Ванюхина Г.А., канд. пед. наук, преподаватель ИСО УрГПУ, г. Екатеринбург
Интегрированное занятие по развитию связной речи детей проходит в виде единой сюжетной игры по любой теме: «Погода», «Природа», «Птицы и звери зимой» и т.д. Подобная игра может быть проведена на основе:
- занятий по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, развитию речи лексико-грамматической и фразовой направленности, подготовки к обучению грамоте, рисованию;
- специально организованной и свободной деятельности детей во время прогулки и после нее, математических и физкультминуток, работы кружка «Изобразительных способностей» (нетрадиционное рисование), коммуникативно-методических встреч с родителями «Игротека общения».
Такую познавательно-речевую коррекционно-развивающую игру можно проводить в течение одного дня или целой тематической недели - в соответствии с индивидуальными потребностями детей, общего фона развития группы и возможностями организации.
Для осознания сути этой биоадекватной технологии обучения рассказу автор предлагает педагогам, ознакомившись с конспектом такого занятия, самостоятельно определить воспитательные, образовательные и коррекционно-развивающие цели.
Жизнь зимнего леса
ОБОРУДОВАНИЕ
По группе в виде лабиринта разложены на полу маленькие бумажные прямоугольники (следы потерянной картины). Возле каждого из них находятся определенные предметы, которые используются последовательно.
1. Искусственная елка, убранная ватой и нитками дождя в виде спиралевидной цепочки. Под елкой на прямоугольном листочке нарисована цифра «1» в виде следов от заячьих лап.
2. Сделанная из скрученной бумаги и сухих веток береза, убранная белоснежной бумажной бахромой и серебристой мишурой. Под березой - цифра «2» в виде лисьих следов.
3. Поставленные в два ряда стульчики и один стул - напро тив (для педагога). Перед стульями - цифра «3» в виде лосиных следов. За стульями находятся:
- Копилка новых слов (обклеенная разнообразными картинками коробка, в которой могут лежать рисунки, напечатанные слова или задания на «словесную энергию»: произнести слово в Копилку громко или тихо, прошептать слово на ладошку и бросить его в Копилку и т.д.);
- книга со стихами Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…» с вложенными в нее словами НЕМОЙ, ПУТАН, КОЛДОВАН, КОВАН, тремя буквами О, звуковой девочкой А, Деревом родных слов, коричневой и зелеными фишками-полосками (первая - с листком дуба, вторая - с желудем).
4. Ковер с лежащей на нем цифрой «4» в виде следов прыгающих птиц; табличками с фразами тихий лес, лес, как в сказке, лес покрыт снегом, двумя картинками (голый и заснеженный лес), знаком «приблизительно».
5. Две скамейки с лежащей на них цифрой «5» в виде человече-
ских следов; стульчик для педагога, рядом с которым находятся:
- зимняя указка (обмотанная серебристой мишурой);
- розовая, желтая и голубая полоски-фишки;
- на низком мольберте - сюжетная картина «Зимний лес» (за-
снеженный лес с березами и елками, 2-3 птицы, 3 диких зверя);
- картина закрыта белым листом бумаги с прорезями (в треугольной виден лось, в прямоугольной - лиса, в большой круглой - заяц, в двух маленьких круглых - снегирь);
- на картину накинут белый пуховой платок;
- за картиной лежат 4 бумажные подзорные трубы (прямоугольная, треугольная и круглые).
6. В определенном месте спрятана белая коробка, в которой находятся:
- бумажная палитра с зеленым, пестрым (черный с белым), белым, оранжевым, коричневым и красным кружочками (имитация красок);
- прозрачная пластмассовая коробочка с деревянными зубочистками или спичками, заточенными с одного конца (без серы);
- белые листы бумаги с прикрепленными синими копирками;
- картинки-схемы «снежинка» и «закрытые глаза».
ПОДГОТОВКА
В преддверии игры в ясный зимний день можно организовать прогулку в лес, в парк или по территории детского сада при наличии там берез и елок. Деревья должны быть заснеженными, похожими на описание березы и елки из стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…». Следует обратить внимание детей на особенности следов на снегу - птичьих (прыгающие и шагающие птицы), звериных, человечьих. Прогулку можно заменить моделированием аналогичного сюжета в группе или музыкальном зале.
* * *
I. Наполнение будущего рассказа неречевым и речевым содержанием
В первой части занятия происходит:
- «проживание» сюжета с акцентом внимания на последовательности доминирующих сенсорных образов как потенциальных пунктов плана;
- обговаривание событий с помощью комментирующей речи педагога, смешанных диалогов, эгоцентричной речи.
