Подобед С.О., методист управления образования администрации Центрального района, г. Красноярск
Все больше учителей в поисках решений проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, обращаются за помощью к логопедам, дефектологам, психологам. Эти специалисты оказывают помощь как в системе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, так и при интегрировании данных детей в общее образовательное пространство школы. Для того чтобы избежать сегрегации детей с проблемами в развитии, нами был выбран второй путь.
Например, в школе № 106 и в гимназии № 1 специалисты разных профилей объединились в группу и стали тесно сотрудничать друг с другом. В группу во-
шли психолог, логопед, дефектолог и преподаватель информатики. Также к ним подключились медики, которые выявляют нарушения соматического здоровья и предлагают пути оздоровления детей. Главная цель работы такого коллектива состоит в создании системы коррекционной помощи данным детям вне специализированных классов.
Коллектив выработал стратегию преодоления нарушений речи, письма, счета, чтения, психиче-
ского развития, поведения. Первоначально подобная работа была проделана автором в школе № 72.
На основе диагностических таблиц из пособия И.А. Непогодовой и Л.В. Смирновой [2] была разработана «Карта прогноз-коррекции» (см. приложение). Материалом для ее построения послужила психолого-педагогическая типология отклонений и затруднений в учебной деятельности младших школьников. Несвоевременное формирование определенных учебных навыков показывает не только успешность или неуспешность ребенка, но и является отражением симптомокомплексов, характерных для тех или иных нарушений и отклонений психологического развития.
«Карта прогноз-коррекции» не только несет диагностическую нагрузку, но и выполняет функ цию предварительного прогноза и помогает специалистам в выборе первостепенных коррекционных мероприятий. Пункты карты объединены в разделы: речь, чтение, письмо, математика, внимание, память, мышление, работоспособность, интерес к урокам, отношение к неудачам.
Диагностическую таблицу заполняет учитель (классный руководитель) с указанием проблем ученика. Затем ее анализируют специалисты группы. При необходимости проводится более глубокая диагностика нарушений. Составляется индивидуальный план работы с конкретным учеником: последовательность, объем и сроки для каждого специалиста. Через 2-4 недели группа обсуждает результаты своей деятельно-
сти, анализирует прохождение ребенком намеченной программы, вносит коррективы в план.
Данные о детях с нарушениями устной речи прежде всего попадают к логопеду. Он обследует особенности строения речевого аппарата, фонематического слуха, звукопроизношения, письменных навыков и вырабатывает стратегию коррекции с использованием настольных и динамиче-
ских игр. Для большей эффективности занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.
Играя с предметами, имеющими рельефную поверхность, сложную форму, ребенок развивает сенсорный аппарат, мелкую моторику. Различные лото, картинные игры помогают формировать навыки обобщения, абстрагирования. Игры на сборку заданных фигур из стандартного набора элементов (танграм, пентамино, «колумбово яйцо»), счетные палочки способствуют выработке пространственных образных представлений. С помощью игр на цветовую геометрическую дифференциацию, идентификацию происходит развитие речевых навыков словарного запаса. Очень помогают в коррекции игры типа раскрасок, сложных трафаретов, переведения через копировальную бумагу контурных картинок, например, персонажей из мультфильмов. Можно использовать плоские фигурки, фишки (в качестве счетного материала), для обведения и перенесения всех фрагментов внутрь контура. Мелкая моторика пальцев и кисти рук развивается с использованием маленьких резиновых мячей. Отстукивая мячом слоговой и ритмический рисунок слов и выражений (потешек, скороговорок, стихов), можно скорректировать речевое дыхание, координацию движений в пространстве.
Занятия по коррекции недостатков письменной речи, в которые включаются логопед и дефектолог, проходят с небольшой группой (4-5 человек) 2 раза в неделю по 40 мин. При составлении индивидуального плана работы с ребенком учитываются его характерные ошибки, подбираются соответствующие задания, в которые включается и текущий учебный материал. Необходимое условие успешной коррекции - предъявление единых требований к школьнику со стороны учителя и специалистов.
Система коррекционного обучения осуществляется:
- на фонематическом уровне. Включается работа по развитию звукового анализа слов (от простых форм к сложным) и фонематического восприятия (дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики);
- на лексическом уровне. Включается работа по накоплению словаря (за счет усвоения новых слов и их значений), его качественному обогащению (путем усвоения смысловых, эмоциональных и переносных значений и словосочетаний), очищение словаря от искаженных, жаргонных слов;
- на синтаксическом уровне. Включается работа по преодолению и предупреждению ошибочных словосочетаний, усвоению сочетаемости слов, осознанному построению предложений, обогащению фразовой речи путем ознакомления с явлением многозначности (синонимия, антонимия, омонимия) синтаксических конструкций.
Занятия с детьми не превращаются в процесс написания и переписывания. Используются разнообразные упражнения, которые выполняются в устной форме с четко организованной системой обратной связи (карточки, символы, действия с предметами и хлопками).
Несколько иной подход к работе с неуспешными детьми у учителя информатики. В отличие от логопеда и дефектолога, он создает ребенку условия для самостоятельной деятельности. В кабинете информатики занимаются не только тот, кто прошел курс коррекции у указанных специалистов, но и педагогически запущенные дети, имеющие значительный объем неосвоенного учебного материала.
Учитель информатики проводит занятия в классе, оснащенном персональными компьютерами, которые имеют достаточное количество программ (тренажеров) для обучения и контроля знаний по математике и русскому языку. Программы систематически пополняются.
Основной целью занятий является формирование устойчивых элементарных учебных навыков. По математике - это устный счет (сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел, умножение и деление), нахождение закономерностей в числовых по-
следовательностях. По русскому языку - упражнения на основные орфограммы: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, звонкие и глухие согласные, проверяемые безударные гласные, слова из словарика, разделительный ъ и ь, падежи имен существительных, склонения, состав слова.
Особенность работы с компьютером состоит в том, что ребенок занимается индивидуально и начинает с того уровня, который ему доступен. Сложность заданий увеличивается постепенно. Компьютер «пропускает» только пра вильные ответы, учитывает количество ошибок, затраченное время и ставит оценку. Переход на следующий уровень или тип задания разрешается только после получения оценки «отлично». Занятия на тренажерах проводятся во внеурочное время не менее 2-3 раз в неделю.
Также школа приобрела часть комплекса развивающих программ «Учись быстро читать» (для начальных классов). Он развивает скорость чтения «про себя», скорость мыслительных операций, расширяет поле зрения, объем внимания, его переключаемость, распределение, устойчивость. Это приводит к активизации психологического развития ребенка и существенно влияет на его эффективное обучение в школе.
В младших классах большой упор делается на технику выразительного чтения вслух и часто вообще не уделяется внимания овладению навыкам чтения про себя.
В результате учащиеся при чтении про себя фактически повторяют ту же артикуляцию и амплитуду речедвигательного аппарата, что и при чтении вслух, но только шепотом. Необходимо отметить, что скорость проговаривания в 4 раза меньше скорости работы мысли. Тренажеры комплекса (текст в строчку, текст в столбик, текст с затиркой или закраской) позволяют отключать, в случае необходимости, слуховой и речедвигательный каналы, создавать новые связи между зрительным анализатором и корой головного мозга. Скорость подачи текстовой информации подбирается таким образом, чтобы она оказывалась в 2-3 раза больше скорости чтения, полученной при диагностике.
С помощью тренажера «Пословицы», который также используется для устранения артикуляции из процесса чтения, дополнительно вырабатываются навыки понятийного переключения, установления связей между явлениями и развивается скорость мыслительных процессов. К заданной левой половине пословицы предлагается на выбор пять случайно взятых правых, среди которых нужно определить верную. Компьютер оценивает время выполнения и количество ошибок.
Тренажер «Таблица Шульте» используется для диагностики и тренировки переключения внимания и расширения поля зрения. На экран выводится время выполнения упражнения и количество ошибок.
Эффективность работы на тренажерах зависит:
- от регулярного посещения занятий;
- закрепления полученных знаний дома;
- контроля родителями и учителем уровня усвоения материала.
После 8-10 регулярных занятий у здорового ребенка происходит качественный сдвиг в учебе. Он становится более успешным и активным на уроках. Если этого сдвига не наблюдается, ребенку требуется углубленное психологическое и медицинское обследование, так как он может страдать каким-либо заболеванием, не позволяющим успешно усваивать новое. В этих случаях проводятся дополнительные беседы с родителями о необходимо-
сти комплексного медицинского обследования.
Работа психолога в группе заключается в следующем:
- он составляет целостную психологическую картину особенностей развития ребенка, отслеживает его продвижение;
- помогает другим специа-
листам в уточнении задачи и в подборе наиболее эффективных средств работы;
- определяет функциональную и психологическую готовность ребенка к обучению в школе;
- устанавливает уровень развития вербального и невербального интеллекта;
- определяет особенности развития зрительной, слуховой, смысловой памяти, произвольного внимания, сформированность приемов планирования, контроля, мотивации к обучению, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся.
