
логопедической работы
в театрально-игровой
деятельности
•Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
•Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
•Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка (см. таблицу).
В соответствии с основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности нами были разработаны логопедические занятия с элементами театра «Клоун Кудряшкин Улыбкин» (звуки [к], [к'], лексическая тема «Цирк»); «Пират на необитаемом острове» (дифференциация звуков [ш], [ж]), лексическая тема «Весна»); «Крокодил Гена идет в армию» (дифференциация звуков [г], [к], лексическая тема «Защитники Отечества»); «Снегурочкина школа» (дифференциация звуков [з], [с], лексическая тема «Зима»); «Веснянка» (дифференциация звуков [в], [в'], лексическая тема «Весна»); «Лисья школа» (дифференциация звуков [л], [л'], лексическая тема «Дикие животные»).
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Логопед. Дети, послушайте слова и догадайтесь, какие звуки нас сейчас интересуют: жаворонок, кукушка.
Дети. Мы будем учиться различать звуки [ш], [ж].
Логопед. Ш – чтоб звук красивым вышел, шире язычок и выше.
Дети делают язык «чашечкой», подняв бока.
К верхним мы прижмем зубам, чтобы ветерок бежал,
Дети выполняют.
Чтобы Ш, как шелк шуршал.
Ш – шипенье, шум, шептание.
Ж как Ш мы произносим,
Только в гости голос просим.
Ж как жук большой гудит.

Какая разница в артикуляции звуков [ш], [ж]?
Дети. На звук [ш] не работает голосовой моторчик, а на звук [ж] работает.
Логопед. Руку положи, все о звуке расскажи.
Дети. Звук [ш] согласный, глухой, твердый. (Показывают схемы пальцами, которые нарисованы на ладошке.)
Звучит веселая музыка.
Логопед. В путешествие на необитаемый остров вас приглашает пират в свою школу.
Дети под музыку идут кругом, держась за красную ленточку.
Вот вы и на острове.
Пират. Сколько гостей! Сколько друзей! Здравствуйте! Сегодня вы будете учиться в моей школе. Скажите, звук [ш] – чья песенка?
Дети. Песенка гуся. (Показывают рукой.)
Пират. А звук [ж] чья песенка?
Дети. Песенка жука. (Имитируют руками полет жука.)
Пират. Закройте глаза, слушайте и показывайте руками: ж, ш, ж, ш, ш, жа, ша, ша, жу, жа, ша, жу, шу, жа.
Дидактическая игра
«Покажите образ звука»
Логопед. Посмотрите картинки-символы. Кто это?
Дети. Гусь, жук.
Логопед. Чьи это песенки?
Дети отвечают.
Будем учиться различать эти звуки в словах. Покажите образ звуков [ш], [ж].
Дети поднимают картинки-символы со словами: жаворонок, журавли, шапка, Женя, Маша, журчат, грачи.
Каких птиц я назвала? Какое лишнее слово в ряду: жаворонки, журавли, грачи?
Дети. Грачи.
Упражнение «Повторялка»
жа – жа – ша
жа – ша – жа
ша – жа – жа
ша – ша – жа