В группе
Дети подходят к дверям группы.
Воспитатель. Сегодня мы собирались отправиться на поиски заколдованной картины. В волшебном свитке было написано, что путь нам укажут…
Дети. Следы.
Воспитатель. Но где же они?
Дети высказывают свои предположения.
А это что за листочки? Белые, прямоугольные - что они напоминают?
Дети. Маленькие картинки.
Воспитатель. Наверное, это и есть следы ног нашей пропажи.
Дети по следам заходят в группу. Оглядевшись вокруг, определяют, куда они попали.
Мы ищем заколдованную картину. Значит, нам самим надо стать кем?
Дети. Колдунами.
Воспитатель. Значит, что надо сделать с нашей группой?
Дети. Заколдовать.
Воспитатель. Посмотрите, здесь уже есть елочка и березка. Поэтому, во что легче всего превратить группу?
Дети. В лес.
Воспитатель. Что ж, колдуйте… Вон там, вдалеке, не скамейки, а что?
Дети. Бревна, поваленные деревья.
Воспитатель. А там не стулья, а что?
Дети. Пеньки.
Воспитатель. Это не ковер, а что?
Дети. Поляна.
Воспитатель. Что мы сделали с лесом?
Дети. Околдовали его.
Воспитатель. Как по-другому называют колдунов, если они чарами действуют?
Дети. Чародеи.
Воспитатель помогает детям объединить два слова в одно с помощью игры «Ладошки-хлопки». На развернутую левую ладошку дети бросают (проговаривают) слово чары, на правую - действуют и соединяют их хлопком в слово чародеи, одновременно произнося его.
Воспитатель. Что делают чародеи с тем, что их окружает?
Дети. Очаровывают.
Воспитатель. А как вы-
глядит наш лес? Какой он?
Дети. Очарованный.
Воспитатель. Какое время года его очаровало?
Дети. Зима.
Воспитатель. Значит, кто зима?
Дети. Чародейка.
Воспитатель. Теперь понятно, что заколдованная картина должна быть где-то здесь, в этом лесу, околдованном чародейкою-зимой. Пойдем по следам - посмотрим, куда они нас приведут. (Предупреждает детей, что в незнакомом лесу надо двигаться друг за другом, ступая след в след, иначе можно сбиться с пути.)
Вокруг елки
Подойдя к елочке, все садятся во-
круг нее на корточки и находят под ней опознавательный знак - цифру «1», протоптанную заячьими следами.
Воспитатель. Кто здесь недавно сидел?
Дети. Заяц.
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети. По следам.
Воспитатель. Чьи это следы?
Дети. Заячьи.
Воспитатель. Какую цифру он протоптал?
Дети. Цифру «один».
Воспитатель. Значит, какая это по счету подсказка?
Дети. Первая.
Воспитатель просит детей рассмотреть елочку, потрогать ее колючие ветки, провести руками от верхушки к нижним ветвям, проследив за образованием конусообразной формы дерева. Обращает внимание на снег из ваты, на спиралевидный путь дождика, сковавшего елку серебристой цепью. Подводит детей к образованию и запоминанию слов и выражений путем изображения их жестами, повторов друг другу на ушко, бросания на ладошку и перекладывания на другую.
Елка похожа на девочку в зеленой юбочке. Она держит на колючих лапах пушистый снежок. Снег, как шапка из ваты. Елка окована серебристой цепью. Ее оковал мороз-кузнец.
Воспитатель. Пойдем дальше. Снега становится все больше. Поднимайте колени повыше, ведь по глубоким сугробам пробираться очень трудно.
Дети имитируют хождение по глубоким сугробам.
Возле березки
Воспитатель. Догадайтесь, кто оставил здесь опознавательный знак?
Дети. Это лиса и следы лисьи.
Воспитатель. Назовите цифру и порядковый номер подсказки.
Дети. Цифра «два», подсказка вторая.
Стоя, дети рассматривают березку. Образовывают в игре «Ладошки-хлопки» слова белоствольная, длиннокосая.
Воспитатель. Давайте выясним, что ищет березка под снегом, когда проказник-ветер треплет ее косы.
Дети. Она ищет золотистую листву.
Проводится физкультминутка. Дети, склонившись, имитируют качающиеся на ветру березовые ветви.
