«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля

23 июля, 2006 Рубрика: Исследование Ванюхина Г.А.

Ванюхина Г.А., канд. пед. наук, преподаватель ИСД УрГПУ, г. ЕкатеринбургОсновные понятия о структуре семантического поля
Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое1 поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию. Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа.
1. Восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события (сенсомоторный символьный логический опыт) и высказываний о нем (лингвистический опыт).
2. Интериоризация и семантизация комплексного невербально-вербального образа, созданного по следам опытных сведений, т.е. опосредование оречевленного события в предикативных образах и значениях внутренней речи2. При этом важнейшим моментом является последовательность освоения двух речевых уровней. Сначала в глубинных грамматических структурах мозга, репродуцирующих сведения анализаторов, формируются лексико-грамматические значения слов (уровень парадигм). Затем в поверхностных грамматических слоях создаются семантические вербальные сети, в которых отдельные слова объединяются в смысловые блоки в виде словосочетаний и связных высказываний (уровень синтагм).
3. Экстериоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи.
Согласно исследованиям нейропсихофизиологии (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский,
А.А. Леонтьев и др.), образуется семантическое поле понятия.
Психолингвистика (К.Ф. Седов, И.Н. Горелов и др.) и логопедия (З.А. Репина, Т.В. Васильева и др.) представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова.
Для определения объема, содержания и качества семантического пространства личности проводится ассоциативный эксперимент. Исследователь задает ключевую лексему, выраженную любой категориальной формой (существительное, прилагательное, глагол). Испытуемый называет слово или ряд слов в соответствии с возникающими мыслеобразами. Происходит цепной процесс, подобный делению атомного ядра. Поэтому ключевое слово называют ядерным, а слова-ассоциаты - реактивными.
В зависимости от познавательного и речевого опыта в семантическом поле человека могут ожить связи: понятийные (дом - постройка для жилья) и ситуативные (дом - труба, за забором), аналогичные (дом - здание, жилье) и противоположные (дом - бродяга), звуковые (дом - дым, дам) и морфологические (дом - домик, домовой).
Как правило, объектом наблюдений специальной педагогики служат уже созданные семантические поля. Но наиболее важным и актуальным является аспект их формирования. Готовые структуры позволяют педагогам лишь констатировать и диагностировать их характеристики. Включение логопеда в процесс построения и функционирования семантических полей открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей.
Условно представим, что в структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий (I) и формообразующий (II), взаимоотношения которых можно определить как отношения «хозяина и слуги» (рис. 1).
Смыслонаполняющий слой (план содержания) семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга концентрических окружностей.
Наполнение определенного слова содержанием происходит сначала в пяти пространствах внешней речи:
1 - коренной смысл или суть понятия (ядерная лексема в виде начальной формы слова в ситу ативном окружении и эмоциональной отнесенности);
2 - родственный смысл (образование однокоренных слов, их изменение на уровне рода - числа - времени - склонения - спряжения);
3 - противоположный смысл (образование антонимов);
4 - близкий смысл (создание синонимов, образных выражений и т.д.);
5 - смежный смысл (словоизменение по типу согласования, управления и примыкания лексем, связанных по ситуации).
 Освоение содержания слова (осознание и присвоение) заканчивается во внутренней речи, условно действующей в двух пространствах мысли:
6 - обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов);
7 - осознанный смысл (мыслеформа в виде предикативных образов, осмысленное понятие в информационном поле личности).
Формообразующий слой (план выражения) включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний:
- предметные (существительные, местоимения);
- действенные (глаголы, дее-
причастия, краткие прилагательные);
- признаковые (прилагательные, наречия, причастия).
Концентры 1-4 существуют на уровне парадигм (система форм одного и того же слова - пример, образец склонения, спряжения и т.д.). Концентр 5 занимает уровень синтагм (цельная синтаксическая интонационно-смысловая единица - словосочетания и предложения). При этом все разновидности категориальных форм (II) потенциально присутствуют в каждом из пяти концентров смысла (I) и могут проявиться в любой момент речевой практики. В пространстве 6 и
7 концентров морфологические категории внешней речи интегрируются в предикативный союз (действующая и обладающая определенными свойствами сущность), не имеющий четких грамматических очертаний.
Данная структура семантического поля может быть представлена определенным алгоритмом, который позволяет наиболее полно раскрыть суть изучаемого понятия и определяет последовательность осознания смысла.
Ядерные - однокоренные - антонимичные - синонимичные - ситуативные - мыслеобразные лексемы в изменяющихся категориальных формах.
Аналогичная закономерность проявляется при формировании разных уровней общения ребенка: самоощущаемость (сущность) - родные (семья, родственники) - неродные (чужие, незнакомые, враги, антипатии) - близкие
(друзья, соседи, знакомые, одногруппники по детскому саду, симпатии) - ситуативные встречи с разными людьми (горожане, иногородцы, сограждане, иностранцы). Сначала новорожденный реагирует на физические контакты с окружающей средой и прислушивается сам к себе, затем начинает узнавать родных и отвергать чужих. Постепенно в круг общения допускаются люди, похожие друг на друга тем, что они знакомы ребенку. И лишь потом происходит освоение обширнейших коммуникаций по ситуациям.
Любые виды коммуникативно-познавательных отношений проходят те же фазы развития. Какой бы понятийный блок мы ни заполняли - предметный, математический, двигательно-пространственный, музыкальный, вербальный, - нам предстоит раскручивать сущностные - родственные - противоположные - близкие - смежные связи.
По такому же пути ребенок продвигается в осмыслении познаваемого объекта или явления и формирует его лексическое значение. Понаблюдав за порядком выстраивания семантического поля конкретного слова, можно сделать вывод, что он соответствует нашему условному алгоритму.
1. Ребенок (молча рассматривает солнце, играет с ним ладошками и глазами, затем просит объяснений). Это что? Солнце? Солнце… Солнце!
2. Солнце-солнышко. Ой, два солнца: солнышок и солнище! А вон реснички солнышкины… Как-как? Солнечные? Солнечные-молничные…
3. А не-солнышко - это темно? Когда день - солнышко, а когда ночь - луна.
4. (Дома, глядя на горящую лампу и ее отражение в зеркале.) Ой, и тут солнышко, и тут?! Лампа-солнышко. А где мое маленькое солнышко? Ну, какое-какое? - фонарик же!
5. Помнишь, мне солнышко глаза жмурило? А потом его туча съела! А оно опять выродилось на небе и укатилось вниз. Еще за дерево спряталось.
6. (Замолчал, потом взял карандаши и стал рисовать солнце.)
Следует отметить, что семантический организм включает в себя все невербально-вербальные составляющие: содержательную и эмоциональную наполняемость, интонационные, фонетико-фонематические, морфологические и синтаксические значения оречевленного смысла. Семантика не просто связывает отдельные речевые компоненты, а является матричной средой для их роста и совершенствования.
Биоадекватное восприятие и освоение звуков, слов и предложений происходит не изолированно и хаотично, а через общую тему (опосредованную словом ситуацию со всеми ее ближайшими и отдаленными взаимосвязями). Поэтому любой вид работы по развитию речи (звуковая культура, лексико-грамматический строй, связная речь, грамота, ознакомление с художественной литературой) следует проводить на общетематической основе, т.е. в структуре семантического поля как целостного, системно запол няемого познавательного пространства. Принцип семантической организации речи необходимо использовать при решении речеразвивающих задач на занятиях разного типа (математика, продуктивная деятельность, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура), в специально организованной и свободной деятельности детей, т.е. в различных коммуникативных и познавательных ситуациях.
Недостатки
современных методик
лексико-грамматической работы
Интеграция знаний дошкольной педагогики, логопедии и психолингвистики привела к созданию ряда диагностических и игровых методик данного направления. Так, при диагностике часто используется ассоциативный эксперимент, в игровой деятельности применяются ассоциативные цепочки по аналогии с телевизионной игрой «Пойми меня». Реактивность ассоциат учитывается в технологиях дидактических игр.
Однако в большинстве случаев педагоги используют «готовые», произвольно созданные детьми семантические поля и «отпущенные на свободу» ассоциаты. Процесс формирования базовой семантической сети, характерный для дошкольного возраста, либо остается без внимания, либо искажается привнесением школьных методик и технологий. Между тем естественные механизмы семантизации, так же как и навыки системного заполнения смысловых блоков информационного пространства, нуждаются в особом воспитании.
Современные требования к структуре лексико-грамматических речевых занятий в рамках общего и специального дошкольного образования не предусматривают части важных условий для организации природосообразного познавательного процесса.
1. Нарушается последовательность этапов получения - переработки информации (сенсомоторный - символьный - логический - лингвистический), и страдает их качество:
- потребность в полисенсорной апробации содержания лексемы подменяется визуально-аудиальным режимом восприятия (рисунки, схемы, комментарии);
- мало внимания уделяется разносенсорной символизации смысла (эмоциональные, пластические, осязательные, обонятельные, вкусовые мыслеобразы, модели и схемы);
- при засилии логических и речевых способов информирования игнорируется важнейший процесс в становлении «Homo logiens» - обговаривание действий (эгоцентричная речь).
2. В словарной работе формообразование довлеет над смыслонаполнением:
- словоизменение ведется на основе перечисления изолированных лексем-примеров;
- преобладает механическое закрепление лексических форм путем их повторения и подбора аналогий;
- отсутствует ситуативная привязанность отдельных словесных значений и т.д.
3. При планировании лексико-грамматической работы не учитывается принцип семантической организации речи, в результате чего словарный запас детей наполняется фрагментарно и хаотично, что свойственно уже сформированному семантическому миру взрослого и применимо для уточнения лексических значений.
Для систематизации всей лексико-грамматической работы необходимы семантические технологии развития речи. В их основе лежит умение создавать с помощью ассоциаций семантическое поле познаваемого объекта, обозначенного словом:
- с одной стороны, нужны биоадекватные условия для качественного заполнения семантических структур (природосообразная познавательная среда);
- с другой (с позиций культуросообразности), требуются образцы построения семантических полей, что направит детей на путь естественной структуризации и наиболее эффективной коррекции семантического мира, а вместе с ним и всех служебных грамматических форм.
Система лексико-грамматических игр
Предлагаемая система лексико-грамматических игр способствует приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических программ и их гармоничному включению в коммуникативные, познавательные и инструктивные функции речи.
Особенности системы
1. Игровой словарь формируется естественным образом в рамках событийной познавательной темы недели с учетом лексико-грамматической тематики календарного плана логопеда (воспитателя).
2. Чтобы быть понятной ребенку любого сенсорного типа восприятия, обыгрываемая лексема проводится через полисенсорику.
3. Данные игры входят в структуру различных видов занятий, специально организованной и свободной деятельности детей, а значит согласованно используются и взаимодополняются логопедами, воспитателями, руководителями занятий по музыке, физической культуре, изобразительной деятельности и родителями.
4. Алгоритм организации игр аналогичен алгоритму семантического поля.
Ядерные - однокоренные - антонимичные - синонимичные - ситуативные - мыслеобразные игры по образованию и изменению слов (предметов, действий, признаков) на лексико-грамматическом материале темы недели.
5. Система игр подчиняется эволюционному принципу: по-
следующий лексический материал вырастает из предыдущего.
Игры с ядерными словами
Это слова-знайки, символом для них служит маска-эмоция.
Задача ядерных игр: согласование звучащей формы слова с его содержанием и закрепление их совместного образа.
Начало игры может быть пассивным (дети отталкиваются от заданного слова, которое слышат со стороны педагога, сказочного героя, из аудиозаписи) или активным (дети сами выбирают или придумывают слово). В обоих случаях слово должно быть четко распознано и произнесено каждым ребенком.
Новое слово требует всесторонней апробации его содержания через проживание естественных или смоделированных ситуаций с одновременным толкованием в рамках общетематического сюжета (тема). Знакомое слово предполагает уточнение или углубление его смысла и нуждается в дополнительном внутритематическом сюжете (подтема). На протяжении всей игры ядерное слово остается неизменным (в той форме, в какой оно было услышано и произнесено детьми) при постоянной смене его невербальных сопроводителей.
Уточнение смысла слова
невербальными средствами
Ситуативные игры
Введение слова в естественную или смоделированную ситуацию посредством сюжетно-ролевых, театральных, подвижных игр во время занятий, специально организованной и свободной деятельности детей в быту, на прогулке и т.д.
Сенсорные игры
 Полисенсорная апробация содержания слова на различных занятиях и в специально организованной деятельности. Например, работая со словом дело, дети должны увидеть несколько дел, услышать их звучание, прочувствовать собственные действия, определить запах («Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари) и вкус дел (физический и эмоциональный).
 Определение сенсорной модальности самого слова. Дети выясняют, что делает слово: смотрит, слушает, движется, нюхает или пробует на язычок?
Символьные игры
Моделирование содержания слова вкусовыми, одорантными и осязательными знаками, рисунком, лепкой, конструированием, аппликацией, шумами, музыкой, движениями, схемами и др., поиск правильного «трудового жеста» слова и его образа, передаваемого руками, пальцами, ногами, головой, носом, телом.
Логические игры
 Поиск истоков словообразования.
Подберезовик - под березой, земляника - к земле никнет, синь - синяя, зашел - вышел - ушел - перешел и т.д.
 Наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей).
В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] - гудит в полете, [к] - хлопок крыльев, жук сел на ветку и т.п.
 Установление причинно-следственных связей ядерной лексемы. Используются различные «объяснялки», «рассуждалки», причинно-следственные цепочки.
Связывание содержания слова
с его начальной формой
В этих играх происходит восприятие фонетико-фонематического образа и произношение слова во время «проживания» его содержания.
 Выделение педагогом обыгрываемого слова при обговаривании ситуации, побуждение детей к повторению слова при соответствующих обстоятельствах.
 Звуковой и звукобуквенный анализ слов, подкрепление содержания слова картинкой или предметом.
 «Смешинки». Поиск ошибок в структуре слова и восстановление деформированных слов с опорой на ситуацию или наглядно-действенный ряд. Поиск ошибок в ситуации или наглядно-действенном ряду и исправление деформации с опорой на структуру слова.
Упрочение структуры звучащего слова и наполнение
им пространства
В этих играх одновременно решаются проблемы автоматизации звуков.
Повторы с обыгрыванием
 «Копилка новых слов». В качестве копилки используется сумка игрушечной мудрой совы или оформленная картинками коробка. Как варианты ее заполнения применяются проговаривание слов, изготовление по слову рисунков, пиктограмм и аппликаций, прописывание слов, посылы словесной энергии: дети должны «бросить» слово на ладошку и опустить в копилку с одновременным проговариванием, «долететь» вместе со словом до копилки и т.п.
 Игры с кулачками. Дети должны «бросить» слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять «поймать» в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово.
 Формирование телесности слова. Дети стройно, ровно произносят строку из повторов слова (шеренга слов), в то же время делая горизонтальное движение рукой или проводя меловую линию.
 «Волна за волной». Дети передают слово по кругу вместе с обозначающим его предметом, или изображая последний пантомимой и т.п.
Игры на варьирование энергетической силы слова
 Специальные гимнастические упражнения с одновременным произнесением слова. Развитие чувства артикуляционного обжимания. Дети делают «затво ры» - частично зажимают рот и нос при проговаривании слов.
 «Закручивание» слова по спирали, изображаемой рукой, носом, головой, каждым из пальцев обеих рук по порядку, вразброс и выборочно и т.п.
Пространственные игры
Проговаривание слова со сменой местонахождения говорящего и направлений словесных посылов - вверх, вперед и т.д.
Ритмические игры
 Проговаривание со сменным ритмом и подключением ритмических движений, повторов пауз.
 Отработка рисунка слова с «ударным молоточком».
 Деление слова на слоги и т.д.
Интонационные игры
Смена повествовательной, вопросительной, восклицательной и перечислительной интонации, силы, высоты, темпа, тембра, тона голоса и эмоциональной окраски проговариваемого слова.
Эволютивные игры
Наполнение слова интонациями языка стихий, минералов, растений, животных.
Слово дышит, молчит, шуршит, лает, говорит голосом сковороды.
Игры с однокоренными словами
Это родные слова, символом для них служит дерево родных слов.
Задачи однокоренных игр: поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний; морфологический тренинг.
Словообразование идет по трем основным направлениям.
1. Образование слов какой-то части речи, перевод одной формы в другую (белизна - белый, белеющий - белеет, бел, белея).
2. Образование от всех частей речи форм:
- рода (белок - белуха, белый - белая, белое, белел - белела, белело);
- числа (белок - белки, белый - белые, белеет - белеют);
- времени (белел, белеет, будет белеть).
3. Образование от всех частей речи форм, уточняющих смысловые оттенки с помощью:
- префиксов (побелка, забелить);
- суффиксов (беленький, белеющий);
- интерфиксов (белоствольная);
- постфиксов (побелю-ка);
- падежных окончаний (белок - белка, белый - белого);
- окончаний спряжения (белею - белеет - белеем).
Данная последовательность отражает этапы речевого и общепознавательного генезиса: отделение предметов, действий и признаков - восприятие родовых отличий - разграничение единства и множества - фиксация отстраненности отдельностей во времени и пространстве - сравнение отличительных особенностей отдельностей.
Словообразование и словоизменение проводится в рамках парадигм: даются образцы аффиксально-флексионного строения, склонения и спряжения отдельных слов, отрабатывается использование предлогов при появлении добавочных значений (от белизны - с белизной, белеет - белеют) - в ситуативной привязке, но вне предложений.
Базовая игра
«Дерево родных слов»
Дерево могут изображать картинка, игрушка, макет из фанеры или природного материала, схема. У него должны быть крона, ствол и корни. К дереву прикрепляются картинка, игрушки, предметы или схемы. Его можно перемещать куда угодно и использовать для индивидуальных, подгрупповых, групповых игр детей с логопедом, воспитателем, родителями, друг с другом и аутотренинга (проживание игры в воспоминаниях при взгляде на дерево родных слов). Так же дерево применяется в качестве предмета развивающей среды в уголке природы (на нем меняются сезонные атрибуты).
При первом знакомстве в корень дерева кладется картинка с четким корневым составом (лес, дом, сад, стол), на кроне размещаются картинки, названия которых образованы с помощью приставок, суффиксов и окончаний (лес - лесок, прилесок). Дерево дополняют фишки: корень слова (длинная коричневая полоска, к которой приставляются картинки, пиктограммы, схемы, отображающие корневую суть), приставочка (короткая зеленая полоска с листком дуба) и концовочка (короткая зеленая полоска с желудем). Последние «прирастают» (подставляются) к фишке-корню с одновременным слегка разрывным произнесением (по-сад-ка).
Словообразование разных частей речи происходит по соответствующим вопросам и символам:
- существительные и местоимения (слова-предметы) - треугольник ;
- прилагательные, наречия и причастия (слова-признаки) - расцвеченный треугольник ;
- глаголы, деепричастия (слова-действия) - треугольник с ручками и ножками .
Прочие игры
Игры строятся на основе сюжета с использованием инсценировок, предметов, картинок, моделей («Домики», «Глобус» одушевленных и неодушевленных слов, «Загадочный ящик» и т.д.), схем (было, есть, будет), пиктограмм, наводящих вопросов, аналогий, живых слов (изображение содержания слов пластикой, мимикой и жестами), пририфмовывания к слогу (чис-
тоговорки), слов-складушек, загадок-двигалок, идеофониче-
ских дорожек и т.д.
Игры со словами-антонимами
Это слова-наоборот, символом для них служит перевернутый человечек.
Задачи антонимичных игр: осознание смысла и оттенков значений через противопоставления; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов.
Ощущение противопоставлений-противоречий пространства
 Проговаривание слов-антонимов с одновременным изменением положений тела, рук, головы, предметов (вверху - внизу, справа - слева).
 Расположение схем и рисунков на двухполосной матрице контрастных цветов, например розового и серого (Это - …, а это - …, Галерея хороших и плохих поступков).
 Подключение личностного плана (Я - так, ты - этак, Ты - одно, я - другое, Мое - твое, Наше - ваше).
Ощущение противопоставлений-противоречий по всем чувствам
Определение антонимичной пары в восприятии зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, эмоций с опорой на схемы.
Ощущение противопоставлений-противоречий на разных категориальных формах
Перевод антонимичной пары из слов-предметов в слова-признаки и слова-действия.

Игры-противоречия
 «Федот, да не тот».
 «Я вижу не,… а наоборот».
 «Копилки-спорщицы».
 «Третий (четвертый, пятый) - лишний». Выделенный предмет должен быть противоположен оставшимся.
Игры-мостики
Подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного антипода к другому (жара - тепло - холод).
Игры грамматики
 «Верно - неверно».
 «Упрямые слова» с символом ослик - несклоняемые существительные.
Игры анти-грамматики
«Незнайка», «Дразнилки», «Недоумение», «Речевая маска», «Веселая грамматика». Деформация слов по фонетическим, грамматическим, интонационным признакам, привлекающая внимание к структуре слов через антонимию и способствующая прочному запоминанию.
Игры со словами-синонимами
Это - разные слова об одном и том же, символом для них служит знак приблизительно.
Задача синонимичных игр: поиск общности значений в лексемах, различных по форме.
Близкий смысл передается с помощью собственно синонимов, стилистических синонимов, обобщений, понятийных, родовых, видовых связей, омонимов, переносных значений, образных выражений, тавтологий, звуковых связей.
Игры с картинками, пиктограммами, схемами
Изображения располагаются на двухполосной матрице разных оттенков из одной цветовой гаммы. Например, на зеленой полосе помещается кошка, на салатной - рысь, ласковая девочка, крадущийся на цыпочках человек и т.д. Матрицу можно использовать в последующих играх.
Игры-аналогии
Продолжение синонимичного ряда, начатого педагогом (большой - огромный, громадный и т.д.).
Игры на классификацию предметов
 Нахождение обобщающего слова для группы близких по смыслу предметов. Детям даются задания типа Назови одним словом; Продолжи; Выбери только…; Объедини в группы; Раздели на группы; Подбери пару и т.п.
 «Третий (четвертый, пятый) - лишний». После выделения лишнего предмета остаются близкие по значению слова.
Игры с многозначными словами
«Кто назовет больше?». Игра проводится с опорой на картинки и действия (летит - спешит, несется, падает).
Игры с образными выражениями
 Определение переносного значения слов (руки - это ветви деревьев).
 Придумывание сравнений (руки - лапы, вилы, крылья).
Игры на определение понятийных, родовых и видовых связей
Объясняемое слово и разъясняющая фраза должны быть синонимичны по смыслу.
 Собеседование взрослого с детьми «В гостях у толкового словаря».
 Беседа детей друг с другом «Толкушка слов».
 Игры «Объяснялки», «Пойми меня».
Игры с загадками, пословицами, поговорками
 Отгадывание загадок, синонимичных слову-отгадке.
 Подбор разных высказываний об одном и том же (пословицы).
 Истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок (перефраз).
Игры с рифмующимися словами
«Я - поэт, я - писатель». Сочинение стихов по прозе или перевод в прозу стихов.
Игры с омонимами
Подбор слов-близнецов (окаймленное чем-то пространство - опушка леса, воротника).
Игры на звуковые связи слов
«Братья-путаники». Подмена значений слов, близких по звучанию (дом - дым, вошел - вышел).
Игры на ощущение тавтологий
«Масло масляное». Нахождение слов, дублирующих смысл (купил покупку, спросил вопрос).
Игры с ситуативными словами
Это - связанные слова, символом для них служит клубок ниток со спицами.
Задача ситуативных игр: состыковка отдельных слов, выражающих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений.
Общность ситуации или последовательность событий связывает лексемы по двум взаимообусловленным планам.
1. По значениям:
- взаимосвязь одновременно существующих фактов в конструкциях типа птица летит, летит под облаками, птица с добычей, пестрая птица, в голубом небе, летит быстро;
- взаимосвязь последовательно существующих фактов в цепочках смыслов типа одежда - ткань - фабрика - хлопок (по всем категориальным формам).
2. По форме выражения значений:
- согласование, управление (с предлогами и без них), примыкание;
- перечисление (с союзами и без них).
Объединение слов в речевой сюжет проходит с помощью:
- словоподражания (вылавливания и копирования языковых стандартов в играх «Копилка новых слов и выражений», «Мусорная корзина»);
- словотворчество и словоизменение (поиск соединения слов с помощью речевой интуиции и разговорной практики).
Игры со словами и предложениями
 «Дополнялки». Подбор эпитетов, действий, признаков к предложенному слову.
хлеб - пышный, душистый, румяный; хлеб - режем, крошим, надкусываем.
 Загадки с перечислением предметов, свойств или действий (Cерый, зубастый, злой - волк). Загадки на сравнение (С хвостом, а не мышь - репка, редиска, собака, самолет).
 Игры с деформированными предложениями. Восстановление предложений с пропущенным, с искаженным словом, незаконченных. Сбор предложения из разрозненных слов.
 «Цеплялки». Проводится по типу «А в остальном, прекрасная маркиза…»
 «Цепочки слов» или «Носик - хвостик». Придумывание фраз, следующих одна за другой (Кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т.д.).
 «Экскурсии слова». Описание сюжетов, подобранных к одному слову или выход слов в разные ситуативные зоны.
 «Посиделки-повязалки». Раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, составление рассказа на заданную тему.
 «Сочинение». Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных (трамвай - автобус), далеких (трамвай - лес), противоположных (день - ночь) семантических полей.
Игры с мыслеобразными словами
Это - слова-молчуны, символом для них служит облачко.
Задачи мыслеобразных игр: присвоение смысла слова посредством внутренней речи, формирование его значения; мысленный подбор слов, формулировка ответов, составление рассказов, ведение любого разговора про себя или шепотом сам с собою; тренинг эгоцентричной и внутренней речи.
Особенности организации игр
 Учить детей находить мысль в любых предметах и действиях окружающего мира, используя наблюдения, вопросы и опору на схемы.
- Кто? Что?
- Из чего состоит?
- Какой?
- Как действует?
- Для чего существует?
- Почему такой и так
действует?
- Вопросы по всем
падежам.
 Поэтапно переводить слова и фразы во внутреннюю речь: громко - норма - тихо - шепот - про себя с внутренним проговариванием.
 Обеспечить интерактивную речевую практику: педагог в шапке-невидимке, дети шепотом или про себя обговаривают наблюдаемое.
 Создать условия для речевого уединения: дети беседуют сами с собой, наблюдают за внутренней речью (игра «В гостях у мысли»).
 Предоставлять место и время для самостоятельного речевого творчества детей. Используются слова-молнии, открытия, находки (Эврика!).
 Наблюдать за тем, как мысль переходит изнутри наружу. Используются минутки самостоятельных размышлений («Размышлялки»), обмен впечатлениями («Подарки из страны Молчания»).
 Познакомить детей с «Правилами полета на мыслеоблачке». Беседа идет по плану.
Как усиливать и посылать мысль?
Плохие и хорошие мысли.
Чистим мысли.
Как удержать и запомнить мысль?
Комплексные семантические игры
Это - стройка слов, символом для них служит круг из семи концентров.
В комплексных лексико-грамматических играх задействуются все концентры семантического поля. Их организация подчиняется эволюционному принципу роста и совершенствования последующего речевого материала на основе предыдущего.
При работе с новым словом или при уточнении его значения игра строится строго по семантическому алгоритму, при обыгрывании знакомого слова - выборочно в пределах двух-четырех концентров или спонтанно (по ассоциациям детей).
Комплексная игра по определенной теме проводится либо на одном занятии, либо дробно-серийно (на занятиях разной направленности, в специально организованной и свободной деятельности детей).
Виды игр
 Напольные, настенные и настольные игры в различном оформлении (предметы или картинки, раскрывающие содержание слова и расположенные произвольно, в ряд, вертикально или по секторам круга соответственно концентрам семантического поля, которые могут быть разграничены с помощью мела, фломастера, тесьмы, веревки, кубиков, игровых зон) и в ситуативной привязке (предметы семантического поля слова снегурочка можно расположить внутри контура елки, слова транспорт - в декорированном автобусе и т.п.).
 Собирание тематического сюжета с опорой на символы семантических концентров.
 Заполнение белых пятен семантического поля: составление сюжетных полотен на бумаге, простыне, фланелеграфе, стене с помощью рисунков, картинок, аппликаций, схем - от заданного слова или на свободную тему, планомерно или по ассоциациям.
 Сюжетные игры, раскрывающие смысловые связи заданного слова.
Конспект комплексной
лексико-грамматической игры
Пушистик
Подготовка: подбирается пушистая игрушка (мишка, Чебурашка, котик и т.п.), детей знакомят с ее свойствами сообразно задачам соответствующего раздела программы (социальный мир, растения и т.д.).
Эта игрушка - Пушистик, он будет героем всех занятий, игр и разнообразной деятельности детей в течение недели по познавательной теме «Игрушки» (подтема - «Пушистые игрушки»).
Ядерная игра
Проводится воспитателем совместно с музыкальным руководителем в рамках специально организованной деятельности детей в качестве «Музыкальных минуток» в утренние часы или во второй половине дня.
ЦЕЛИ
 Уточнить значение слова пушистый невербальными средствами (музыка, движения, кинестетика).
 Прочувствовать его ритм, интонацию и звучание.
 Закрепить совместный образ содержания и фонетико-фонематической формы (произношение) слова пушистый в вариативных повторах.
* * *
Дети сидят возле пианино. Воспитатель держит в руках уже знакомого им пушистого игрушечного мишку. На груди у мишки висит маска «удивление».
Воспитатель. У нас в гостях наш новый друг. Вы уже знакомы с ним. Погладьте его, ребята! А теперь скажите, кто это?
Дети. Мишка.
Воспитатель. Он смотрит на вас с удивлением. (Надевает маску медведю на морду.) Вы - гладенькие, а он совсем не такой. Какой он?
Дети. Пушистый.
Воспитатель. Поможем мишке понять, что значит пушистый. Послушайте, как рассказывает об этом музыка.
Музыкальный руководитель делает проигрыш по ритму слова пушистый (пу-шис-тый - трам-трам-трам) - нежно, легко, пушисто. При повторе проигрыша синхронно с ним повторяет само слово (ритм и тембр слова также должны быть нежными, пушистыми). Затем жестами призывает детей повторить это слово вместе с проигрышем при аналогичном интонировании.
Теперь давайте шепотом проговорим слово на ладошку и подчеркнем рисунок слова с помощью протяжного произнесения ударного слога пуши-и-стый - с легкой, воздушной интонацией. Прошепчем еще раз это слово на ладошку - легко, пушисто, и зажмем в кулачок. А потом отпустим его. Покажите, какое оно пушистое. (Разжимает кулак, растопыривая пальцы веером - пушисто.)
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель. Я предлагаю вам прослушать несколько мелодий. Это будут фрагменты марша, польки и «пушистой» музыки. Догадайтесь, какой прозвучит мотив - пушистый или нет. (Играет на пианино.)
Дети отгадывают, где громкая и четкая, быстрая и кружащая, легкая и пушистая музыка, и сами характеризуют каждый фрагмент, подобрав соответствующие эпитеты.
Воспитатель. Пушистая музыка приглашает вас танцевать. Чтобы танец получился пушистым, предварительно заполним этим словом весь зал. Пушистый мишка будет подсказывать, куда бросать слово.
Воспитатель выходит в центр зала, поднимает мишку вверх и запрокидывает вверх свою голову, произнося в этом направлении слово пушистый и призывая детей сделать то же са мое. Затем слово бросают вниз, направо, налево, назад.
Теперь и вы станете легкими, пушистыми и под пушистую музыку исполните пушистый танец. А пушистый мишка будет танцевать вместе с вами и от радости распушится еще больше. Танцуйте!
Однокоренная игра
Проводится логопедом специализированных или воспитателем общеобразовательных групп как занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте или как фрагмент речевого занятия.
ЦЕЛИ
 Образовать категориальные формы слова пушистый - существительные, глаголы, прилагательные, наречия.
 Образовать с помощью приставок, суффиксов и окончаний смысловые оттенки слова пушистый.
 Изменить слово пушистый по формам рода и числа.
 Развивать полисенсорные основы содержательной стороны лексики.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Любой макет «Дерево родных слов» (подробнее см. теоретическую часть статьи).
2. Журнальный столик со схемами («слова-предметы, признаки, действия») и картинками.
3. Столик с домиками «они, он, оно, она» и спрятанными в них предметами (пушистые тапочки, шарф, одеяло, сахарная вата).
* * *
Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом. Перед ними находится дерево родных слов. Если это подготовительная группа и дети умеют читать, то на стол вниз лицевой стороной выкладываются карточки со словами, которые будут образованы в процессе игр. Эти карточки используются либо в качестве закрепления слов после их устного образования, либо в качестве подсказок, когда дети не смогут образовать слова самостоятельно. После чтения они прикрепляются к дереву родных слов вместо картинок и предметов. Педагог привлекает внимание детей к дереву, на кроне которого сидит пушистый мишка.
Педагог. На дерево родных слов забрался… (Интонацией и жестами призывает детей закончить фразу.)
Дети. Пушистый мишка.
Мишку снимают с дерева и усаживают на стол возле схемы «слова-предметы».
Педагог. Придумаем ему имя по особенностям его шерстки. Он пушистый - значит кто он?
Дети. Пушок, Пуша, Пушистик.
Педагог (перед схемой с помощью медвежьих лап выкладывает три картинки). Пушистик нарисовал свои любимые предметы. Что это?
Дети. Пух, пуховик, пушинка.
Педагог. Это родные ему слова. Прикрепите их к дереву родных слов. Какую картинку мы поставим на фишку «корень»?
Дети. Пух.
Педагог. Как образовалось от слова пух слово пуховик? Проговаривайте это слово, добавляя к фишке «корень» фишку «концовочка».
Дети (чуть-чуть раздельно). Пух-овик.
Педагог (пересаживает игрушку к схеме «слова-действия»). Давайте подуем на шерстку Пушистика. Что делает шерстка у Пушистика?
Дети. Пушится.
Слово пушится изображается пиктограммой или схемой и располагается на дереве родных слов.
Педагог (передвигает мишку к схеме «слова-признаки»).
А теперь потрогайте шерстку, слегка прикасаясь к ней. Какая шерстка у Пушистика?
Дети. Пушистая.
Педагог. Как она щекочет?
Дети. Пушисто.
Эти слова изображаются пикто-
граммами или схемами и располагаются на дереве родных слов. Затем Пушистик перемещается к домикам «они, он, оно, она».
Педагог. В этих домиках также живет много пушистых слов. Это подарки для нашего мишки. Заглянем туда? (Вынимает из домика «они» тапочки для медведя.) В домике «они» для Пушистика приготовлены… Что?
Дети. Пушистые тапочки.
Педагог. Посмотрите на них глазками. Как вы догадались, что тапочки пушистые?
Дети отвечают.
Из домика «он» мы вынимаем… Что?
Дети. Пушистый шарф.
Педагог. Потрогайте его ладошками и прижмите к щеке. Что вам подсказало, что шарф пушистый?
Дети отвечают.
В домике «оно» лежит… Что?
Дети. Пушистое одеяло.
Педагог. Закройте глаза. Пусть пушистость одеяла послушают ваши ушки. Каким образом разговаривает все пушистое? Что оно делает?
Дети. Шепчет, шуршит, шелестит - пушится.
Педагог. В домике «она» для мишки-лакомки припасена сладость. Что это?
Дети. Сахарная вата - пушистая вата.
Педагог. О том, какая она пушистая, узнают ваши язычки.
Дети пробуют вату на вкус, подключая к работе над содержанием слова вкусовую кинестетику.
Антонимичная игра
Проводится воспитателем или руководителем по изобразительной деятельности в качестве фрагментов занятия по рисованию или во время работы кружка изодеятельности.
ЦЕЛИ
 Закрепить однокоренную лексику слова пушистый.
 Подобрать слова противоположного смысла, уточнить значение антонимов, соотнести их содержание со звуковой формой.
 Развивать визуальную, кинетико-кинестетическую и аудиальную сенсорику противоположных значений.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Мольберт, бумага для рисования.
2. Инструменты для рисования: краски, карандаши, разные кисти, восковые мелки, угольки, ватные ляпушки, зубные щетки и т.д.
* * *
К мольберту прикреплен символ слов-наоборот - перевернутый человечек. Педагог помещает мишку Пушистика в рамку.
Педагог. Пушистик просит вас нарисовать его портрет. Каким он должен быть?
Дети. Пушистым.
Педагог. Как он должен выглядеть?
Дети. Пушисто.
Педагог. Чтобы изобразить пушистую игрушку, нужно разобраться, какие инструменты рисуют пушисто, а какие наоборот - непушисто.
Дети встают полукругом возле мольберта и рассматривают приготовленные для рисования инструменты: краски, карандаши, разные кисти, восковые мелки, угольки, ватные ляпушки, зубные щетки. Педагог вместе с детьми апробирует по очереди каждый инструмент. Сначала ощупывается сам инструмент (кинестетика противоположных ощущений). Затем определяется характер звука при проведении линии (аудиальные ощущения) и ее качество (визуальные ощущения).
Какая на ощупь беличья кисточка?
Дети. Мягкая, гладкая.
Педагог. Какую линию мы проводим беличьей кисточкой?
Дети. Ровную, гладкую.
Педагог. Как ее проводим?
Дети. Бесшумно.
Педагог. Карандаш какой?
Дети. Твердый, плотный, гладкий.
Педагог. Линия от карандаша какая?
Дети. Шершавая.
Педагог. А звук?
Дети. Шуршащий.
Педагог. Восковой мелок…
Дети. Плотный, гладкий.
Педагог. А его линия и звук…
Дети. Бугристая, скрипучий.
Педагог. Клеевая кисточка…
Дети. Жесткая, колючая.
Педагог. Зато рисует и звучит как?
Дети. Пушисто. И т.д.
Делается вывод о том, какие линии не понадобятся (повтор слов, противоположных слову пушистый) и какой линией и каким инструментом будет изображен Пушистик.
Далее занятие проводится по методике изобразительной деятельности, но с оречевлением определенных действий в процессе обучения рисованию и собственно рисования. С целью активизации слова пушистый и его антонимов педагог не только сам описывает образец, но и спрашивает детей о характере изображаемых ими линий, частей рисунка. Закрепляются слова пушистый хвост, пушистые лапы, пушистая голова, пушистое ухо, Пушистик, пушистенькая шерстка, распушился животик и т.д.
Синонимичная игра
Проводится воспитателем или логопедом во второй половине дня в качестве специально организованной деятельности - речевой мастерской «Книжкины именины».
ЦЕЛИ
 Расширить ситуативное пространство однокоренной и антонимичной лексики слова пушистый.
 Подобрать слова, близкие по смыслу, уточнить их значение, согласовать содержание и звуковую форму образованных слов.
 Учить восприятию синонимии в различных сенсорных рядах (по сенсорной доминанте).
ОБОРУДОВАНИЕ
Рисунки с изображением пушистых предметов (нечетные листы - цветные, четные - не цветные): 1) георгин, 2) два бельчонка, 3) лиса, 4) мох на осинке,
5) солнышко и цыпленок, 6) одуванчик и сова с совенком, 7) елка среди кленов, 8) ежик возле кучи сухих листьев, 9) облако над сугробом, 10) торт со взбитыми сливками и барашек, 11) котенок,
12) грач на пашне.
* * *
На подставке находится символ синонимичных слов - знак «приблизительно». В столбик сложены рисунки с изображением пушистых предметов. Педагог вместе с детьми рассматривает нарисованные странички будущей книги о Пушистиках (по материалам книжки-раскраски «Пушистая радуга» Г.А. Ванюхиной) и читает стихи, интонационно выделяя слова, близкие по смыслу слову пушистый.
Дети должны догадаться, о каких Пушистиках написан стишок, и какие слова используются вместо слова пушистый. Также дети помогают педагогу закончить стишок, вспоминая пушистые слова-складушки, которые перебежали с предыдущей странички.
В играх с черно-белыми страницами детям предлагается дополнить незаконченные стихи словами-синонимами с цветных страниц и раскрасить рисунки. Это делает детей сопричастными к изданию книги.
1. Красивый, пышный георгин -
Страницы красной господин.
Он шапку из торчащих стрел
Для пущей важности надел.

2. На кончиках ушек
у шустрых бельчат
Кисточки стрелок (какие?) пышные (что делают?)
торчат.
3. На рыжей странице лиса
промышляет,
Холеною шубкой на солнце
сияет.
И гордость ее - меховые
шерстинки,
Пушистят ей хвостик, и
брюшко, и спинку.

4. Мох взял да наставил заплат
на осинке:
Растут на стволе (какие? что?)
меховые шерстинки.

5. Два желтых кружочка на
желтой странице:
Пушистое солнце в лучистых
ресницах,
Прозрачный цыпленок в
пушке перьевом,
Пушинок не счесть ни в
одном, ни в другом.

6. Вот одуванчик, нежный,
чистый,
Качает шапочкой (какой?)
лучистой,
А рядом с мамою совой
Совенок в шубке (какой?)
перьевой.
Он хочет в спальню для
перинки
Добыть (какие?) прозрачные
пушинки.

7. Кто свечкой растет
на зеленой странице?
Кто юбкой своею колючей
гордится?
Чьи лапы широкие тянутся
к кленам,
Что в брюках танцуют на
поле зеленом? (Елка.)

8. Пушистый комок выползает
из кучи.
Приколот листок к его спинке (какой?) колючей.

9. Снег на странице голубой?!
Сугроб воздушный, что
с тобой?
Ответ простой на эту небыль:
В нем, мягком, взбитом,
дремлет небо.
10. Барашек напомнил мне
крем для бисквита?
Шерстка (какая?) воздушная колечками (каким образом
сделана?) взбита.
11. На пестрой странице котенок
пригрелся.
Сегодня он вдоволь сметаны
наелся.
Хозяину скажет «спасибо»
потом
Взъерошенной спинкой,
пушистым хвостом.
12. Брожу по пашне скошенной,
Пушистой и (какой?)
взъерошенной.
А на личинку брошусь -
И сразу сам (что сделаю?)
взъерошусь. (Грач.)

Перевернув последнюю страницу, педагог обращает внимание детей на символ синонимичных слов (знак «приблизительно») и просит повторить слова, близкие по смыслу слову пушистый.
Ситуативная игра
Проводится воспитателем как занятие по развитию связной речи или коммуникативная игра «Посиделки-повязалки».
ЦЕЛИ
 Объединить общим сюжетом однокоренную, антонимичную и синонимичную лексику ядерного слова пушистый.
 Подобрать к ней слова, связанные по ситуации, уточнить и закрепить их значение в словосочетаниях и предложениях, сопровождающих театрализацию сюжета.
 Развивать эмотивную, сенсомоторную, символьную, логическую и лингвистическую основы семантического поля слова пушистый по ходу составления рассказа «Приключения Пушистика».
* * *
В центре ковра лежит зеленый лист бумаги (клеенка или простыня). Рядом - клубок со спицами или схема слов, связанных по ситуации. В стороне стоят игрушки или предметы-заместители: мишка Пушистик, пушистая елочка, лучистое солнце, вата (воздушный сугроб), колючий ежик, совенок с распушенными перышками, взъерошенный грач, несколько полосок темной махровой тесьмы. В коробке или в мешочке спрятаны берлога, две голубые ленты, трактор.
Воспитатель (показывает на игрушки). Кто это?
Дети. Пушистики.
Воспитатель. Назовите их.
Педагог с помощью наводящих вопросов побуждает детей к перечислению всех предметов с использованием слов, близких по смыслу слову пушистый.
Дети. Лучистое, воздушный, взъерошенный.
Воспитатель. Лежат пушистые игрушки сами по себе. Наверное, им скучно. Поиграем с ними в «Посиделки-повязалки». (Показывает на схему ситуативных слов.) Свяжем интересную историю о том, что случилось с нашими пушистиками в весеннем лесу. А помогать пушистикам будут непушистики, которые прячутся в мешке. Итак, начнем. Жил-был… (Ставит в центр зеленого листа медведя.)
Дети. Пушистый медвежонок.
Воспитатель. Звали его…
Дети. Пушистик.
Воспитатель. Спал он вместе со своей мамой-медведицей… (Ставит рядом елку, затем вынимает из мешка берлогу.)
Дети. Под пушистой елкой, в берлоге.
Воспитатель. Наступила весна, пригрело… (Обращается к любому ребенку с просьбой взять нужный предмет, поставить его на макет и назвать.)
Ребенок. Лучистое солнышко.
Воспитатель. Растаяли… (Выкладывает вату.)
Дети. Воздушные сугробы.
Воспитатель. И побежали… (Вынимает из мешка голубые ленты.)
Дети. Ручейки.
Подобным образом нужно объединить все предметы общим сюжетом.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск