Ванюхина Г.А., канд. пед. наук, преподаватель кафедры психопатологии и логопедии ИСО УрГПУ, г. Екатеринбург
Чтение, как письменную речь, можно назвать «знаком знаков». Если человек говорящий социален, то человек читающий социален вдвойне. Ведь он способен сохранять и передавать оречевленную информацию, расширяя круг сообщений во времени и пространстве. Поэтому любая методика обучения грамоте действует прежде всего с позиций культуросообразности. Однако навыки чтения взрослых людей, доведенные до автоматизма и подчиненные преимущественно техническим характеристикам, неосознанно привносятся ими в процесс обучения грамоте детей.
Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:
•Смешиваются понятия «звуки» и «буквы», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа-синтеза.
•Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета онтогенеза и патогенеза их фонемных имен (звучания). Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста.
•Название согласных букв дается в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]… или с призвуками [СЭ, КЭ]… Это приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] вместо МАМА или [СЭТЭУЛЭ] вместо СТУЛ, искажает и замедляет механизм слияния фонем.
•Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]…) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости…
•Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона, а следовательно, осознанность и целеобусловленность приобретаемых лексических умений как познавательного средства.
•Не уделяется должного внимания глубинному содержанию жизни фонемно-графических образов - истокам звукобукв, культуре письменной речи, ее значимости для общения и познания.
Таким образом, на начальном этапе обучения грамоте даже дети с развитым фонетико-фонематическим слухом невольно становятся временными дислексиками, их читательский интерес резко падает.
Технологическая некачественность методик обучения грамоте заставляет обращаться к принципу природосообразности и привлечению культуросообразных наработок в этой области.
Природосообразные подходы к процессу образования предусматривают поддержание естественной развивающей среды, создание условий для разноуровневых биосоциальных коммуникаций, сотрудничество ребенка и взрослого, а также соблюдение онтогенетических закономерностей познавательных и речевых механизмов.
Уточним их ключевые положения на примере биоадекватных технологий программы «Речецветик».
Учет возрастных
и индивидуальных психологических
особенностей ребенка
Современный компьютеризованный мир, в котором письменная речь становится ведущим коммуникатором и транслятором знаний, имеет потребность в более раннем и качественном лингвистическом развитии. Рассмотрим, как это согласуется с возможностями языковой природы человека.
Прежде всего, обратимся к индивидуальным способностям детей при овладении ими чтения. Личностные вербальные накопления подсознания (речевая интуиция) позволяют одному ребенку мгновенно «припомнить» и применить лингвистический опыт, другому - нарабатывать его заново. Первый начинает читать легко и правильно и нуждается в обучении звукобуквенно му анализу в качестве профилактики отдельных недостатков. Другому ребенку необходим полный и длительный курс знакомства с механизмами грамоты. Отсутствие навыков фонетико-фонематической деятельности требует создания специальных условий по преодолению дислексий.
Правомерно также поставить вопрос о необходимости обучения грамоте детей дошкольного возраста. По мнению американского психолога-педагога Глена Домана, ребенок от 3 до 5 лет может овладеть одновременно несколькими языками и легко осваивает механизм чтения. Постепенно эта способность затухает.
Наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на те же возрастные сроки. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В послед-нее время отмечается их «омоложение». Большинство детей начинают читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, дисметодичных педагогов. Неверно сформированные стереотипы приводят к дислексии и преждевременному снижению интереса к чтению, еще не успевшему стать ведущим познавательным средством.
Переучивание «ранних читальщиков» в школьном возрасте создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность. Необходима не только корректировка технологического обеспечения современных образовательных программ по развитию речи до-школьников, но и ввод в них «читательского ликбеза» для воспитателей и родителей. Отсюда вытекает проблема доступности и увлекательности материалов по обучению грамоте. Ее решение - в одном из аспектов природы познания: быстром и прочном освоении нового на основе старого (знакомого).
Обращение к закону Подобия
Жизнь речи аналогична жизни ее хозяина - человека. Хорошая ориентировка в ближайшем окружении поможет ребенку сориентироваться в функционировании речевых структур.
В речевой стране «Речецветика» Говорунии живут звуковые человечки - девочки-гласные и мальчики-согласные. У них, как и у людей, есть дома, которые называются словами. Каждый звук занимает ему одному отведенную квартирку-букву. Попробуйте вселить другого жильца или поменять номер квартирки - сразу выстроится дом-слово с новым названием.
В каждом доме есть подъезды - слоги. Мальчиков-согласных в каждом подъезде может поселиться много, по одному или ни одного. Зато обязательно должна жить одна девочка-гласная: иначе никакого порядка не жди. Она и ключи от слова хранит, и возгласами согласных дирижирует.
У разных домов разные крыши. Слова-предметы имеют крышу в виде треугольника, слова-особенности (признаки предметов) - в виде расцвеченного треугольника, как бы заполненного определенными свойствами. Крыши слов-действий представлены треугольником с ручками и ножками, символизирующим движение. Жители первых домов спрашивают у всех кто это? что это? Вторые постоянно интересуются какой он? какие они? как это? Третьи действуют и уточняют что делал? (ручки и ножки треугольника направлены влево), что делаешь? (ручки и ножки треугольника нейтральны), что будешь делать? (ручки и ножки треугольника направлены вправо).
Где есть слова-дома, там есть и улицы-предложения, и целый город-рассказ. Улицы заканчиваются клумбами - точками, фонтанами - вопросительными знаками или дорожными столбиками - восклицательными знаками. В речевом городе посажены деревья - дерево родных слов, на котором вырастают слова-родственники от одного и того же корешка с помощью приставочек-листьев и концовочек-плодов.
В стране Говорунии разводят животных, например, ослик - символ упрямых слов. Есть в ней свои циркачи: переворачивающийся человечек - символ слов-наоборот, есть слова-близнецы - паронимы. Разные слова об одном и том же (синонимы) носят значок «приблизительно». У связанных слов (ситуативные лексемы) всегда с собой клубок ниток со спицами. Соединители слов - предлоги и союзы, обозначены цеплялкой (знак бесконечности).
Чтобы не заблудиться в Речевом городе, дети с интересом изучают план его строений, определяют, как начинаются и заканчиваются улицы-предложения, сколько на них домов-слов, какие звуковые человечки там живут и как заполняются их анкеты с именами, фамилиями и отчествами (характеристика звуков).
Многие педагоги используют символику и образную терминологию «Речецветика». Однако делают это фрагментарно. Понятия слова-родственники, слова-наоборот, слова-предметы сочетаются с научными терминами-обозначениями или с собственными названиями, выпадающими из семантического сюжета речевого города. Среди бессистемных сведений принцип аналогий действует менее эффективно.
Обращение к принципу семантической организации речи (сема - значение)
Освоение смысла, обозначенного словом, проходит в определенной последовательности:
- корневой (собственный) смысл объекта познания в виде начальной формы слова как ядра понятия;
- родственные связи смысла, передаваемые однокоренными словами;
- противоположные связи смысла, передаваемые антонимами;
- близкие связи смысла, передаваемые синонимами;
- смежные связи смысла, передаваемые ситуативными словами.
Так формируется семантическое поле - информационное пространство понятия, выраженное комплексом невербальных и вербальных ассоциаций, возникающих во-круг слова и уточняющих его значение.
Любой вербализованный познавательный процесс организуется по такому семантическому алгоритму: ядерные (корневые) - родственные - противоположные - близкие - смежные понятия (на лексико-грамматическом материале познавательной событийной темы).
Аналогично выстраиваются физиологические и смысловые взаимосвязи фонем.
Алгоритм звуковой физиологии четко просматривается в схеме фонетического генезиса.
П-П’ - Б-Б’ - М-М’ Ф-Ф’ - В-В’
Т-Т’ - Д-Д’ - Н-Н’ Ц С-С’ - З-З’
Л-Л’ Ч Ш-Щ - Ж Р-Р’
Й
К-К’ - Г-Г’ Х-Х’
Каждый звук как фонематическое ядро имеет родственные - противоположные - схожие - смежные фонемы по способу и месту образования. Освоение речевого звука происходит в условиях его дифференциации по всем обозначенным ассоциатам семантического поля фонетики. Отсюда вытекает необходимость в определенном порядке изучения и различения звукобукв. Соблюдение этого природосообразного принципа является мощным профилактическим и корректирующим средством дислексий. Однако применяется он только в логопедических технологиях обучения грамоте.
Не менее важно обращение к семантике графо-фонемного образа.
Традиционно в педагогике лексемы и графемы рассматриваются как бессодержательная отдельность - кирпичики для строительства слова, наполненного смыслом. Между тем, каждая звукобуква несет в себе информационный код (А.Ф. Шубин-Абрамов). Об этом же свидетельствует название звукобуквенных сочетаний: СЛОГИ - слитые ЛОГИ-смыслы.
Фонетическая семантика нашла применение в техниках программы «Речецветик». Для раскрытия глубинного смысла звучания изолированная фонема преподносится в ситуативном окружении. Так, звук [у], несущий свет знаний и открытий, побуждает детей к удивлению («У, сколько грибов и ягод», - восклицает девочка Уля с картинки). Звук [а] - транслятор новостей, привлекает внимание к поступающей информации (детям предлагается помочь мальчику «убежать» от испуга по кричащей дорожке звука [а], который сообщает окружающим о случившемся, способствует выбросу страха, успокоению и оценке ситуации). Звук [ж] - символ жизни (жужжа своей живительной мелодией, он приглашает детей на день рождения).
Такие приемы питают и улучшают речевую интуицию.
Кроме того, предусмотрено многократное озвучивание и вариативное графическое изображение звукобукв. Благотворно влияя на физические и психические функции организма, графо-фонетика служит общему оздоровлению и повышению познавательной работоспособности детей. Вот почему необходимо проникновение в звукобуквенные образы, а не беглое и поверхностное знакомство с ними, как это принято в большинстве современных методик. Через глубинное осознание механизмов грамоты реализуется их истинное назначение - всестороннее гармоничное развитие человека.
Учет алгоритма познавательного движения, выраженного формулой
С1 - АН - С2 (синтез 1 - анализ - синтез 2), где
С1 - общее представление,
АН - различение сведений,
С2 - обобщение познанного
Дошкольники воспринимают сведения в режиме первичного синтеза, т.е. целостно и всесторонне, в единстве со всем окружающим. В ситуативном познавании (среда, обстоятельства и действия в них) речевая отдельность (звук, слово, предложение) воспринимается детьми в «живом» познавательном процессе через сопоставление комментариев педагога и собственных высказываний. Происходит сцепление речевых знаков с их содержательной основой - непосредственным восприятием событий. Поэтому обучать дошкольников чтению необходимо в едином смысловом пространстве, т.е. проводить ситуативное погружение в лексическую тему со всеми ее близкими и отдаленными взаимосвязями.
В техниках комплекса «Речецветик» материал занятий по обучению грамоте подается на общетематической основе. Звуки, слова и предложения для звукобуквенного анализа и чтения воспринимаются через познавательный сюжет. В результате все речевые компоненты осваиваются в генетически адекватной им структуре семантического поля. Обратимся к примерам смыслообусловленной подачи звукобуквенных и слоговых образов.
•Представление буквы А сопровождается интонационными знаками и соответствующими картинками или инсценировками (А… - понимающе соглашается с просьбой девочка. А? - спрашивает не расслышавший маминых слов малыш. А! - вскрикивает кукла, которой поставили укол).
•Чтение прямых и обратных слогов в вариациях гласных У, А, О, И с буквой Х представлено ситуативными возгласами в процессе предновогодних хлопот: У___Х! АХ! ОХ, указательным местоимением ИХ и хохотушками ХА-ХА, ХО-ХО, ХИ-ХИ…
•Воспроизведение изолированных слогов дополняется устным предугадыванием слов (АП - АПчи, АПрель, АПпарат, АПпликация…; НО - НОс, НОга, НОгти, НОжницы…). Семантическая обусловленность возникает благодаря введению слога в структуру слова.
•Сюжетно интерпретированы слоговые дорожки (Свистящий весенний воздух надувает паруса корабликов с номерами У, А, О, Ы: АС__А, АС___О… УС___А, ОС___Ы…). Отдельные звукобуквы и их звукосочетания несут смысловую нагрузку.
•Знакомство с новыми звуками происходит благодаря их выделению из слов или фраз, обозначающих сюжет:
- слово над предметной картинкой на ассоциативном каталоге - указателе звуковых и словарных тем пособия «Речецветик» (Пшеница - звукобуква П, «Растения поля»; вОлк - звукобуква О, «Дикие животные зимой»);
- звуковые прятки, насыщенные заданным звуком слова и фразы, сопровождающие сюжетные картинки упражнений «Речецветика».
•Выработка графо-моторных навыков также происходит в познавательной ситуации. Сюжетом для восприятия структуры букв служит:
- контекст буквенных запоминалок (Э тянула язычок - порвала себе бочок; сходу букву П найдем, заглянув в дверной проем; букву Ю зовут толстушкой: спинка, ручка, в ручке - брюшко…);
- буквенные структуры, создаваемые пластикой тела, рук, пальцев, в стихотворном сопровождении;
- вариативное изображение букв из окружающих предметов посредством разнообразной поисковой и продуктивной деятельности. (Найти веточку, похожую на букву У, расположить ее правильно и обвести пальчиком; изготовить букву С «вкусным» способом: надкусить бублик, блинчик, круглое печенье; букву Р, выложенную из палочек, переделать в Ь.)
Формула познавательного движения С1 - АН - С2 помогает решить одну из спорных проблем методик обучения чтению: какая речевая единица является семантическим ядром процесса овладения грамотой - звукобуква, слово или предложение?
В технологиях, берущих за основу фразу, происходит движение от общего к частному: С2 - АН - С1. Это попятное повторение того пути фонетико-фонематического анализа-синтеза, который ребенок уже прошел. После инволюционного погружения в структуры устной речи дети попадают в условия скоростного и поверх-ностного знакомства с буквами. При этом согласованию звукобуквенных образов уделяется минимум внимания.
Программа «Речецветик» предлагает продублировать звуковой генезис от семантической фонемы через лексему-слово к лексеме-фразе. Повторение природосообразного пути фонетико-фонематического развития способствует закреплению и коррекции его содержания. Одновременно сопрягаются эволютивы устной и письменной речи. Освобождается время для глубинного осознания совмест-ного фонемно-графического образа. Звук «вселяется» в букву, материализуется в ней, наполняя ее своим чистым звучанием (М, а не ЭМ и не МЭ). Такие звукобуквенные союзы, как носители информации подсознания, оформляясь в слово, позволяют разворачивать ее во внешний мир и обозначать смысл происходящего.
Соблюдение
принципа развития
Учет закономерностей общего и речевого филогенеза
В круг общения ребенка входят стихии земли и космоса, минералы, растения, животные, разновозрастный человек, психический мир разума (ноосфера по В.И. Вернадскому).
Речь развивается в подобии языкам природы. Крик младенца соответствует звукам стихийных явлений, знаковые сопроводители общения (причмокивание, кряхтение, жесты) - языку минералов. Гуление связано с языком растительного мира. Лепетные слоги являют ся дубликатом языка животных. Стремления выражают язык души. Только после 9 мес. ребенок осваивает собственно речевые последовательности (слова, фразы).
Любые отклонения на этапе общезвукового генезиса ведут к стойким нарушениям речи и познавательных процессов. Осознанное повторение и коррекция биосоциальных взаимодействий исправляют ошибки дисгармоничного общения с природой.
Такой природосообразный подход обеспечивается специальным эволютивным курсом «Преддверие Речецветика» программы «Речецветик».
Разработаны образовательные направления «Мир, открывающий свои секреты», «Сказочная звукология», «Веселый артстадион» и «Книголюб», которые вместе с представителями природных царств (духовята Звездочка, Огонек, Ветерок, Капелька, гномик Элик, фея Веточка, дедушка-Медведушка, Сорока-стрекотуха, домовенок Вовка):
- учат понимать языки природы и окружающих предметов в общении с ними;
- способствуют развитию речевой интуиции, фонетико-фонематического восприятия, общей и артикуляционной моторики;
- закрепляют фонетические и семантические навыки посредством обращения к природным эволютивам речи (от звукоподражаний представителям природных иерархий до согласования лексических форм с их содержанием в системе лексико-грамматических игр с «ядерными» словами-предметами, словами-особенностями, словами-действиями);
- помогают осознать значимость речи.
Использование закономерностей речевого онтогенеза
Этапы развития письменной речи общей педагогикой обозначены в традиционных азбуках и букварях и усовершенствованы логопедической школой с учетом фонетических онтогенезов и патогенезов.
Учебно-коррекционный материал программы «Речецветик» выстроен в соответствии с периодами становления речи (А.Н. Гвоздев), физиологией и порядком появления звуков (Р.Е. Левина), возрастной восприимчивостью к звукобуквенному и слоговому анализу при освоении грамоты (Г.А. Каше). При этом внесены отдельные изменения и дополнения, учитывающие природные свойства процесса фонетико-фонематического анализа-синтеза.
•Алгоритм знакомства со звукобуквенными взаимосвязями:
У, А, У-А, И, П-П’, Э, Т-Т’, К-К’, М-М’, А-У-Э-И, О, Х-Х’, К-Х - К’-Х’, Ы, Ы-И, Н-Н’, Л-Л’, Й, Й-Л’, С-С’, З-З’, С-С’ - З-З’, Б-Б’, В-В’, Д-Д’, Я = [ЙА], Я = МЯ [М’А], А-Я, Г-Г’, Ш, Ш-С, Е = [ЙЭ], Е = МЕ [М’Э], Э-Е, Ж, Ж-З, Р-Р’, Р-Л, Р’-Л’, Ё = [ЙО], Ё = МЁ [М’О], О-Ё, Ь, Ч, Ч-Т’, Ю = [ЙУ], Ю = МЮ [М’У], У-Ю, Ц, Ц-Т-С, Ц-Ч, Ф-Ф’, Щ, Щ-Т’-С’, Щ-Ч, Щ-Ч-Ц, Ь, Ъ - разделительные знаки.
Внутри каждой звуковой темы как фонетико-фонематического ядра проходит дополнительная дифференциация базового звука с фонемами:
- родственными по способу образования;
- противоположными по твердости-мягкости, глухости-звонкости и по месту образования;
- близкими (схожими) по артикуляционному укладу;
- близкими по их ситуативным (смежным) связям в фонетическом ряду слова сообразно строению и функционированию семантического поля звука.
•Пусковой механизм чтения - называние звукового имени буквы как фонетической отдельности в ее семантической интерпретации. Первоначально дети читают ситуативно обусловленные слова-возгласы и звукоподражания, передаваемые гласными буквами: изолированными (У___, А? …) и в парах (АУ! ИА …), затем гласными и согласными вне слияния в структуре закрытого слога (АП! У__Х, ИМ …).
•Принцип слияния осваивается на щелевых фонемах, так как протяжное звучание позволяет согласному звуку беспрепятственно перетекать в гласный (Х А = ХА). Знак слияния - дуга под буквами, проведенная от согласного к гласному, используется с добавлением цветовой дифференциации. Твердое слияние обозначается синей дужкой, мягкое - зеленой (соответственно колору костюмчиков-фишек звуковых человечков).
•Чтение обратных слогов сопровождается знакомством с глухими согласными (П, Т, К) и звонкими непарными согласными (М, Н). Звонкие парные согласные звуки вводятся после осмысления механизмов слияния, при котором не происходит их оглушения (ЗА, БИ).
•При оглушении (НОЖ [НОШ]) и озвончении (СДАЛ [ЗДАЛ]) согласных, а также в безударных позициях гласных (СЛОНЫ [СЛАНЫ]) над сомнительной буквой ставится орфоэпическая черточка-предупреждение. Этот прием заимствован из техники обучения грамоте глухих детей (Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина). Например, над буквой Б в слове ДУБ печатается черточка с буковкой П. В «Речецветике» имена сомнительных букв определяются по атрибутам звуковых человечков. Слова-проверялки следует искать на дереве родных слов (НОЖИ - НОЖИК…, СЛОНЫ - СЛОНИК…).
