Алябьева Е.А., преподаватель специальной дошкольной психологии педколледжа, г. Рязань
В дошкольных образовательных учреждениях тематическое планирование чаще используется в каникулярное время. Однако, как показал опыт, оно эффективно в дни праздников, в период адаптации детей, как вариант итоговых дней после изученной лексической темы.
Чаще всего воспитатели логопедических групп ограничиваются итоговым занятием, которое включает закрепление пройденного материала и диагностику знаний и умений детей. Но для диагностики одного занятия недостаточно. Необходимо использовать все виды детской деятельности, режимные моменты, и с помощью разнообразных методов и приемов активизировать все знания и умения детей.
Автор сделал попытку планирования тематических дней по лексическим темам как итоговых. Воспитатели могут варьировать содержание, исходя из интересов детей, их особенно-
стей, проблемности. Планируя такие дни, воспитатели должны знать лексический материал, изученный на логопедических занятиях, трудности, особенности, которые отмечал логопед, использованный дидактический материал. Методические основы тематического планирования педагоги и логопеды могут найти в пособии Е.А. Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты» (М.: ТЦ Сфера, 2005). Там же представлены 40 планов тематических дней по всем возрастным группам.
В данной статье представлено планирование одной из лексиче-
ских тем для детей 6-7 лет. Автор предлагает практическим работникам высказать свое мнение по педагогической и логопедической целесообразности такого материала.
Лексическая тема «Транспорт»
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДНЯ
- о видах транспорта и их назначении;
- частях разных транспортных средств;
- профессиях, связанных с работой на транспорте.
- Актуализировать словарный запас по теме.
- Развивать память, мышление, воображение, пантомимиче-
скую и речевую выразительность.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Речевой материал, задания для детей по данной лексической теме см.: Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 91-95.
2. Наглядный материал, тексты стихов, задания, игры см.: Васильева С.А., Мирясова В.М. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Транспорт. М., 2004. (Программа «Я - человек»).
ВАРИАНТЫ
СОДЕРЖАНИЯ ДНЯ
1. Конкурс на лучшую конструкцию автомобиля будущего из элементов конструктора «Лего».
2. Строительные игры «Улицы», «Вокзал», «Аэропорт» и др.
3. Рисование «Машины на нашей улице».
4. Рассматривание энциклопедии и рассказывание по ней.
5. Подвижная игра «Цветные автомобили». Усложнение: брать оттенки основных цветов, направление движения определяет педагог.
Участвуют: Веселый светофор, дядя Степа-милиционер, Веселый руль, Карлсон, Нильсон, который путешествовал с дикими гусями и т.п.
Утро
Организационный момент
Цели: вызвать интерес к предстоящей деятельности, сконцентрировать внимание.
* * *
Когда все дети соберутся, воспитатель обращает их внимание на то, что кто-то упорно бибикает за окном, и приносит руль, у которого есть лицо, ручки, ножки. Руль приглашает детей в путешествие в мир транспорта.
Утренняя гимнастика
«Мы - машины»
Цели: поднять настроение, мышечный тонус; закрепить название частей машины; развивать ориентировку в пространстве.
* * *
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель
Стройтесь быстро на зарядку.
Рассчитайтесь по порядку.
Превращу я вас сейчас
Всех в машины в этот час.
Мотор заводится, гудит,
Тук-тук, тук-тук, тук-тук - стучит.
Как лев, мотор на всех рычит
И завестись скорей спешит.
Дети. Р-р-р-р-р.
Воспитатель
Сначала медленно машины едут.
Куда назначено - приедут.
Затем быстрее и быстрее,
Чтобы приехать поскорее.
Мы на проспект большой въезжаем.
Машин здесь много - все мы знаем.
В четыре ряда они едут
И друг на друга не наедут.
Затормозим у светофора.
Поедем дальше очень скоро.
Руль держим крепко мы, друзья,
Ведь выпускать его нельзя.
Руль влево, вправо повернем.
Дорогу верно мы найдем.
Закапал дождь, залил стекло,
Совсем не видно ничего.
Мы очистители включаем
И стекла быстро очищаем.
Туда-сюда, туда-сюда,
Не будет нам мешать вода.
Чтоб по дороге не петлять,
Нам надо шины подкачать.
Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали.
Дети. Ш-ш-ш.
Воспитатель
Машину надо осмотреть.
На корточки прошу присесть.
Посмотрим сзади и с боков,
Теперь - перёд. Осмотр готов!
Мы можем дальше
отправляться.
Теперь уж можно разогнаться.
Но только кочки впереди.
Подпрыгивай легко, смотри.
Машины так мы разогнали,
Что все в аварию попали.
Мы вверх колесами лежим
И по инерции бежим.
Дети. Би-би-би-би.
Воспитатель
Пришла к нам помощь наконец.
Мучениям пришел конец.
Пора машинам всем в гараж.
Я покажу, куда сейчас.
Теперь совсем не разгоняйтесь
И ехать медленно старайтесь.
Держите крепко руль,
крутите,
Внимательно вперед смотрите.
Викторина «Знатоки транспорта»
Цели: активизировать знания о видах транспорта, его частях, отличительных особенностях, названиях профессий; развивать внимание, память, мышление; активизировать словарь по теме; формировать чувство сопричастности и товарищества, чувство локтя.
* * *
Руль спрашивает у детей, знают ли они, как взрослые сдают экзамены на право вождения автомобиля; говорит о том, что есть специальные школы, в которых учат правилам дорожного движения; предлагает пройти экзамены на знание видов транспорта.
Разминка: отгадывание загадок
* * *
Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный. (Светофор.)
* * *
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль.)
* * *
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
* * *
Он гудит, свистит, пыхтит
И по рельсам в путь бежит (Паровоз.)
* * *
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. (Метро.)
* * *
Стальная стрекоза летит, жужжит, над горами кружит. (Вертолет.)
Разбери картинки
по видам транспорта
Воспитатель. Ребята, вы должны разделить предложенные картинки по видам транспорта (воздушный, водный, подземный, грузовой, легковой, специальный), назвать вид и транспорт, который к нему отнесли.
Картинки: самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, яхта, парусник, метро, грузовик, самосвал, такси, троллейбус, автобус, трамвай, электричка, поезд, милицейская машина, пожарная, скорая помощь, поливальная, снегоуборочная, олени, собаки, верблюд, лошадь, осел.
Продолжи предложение
Воспитатель. Ребята, скажите мне, кто чем управляет.
Автобусом управляет… (водитель).
Грузовиком… (шофер).
Поездом… (машинист).
Вертолетом… (вертолетчик).
Самолетом… (летчик).
Кораблем… (капитан).
Мотоциклом… (мотоциклист).
Велосипедом… (велосипедист).
Упражнение на скорость
и правильность сборки разных видов транспорта
Воспитатель. Ребята, вы должны собрать, назвать детали и вид транспорта.
Детали: кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, весла, вагоны, паровоз.
Автосалон
Устраивается выставка машин, которые дети принесли из дома.
Воспитатель. А сейчас пусть каждый из вас расскажет о своей машине по плану:
- название транспортного средства;
- к какому виду транспорта оно относится;
- внешние признаки;
- действия, которые можно с ними совершать.
Мастерская дизайнеров
Воспитатель. Сейчас мы устроим соревнование «Кто интереснее украсит машину».
На листах ватмана нарисован эскиз (контур) машины, дети должны разрисовать его. Затем они рассказывают об образе и средствах, с помощью которых украшали машину.
Грузовая машина
Воспитатель. Кто быстрее загрузит грузовую машину и довезет ее до пункта назначения, не нарушив правил дорожного движения?
Воспитатель определяет маршрут, знаки дорожного движения, использует светофор.
Гараж
Воспитатель. А сейчас вы должны построить гараж по размеру машины и ее назначению. Будут учитываться скорость, правильность конструкции, соответствие размеру.
Количество заданий зависит от уровня развития детей, их особенностей.
Прогулка
Игра «Путешествие в мир
транспорта»
Цели: закрепить знания о видах транспорта, их особенностях; развивать пантомимическую и речевую выразительность, чувство ритма воображение, память; формировать интерес к совместным играм, желание проявлять свою индивидуальность.
* * *
Воспитатель обсуждает с детьми, куда бы они хотели отправиться и на чем? Все решают лететь в жаркую Африку на самолете. Дети изображают подготовку, взлет, используют звукоподражание: «Так-так-так, тук-тук-тук, р-р-р, у-у-у» (размещение, мотор, крылья, шасси). Воспитатель, как главный диспетчер, указывает направление полета, высоту, темп, изменение направления из-за птиц, крен. Наконец все прилетают в саванну и встречают там детей с острова Чунга-Чанга. Все вместе дети танцуют и поют песенку из мультфильма «Катерок» (Чунга-Чанга), изображают животных Африки.
Из Африки улетают на воздушном шаре. Дети плетут корзину из ивовых веток: рубят, складывают, отмачивают их, затем надувают шар (встают в круг и делают дыхательную гимнастику).
Потом привязывают шар к корзине (каждый своей веревкой), летят, качаются на облаках. Вместе с героями мультфильма «Трям, здравствуй» поют песенку «Облака, белогривые лошадки».
Внезапно начинается гроза, сверкают молнии, шар лопается, опускается на землю. Дети оказываются в Южной Америке, в горах Перу. Они превращаются в горных орлов и начинают летать, описывая, что видят внизу.
Им приходится выбрать транспорт для полета в горах - вертолет. Дети изображают винт, взлет, звукоподражают, лавируют между горами, поднимаются вверх, опускаются вниз, уворачиваются от гор, летят по узкому ущелью.
Дети
Как большая стрекоза -
вертолет.
От земли уходит вверх он
в полет.
Быстро завертелся винт,
Вертолет уже повис.
Винт вращается быстрей,
Улетаем мы скорей.
Теперь дети плывут на пассажир-
ском теплоходе через океан. Взявшись за руки, они образуют корпус корабля, изображают качку, шторм, крен, подтягивают канаты; играют роль дельфинов, чаек, рыбок и т.п. В это время звучат песни из мультфильма «Катерок» («Дельфины», «Порт»).
Наконец судно приходит в Европу. Дети едут на машине, имитируя действия водителя, под стишок «Мы - шоферы». Добравшись до вокзала, продолжают путешествие на трамвае, изображая вагончики.
По рельсам движется трамвай.
Ты рельсы не перебегай!
Ток побежал по проводам,
От них - к трамваю по усам.
Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь
Трамвай звенит,
По рельсам весело бежит.
В городском парке дети пересаживаются на велосипеды, выполняют упражнение «Велосипед». Затем становятся «шоферами».
Едем, едем на машине
Имитируют движения рулем.
Нажимаем на педаль.
Сгибают и вытягивают ногу.
Газ включаем, выключаем,
Тянут воображаемый рычаг рукой к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль.
Приставляют ладонь ко лбу.
Дворники счищают капли -
Вправо, влево, чистота!
Руки перед собой, сгибают их в локтях, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо.
Волосы ерошит ветер.
Шевелят пальцами.
Мы - шоферы хоть куда!
Поднимают вверх большой палец.
Дети остаются в парке поиграть, изображая качели, карусели и др.
В игре можно использовать карту мира, глобус. Можно отправиться на север, поездить на оленьих, собачьих упряжках; в пустыню - покататься на верблюдах; в степь - на лошадях; в Индию - на слонах, буйволах и т.д.
Подвижная игра «Море, небо, дорога»
Цели: развивать ориентировку в пространстве, внимание, умение действовать по сигналу; закреплять особенности передвижения разных транспортных средств.
* * *
Воспитатель (дает детям сигналы). «Море».
Дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах);
«Небо».
Изображают самолет («летают» в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга);
«Дорога».
Изображают езду на машине («едут» по указанному направлению);
«Рельсы».
Встают друг за другом, изображая вагоны поезда и ритмично передвигаются в одном направлении.
Сюжетно-ролевые игры
Цели: закреплять знания о правилах дорожного движения, деятельности людей, связанной с обслуживанием машин, их вождением; развивать умение сочинять сюжет игры, активно вести ролевой диалог, самостоятельно оборудовать игру.
Проводятся игры «Путешествие по городу на автобусе», «Автомастерская», «Гараж», «Автосалон» и др.
Вторая половина дня
Дидактическое упражнение
«Кто самый внимательный?»
Цели: развивать направленное внимание детей, память; закрепить знания о видах транспорта, конкретных транспортных средствах.
* * *
Воспитатель читает стихотворение, выделяя важные слова, а дети должны запомнить как можно больше названных в нем видов транспортных средств, а также действий1. Тот, кто назовет больше всех, получает приз.
Дидактическая игра «Для чего нужен специальный транспорт?»
Цели: закрепить знания о специальном транспорте, его назначении, способах вызова, отличительных особенностях; развивать внимание, память, мышление; акуализировать словарь.
* * *
Воспитатель показывает картинки с изображением разных ситуаций (больной человек, пожар, авария, несчастный случай, стихийное бедствие, хулиган, снежные заносы, газон и т.п.), а дети должны отыскать соответствующую картинку со специальным транспортным средством и рассказать, для чего оно используется, как его вызвать (скорая помощь, машины пожарная, милицейская, службы спасения).
Как вариант, дети могут выбрать и разыграть ситуацию, используя элементы спецодежды.
Сюжетно-ролевая игра
«Лесная школа»
Цели: закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать игровые умения, умение вести ролевой диалог.
* * *
Веселый руль обращается к детям с просьбой научить Волка, который приехал в город из глухого леса, правилам дорожного движения.
Дополнительные игры и упражнения
Театрализованная игра «Самолет»
Цели: развивать внимание, учить действовать по сигналу.
* * *
Воспитатель читает текст, а дети выполняют соответствующие ему движения и звукоподражания.
Воспитатель
Поиграем в самолет?
Дети. Да.
Воспитатель
Вы все - крылья, я - пилот.
Получили инструктаж -
Начинаем пилотаж.
Дети строятся друг за другом.
В снег летим мы и в пургу.
Дети. У-у-у!
Воспитатель
Видим чьи-то берега.
Дети. А-а-а!
Воспитатель
Ры-ры-ры - рычит мотор.
Выполняют круговые движения руками.
Мы летаем выше гор.
Бегают по всей площадке.
Вот снижаемся мы все
Приседают на одно колено.
К нашей взлетной полосе!
Что ж - закончен наш полет.
До свиданья, самолет!
Машут рукой.
Упражнение «Продолжи
предложение, найди причину»
Цели: развивать причинностное мышление, умение строить придаточное предложение.
* * *
Воспитатель побуждает детей находить как можно больше причин происходящего.
- На перекрестке случилась авария, потому что…
- Все троллейбусы стояли и мешали движению, потому что…
- Пассажиры сели не на тот автобус, потому что…
- Трамвай доехал до середины пути и не смог дальше ехать, потому что…
- Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что…
- На остановке столпилось много народа, потому что…
- Рыболовецкое судно пропало в океане, потому что…
- Самолет не смог взлететь, потому что…
- Велосипедист никак не мог обогнать машину, потому что…
- Верблюд прошел с грузом всю пустыню, потому что…
- Поезд затормозил у переезда, потому что…
- Утром люди вышли на улицу, а дорога и тротуар чистые, помыты, потому что…
Больного вовремя доставили в больницу, потому что…
Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что…
- Дом весь сгорел, потому что…
- Утром машины выехали из гаража, а проехать по дорогам не смогли, потому что…
- На перекрестке все машины остановились, никто не мог определить, кому ехать, потому что…
- Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что…
- У светофора все машины остановились, потому что…
- Пешеходы стали переходить дорогу, потому что…
Дидактическое упражнение
«Что здесь лишнее?»
Цели: развивать операции обобщения, классификации, конкретизации, активизировать словарь по теме, развивать внимание.
* * *
Воспитатель показывает детям картинки с изображением рядов предметов. Ребенок должен назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как одним словом назвать все остальные.
Корабль, лодка, парусник, грузовик
Самолет, вертолет, ракета, поезд
Троллейбус, автобус, трамвай, самосвал
Паровоз, тепловоз, электричка, скорая помощь
Скорая помощь, пожарная, милицейская машины, велосипед.
Музыкально-дидактическая
игра «Поезд»
Цели: развивать чувство темпа и ритма, согласованность движений, музыкальный слух, за-
крепить песенный репертуар.
* * *
Детям предлагается по команде на три отрывка из песен пройтись паровозиком, используя разные типы соединения (за одежду впереди стоящего, за пояс, за локти), не нарушая ритма, не размыкаясь, дружно исполняя песню. Можно использовать песни «Песня паровозика из Ромашково», «Веселые друзья», «Вот поезд наш едет».
Дидактическая игра
«Дорожные знаки»
Цели: закрепить умение ориентироваться в дорожных знаках, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.
Потребуются медальоны - дорожные знаки («светофор», «пешеходный переход», «дети», «въезд запрещен», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон», «столовая» и др.); легковые и грузовые машины различного назначения; контрольные талоны с отрывными лепестками, игрушечные зверюшки.
* * *
Дети должны сориентироваться в дорожной ситуации, соблюдая правила дорожного движения и контролируя выполнение правил другими.
Затем воспитатель загадывает детям загадки.
* * *
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога.)
* * *
Запылал у чудища
Изумрудный глаз -
Значит, можно улицу
Перейти сейчас. (Светофор.)
* * *
Встало с краю улицы
в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор.)
Вариант. Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации с пешеходами и машинами. Они проигрываются и обсуждаются. Выстраиваются модели правильного поведения. (Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактиче-
ских играх дошкольников. М., 1992. С. 65.)
Дидактическая игра
«Азбука голубых дорог»
Цели: закрепить представления о водном транспорте, его использовании, назначении, водных трассах и правилах регулировки движения; подвести к обобщению - движение всех видов транспорта регулируют специальные знаки; воспитывать выдержку, внимание, находчивость в экстремальных ситуациях.
Потребуются знаки, регулирующие движение судов по реке, морю; игрушки или картинки, изображающие различные виды водного транспорта; игрушки (куклы, зверюшки).
* * *
Дети должны пройти по водной трассе, соблюдая правила дорожного движения и пользуясь дорожными знаками.
Вариант. Дети-знаки пропускают судно, если знак назван, дано объяснение, как его обойти, и маневр выполнен правильно. Дети решают различные проблемные ситуации (пожар, пробоина, шторм).
Дидактическая игра
«Пешеходы и транспорт»
Цели: закрепить правила дорожного движения в практиче-
ской деятельности.
Потребуются эмблемы с изображением различных видов городского транспорта (автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус); светофор; талоны водителя; визитные карточки пешеходов; свисток, дорожные знаки.
* * *
Дети должны пройти и проехать без нарушений, двигаясь и останавливаясь по сигналу, умело регулируя движение.
Вариант. Дети разделяются на пешеходов, водителей и пассажиров. Выбираются светофор, регулировщик на перекрестках.
По свистку ведущего начинается движение транспорта и пассажиров. Светофор регулирует движение транспорта, а милиционеры следят за соблюдением правил. Если пешеход или водитель нарушил правило, милиционер останавливает движение, делает прокол в талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром, а то и просто посидеть на скамье, чтобы со стороны изучить правила движения. Кроме того, милиционер делает отметку на визитной карточке пешехода. Выигрывают те, у кого нет нарушений.
Дидактическая игра
«Кто проедет первым?»
Цели: обогащать знания о труде водителей, учить делать правильный выбор.
Потребуются медальоны - путевки с машинами разного назначения, атрибуты милиционера (фуражка, жезл).
* * *
Дети должны выбрать машину с первоочередным грузом и ответить на вопросы милиционера. При желании проехать первым они поднимают руку.
Вариант. Милиционер-регулировщик спрашивает водителей разных машин, куда они едут, что везут и почему их надо быстрее пропустить. Когда водитель ответит на все вопросы, милиционер вместе с другими детьми решает, стоит ли его пропустить первым. Например, на перекрест-
ке встречаются:
- автобус с детьми, грузовик со строительным материалом, фургон с мороженым;
- скорая помощь, машина с хлебом, фургон с мебелью;
- пожарная машина, молоковоз, фургон с мебелью;
- машины с военными, овощами, мясными продуктами.
По сигналу «Путь открыт!» водитель объезжает комнату, кладет медальон на стол и садится на место.
Дидактическая игра
«На самолете»
Цели: закрепить представления о таком виде транспорта, как самолет, его назначении, особенностях, способах обслуживания; воспитывать уважение к труду летчика.
Потребуются игрушечные пассажирские и грузовые самолеты современных марок; изображения небесных и морских просторов, горных вершин, пустынь, тайги, тундры, Крайнего Севера, городов, поселков, полей, степей (вид сверху).
* * *
Дети должны сообща интересно рассказать о полете, дополняя друг друга.
Вариант. Дети выбирают роли пилота, стюардессы, радиста, диспетчера, грузчика, кассира, пассажиров а также вид самолета (пассажирский или грузовой).
В полете дети описывают места, над которыми пролетают. Пассажиры смотрят в иллюминатор, спрашивают у стюардесс, где летят, когда посадка, на каком аэродроме. Воспитатель в качестве командира самолета может отдавать приказы, начиная с пуска двигателей, заканчивая посадкой.
Дидактическая игра
«На чем я путешествую»
Цели: закрепить представления об огромном значении железнодорожного транспорта для такой большой страны, как наша, об особенностях труда железнодорожников в зависимости от вида транспорта (пассажирского или грузового); воспитывать уважение и интерес к труду железнодорожников.
Потребуются игрушечная железная дорога или соответствующее сооружение из подсобного материала; слайды, картинки с изображением различных городов, природных зон.
* * *
Дети должны увлекательно обставить рассказ-загадку о поездке, используя свои впечатления и картинки и проявляя себя умелыми железнодорожниками.
Вариант. Сказочные персонажи (Буратино, крокодил Гена, Гном и т.п.) приглашают детей в путешествие по железной дороге. Вместе с ними выбирают кассира, проводника, машиниста, диспетчера, грузчика, пассажиров, техников, проходчиков. Каждый ребенок выполняет свою роль. Во время путешествия используются загадки, стихи, песни по теме, показываются слайды, картинки, как вид из окна поезда. Встречающие на вокзале задают пассажирам вопросы. Пассажиры отвечают загадками-описаниями, по которым надо догадаться, где они путешествовали (Артемо-
ва Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992. С. 68, 93, 95, 96).
Составление загадок
о транспорте
Составлять загадки лучше коллективно, выбирая наиболее интересные предложения. Лучше иметь перед глазами картинки.
Дети ищут ответ на вопросы: «На что похоже?» и «Чем отличается?». Варианты записываются. Например, составляется загадка про автобус. Признаки сравнения должны быть главными.
На что похоже?
1. На дом.
2. На троллейбус.
3. На машину.
Чем отличается?
1. Но передвигается.
2. Но без рожек.
3. Но длинный, с множеством окон.
«Похож на дом, но передвигается, на троллейбус, но без рожек, на автомобиль, но длинный и с множеством окон».
Можно использовать ответы на вопросы: «Что делает?», «Что такое?». Например: «Едет, но не автомобиль, останавливается на остановках, но не троллейбус, возит пассажиров по маршруту, но не трамвай» (автобус).
Контрольные вопросы и задания1
Воздушный транспорт
- На какие группы можно разделить воздушный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, специального назначения, космический.)
- Назовите отличия и сходства:
- самолета и вертолета;
- самолета и ракеты;
- самолета и воздушного шара;
- воздушного шара и дельтаплана.
Почему у воздушного транспорта должно быть точное направление в полете?
- Кто и как управляет полетами с земли?
- Кто управляет вертолетом, ракетой, самолетом в небе?
- Кто обслуживает пассажиров в самолете?
- Что было бы, если бы воздушный транспорт не соблюдал правил передвижения?
- Какими спасательными средствами могут воспользоваться люди в случае аварии?
- Почему без воздушного транспорта люди не могут обойтись?
- С какими животными и почему сравнивают самолет и вертолет?
- Продолжите предложения:
- со взлетной полосы самолет… (взлетает).
- по небу самолет… (летит).
- на аэродром самолет… (прилетает).
- на взлетную полосу самолет… (садится, приземляется).
- во время взлета самолет шасси… (убирает).
- во время посадки самолет шасси… (выпускает).
- Какие части самолета, вертолета вы знаете?
Водный транспорт
- На какие группы можно разделить водный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, рыболовецкий, научный, специального назначения.)
- Назовите отличия и сходства:
- парусника и яхты;
- корабля и лодки;
- корабля и плота;
- корабля и баржи;
- шлюпки и лодки;
- парома и плота.
- Есть ли правила дорожного движения на воде? Для чего они нужны?
- Кто управляет судном? Кто ему помогает?
- Как капитан узнаёт, куда должен идти корабль?
- Как капитан узнаёт днем (ночью), где находится мель?
- Как называется место, куда приходят корабли?
- К чему причаливают суда?
- Почему команда перед отплытием должна знать сводку погоды?
- Какие спасательные средства есть на судне?
- Для чего нужны пограничные катера, военные крейсеры, подводные лодки?
- Для чего люди создали ледоколы?
- Какое водное транспортное средство одновременно может быть и водным и воздушным? (Авианосец.)
- Назовите части корабля и их назначение.
- Продолжите предложения:
- от причала теплоход… (отчаливает, отплывает);
- к причалу теплоход… (пристает, причаливает);
- по морю корабль… (плывет);
- буксир на барже груз… (тянет, тащит);
- подводная лодка на дно… (опускается);
- подводная лодка со дна… (всплывает);
- на волнах лодка… (качается);
- в шторм волны о корабль… (бьются, разбиваются).
Наземный транспорт
- На какие группы можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, специального назначения, железнодорожный).
- Какие транспортные средства относятся к каждому виду?
- Чем отличаются и похожи грузовой и легковой автомобили?
- Для чего люди придумали правила дорожного движения?
- Какие знаки помогают водителю в пути? Что они означают?
- Что вы знаете о работе светофора?
- Для чего машине нужны тормоза?
- Без какой детали машина не тронется с места?
- Чем автомобиль отличается от лошадиной повозки?
- Почему мощность двигателя машин измеряют в лошадиных силах?
- Какие транспортные средства нуждаются в электричестве?
- Без чего не может передвигаться железнодорожный транспорт?
- Для чего на железнодорожном переезде используют шлакбаум?
- Кто и что регулирует движение транспорта?
- Для каких целей используется наземный транспорт специального назначения?
- Почему эти машины окрашены в яркие цвета и снабжены сигналами?
- Что случится, если водители на дороге не пропустят специальную машину?
- Назовите номера телефонов для вызова скорой помощи, пожарной, милицейской машин.
Подземный транспорт
- Почему подземный транспорт самый удобный для перевозки людей в больших городах?
- Где используется грузовой подземный транспорт?
- Какие работы человеку нужно провести, чтобы пустить под землей метро?
- С помощью чего люди поднимаются и опускаются в метро?
- Кто управляет поездом в метро?
- Кто следит за тем, чтобы двери поезда никого не прищемили?
- Как люди узнают, на какую остановку они приехали?
- Почему в метро тепло даже зимой, хотя батарей отопления в нем нет? (Оно обогревается людьми.)
Для детей с ОНР обязательно нужно использовать наглядность для опоры.
Рекомендуемые стихи и загадки
Стихи
Песня моряка
Мы поднимаем якоря
И отплываем чуть заря.
Море зовет.
Ветер поет.
Вперед! Вперед! Вперед!
Мы поднимаем якоря
И отплываем чуть заря.
Помни свой край!
Не унывай!
Прощай! Прощай! Прощай!
(Норвегия.)
Счастливого пути!
Усталый человек идет,
Рукой с лица стирает пот, -
Счастливого пути!
Карета кое-как ползет,
Усталый конь ее везет, -
Счастливого пути!
А в океанах корабли,
От родины своей вдали, -
Счастливого пути!
Пускай, кто едет, кто идет,
Всегда свой путь домой
найдет, -
Счастливого пути!
(Голландия.)
Экскаватор
Рою землю я, как крот,
Иногда наоборот,
Яму быстро засыпаю.
Что мне делать - точно знаю.
Ковш огромный подниму,
В яму точно опущу,
А потом к машине рядом
Ковш с землей перемещу.
Котлован на стройках рою,
С человеком дом я строю.
Экскаватором зовусь.
День и ночь порой тружусь.
Снегоуборочная машина
Снег дороги завалил -
Транспорт сразу загрустил.
Не проехать, не пройти,
Лишь завалы на пути.
Что же делать? Как же быть?
Где лопаты раздобыть?
Помощь скорая спешит,
Транспортером все гремит.
Загребает лопастями,
В бой вступает со снегами.
Так машина чистит снег,
Всех спасает от помех.
Снегоуборочной ее зовут
Зимою на дорогах ждут.
Мотоцикл
Словно грозный зверь, рычит,
По дороге быстро мчит
Мотоцикл двухколесный.
Обогнать его не просто!
Мощный у него мотор,
Любит ветер и простор.
Поливальная машина
Поливальная машина
Просыпается чуть свет.
Моет город очень чисто,
Шлет растениям привет.
Их польет водою свежей,
Чтоб не высохли в жару,
Чтоб цвели и хорошели
У прохожих на виду.
Щеткой вычистит дорогу,
Пыль водой к земле прибьет,
Оросит кусты, деревья,
Даже памятник польет.
Скорая помощь
Помощь скорая спешит,
Громко, громко всем гудит:
- Дайте мне быстрей дорогу!
Мчусь я к людям на подмогу,
Чтоб больным скорей помочь
Утром, днем и даже в ночь.
Красный крест на мне горит
И всем людям говорит,
Что врачи внутри, приборы.
Не нужны в пути заторы.
Едут, чтобы жизнь спасти,
До больницы довезти
Всех, кто очень сильно болен.
Будет врач тогда доволен.
Вызывайте - 0 и 3.
Скорая всегда в пути.
Поезд
Стучат колеса поезда:
Тук-тук, тук-тук, тук-тук.
И спят в вагонах люди
Под этот мирный стук.
Конца не видно рельсам,
Вокзальные огни,
Сигналы светофора
Издалека видны.
Дежурный с переезда
Сигналы подает.
В ответ гудок протяжный
И машинист дает.
Лодка
Вниз по быстрой речке
Лодочка плывет.
А на ней парнишка
Песенку поет.
К берегу причалит
И домой пойдет.
По дороге маме
Васильков нарвет.
Троллейбус
Рожки выставил троллейбус,
Загудели провода.
Пассажиры все расселись,
Едут утром кто куда.
Им по радио водитель
Остановки объявляет.
Едет он по расписанью
И маршрут свой твердо знает.
Есть в троллейбусе кондуктор,
Он билет продает,
Проверяет проездные
И порядок создает.
Есть места для инвалидов,
Для детишек есть места,
Поручни, чтобы держаться,
И компостер у окна.
Автобус
Не нужны ему ни рельсы,
Ни усы, ни провода.
Ведь автобус едет быстро
По маршрутам в городах,
В деревнях, далеких селах
Открывает людям дверцы.
Быстро крутятся колеса,
И мотор стучит, как сердце.
Грузовик
Едет тихо грузовик,
Быстро бегать не привык.
Груз тяжелый он везет.
Прижимает его борт.
С человека в рост колеса,
Кузов может подниматься.
Чтобы выгрузиться точно,
Надо очень постараться.
И кабина высоко,
Видно сверху далеко.
Но возить шоферу грузы
По дорогам нелегко.
Пожарная машина
Пожарные машины
Спешат на помощь людям.
Там, где пожар случился,
Расчет пожарный нужен.
Гудят, торопятся машины,
И трутся о дорогу шины.
Все видят яркий красный цвет,
Все слышат звук тревожный.
И для пожарных путь открыт.
Им и без правил можно.
Готовы лестница и шланг,
Готовы люди к бою.
Идут герои на огонь,
Чтоб нас спасти с тобою.
Вопросы к стихам
- О каком транспортном средстве говорится в стихотворении?
- К какому виду транспорта оно относится?
- Какими словами описаны отличительные особенности?
- Как используется данное транспортное средство?
- Какие действия водителя или шофера можно выделить?
Загадки
* * *
Он в небе, как стрела, летает,
Как птица, высоко взмывает,
Кружит легко, как стрекоза,
И в космос мчится в небеса.
- О каком виде транспорта загадка?
- Почему вы так думаете?
- О каких воздушных транспортных средствах упомянуто в загадке?
- С чем их сравнили?
* * *
Он бороздит моря и реки,
Переплывает океаны,
Спускается на дно морское
И людям служит неустанно.
- О каком виде транспорта говорится в загадке?
- Почему вы так думаете?
- Какие действия водного транспорта перечислены в загадке?
- Какие водные транспортные средства спускаются на дно морское?
* * *
Под землей, как крот, живет,
Мчит в тоннелях он вперед.
- О каком виде транспорта говорится в загадке?
- С кем в загадке сравнили подземный транспорт?
- Что такое тоннель? Для чего он нужен? Как его строят?
* * *
Окутала всю землю паутина.
Составы все бегут по ней, бегут.
Стучат колеса, города
мелькают,
Коня железного все на вокзалах ждут.
- О каком виде наземного транспорта загадка?
- С чем сравнили железную дорогу? Почему?
- С кем сравнили поезд? Почему?
* * *
На стройке людям помогает,
На крышу грузы поднимает,
Копает бойко котлован,
Площадку чистит быстро сам.
- Как называются машины, о которых говорится в загадке?
- Какая строительная машина поднимает грузы?
- Какая строительная машина роет котлован?
- Какая строительная машина расчищает от мусора площадку под строительство?
* * *
Когда случилася беда:
Вдруг оборвались провода,
Сломалась по пути машина,
Пожар, огонь и много дыма,
Серьезно кто-то заболел,
Случайно вдруг захлопнул дверь,
Спешат они на помощь людям
И помогают им повсюду.
- О каком транспорте говорится в загадке?
- Какие машины специального назначения помогли бы в ситуациях, о которых говорится в загадке?
- Чем отличаются эти машины от других?
* * *
Не поедет без меня
Ни одна машина.
Я работаю, как сердце,
Только лишь с бензином.
- О какой важной детали машины говорится в загадке?
- Почему мотор сравнили с сердцем?
- Как ухаживает водитель за деталями своей машины?
* * *
Дорогу поливаем
И чистим быстро снег,
Мы мусор убираем,
Стараемся для всех.
Асфальтом покрываем
Дорогу каждый год
И делаем разметку,
Пуская краску в ход.
- О каких машинах говорится в загадке?
- Назовите дорожные машины. Что они делают?
* * *
Нужен ток,
Но не троллейбус.
Есть колеса,
Но едут только по рельсам. (Трамвай.)