Кабаченко Е. И., учитель-логопед; Кабаченко Н. А., учитель-логопед ДОУ № 2246, Москва
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем современной логопедии. Она может решаться силами дошкольных учреждений путем открытия в них развивающих диагностических групп кратковременного пребывания. Там могут использоваться государственные и вариативные программы, не противоречащие потребностям и возможностям детей раннего возраста.
В статье представлен и обоснован опыт организации группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой» для детей раннего возраста, работающей с использованием программы «Истоки» и методики М. Монтессори.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам — в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Основной вид деятельности ребенка раннего возраста — предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода — произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.
Мышление в раннем возрасте наглядно-действенное. Мыслить для ребенка — значит действовать здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.
Память проявляется только при активном восприятии, когда ребенок узнает знакомые предметы и выполняет знакомые действия.
Внимание также тренируется лучше всего в предметной деятельности, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его, совершая с ним различные манипуляции.
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — это речь. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 — 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Речь не является функцией органов артикуляции, это прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.
В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии и особенно при его отставании.
М.М. Кольцова и М.С. Рудина отмечают, что совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени тренировки движений пальцев ребенка [3]:
— в возрасте около 5 мес. ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, а сам захват осуществляется уже не всей ладонью, а пальцами;
— в 6 мес. движения схватывания становятся более точными, уверенными, а в 7 — появляется артикуляция слогов;
— в 8—9 мес. ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами, осуществляя так называемый пинцетный захват и показывает пальцем на привлекающий его предмет.
И только вслед за развитием таких тонких дифференцирован ных движений пальцев начинается произнесение первых слов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.
Однако приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними, когда ребенок начинает понимать, что ложкой едят, расческой расчесываются, мячик катают. Внимание и личная обращенность взрослого стимулируют и поддерживают ребенка, побуждают действовать и совершенствовать умения, придают ему уверенность.
Сотрудничество, как утверждают психологи, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным, ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.
В этом плане большую актуальность приобрела методика, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом, первой в истории человечества женщиной — доктором наук Марией Монтессори.
Создавая свою педагогическую систему, она исходила из ведущей роли ребенка в собственном развитии, которая определяется потребностями, побуждающими его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими их реализовать.
М. Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания. Она считала, что с самого рождения ребенок как губка впитывает все, что его окружает. Сенсомоторика (зрение, слух, осязание, обоняние) служит тем устройством, посредством которого происходит развитие человеческого разума. Необходимо только соответственно обустроить пространство, окружающее ребенка, и профессионально поддержать его. Главные предпосылки, которые имеются у малыша для строительства самого себя — это впитывающее мышление и возрастные сензитивные периоды.
Под воспитанием в Монтессори-педагогике понимается помощь психическому развитию ребенка с самого рождения. Одним из необходимых условий ее осуществления является взрослый (педагог, близкий родственник). При этом его прямое воздействие должно быть ограничено, поскольку любая ненужная помощь становится препятствием в развитии ребенка. «Помоги мне это сделать самому» — вот принцип, который лежит в основе совместной деятельности взрослого и ребенка.
Другое условие — это правильно организованная предметно-пространственная среда. Огромное значение Монтессори придавала развитию чувств, воспитанию сенсорной культуры. Она считала, что, начиная с упражнения по формированию сенсомоторики, ребенок движется к становлению интеллекта. Поэтому Монтессори уделяла такое большое внимание разработке и систематизации дидактического материала, в занятиях с которым у ребенка формируются восприятие, память, наблюдательность, сосредоточенность, запас понятий, настойчивость, усидчивость, умение доводить работу до конца, аккуратность.
Главным результатом воспитания и обучения детей по методу Монтессори можно назвать нормализацию, т.е. изменение поведения ребенка от девиантного к нормальному. Нормализованный ребенок развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, уравновешен, способен длительное время сосредоточенно работать, любознателен и социален.
В 2000 г. ассоциацией Монтессори-педагогов России была создана программа группы «Вместе с мамой» для детей от 8 мес. до 3 лет, работающей по методике Монтессори. Эта программа и стала основой для создания группы адаптации и развития в нашем ДОУ.
Основные цели работы Монтессори-группы:
— адаптация ребенка в коллективе, обеспечение его психофизического, личностного и интеллектуального развития;
— формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками;
— взаимодействие с родителями, для развития у них педагогической компетентности (обучение приемам работы с ребенком, вовлечение в процесс обучения и воспитания);
— ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии;
— подготовка ребенка к поступлению в детский сад.
В качестве средств образования и источников развития ребенка выступают:
— специально подготовленная среда;
— педагог как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения;
— мама или близкий родственник, непосредственно руководящий деятельностью ребенка.
Для того чтобы малыш мог полноценно развиваться, ему необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребность в спонтанной деятельности, даст пищу разуму и не скует движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка. Для ее создания исполь зуется Монтессори-материал и другие, специально подобранные предметы и пособия. Этот материал с успехом может быть использован как дидактический и коррекционный. Существуют и определенные требования к материалу:
— должен быть автодидактичен;
— иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля;
— отвечать эстетическим и экологическим требованиям.