Фонетико-фонематические закономерности механизмов письменной речи отражены в алгоритме чтения и анализа ситуативно-контекстных слогов и слов:
- слог из одной гласной буквы (А___ … А? А!);
- слог из двух гласных (АУ, УА);
- обратный слог, звуки вне слияния (АП! ЭХ!);
- слог-слияние (Х___А = ХА, Х___И = ХИ);
- слова типа ХОП, КОТ - ТОК;
- сравнение твердого и мягкого слияния (ПЫ - ПИ);
- односложные слова типа МЫЛ - МИЛ, КОТ - КИТ;
- сравнение звонких и глухих согласных в слиянии (СА - ЗА, СИ - ЗИ);
- двухсложные слова, паронимы типа КОСЫ - КОЗЫ, СИМА - ЗИМА;
- слова типа БУТОН, БАНКА;
- слова типа СТУК, ЛИСТ, СТАКАН;
- трехсложные слова типа МАШИНА;
- слова сложной структуры из трех-четырех слогов и со стечением согласных;
- слова, отличающиеся написанием и произношением безударных гласных, типа КОТЫ [КАТЫ], ЗУБ [ЗУП], НОЖКА [НОШКА];
- слова с йотированными гласными вне слияния типа ЯМА [ЙАМА], МОЯ [МАЙЯ], МАЯК [МАЙАК];
- слова с йотированными гласными в слиянии типа МЯТА [М’АТА];
- слова с мягким знаком типа УГОЛЬ, ПЕНЬКИ;
- слова с разделительными знаками Ь и Ъ типа ВЬЮН, СЪЕЛ;
- слова, подчиняющиеся некоторым орфоэпическим правилам (чтение ШИ - ЖИ как ШЫ - ЖЫ, ЩЁ - ЩО, ЧЁ - ЧО, ЦИ - ЦЫ, ТСЯ - [ЦА], Ш - ШЬ, Ж - ЖЬ,
Ч - ЧЬ, Щ - ЩЬ, ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ как мягкое слияние);
- словосочетания и предложения без предлогов и с предлогами;
- короткие тексты.
Сложность предлагаемых задач поднимает вопрос о доступности их восприятия и осознания. Ответ на него лежит в области полисенсорики.
Использование всех
каналов восприятия
Гамма познавательного чувствования представлена соощущениями сенсорной горизонтали (пять физических чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и вертикали (интуитивные, эмотивные, сенсомоторные, символьные, логические, речевые чувства).
Сенсорная типология детей (интуитив, эмотивист, визуалист, аудиалист, кинетик, осязатель, одорант, вкусовик, символист, логик, вербалик, полисенс)1 - отправной механизм процесса восприятия. Для воспитания разносенсорной чуткости необходимо организовывать познание в режиме полисенсорики. При таких условиях педагог и дети из сенсорно разноязыких личностей превратятся в поливосприимчивых и понимающих друг друга сотрудников. Объяснение сложных понятий будет проходить с включением природного познавательного языка каждого ребенка.
Поэтому в «Речецветике» грамматические правила написания и произношения осваиваются на основе игровых схем в процессе участия детей в жизни Речевого города в условиях полисенсорного характера восприятия, воображения и памяти.
Дополнительно учитываются первоприродные свойства различных ощущений. Например, визуальные графические модели правил оформляются на розовом фоне, так как свойства пямяти усиливаются в спектре различных оттенков красного цвета.
Не случаен и выбор цвета костюмчиков звуковых человечков. В целях соблюдения дошкольно-школьной преемственности он был заимствован из букваря В.Г. Горецкого, интуитивно вышедшего на соответствие между характеристиками звуковых групп и их цветовым обозначением. Символы гласных фонем как жизнедательного материнского начала обозначены красным - цветом физической материи и любви. Твердые согласные звуки соотносятся с синей гаммой сферы логики. Строгая простота их произношения не нуждается в особых артикуляционных усилиях.
В отличие от них мягкие согласные звучат нежно и ласково, что требует дополнительного напряжения артикуляции. Это сообразно зеленому цвету умиротворения и гармонии, достигаемой напряженным трудом сердца.
Триколорная символика задействует скрытые резервы психики ребенка. Обширный опыт ее использования в процессе звукобуквенного анализа подтвердил эффективность данного метода.
Соблюдение последовательности этапов процесса получения -переработки - передачи информации
На интуитивном этапе наше подсознание высвечивает объект познания и формирует направ ление желания, на эмотивном - проявляется познавательный интерес и зреют мотивы деятельности. На сенсомоторном этапе происходит апробация познаваемого и восприятие информации, на символьном - формируется опосредованный комплексный образ предмета или явления, на логическом - мыслеобраз анализируется и соотносится с другими сведениями, на речевом - знания обобщаются с помощью слова.
Аналогичные этапы характерны для освоения собственно речевой информации, в частности, для процесса обучения грамоте. При этом:
- каждое занятие подчинено единой звуковой и словарной теме при средовом погружении в нее;
- занятие как биоадекватная познавательная занятость детей распространяется на сферу специально организованной и свободной деятельности;
- все последующие этапы занятия действуют на основе предыдущих: частично сохраняется сенсомоторная апробация, символизация, логика речевых проявлений при условии увеличения опосредованных операций.
Данный природосообразный механизм позволил оформить структуру занятий по обучению грамоте как одну из образовательных технологий программы «Речецветик».
Эмотивный этап: создание ситуации познавательной потребности; согласование личностных и образовательных мотивов; индивидуально-коллективная активация тематического интереса.
Сенсомоторный этап: выделение утрированного звука из ситуативно представленной лексемы (слова, фразы); коммуникативная среда изолированного звука-возгласа; звук-подражание (поиск аналогов в окружающем мире звуков);
Символьный этап (устный): игровая характеристика (анкета) звука по параметрам гласный - согласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий и его символизация (звуковой человечек с атрибутами); поиск подобия звуковой символике в окружающем мире.
Символьный этап (письменный); связь звука с буквой, игровое знакомство с буквой (квартирка звука / буквенная запоминалка); непосредственно-опосредованные связи буквы (введение в ситуацию, нахождение подобия в окружающей среде); письмо (печатание); вариативное изображение букв (структура, пространственная ориентировка элементов).
