Аннотация: Возможность человека жить полноценной жизнью тесно связана с его коммуникативными способностями. В данной статье делается акцент на учёт психологических, общедвигательных, эмоционально-волевых особенностей детей с нарушениями речи при построении коррекционно-развивающей работы в детском саду. Обозначается возможность использования модели интегрированных групповых занятий педагога-психолога и учителя-логопеда, с включением в их содержание техник арт-терапии.
Ключевые слова: коммуникативные способности, комплексное психологическое сопровождение, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия.
Возможность человека жить полноценной жизнью и быть успешным членом общества тесно связана с его коммуникативными способностями, с умением говорить и общаться. Язык является главным средством и основным инструментом взаимоотношений людей между собой. Возможность выражать свои мысли, поддерживать диалог, делиться своим мнением – это жизненно важные умения для разностороннего развития человека и его социализации.
Ежегодно отмечается тенденция к снижению количества дошкольников с речевой нормой. Уже в средней группе детского сада некоторые дети начинают замечать недостатки своей речи, нередко даже болезненно реагируя на это, испытывают соответствующую тревогу. Они стесняются говорить, отвечать на вопросы взрослых, читать стихи на праздниках, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. В большинстве своём, недоразвитие или поражение речевой системы приводит к возникновению ряда вторичных отклонений, таких как: ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатки памяти, внимания, снижения уровня обобщений, недостаточное развитие умения строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.
Нередко, определенные нарушения речевого развития также сочетается с такими общедвигательными нарушениями, как плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Часто страдает и эмоционально – волевая сфера. В таких случаях мы наблюдаем выраженный негативизм, а именно, противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных людей; агрессивность, конфликтность; повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемую навязчивыми страхами; повышенную обидчивость, ранимость, склонность к болезненному фантазированию и др.
Функционирование любого детского образовательного учреждения исходит из принципов и подходов современной системы образования, таких, как адаптивность системы образования к потребностям обучаемых, дифференциация и индивидуализация, гуманизация и др. Исходя из этого, основными целями деятельности педагогических работников являются полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. В связи с этим задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среде нормально развивающихся сверстников. Деятельность же психолога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация данных целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
В нашем детском дошкольном учреждении разработана такая модель взаимодействия логопеда и психолога, основной целью которой является реализация задач по развитию у дошкольников коммуникативных способностей, комфортности в общении и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника в системе воспитательно-образовательного процесса.
Коррекционно-развивающий процесс в данном случае реализуется через проведение интегрированных групповых психолого-логопедических занятий с детьми с использованием техник арт-терапии. В структуру совместных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда включены игровые технологии, а именно такие игровые приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования коммуникативных способностей ребенка. Каждое занятие содержит физкультминутки и релаксационные упражнения, позволяющее снять психоэмоциональное напряжение, поддержать положительный эмоциональный фон в группе. Помимо этого, в содержание занятий также включены задания на развитие познавательных процессов и мелкой моторики.
Среди разнообразных техник арт-терапии, применяемых на совместных занятиях специалистов с детьми, имеющими нарушения речи,успешно зарекомендовали себя такие направления, как песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, а также совместное применение данных техник.
Песочная терапия – это направление, которое использует потенциал песка для творческого самовыражения, а также для разрешения личностных проблем через работу с символичными образами. При манипулировании с песком (или манкой) у ребенка возникает чувство безопасности, удаётся успешно снять психологическое напряжение. На песке можно легко исправить ошибки, проявить свою фантазию, благодаря чему ребенок имеет возможность ощущать себя успешным.
Особую популярность на наших занятиях имеют такие упражнения, как: «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя разнообразные движения (как машинки, змейки и др.); «пройтись» ладонями по дорожкам на песке, оставляя на них следы; создать отпечатками ладоней, кулачков причудливые узоры на поверхности песка и др. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. Песочницу можно использовать для нахождения определенной фигурки или буквы, закопанной в песке, а также многое другое. [1.]
Следующее направление арт-терапии, применяемое в работе с детьми с речевыми нарушениями–сказкотерапия. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сбросив напряжение, эмоционально отыграв спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся увереннее в себе, активнее, восприимчивее к людям и окружающему миру.
На наших занятиях используются различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, сочинение, пересказ сказки, театральная постановка.
Работа в данном направлении начинаются с подключения ребёнка к разыгрыванию сказки, когда во время демонстрации сказки, по ходу действия, психолог, ничего не объясняя ребёнку, передаёт ему одну из игрушек. Затем, обращаясь к этой игрушке, от имени своего персонажа задаёт вопрос персонажу ребёнка. Например, «Светлячок, я потерял дорогу домой. Помоги. Как ты это сделаешь?» и пр. Наличие игрушки помогает ребёнку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа. После показа сказки, специалист задаёт вопросы ребёнку, побуждающие его анализировать, рассуждать. Подобные упражнения совершенствуют словесно-логическое мышление ребёнка и словарный запас. Заключительным этапом работы в данной технике является «самостоятельное разыгрывание и моделирование ребёнком сказки». [3.]
Изотерапия - это воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством. Изотерапия является средством вывода внутренних конфликтов вовне, способствует осознанию собственных переживаний и чувств, содействует развитию творческих способностей.
Для коррекции речи, развития мелкой моторики, а так же развития творческих способностей детей используются следующие техники изо-терапии. Это техника «кляксография», ниткография; пальцевая живопись, рисование ладонями, рисование мягкой бумагой, листьями, палочками, камушками и прочим, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, техника «марания», акварисование (эбру), а также техника отпечатывания ватой и «оттиск пробками». Такие незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, а это способствует развитию речи, произвольного понимания и памяти, что очень важно для детей с речевым нарушением. [2.]
Использование данной модели взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда способствует эффективным, качественным изменениям, как в речевом, так и в психическом, эмоционально-волевом, социально-коммуникативном развитии дошкольников, а также даёт возможность вовремя предупредить многие дальнейшие трудности.
Литература:
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – Москва: «Академия», 2001.
- Ткаченко Т.А. Технология моделирования и разыгрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками // Практическая психология и логопедия. – 2003. - №3-4.