У каждого взрослого в группе есть свои роли и свои задачи. Кроме безусловной любви и приятия ребенка таким, как он есть, взрослый должен стать посредником между ребенком и окружающей средой.
Здесь в роли учителя выступает не только педагог, но и близкий родственник. Его присутствие помогает устранить психотравмирующий фактор, позволяет ребенку быстрее адаптироваться в окружающей среде.
Главной формой деятельности ребенка в группе является работа, основанная на свободе выбора:
— материала;
— времени и продолжительности работы с ним;
— места для работы с переносным материалом;
— партнера или партнеров;
— общения со взрослыми и детьми.
Кроме того, в группе соблюдаются следующие принципы:
— «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим»;
— «После работы с материалом — поставь его на место».
Специально подготовленная предметная среда имеет семь зон.
1. Развития крупной моторики.
2. Для упражнений в установлении причинно-следственных связей и перехода от действий к деятельности.
3. Сенсорного развития.
4. Развития мелкой моторики.
5. Упражнений с водой.
6. Продуктивной и изобразительной деятельности.
7. Развития речи.
Зона развития крупной моторики предназначена для формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Здесь ребенок учится ощущать свое тело в пространстве.
В зоне сенсорного развития находятся материалы, способствующие становлению зрительного, тактильного, слухового восприятия. Здесь ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь. В этой зоне, как и в других, ребенок сам выбирает материал для работы. Взрослый должен показать, как с этим материалом следует обращаться, а потом помочь убрать его на место.
В зоне развития мелкой моторики ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом). В результате не только формируется мелкая моторика пальцев рук, но и осуществляется пинцетный захват, координируется работа руки и глаза, обеих рук.
Зона упражнений с водой представляет собой часть зоны по развитию мелкой моторики и выполняет те же задачи. Кроме этого, ее материалы имеют выраженный, терапевтический эффект. Работа с водой снимает повышенную возбужденность и успокаивает. Здесь формируются навыки переливания, наливания, отжимания. Ребенок учится вытирать пол, стол, поднос, взбивать пену, пользоваться грушей, пипеткой, губкой, ситом.
В зоне продуктивной и изобразительной деятельности ребенок имеет возможность рисовать пальцем по манке, рассыпанной на подносе, мелом на доске, фломастером на прозрачном органическом стекле, повторяя рисунок, подложенный снизу. Может работать с бумагой и ножницами, соленым тестом, пластилином. Все это, конечно, делается под руководством и присмотром взрослого.
В группе адаптации и развития «Вместе с мамой» вся работа направлена на создание предпосылок своевременного возникновения речи и базы для ее полноценного формирования. Зона развития речи содержит материал, способствующий становлению пассивного и активного словаря. Это карточки по различным темам (одежда, обувь, игрушки, посуда, животные), объемные фигурки животных, объемные наборы по темам, посуда, мебель и т.д. Кроме того, имеются материалы для соотнесения предмета с его изображением, для усвоения названий не только предметов, но и их частей, действий, признаков.
Главным методом обучения в речевой зоне является трехступенчатый урок.
1. Взрослый показывает и называет предмет: Это собака. Это кошка. Это корова. Здесь вовлекаются в работу, если возможно, не только слуховое, но и зрительное, тактильное, стереогностическое восприятие ребенка.
2. Взрослый просит показать предмет: Где собака? Где кошка? Где корова? Здесь ребенок не пассивно созерцает предметы, но и активно действует с ними, ища соответствия.
3. Взрослый задает вопрос, показывая предмет: Что это?
Первые две ступени урока служат для обогащения пассивного словаря.
На этой ступени новые термины переходят из пассивного словаря в активный. Ребенок называет термины, отвечая на вопросы педагога. На какой ступени урока остановится в конкретном случае взрослый — зависит от ребенка, уровня его речевого развития.
Активизации речевого развития также способствуют пальчиковая гимнастика и специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением.
Очень важна работа с фланелеграфом: с его помощью закрепляются понятия, усвоенные ребенком при работе в зонах сенсорного развития и развития мелкой моторики: большой — маленький, длинный — короткий, цвета, формы и др. С опорой на фланелеграф даются звукоподражания, названия предметов, действий, признаков, иллюстрируются и заучиваются маленькие стихотворения, потешки и народные сказки. Работа с фланелеграфом дает возможность, с одной стороны, вводить новые понятия, а с другой — закреплять уже имеющиеся знания, развивать память и увеличивать запас необходимых слов.
Наш опыт работы с детьми раннего возраста позволяет сделать вывод, что занятия в группе «Вместе с мамой» способствуют своевременному появлению речи и предупреждению задержки речевого развития. Это происходит потому, что ребенок, находясь в специально подготовленной предметно-пространственной среде, в процессе свободной работы, в присутствии мамы (или другого родственника) получает возможность полноценно развиваться.
Благодаря таким занятиям, мама приобретает необходимые педагогические знания, учится сотрудничать с ребенком и педагогом, видеть проблемы ребенка и помогать ему их преодолевать, а педагог получает возможность вести наблюдения за ребенком и заниматься диагностикой, а если нужно — планировать коррекционную работу.