Логический этап: фонетико-фонематический образ звука как пассивная вербализация-восприятие и анализ речевого образца; звук в чужой речи изолированно, в ряду звуков, слогах (обратный - прямой - со стечением согласных), в словах (с постепенным усложнением структуры); во фразе (словосочетание - предложение - контекст); средовое погружение в тему в условиях пассивной лексико-грамматической работы (внутренняя речь ребенка сопрягается с речью педагога).
Лингвистический этап (внутренняя речь): пассивная семантизация-формирование фонетико-фонематического и графомоторного образа звукобуквы (определение места звукобуквы в едином семантическом поле графо-фонетики внутренней речи):
- опосредование звукобуквы как введение во внутреннюю речь - поэтапная интериоризация воспринятого через самостоятельное повторение (громко - шепотом - с внутренним проговариванием) и одновременное запечатление буквы (вижу - представляю с закрытыми глазами - с открытыми глазами во внутреннем видении);
- интерактивация звукобуквы как принятие, осознание и удержание звукобуквенного образа в разговоре с «самим собой» (эгоцентричная речь) - в эмоционально-оценочном отношении (при внутреннем интонировании-настрое) - во время молчания и размышлений.
Лингвистический этап (внешняя устная речь): активная семантизация-экстериоризация фонетико-фонематического образа, повторные проговаривания звука на основе ситуативных опорных сигналов (символьное опосредование через предметы, картинки, игровые модели и схемы): изолированно - в слогах - словах - во фразе, где звук выступает как структурная единица значения слова в процессе активной лексико-грамматической работы.
Лингвистический этап (письменная речь): активный звукобуквенный анализ-синтез; чтение и печатание как слияние фонетико-фонематического и графомоторного образов письменной речи:
- техника печатания и чтения;
- осмысление текста (звукобуква, слог, слово, фраза как передатчики смысла в условиях средовых погружений в тему).
Обозначенные процессы могут происходить сопряженно или мгновенно друг за другом. Некоторые из них повторяются на более высоких этапах, что зависит от ситуаций, разыгрываемых по содержанию словарной темы. Поэтому данная последовательность весьма условна. В качестве алгоритма обучения чтению она ориентирует педагогов в формировании структуры занятия и его наиболее полном методическом обеспечении.
Соблюдение природосообразных закономерностей механизмов грамоты позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с различными способностями, обеспечивает достаточный уровень развития их лексических умений, предупреждает дислексии, снижает порог возрастных ограничений при обучении чтению, так как направляет помощь в русло естественных процессов созревания и социализации личности.
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Четвертая неделя сентября
Растения сада. Звукобуква И.
ПОДГОТОВКА
• Посетить фруктовый магазин.
• Провести «Вкусное занятие» по разносенсорной апробации фруктов и ягод с присвоением детям звания «Фруктовый дегустатор».
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Звуковые человечки А, У, И (для фронтальной и индивидуальной работы).
2. Ручки, мел; индивидуальные тетради в клетку.
3. Анкета звука И.
4. Большая бумажная гусеница (из зеленой бумаги вырезать 10 кругов, часть которых загнуть и наклеить друг на друга; сделать глазки, ротик, рожки; в начале и конце гусеницы прикрепить подвесные веревочки для ее перемещения).
5. Сок в пузырьке с дозатором капель.
6. Аппликативные фигурки дерева, куста, ягодного кустика без ягод, яблока, малины, клубники. Разместить их на шторе окна, драпировке стены или магнитной доске. К дереву прикрепить малину, к кусту - клубнику, к ягодному кустику - яблоко.
7. Две веревки; корзинка; небольшой ящик; картинки разнообразных ягод и фруктов, положенные между первым и вторым кружком гусеницы.
8. Печатный образец буквы И, положенный между вторым и третьим кружочком гусеницы.
9. Четыре сюжетные картинки, связанные со сбором фруктов, например: яблоня с яблоками, человек снимает яблоки, люди складывают яблоки в ящики, ящики грузят в машину. Расположить их в ряд на полу, оформить игру «Стрелки» (меловые или бумажные стрелки расположены между 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 картинками, огибая их то снизу, то сверху).
10. Натуральные продукты (лимон, апельсиновый сок, клубничное варенье, крыжовенный джем, смородиновый напиток, джем «Ассорти»), заранее сложенные в сумку, сетку, полиэтиленовый пакет, мешок (содержимое не должно быть видно).
* * *
На ковре в центре группы
Педагог. У меня для вас есть подарок. Догадайтесь, откуда он? Подошла я к яблоньке и попросила у нее…
Дети. Яблочко.
Педагог. Склонилась я перед грушевым деревом и попросила…
Дети. Грушу.
Педагог. У вишневого куста взяла…
Дети. Вишню.
Педагог. У смородиновой ветки…
Дети. Смородину.
Педагог. Перемешала все это, сок отжала, над огнем подержала, слова добрые вымолвила - и получила волшебные капли. Так откуда же этот подарок?..
Дети. Из сада.
Педагог. Теперь можно прочитать, что на нем написано. Это лилипутские капли. Что с нами произойдет, если мы их отведаем?..
Дети. Станем маленькими.
Педагог. А для чего нам это нужно? Сейчас сами все узнаете. Садитесь в кружок поближе друг к другу, закрывайте глаза, открывайте рты, глотайте капли. Покачайтесь из стороны в сторону на ковре и почувствуйте, как вы уменьшаетесь.
Когда дети открывают глаза, перед ними лежит огромная гусеница. Объяснить, что они сами уменьшились и теперь смогут всюду пролезть и увидеть то, что обыкновенным людям не заметить.
Педагог. Гусеничка готова ползти с вами в сад. Но вот беда: она потеряла первый звук своего имени. От него осталась только концовочка
-нка. Давайте отыщем недостающий звук среди девочек-гласных. Мы с ним еще не знакомы.
Возле доски
Дети находят новый звук среди звуковых человечков А, И, У.
Педагог. Это самый веселый и приветливый звук в стране Говорунии. Звуковая девочка все время улыбается. Улыбнитесь, как она, и спойте песенку ее имени: «И____». Помогите мне заполнить анкету звука [и]. Как и сестрички А, У, звук по имени И живет в семье гласных - поет длинную песенку, для которой нет преград. Ее отец Голос работает в полную силу - голосит-гласит. Поэтому на шапочке звуковой девочки И два колокольчика. Характер у нее ни твердый, ни мягкий, а гар моничный - напевный. Ее костюмчик раскрашен в красный цвет любви и согласия.
Теперь вы сможете сказать, как зовут гусеничку. Для этого подставьте звук [и] перед концовочкой -нка. Ее имя - Инка. (Одновременно «проговаривает» на левую ладошку частичку -нка и выставляет ладошку вперед, а правой рукой приставляет к ней звуковую девочку И. Это наглядная опора для словообразования имени Инка.)
От радости Инка тоненьким голоском звонко, отрывисто рассмеялась: «И-и-и». А у вас получится такой задорный смешок?
Дети подражают.
Затем детям предлагается поползти вместе с гусеничкой в сад (к аппликативным картинкам-перепутаницам).
Возле аппликативной модели сада
Педагог. Хотела Инка яблочками полакомиться, но заметила что-то неладное. А вы? Кто сможет навести в саду порядок?
Дети устраняют деформацию.
Молодцы, за это Инка дарит вам садовый урожай.
Дети получают картинки фруктов и ягод, спрятанные между кружочками гусеницы. Перед ними ставят корзинку и ящик с веревками.
Надо разложить ягоды в корзинку, фрукты - в ящик. Чтобы случайно не перепутать что-либо, вы будете говорить, что куда кладете.
Дети выполняют.
Теперь приготовьте свои пальчики. Сожмите сначала правый кулачок и посчитайте ягодный урожай. Для этого разгибайте пальчики по одному и называйте ягоды: смородина - раз (один), вишня - два… Затем сожмите левый кулачок и точно так же посчитайте фруктовый урожай.
Дети выполняют.
А почему мы называем собранные ягоды и фрукты урожаем? Как появилось это слово? Ягоды и фрукты уродились и получился урожай.
Дети отвечают.
Весь этот урожай девочки-гласные должны доставить до своего дома. Взялись они за веревку ягодной корзины, тянут-потянут да песенку поют. Какую? Помогите им. (Кладет звуковых человечков в порядке ИУА.)
Дети пропевают эти звуки.
То же самое сделаем с фруктовым ящиком, поменяв порядок гласных на АИУ.
Дети берутся за веревку и, напевая песню гласных, меняющих свое взаиморасположение, дотягивают до учебных столов сначала корзинку, затем ящик.
За столами
Педагог. Пока мы везли ягоды и фрукты, пошел дождик. Где же он? Давайте его нарисуем.
Дети рисуют в тетрадях сначала длинный косой дождик (в две клетки высотой), затем короткий (в одну клетку высотой).
Так и вымокнуть недолго. Надо где-то спрятаться. Быть может, нас пустит в свою квартирку звук [и]? Гусеничка Инка и тут нам поможет. Ее имя начинается со звука [и], поэтому она букву И всегда с собой носит. (Вынимает из-за кружочков гусеницы образец печатной буквы И; показывает детям указочкой, как ее писать, и одновременно проговаривает Запоминалку.)
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула -
К левой ножке пристегнула.
Дети «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) обводят в воздухе образец буквы и повторяют Запоминалку. После этого буква обводится по тетрадному образцу, прописывается по точечному контуру, по точкам-опорам и самостоятельно.
Педагог. У Инки к вам большая просьба. Ей очень понравились песенки звуков, с которыми вы изображали ягодный и фруктовый урожай, но она забыла их. Давайте запишем их в ваших тетрадочках ей на память. Положите перед собой маленьких звуковых человечков сначала в порядке песенок для ягод (ИУА) и запишите их, затем - в порядке песенок для фруктов (АИУ) и тоже запишите.
Дети печатают звукобуквенные рядки с шепотным проговариванием, молча сверяют их с именами звуковых человечков (согласование графического образа с образами внутренней речи) и читают написанное (вынос звукобуквенного образа во внешнюю речь).
Теперь можно идти в гости к звуку [и]. Он решил не просто указать вам путь к его дому, а предлагает поиграть с ним в игру «Стрелки».
Дети идут по стрелкам, которые приводят их к четырем картинкам.
На полу
Педагог. Звук [и] не только самый веселый, но еще и очень дружелюбный. Он всегда что-нибудь соединяет, например, несколько дел садовода.
Звуковой человечек И вместе с буквой И кладется по порядку между смежными картинками (1 и 2,
2 и 3, 3 и 4) и помогает детям составить предложения с союзом И. (Садовод увидел спелые яблоки и стал снимать их с яблони. Садовод собрал яблоки и уложил их в ящики.) На каждой «стоянке» звука [и] получается новое предложение с однородными членами. Затем стрелки возвращают детей к столам.
За столами
Педагог. Ой, ребята! Что же это мы с вами с пустыми руками в гости собрались? Надо взять с собой любимые фрукты и ягоды звука [и]. А любит он те из них, в названии которых слышится. Выберите картинки со звуком [и] в их названии (лИмон, апельсИн, слИвы, клубнИку, вИшню, смородИну, крыжовнИк), положите их между кружочками гусеницы - и в путь.
Дети «ползут» вслед за гусеницей, которая продвигается к стульчикам. Рядом с ними лежат сумка, пакет, мешок и сетка с продуктами.
На стульчиках
Педагог. А вот и жилье звука [и]. Но разве оно похоже на его квартирку-букву? Давайте построим ее из этих стульев.
Дети вместе с педагогом расставляют стульчики в форме буквы И, смотрят со стороны, правильно ли сделана квартирка, и заходят в нее (садятся на стульчики).
В гостях обычно пьют чай. Но у нас к чаю одни картинки. Придется снова прибегнуть к помощи волшебных капель. Для этого нужно сложить часть наших гостинцев-картинок (лИмон, апельсИн, клубнИку, смородИну и крыжовнИк) в сумку, пакет, мешок и сетку. Чтобы запомнить, что где лежит, смотрите, что я делаю: картинку лимона кладу в сетку и т.д.
Теперь загадаем желание, что из чего будем делать. Из лимона (Показывает на сетку с картинкой лимона.) мы сделаем лимонный чай, из апельсина - апельсиновый сок, из клубники - клубничное варенье, из крыжовника - крыжовенный джем, из смородины - смородиновый напиток. А из всего вместе? Я назову это слово шепотом, а вы повторите его громко - ассорти.
Дети выполняют.
Закройте глаза, я накапаю вам в рот волшебные капли и вы снова станете обычными детьми. Зато с картинками происходит волшебное превращение. (Вынимает из сумок и мешков настоящие фрукты или изделия из них, картинки остаются на дне.)
Вспоминайте, что куда мы положили и говорите, что откуда я буду вынимать.
Из сетки (показывает ее) я вынимаю что?
Дети. Лимон.
Педагог. Из сумки я вынимаю…
Дети. Клубничное варенье и смородиновый напиток.
Педагог. Из пакета я вынимаю…
Дети. Крыжовенный джем.
Педагог. Из мешка я вынимаю…
Дети. Ассорти.
Педагог кладет сладости на стол и обращает внимание детей на лежащую в стороне гусеничку Инку.
Педагог. Мы с вами будем пить чай с вареньем, джемом, лимоном. А чем же угостить Инку? Ведь она бумажная и только испачкается от наших продуктов. Как быть? Давайте наклеим для нее из цветной бумаги много разных фруктов и разместим эти аппликации между ее кружочками. Тогда Инка превратится в хранительницу наших изделий и будет довольна тем, что и вам пользу принесла, и бумажных фруктов отведала. А еще она сможет послужить подставкой для выставки ваших аппликаций. Вы не просто покажете мамам и папам свои работы, но и расскажете о путешествии, которое совершили вместе с этой гусеничкой. (Переносит гусеницу на стол и раскладывает между ее кружочков бумажные салфетки.)
А пока я поставлю ее на стол и превращу в салфетницу. О чем вам напоминают салфетки, разложенные между Инкиных кружочков?
Предположения детей.
Прежде чем сесть за стол, нужно вымыть руки, ведь мы превращались в насекомых и ползали по нашему саду.
Дети моют руки и возвращаются к столу.
Теперь можно пить чай в гостях у звука [и].
Во время чаепития педагог обговаривает бытовые действия и вкусовые качества даров сада:
- закрепляет образование относительных прилагательных («Я хочу попробовать клубничное варенье, оно сделано из клубники»);
- активизирует качественные прилагательные (лимон кислый, клубника сладкая и вкусная) и образует их сравнительную степень (лимон кислее крыжовника и сливы, клубника слаще крыжовника и вишни).
Дополнительные задания
1. Провести домашний фруктовый праздник. Научиться украшать фруктами и ягодами пироги и торты в виде букв И по окружности.
2. Сделать аппликации фруктов для выставки гусенички Инки. Вместо номера каждому изделию присвоить буквенный шифр (ИА, ИУ, УИ, АИ, АИУ, АУИ, … УИАИ…). Воспроизводить его (читать).
3. Организовать игру «Лепим ягоды из пластилина и слов». Обговаривать образ изделия, оживляя пластилиновые формы с помощью образного слова.
4. Обратить внимание детей на то, что определенные качества фруктов можно отыскать в характере людей и даже отразить их на своем лице: кислый, как лимон; сочный, как апельсин; сладкая, словно клубничка; румяный, как яблочко; с червоточинкой, гнилой, совсем зеленый. Учить их сравнивать, находя в себе особенности мира растений - «Кому из фруктов я сегодня родня?».