Психолог использует групповые формы коррекции, в частности, тренинг общего психологического развития. В группу тренинга приглашаются дети, испытывающие трудности в обучении и уже получившие определенные виды коррекционной помощи. Занятия проводятся во внеурочное время с группой в 7-9 человек 2-3 раза в неделю по 1,5-2 ч в течение
4 недель. Тренинг направлен на развитие высших психических функций (произвольного внимания, памяти, мыслительных операций классификации, обобщения, абстрагирования), формирует мотивацию достижения, способствует преодолению тревожности и неуверенности в своих силах.
Занятия проводятся в виде игры, которая постепенно переходит в соревнование. В начале детям предлагают игры и упражнения, которые они могут выполнить без подготовки. Это делается с целью адаптации к групповой форме работы и снятия тревожности. Со временем материал увеличивается в объеме и ребенку приходится прилагать усилия, находить способы работы, которые позволяют ему достигать успеха.
Например, в упражнении «Фотограф» сначала дети запоминают («фотографируют») 5, потом 7, 9, 11, 15, 20, 25 и т.д. открыток. Если запоминание 5 и 7 открыток не составляет труда, то для запоминания 15 и 20 необходимы определенные усилия и применение своего наиболее эффективного способа запоминания (объединять открытки в рассказ, запоминать по цвету и форме, выделять главное и т.д.).
Обсуждение как успешного, так и неуспешного приема запоминания позволяет ребенку понять свои недостатки и исправить их в следующей попытке. Было замечено, что дети забывают свои открытки, но хорошо и долго помнят открытки соседа, увиденные случайно и мимолетно. Обсудив этот феномен, ученики пришли к выводу, что при запоминании своих открыток, за которые получают баллы, они переживают, тревожатся. Это приводит к снижению результата. Открытки соседа не так значимы, но запоминание их проходит легко, естественно, а эффективность его намного выше. Поэтому в течение всего тренинга формируется правильное отношение к своим неудачам, к снятию состояния тревоги за результат.
Упражнение «Фотограф» развивает память, учит детей переходить от механического запоминания к осмысленному, развивает произвольное внимание. Составление рассказа по открыткам способствует развитию речи, логики, мышления, творчества. Написанный, а потом прочитанный в слух рассказ оценивается всеми участниками группы. Дети начинают понимать, что оценка может быть снижена за повторение одних и тех же слов, отсутствие главного действующего персонажа, связанного рассказа и т.д. Они учатся правильно оформлять свои мысли и фантазии, используют выразительные и разнообразные слова.
Благоприятно влияет на детей возможность соревнования со значимыми одноклассниками. Именно в игровой форме преодолевается ожидание своей неуспешности. Достижение успеха в группе служит переходным этапом от индивидуальных достижений на компьютере к проявлениям успешности в классе. Ребенок в собственном представлении переходит из одного статуса (неуспешный) в другой (успешный), что способствует формированию активного и положительного отношения к любой деятельности.
Использование учебного и неучебного материала позволяет решать проблему переноса достигнутых результатов в учебную деятельность. Если логопед и психолог чаще применяют неучебный материал, то дефектолог и преподаватель информатики работают на предметном материале, постепенно увеличивая степень трудности и используя упражнения из программы, которую ребенок изучает в данное время в классе. Так происходят закрепление достигнутых результатов на учебном материале, отработка и оформление их в учебные навыки.
Комплексное преодоление неуспешности предлагает обязательное взаимодействие с классным руководителем и родителями детей. Они наблюдают ребенка дома и в классе, создавая условия для закрепления достигнутых результатов.
Таким образом, под эффективной системой коррекционной помощи слабоуспевающим младшим школьникам мы понимаем взаимодействие специалистов группы с учителем-предметником, классным наставником и родителями. При таком взаимодействии сокращается время пребывания ребенка в группах коррекции (до 8-10 занятий у одного специалиста) и достигаются более значительные результаты.
Группа коррекционной помощи обычно добивается следующих результатов:
- изменяется общее эмоциональное состояние детей. Они становятся активными, уверенными в своих действиях. Начинает преобладать бодрое, веселое настроение;
- появляется познавательный учебный интерес и мотивация достижения, пропадает мотив «избегание неудачи»;
- «прорыв» в одном предмете, чаще всего, способствует продвижениям в других.
В то же время необходимо выделить группу детей, у которых не происходит никаких изменений, несмотря на предпринятые усилия. Как правило, они страдают заболеваниями, которые снижают их способность усваивать что-то новое. К таким недугам относятся болезни шейного отдела позвоночника (сдвиги шейных позвонков, остеохондроз), сколиоз, гельминты, понижение или повышение функций желез внутренней секреции и т.д. Для подобных детей необходимо более глубокое обследование у врачей и прохождение специального медикаментозного и физиотерапевтического лечения, и также комплекс общеукрепляющих оздоровительных мероприятий.
Предлагаемая система коррекционной помощи имеет следующие достоинства:
- снижаются затраты времени, так как не происходит дублирования работы специалистов;
- предупреждаются перегрузки и нервное перенапряжение ребенка, потому что в основном специалисты работают последовательно, а не одновременно;
- отслеживание динамики положительных изменений позволяет своевременно закреплять достигнутые результаты на каждом этапе работы;
- возрастает эффективность работы, так как на одну и ту же детскую проблему специалисты воздействуют с разных сторон и подбирают наиболее действенные средства для конкретного ребенка;
- система удобна учителю и родителям, потому что они получают целостную картину особенностей развития ребенка и его нарушений, а также комплексные рекомендации специалистов;
- система может эффективно использоваться и корректироваться в соответствии с имеющимся контингентом детей в школе.
Однако применение различных коррекционных методик, даже в ходе исправления нарушения звукопроизношения, предполагает проверку их эффективности. Нами были проведены исследования собственной работы при активной помощи психологов школы № 106.
Мы создали и использовали целый комплекс коррекционных приемов и методов исправления нарушений речи. Понятно, что для увеличения их эффективно-
сти помимо обыкновенной арти куляционной гимнастики, постановки звука необходимо применение сопутствующих и развивающих внимание, память, мышление, крупную и мелкую моторику игр, упражнений и заданий.
Этот комплекс включает:
- упражнение с резиновыми мячиками, с помощью которых при произнесении скороговорок, потешек, стихов отрабатываются речевое дыхание, умение осуществлять звукобуквенный анализ, деление на слоги, находить ударный слог, совершенствуется крупная и мелкая моторика, умение передвигаться в пространстве и как результат - происходит осознание схемы тела. Параллельно отрабатывается умение изменять интонационную окраску речи. Удары мячиком приходятся на смысловое и грамматическое ударение в словах;
- упражнения с мозаикой, пазлами, кубиками, конструкторами типа «Лего», игры-головоломки способствуют формированию конструктивно-логического мышления, мелкой моторики, развитию внимания, памяти;
- упражнения с магнитной доской, фланелеграфом, разрезной азбукой помогают формированию звукобуквенного анализа, слогового состава слов, развивается понятие о фонемах.
Все эти упражнения проводятся перед артикуляционной гимнастикой и специальным речевым материалом для формирования и закрепления правильного звукопроизношения. Либо их можно сделать в промежутке в качестве отвлекающих, расслабляющих и настраивающих психику на другую работу.
Коррекционный период может длиться от 1,5-2 месяцев до полугода. За это время, в зависимо-
сти от степени развитости интеллекта, памяти, внимания, осуществляется коррекция как речевых нарушений, так и отклонений в психическом развитии. Несомненно, что совершенствование функций памяти, внимания, крупной и мелкой моторики непосредственно скажется на развитии интеллектуальных способностей. Ведь оптимизация коммуникативных возможностей впрямую повлияет на это!
Мы оценили интеллектуальный уровень в начале и в конце года. Данные по сравнительному анализу позволяют сделать вывод о довольно значительном изменении показателей за год, что говорит о положительном влиянии специальных коррекционных упражнений. Это в свою очередь позволяет предложить совокупность данных коррекционных способов для широкого применения в практике работы с учениками, имеющими трудности в речевом и психическом развитии.
Некоторые примеры снижения показателей интеллектуального развития прямо связаны с длительной болезнью детей. Тем более интересны примеры, когда, несмотря на органическое поражение ЦНС и сложное нарушение устной и письменной речи, присутствует значительное улучшение этих показателей.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
2. Непогодова И.А., Смирнова Л.В. Карта прогноз-коррекции: Метод. пособие в помощь практ. психологам и учителям нач. кл. Майкоп, 1994.
3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.