Воспитатель. На что похожи эти лохматые кисти?
Дети высказывают свои предположения.
Вспомните, как называл их Сергей Есенин.
Дети. Бахрома.
Воспитатель. И снежная бахрома на березовых ветвях висит, и пуховые ниточки их обвили, посмотришь издалека - вся березка снегом… Продолжите.
Дети. Опутана.
Воспитатель предлагает детям сесть на бревно-скамью (лицом к березе, спиной к мольберту с картиной) и прислушаться к тишине зимнего леса.
Воспитатель. Почему о зимнем лесе говорят, что он не живой, не мертвый?
Дети. Он спит, убаюканный шепотом снега. Шелест ветвей едва-едва слышен. Молчалив зимний лес.
Воспитатель. Но в лесу не всегда бывает так тихо. Например, сейчас подул сильный ветер. И все загудело, заговорило, за-
охало. Как мы будем пробираться дальше?
Дети высказывают свои предположения.
Я предлагаю встать к ветру спиной, чтобы не обжигало лицо, и идти по следам пропавшей картины задом наперед.
На стульях
Воспитатель. Ветер утих. Куда же мы вышли? Куда мы попали, если здесь одни пеньки торчат?
Дети высказывают свои предположения.
В этом месте лес, словно просекли посередине. Что это?
Дети. Просека.
Воспитатель. Садитесь на пеньки. Чтобы хорошенько запомнить слово просека, «вырастим» его, как выращивают новые деревья взамен старым.
Дети садятся на стулья, ставят руки на локти и сжимают кулачки. Затем поднимают по порядку по одному пальцу (синхронно - правой и левой руки), проговаривая при этом слово просека. Следует обратить внимание на цифру «3», лежащую на просеке. Над ней работают аналогично двум первым цифрам (лось - лосиные следы, «3» - третья подсказка).
Когда огромный лось проходит по лесу, после него тоже остается просека - коридор из сломанных кустов, молодых берез и елочек. Но нашу просеку прорубили лесорубы. А что потом из спиленных деревьев было сделано?
Дети. Дома, мебель, бумага, книги и т.д.
Воспитатель. Где-то здесь лесорубы должны были оставить для нас Копилку новых слов.
Дети оглядываются и указывают на Копилку.
Где она лежит?
Дети. За пнями.
Воспитатель. Откуда ее нужно взять?
Дети. Из-за пней.
Воспитатель. Там еще что-то есть.
Дети. Книга.
Воспитатель. Откуда возь-мем книгу?
Дети. Из-за пня.
Воспитатель (берет Копилку и книгу из-за стульчиков детей и кладет их возле своего стула). Что должно быть в Копилке новых слов?
Дети. Слова.
Воспитатель. Ой! А почему здесь пусто?
Дети. Это Копилка слов, а не предметов. Слова мы только слышим и произносим.
Воспитатель. А что в книге?
Дети. Тоже слова.
Воспитатель. Почему мы их увидели?
Дети. Они написаны.
Воспитатель. Но здесь есть сломанные слова. Давайте их соберем.
Дети (читают слова, написанные на карточках). Путан, кован, колдован.
Затем дети подставляют к каждому из них букву О и снова читают. Воспитатель просит детей прошептать эти слова, обращает внимание на то, какой первый звук в них слышится - звук [а], и рядом с буквой О кладет звуковую девочку А. Потом над данными словами нужно положить Дерево родных слов, коричневую и зеленую фишки, а над буквой О (перед коричневой фишкой) - вторую зеленую фишку.
О КОВ АН
О КОЛД ОВАН
О ПУТ АН
Воспитатель. Малюсенькая буква О изменила большие слова. Был просто кован, а стал со всех сторон что?
Дети. Окован.
По аналогии дети истолковывают смысловые оттенки двух других слов.
Воспитатель. Как называется такая буква, приставленная к корешку слова?
Дети. Приставка.
Воспитатель просит детей прочитать слово немой. Истолковать его с помощью жестов (приложить палец к губам) и синонимов молчаливый, тихий. Сравнить его со словосочетанием не мой (показать на себя пальцем и покачать головой - твой, его, а не мой).
Воспитатель. Где-то мы уже слышали все эти слова. Где же?
Дети. Возле елочки и березки в начале пути.
Дети должны вспомнить сочетания этих слов с другими, а слово немой соотнести с выражением не мертвый, не живой.
Воспитатель. Давайте сложим эти слова в Копилку. Как это можно сделать?
Дети высказывают свои предположения.
Они легкие, воздушные - даже написаны снежинками. Прошепчите их на свои ладошки и сдуйте - они сами прилетят в Копилку и улягутся там, словно снежок. Повторите, какие слова есть в Копилке.
Дети выполняют задание. Затем Копилка новых слов закрывается. Дети берут с собой таблички со словами, книгу и отправляются по лабиринту дальше - на лесную полянку. Двигаются приставным шагом: три шага прямо - с правой ноги, три - с левой.
На ковре
Дети находят четвертый опознавательный знак. Работают над ним аналогично предыдущим («4» - птичьи следы, четвертая подсказка). Особое внимание следует обратить на то, что следы оставила прыгающая, а не шагающая птица. Доказать это. Назвать несколько зимующих прыгающих и шагающих птиц. Предложить детям отдохнуть на полянке.
Воспитатель. Посидим на полянке и поглядим на лес со стороны. Какой он?
Дети высказывают свои предположения.
Зиме-чародейке тоже нравится, как она лес принарядила и успокоила. Она об этом даже записки нам написала и на сугробах оставила. Прочитайте ее послание.
Дети (читают фразы). Тихий лес. Лес, как в сказке. Лес покрыт снегом.
Затем дети соотносят фразы со словами немой, околдован, опутан, окован. Необходимо положить близкие по значению слова и фразы друг против друга, соединив их знаком «приблизительно».
Воспитатель. О зимнем лесе говорят не только словами. О нем слагают стихи и пишут музыку. Ложитесь на снежную полянку и слушайте.
Звучит музыкальный фрагмент из классической фонотеки в соответствии с программным содержанием. На его фоне можно прочитать стихи Ф. Тютчева «Чародейкою зимою…». Знакомые по предшествующей словарной работе образы стихотворения легко воспринимаются и запоминаются детьми. Далее детям предлагается из двух зимних пейзажей на сюжетных картинках выбрать тот, который подходит к стихотворению, и обосновать свой выбор, используя стихотворные строки или словосочетания.
На скамье
Для дальнейшего продвижения дети прыгают по следам лабиринта, как птички. Затем все садятся спиной к березе, лицом к мольберту и работают с цифрой «5» (человечьи следы, пятая подсказка).
Воспитатель (показывает на пуховой платок, приподнимая его). Что занесено мягким, пушистым снегом?
Дети догадываются, что там картина. Воспитатель должен вызвать детей на спор о том, что картина не занесена снегом, а закрыта платком.
Пуховой платок и снег похожи. Значит, когда на землю ложится снег, можно сказать, что ее словно укрыли мягким пуховым платком.
Пока воспитатель снимает платок с картины, дети помогают освобождать ее от снега, имитируя руками разгребание сугробов.
Всю ночь бушевала вьюга и намела глубокие пышные сугробы. Зима постаралась спрятать под снегом все, что было в лесу. Несмотря на ее проказы, среди сугробов на картине можно кого-то разглядеть.
По просьбе воспитателя дети называют сначала зверей, а затем птиц (упражнение на классификацию), которых видят в прорезях на картине, за-
крытой белым листом бумаги.
Каким образом можно хорошенько разглядеть птиц и зверей и не спугнуть их - находиться далеко, а видеть близко?
Дети. В подзорные трубы, бинокли и т.д.
Воспитатель. Для каждого из героев картины есть своя зимняя подзорная труба. Догадайтесь, кого в какую трубу нужно рассматривать? Формы труб аналогичны формам прорезей на картине. Значит, чьи это трубы?
Дети. Для лисы - лисья, для зайца - заячья и т.д.
Ребенок, который правильно образовал притяжательное прилагательное, описывает соответствующее животное, глядя в нужную подзорную трубу. Остальные дети тем временем делают собственные (аналогичные по форме) подзорные трубы с помощью пальцев и кистей рук (большой круг, прямоугольник, треугольник, два маленьких круга) и наблюдают в них, насколько точно идет описание животных. В результате четверо детей составляют рассказы обо всех лесных жителях картины. Зимней указкой педагог подсказывает, на какую часть тела или определенное свойство животных нужно обратить внимание. Наводящими вопросами он помогает детям сравнить животное с каким-либо предметом: заяц - как снежный комочек; лиса пробежала - словно огонек сверкнул; лось - гора с деревом на вершине; красногрудые снегири - будто румяные яблочки и т.д.
Радуясь освобождению зверей и птиц из снежных сугробов, дети прыгают перед бревном, за ним, перепрыгивают через него, проходят по нему.
II. Собирание рассказа
Во второй части занятия происходит:
- проживание сюжета с опорой на сигнальный предметно-схематичный план по следам доминирующих воспоминаний;
- одновременное оречевление возникающих образов в виде пассивно-активного монолога посредством совместного с педагогом составления образца рассказа в беседе, полусопряженной, отраженной речи детей.
Возле мольберта
Картина открывается. Для знакомства с ней отводится 1-2 мин. Здесь все незнакомо и знакомо. Предметы, аналогичные рисункам на картине, дети уже исследовали и обговаривали (заснеженный лес, березка, елочка, звери, птицы). Остается собрать отдельные кусочки знаний в общий рассказ с помощью наглядного плана.
Воспитатель. Рассказать о картине поможет лесная тайна. Я дам ориентиры для ее поисков каждому из вас. Например, три раза хлопнуть, два раза топнуть, четыре раза через левое плечо повернуться, пойти направо, дойти до чего-то, искать между чем-то.
Ребенок приносит коробку. Дети работают с цифрой «5» (человеческие следы, пять - пятая подсказка).
Следы человека напоминают о том, что пришла пора рассказать о картине. Сначала я вынимаю из коробки зимнюю палитру. Оказывается, зимой можно встретить не только белую, но и разноцветные краски! Необходимо соотнести цвет символов с раскраской предметов на картине: зеленая краска - елка, пестрая - береза, белая - заяц, оранжевая - лиса, коричневая - лось, красная - снегири. Порядок расположения красок - это план рассказа. Теперь нам остается «раскрасить» картину словами.
Глядя на палитру, дети воспроизводят составленные ранее мини-рассказы. Такая задача ставится перед теми, кто еще не описывал деревья, зверей и птиц, а только наблюдал за ними в подзорные трубы и слушал чужие рассказы. Воспитатель обобщает свободные высказывания детей образцовыми фразами из заранее составленного им рассказа для усвоения речевых стандартов.
Теперь необходимо вспомнить, что у всякого рассказа есть начало, середина и конец. (Показывает розовую, желтую и голубую полоски-фишки и располагает их под картиной.) Сам рассказ (его серединку) мы только что «собрали». (Прикрепляет палитру к желтой фишке.) Теперь вспомните, с чего все начиналось. (Показывает на короткую розовую фишку - начало рассказа.) Давайте вспомним начало путешествия и расскажем двумя-тремя предложениями о приходе зимы и о том, как снег покрыл пуховым платком всю землю. К розовой фишке нужно прикрепить схематичную картинку снежинки. (Показывает на короткую голубую фишку и прикрепляет к ней схематичную картинку за-
крытых глаз.) Чем мы закончим наш рассказ?
Дети высказывают свои предположения.
(Обобщает детские высказывания.) Стоит зимний лес - не живой, не мертвый. Казалось бы, дремлет, но жизнь в нем продолжается! И каждый занят своим делом, каждый к весне сил набирается.
Дети «надевают лыжи», проходят весь путь по лабиринту (визуальное и кинетико-кинестетическое закрепление плана рассказа) и, 3 раза обойдя вокруг картины, снова садятся возле мольберта. Рассказ собирается вместе с педагогом в форме полусопряженной речи (педагог начинает высказывание, дети заканчивают его) с опорой на наглядный план.
Наступила кто?
Дети. Чародейка-зима.
Воспитатель. Выпал кто?
Дети. Белый пушистый снег.
Воспитатель. И покрыл всю землю чем?
Дети. Пуховым платком.
Воспитатель. Красуется елочка, словно…
Дети. Девочка в зеленой юбочке.
Воспитатель. На макушку надела…
Дети. Шапку из ваты.
Воспитатель. А ее хвойные лапы мороз…
Дети. Сковал серебристой цепью.
Воспитатель. Березка какая?
Дети. Белоствольная, длиннокосая.
Воспитатель. Убрана…
Дети. Резной бахромой.
Воспитатель. Кажется, что…
Дети. Снежными нитями опутана.
Воспитатель. Сидит под кустом заяц - …
Дети. Белый комочек.
Воспитатель. И дрожит. Наверное, увидел, как вдалеке пробежала лиса, будто…
Дети. Огонек сверкнул.
Воспитатель. А вот стоит…
Дети. Гора с деревом на вершине.
Воспитатель. Это…
Дети. Лось пришел корой березовой полакомиться.
Воспитатель. Рядом на кустах висят…
Дети. Румяные яблочки.
Воспитатель. Да ведь это сидят…
Дети. Красногрудые снегири!
Воспитатель. Прилетели вкусных семян…
Дети. Поклевать.
Воспитатель. Стоит зимний лес - …
Дети. Не живой, не мертвый.
Воспитатель. Кажется, что…
Дети. Спит.
Воспитатель. Но жизнь в нем…
Дети. Продолжается!
Воспитатель. И каждый занят…
Дети. Своим делом.
Воспитатель. Каждый к весне…
Дети. Сил набирается.
По желанию один ребенок пересказывает рассказ целиком с опорой на фишки «начало - середина - конец» и палитру, используя отработанные образцы и произвольные высказывания. При этом разрешаются шепотные подсказки остальных детей. Для достижения целостности изложения в процессе полусопряженной и отраженной речи любые речевые вставки педагога (вопросы, дополнения, оценки) исключаются! Возможны только жестовые и мимические (неречевые) дополнения.
III. Самостоятельное рассказывание
В третьей части осуществляется вариативное повторение рассказа при смене обстоятельств.
Воспитатель. Рассказ закончен. Но заколдованная картина еще не расколдована. Да и лесная тайна до конца не открыта: что-то в зимней коробке еще есть. (Достает из коробки листы бумаги с копиркой и спички.) Как вы думаете, в какое время суток мороз на земле узоры рисует?
Дети. Ночью.
Воспитатель. Почему?
Дети. Ночи холоднее, чем дни.
Воспитатель. На чем он их рисует?
Дети. На снегу, на льду.
Воспитатель (показывает белую сторону листа - снег, синюю копирку - ночь). Что мороз использует для нанесения узоров?
Дети. Льдинки, остинки.
Воспитатель. А что в лесу может звенеть, когда снежок на елках и березах днем на солнышке подтает, а ночью подмерзнет?
Дети высказывают свои предположения. Одновременно воспитатель за спиной трясет коробочку со спичками.
Это сосульки. На заснеженной полянке темной ночью вы нарисуете сосульками зимнюю картину. Ночка-копирка очень чуткая. Поэтому водить по ней сосулькой-спичкой нужно осторожно, без сильного нажима.
Дети выполняют задание.
А что нужно сделать, чтобы не заблудиться в темноте?
Дети высказывают свои предположения.
Обычно в такой ситуации люди говорят друг другу о том, что они делают и чувствуют. Давайте и мы позовем на помощь нашего друга Бормотульку и будем рассказывать ему шепотом обо всем, что рисуем. Тогда нам будет известно, что уже сделано и что еще нужно сделать, хоть на копирке-ночке ничего не видно.
Дети выполняют рисунки там, где им удобно: на полу, на скамейках, на стульях. Воспитатель контролирует их работу, поощряет речевую активность. Таким образом, еще раз закрепляется рассказ по сюжетной картине. Затем копирки убирают, и все рассматривают веселые рисунки, сравнивают их с оригиналом и рассказывают о них.
Ничего, что у зайки ушки немного в стороне, а снегирь остался без хвоста. Ведь ночью бушевала вьюга и замела часть рисунка. Зато мы не только нашли заколдованную картину, но и сами стали чародеями.
Далее дети выходят из группы по лабиринту, взяв с собой рисунки под копирку. Последний ребенок собирает следы картины (бумажные прямоугольники). Декорация игры и сама картина со всеми рабочими атрибутами остается в группе. При желании дети повторяют игру и обговаривают ее в самостоятельной деятельности.
IV. Подведение итогов
1. Уточнить, закрепить и дополнить знания, полученные во время игры.
2. Провести рисование по теме:
- вечером с закрытыми глазами (в группе во время работы кружка);
- в варежках на снегу, в месте без фонарей (во время вечерней прогулки).
3. Использовать обговаривание сюжета, как путеводитель по рисунку вслепую. Сравнить три рисунка: по копирке, в темноте, с закрытыми глазами. Обсудить, как удобнее рисовать. Выяснить, что помогает рукам, когда глаза не могут участвовать в рисовании. (Речь.)
4. Предложить детям рассказать о своем творчестве воспитателю, друг другу.
5. Оформить выставку ночных зимних пейзажей. Пригласить на ее открытие родителей, для которых дети в роли гидов будут представлять рассказы о своих картинах (в рамках пятничной коммуникативно-методической игры «Игротека общения»).