Логопед. Повторяйте только слова со звуком [ж].
Жаба – шапки.
Ежата – мышата.
Пушок – лужок.
Петушок – дружок.
Дети выполняют.
Закрепление в проговаривании звуков [ш], [ж] в словах и во фразах.
Дидактическая игра
«Сундучок»
Логопед. В сундучке картинки, в названии которых слышатся песенка ветра, шипение гуся, жужжание пчелы. Нужно подойти, закрыть глаза, достать картинку и назвать.
Дети выполняют.
Упражнение «Карусель»
Логопед. Назовите все картинки по кругу четко, быстро, каждое слово 3 раза, назовите картинки только со звуком [ш].
Дети выполняют.
Развитие логического мышления и закрепление звуков [ш], [ж] во фразах.
Вносится картинка-загадка «Ромашки».
Логопед. Дети, отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички.
Рассматривая картину, дети размышляют над ней приблизительно так: в загадке говорится, что сестрички стоят в поле. Значит, речь идет о растении. Какие же у него цветы? Желтый глазок – это желтая серединка, а белые реснички – белые лепестки. Это ромашки.
Посмотрите опять на картинку. Кто водит хоровод? Где? Какие веночки у девочек? Как они одеты? С кем сравниваются ромашки в загадке?
Дети. С девочками-сестричками, потому что ромашки, как сестрички, похожи друг на друга.
Логопед. Какими словами загадка «рисует» ромашку?
Дети. Желтый глазок, белые реснички.
Логопед. Нравится ли вам, как описаны ромашки в загадке, как изобразил их художник?
Дети отвечают.
Звуковой анализ слов со звуками [ш], [ж] (нахождение звуков
в начале и середине слов)
На столе у каждого карточки со схематичным изображением птички.
Логопед. Нужно найти в словах звуки [ш] или [ж]. Если в начале слова – синий кружок нужно положить на головку птички, в середине – на перышки. В словах «ромашки», «ракушки» какой последний звук вам слышится?
Дети. В слове «ромашки» последний звук [и], в слове ракушка – [а].
Логопед. Какие это звуки?
Дети. Это гласные звуки.
Дифференциация звуков [ш], [ж] в предложениях
Чтение стихотворений:

Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.

Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.

Логопед. Дети, давайте вспомним скороговорки со звуками [ш], [ж] и выберем соответствующую картинку.
Дети выполняют.
Релаксация «Сугроб» (на весенних ковриках)
Логопед читает, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Логопед
Сугроб уже ссутулился
От солнечных лучей,
И побежал по улице
Играющий ручей.

И превратился в большую лужу.
Дети сидят на ковриках, скрестив ноги.
Дидактическая игра
«Почемучка»
Пират. Почему весной тает снег?
Дети. Потому что становится тепло.
Пират. Почему становится тепло? Почему бегут ручьи? Почему прилетают птицы?
Дети отвечают.
Звучит весенняя радостная мелодия, желательно с птичьими голосами. Дети рассматривают свои книжки-малышки и называют перелетных птиц. На доске появляется картинка весны в виде молодой девушки.
Пират. Весна Мартовна, весна Апрелевна, весна Маевна приглашают вас снова на занятие.
Обучение грамоте.
Демонстрация букв
Пират. Буквы – это фотографии наших звуков.
Дети рисуют в контейнерах с песком палочками буквы ш, ж. Затем выкладывают букву ш из ракушек, а букву ж из волшебных семян фасоли.
На доску вывешивается таблица с правилом ши – жи пиши с буквой и.
Ши-жи-жи-ши – наши буквы хороши,
На десятом этаже жили буквы ш и ж.
То грустили, то смеялись И квартирами менялись.
Дети самостоятельно составляют слова «уши» – «ужи» и проговаривают правило.
Сюрпризный момент
На столе появляется игрушка матрешка.
Пират. Как играют с матрешкой?
Дети. Раскрывают, собирают.
Пират. Посмотрите на доску.
На доске появляется рисунок матрешки с кармашком.
Пират. Есть слова матрешки, когда одно слово живет в другом. (Вынимает из кармана матрешки картинку, на которой изображена машина.)
Пират. Если слог ма убрать, какое слово получится?
Дети. Шина.
Дети составляют слово самостоятельно и вспоминают правило русского языка.
Итог занятия
Пират. Дети, вам пора возвращаться, уплывать с моего острова. До свидания. (Уходит.)
Звучит музыка, дети берут ленту, двигаются в такт музыки.
Логопед. Какие звуки вы учились различать?
Дети. Согласные звуки [ш], [ж].
Логопед. Какое правило узнали в школе пирата?
Дети отвечают.
Пират подарил мне жемчужные бусы, а вам груши. (Раздает груши.)
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Артемова. Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
2. Выгодская И.Г., Берков-ская Н.В. Звукоград. Буквоград. Златоустье. М., 1999.
3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М., 1984.
4. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006.
6. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1991.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск