«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Стихотворные упражнения для развития у детей с ОНР причинного мышления и речи (подготовительная к школе группа)

22 мая, 2005 Рубрика: Речевые игры и упражнения, Речевые игры и упражнения Ерошкина С.Т. Алябьева Е.А.

Алябьева Е.А., преподаватель специальной дошкольной психологии педколледжа, г. Рязань
Л.С. Выготский писал о том, что слово всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. У дошкольников с ОНР нарушено не только наглядно-образное мышление, но и установление причинно-следственных связей.
Причина - это явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают или порождают другое явление (следствие). Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не выступают на первый план. Чтобы их установить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия в своих работах указывают на особенности речи ребенка, отражающие своеобразие его мышления. Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи обычно отсутствуют. Связь «потому что» или «вследствие того» заменяется у ребенка союзом «и» («Я пошел гулять, и потом пошел дождь, потом я промок»).
Сложная, системная картина мира, расположение явлений по их связи и причинной зависимости заменяются примитивным соединением отдельных признаков друг с другом. Ребенок почти не знает категорий причинности и связывает в одну цепочку и причины, и следствия, и отдельные, не имеющие к ним отношения события. Именно поэтому причина часто путается у него со следствием и перед заключением, начинающимся со слов «потому что», ребенок, оказывается беспомощным.
Устанавливать причинно-следственные связи и отображать их в речи ребенку проще, если речь идет о ситуациях, доступных его пониманию, связанных с личным опытом. В этой статье предлагаются короткие стихотворные тексты с заданиями, которые помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений.
***
Вчера был очень сильный
ветер,
Он поломал большие ветки.
Они дорожки перекрыли,
Их утром люди обходили.
ВОПРОСЫ
 Почему утром люди не могли пройти по дороге?
 Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?
***
Забыли дети про цветы
И их не поливали.
Поэтому к концу недели
Цветочки все завяли.
ВОПРОСЫ
 Почему завяли цветы?
 Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?
***
Переход подземный рядом,
Светофор вдали стоит,
Только Пете их не надо -
Под машины он бежит.
Едет «Волга» очень быстро,
Трудно ей затормозить.
И - пожалуйста - таксистом
Петя был, конечно, сбит.
ВОПРОСЫ
 Почему Петю сбил таксист?
 Почему «Волга» не смогла затормозить?
 Что должен был сделать Петя, чтобы не попасть под машину?
***
На улице такой мороз,
Что щиплет уши он и нос.
Пошла на улицу Наташа
Без шапки, шарфа,
нараспашку.
И вот теперь моя Наташа
Лежит в тепле, хрипит
и кашляет.
ВОПРОСЫ
 Почему Наташа заболела?
 Как надо одеваться в мороз?
***
Маша ест одни конфеты,
Шоколадки, пастилу.
Лучше них для Маши нету -
Не уступит никому.
А недавно у Марии
Зуб ужасно заболел.
Плачет девочка в бессилье:
Ела сладкое зачем?
ВОПРОСЫ
 Почему у Маши заболели зубы?
 Что нужно делать, чтобы зубы не болели?
 Какие продукты полезны для зубов?
 Какие продукты вредны для зубов?
***
Дети во дворе качались.
Высоко летят качели.
Руки Витины разжались,
Вверх качели полетели.
С них в песок свалился он.
Слышен только Витин стон.
ВОПРОСЫ
 Почему Витя упал?
 Какие правила надо соблюдать, когда качаешься на качелях?
***
Мальчик маму не послушал,
Долго бегал он по лужам.
Как же он не осторожен!
Догадаться нам не сложно,
Что промок он и простужен
И не хочет больше в лужу.
ВОПРОСЫ
 Почему мальчик заболел?
 Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?
 Чем можно пораниться в луже?
***
Всю ночь на землю падал снег.
Его хватило бы на всех.
А утром все белым-бело,
Дома, дороги замело.
Снег на деревьях и домах,
Он на крылечке и кустах.
ВОПРОСЫ
 Почему утром все стало белым-бело?
 Что засыпал снег?
 Почему хорошо, когда зима снежная?
***
Ночь и день пушистый снег
засыпал дороги.
Ни проехать, ни пройти люди
здесь не могут.
Вышли дворники, машины,
чтоб заносы убирать,
Чтоб машины на дорогах
перестали застревать.
ВОПРОСЫ
 Почему машины не могли проехать?
 Почему люди не могли пройти?
 Как решили эту проблему?
 Какие машины убирают снег?
 Кто расчищает тротуары?
***
Саша драться любит очень,
обижает всех подряд.
В детском садике ребята с ним
играть и не хотят.
Не хотят на день рожденья
Сашу в гости приглашать,
Не хотят с ним поделиться,
слова доброго сказать.
ВОПРОСЫ
 Почему дети не хотят играть с Сашей?
 Почему не приглашают его на день рождения?
 Почему не хотят с Сашей ничем делиться?
 Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?
***
Своего щенка Андрюша
покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин
загрустил и заболел.
Мальчик очень огорчился,
он щеночка пожалел:
Накормил его сметаной,
и щенок повеселел.
ВОПРОСЫ
 Почему щенок заболел?
 Почему мальчик огорчился?
 Как надо ухаживать за животными?
***
В горах туристы заблудились,
От страха громко закричали.
Вдруг сверху камни
покатились.
Чего туристы те не знали?
ВОПРОСЫ
 Почему в горах начался камнепад?
 Почему нельзя громко кричать в горах?
 Что нужно было сделать туристам?
***
Пришла весна, и птицы
прилетели,
Птенцов пора им снова
заводить.
Совьют они себе гнездо,
чтоб, как обычно,
Туда свои яички отложить.
ВОПРОСЫ
 Почему прилетели птицы с юга?
 Почему стали строить гнезда?
 Где и почему строят гнезда птицы?
 Чем выстилают птицы гнезда, чтобы яичкам было мягко и тепло?
***
Осень. Холодно. Нет
больше мошек.
Насекомые оцепенели.
Птицам нечего есть, и они
спозаранку
В стае клином на юг
поскорей полетели.
ВОПРОСЫ
 Почему птицы улетели на юг?
 Почему исчезли насекомые?
 Что происходит с насекомыми осенью?
 Почему птицы на юг улетают большими стаями?
***
Наступила весна, и подул
южный ветер.
Солнце светит все ярче,
припекает сильней.
Тают быстро сугробы, и ручьи,
словно реки,
Все становятся шире и бегут
все быстрей.
ВОПРОСЫ
 Почему стали таять сугробы?
 Почему подул южный ветер?
 Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?
***
Мальчик дома развлекался,
Спичкой чиркал, любовался.
Вот одна упала на пол,
не заметил ее он.
Так сгорел от этой спички
деревянный, старый дом.
ВОПРОСЫ
 Почему сгорел дом?
 Почему нельзя играть со спичками детям?
 Как надо обращаться с огнеопасными предметами?
***
Осень пришла, стали ночи
длиннее.
Света, тепла не хватает
деревьям.
Листья желтеют, ах -
опадают!
Дети по листьям шуршащим
шагают.
ВОПРОСЫ
 Почему опадают листья с деревьев?
 Почему листья желтеют, краснеют осенью?
 Что будет, если листья на зиму останутся на деревьях?
***
Дружно таяли снега,
Затопили все луга,
Сильно разлилась река
И закрыла берега.
ВОПРОСЫ
 Почему разлилась река?
 Почему затопились луга?
 Почему снега стали дружно таять?
***
Мальчик Коля жадным был,
Только лишь себя любил.
Не делил ни с кем конфеты
и игрушки не давал.
Сам все ел, играл в игрушки
и себе все забирал.
С ним ребята перестали
И делиться, и дружить.
Жадиной его прозвали:
Очень трудно с Колей жить.
ВОПРОСЫ
 Почему дети прозвали Колю жадиной?
 Почему дети перестали делиться с Колей?
 Каким нужно быть, чтобы дети хотели дружить с вами?
***
Один пузатый здоровяк
Съел десять булок натощак.
Запил все булки молоком,
Съел курицу одним куском.
Затем барашка он поджарил
И тоже в рот его отправил.
Раздулся здоровяк, как шар.
Обжору тут хватил удар!
ВОПРОСЫ
 Почему здоровяка хватил удар?
 Почему нельзя сразу есть много пищи?
 Почему вредно есть столько булок?
 Почему пищу нужно тщательно пережевывать?
***
Облака, как паруса, мчит
их ветер, гонит.
Если много облаков, будет
точно дождик.
Ну, а если облака как перо
Жар-птицы,
Будет солнышко с утра,
защебечут птицы.
А столкнутся лоб об лоб, в тучу
превратятся,
И тогда грохочет гром -
это тучи злятся.
ВОПРОСЫ
 Почему облака передвигаются?
 Что будет, если на небе очень много облаков?
 Какая погода будет, если на небе мало облаков или они, как перышки?
 Что происходит, когда облака собираются в тучи?
***
Ночью дождик сильно лил
И всю землю намочил.
Утром солнце встало рано,
Посмотрело сверху вниз:
«Что с землею за ночь стало?
Вот удача, вот сюрприз!»
Сто зеркал внизу лежали
И на солнышке сияли.
Отражались в них деревья,
и прекрасные цветы,
Фонари, дома, заборы -
всем хватило красоты.
Солнцу лужи-зеркала
очень приглянулись.
И от всей души оно жарко
улыбнулось.
От такой улыбки лужи сразу
изменились
И к обеду, обмелев, вовсе
испарились.
ВОПРОСЫ
 Почему утром на земле образовались лужи?
 Почему в лужах все отражается?
 Почему к обеду лужи испарились?
***
Вниз головой висит сосулька, от солнца насморк у нее.
То от тепла она заплачет,
то платьице ушьет свое.
Придет мороз, и затвердеет,
Немного за ночь подрастет,
Окрепнет телом, потолстеет,
Тяжелой станет, упадет.
ВОПРОСЫ
 Почему сосулька висит вниз головой?
 Почему тает сосулька?
 Почему ночью она подрастает и становится толще?
 Почему сосулька может упасть?
 Что может случиться, если упадет большая сосулька?
***
Проказник ветер прилетел,
Густой листвой зашелестел.
Подул немного посильней
И ветки закачал быстрей.
Совсем плутишка разошелся
И по стволам уже прошелся.
Тут закачался целый лес.
Не видно стало и небес.
Скрипят, качаются деревья
И ветру действуют на нервы.
Тогда шалить он перестал,
И лес спокойным сразу стал.
ВОПРОСЫ
 Какой по силе ветер шелестит листвой?
 Почему закачались ветки?
 Почему стали качаться стволы?
 Целый лес?
 Почему ветер перестал дуть?
***
Вчера были лужи, сегодня -
мороз.
Он всюду повесил сосульки
из слез.
Он талые лужи в каток
превратил
И всю обстановку совсем
изменил.
ВОПРОСЫ
 Почему после оттепели появились сосульки?
 Почему лужи превратились в каток?
***
Все лето не было дождя.
Трава вся пожелтела,
Потрескалась кругом земля,
И листья облетели.
ВОПРОСЫ
 Почему пожелтела трава и облетели листья?
 Почему потрескалась земля?
 Что еще может случиться в засушливое лето?
***
В лесу туристы были,
Костер не затушили.
Затлела рядышком трава,
деревья загорелись.
И вот пылает целый лес,
и головешки тлеют.
ВОПРОСЫ
 Для чего туристы развели костер?
 По чьей вине загорелся лес?
 Что не сделали туристы?
 Какие правила поведения в лесу вы знаете?
***
Целая улица разноцветных
зонтов -
Все спешат домой.
Дождь льет с неба
и с крыш домов -
Вот он вредный какой.
ВОПРОСЫ
 Почему люди раскрыли зонты?
 Почему они спешат домой?
 Почему в дождь льется вода с крыш?
***
В песочнице играли дети.
Но вдруг подул сильнейший
ветер.
Глаза запорошил песком,
Игрушки разбросал кругом.
ВОПРОСЫ
 Почему песок попал детям в глаза?
 Почему игрушки оказались разбросанными?
 Что нужно сделать, если песок попал в глаза?
 Когда песок попадает в глаза даже без ветра?
***
За обедом дети вдруг
Стали спорить громко вслух.
Подавился хлебом Вася
И издать не может звук.
ВОПРОСЫ
 Почему Вася подавился?
 Почему нельзя разговаривать, когда ешь?
 Как надо вести себя за обедом?


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 2 к статье “ Стихотворные упражнения для развития у детей с ОНР причинного мышления и речи (подготовительная к школе группа)


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Спасибо, очень интересный материал.

  2. # 2 Аноним Пишет:

    спасибо ,материал мне понравился ,очень интересный надеюсь мне пригодиться в моей работе!!


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск