Подобед С.О., методист управления образования администрации Центрального района, г. Красноярск
Как и каждый педагог, учитель-логопед в процессе работы определяет для себя оптимальную модель построения собственных коррекционных занятий. Основной целью такого построения является оптимизация процесса устранения нарушений звукопроизношения у дошкольников, в задачи которой входят:
- определение структуры коррекционных занятий;
- подбор методов исправления нарушений звукопроизношения;
- обеспечение коррекционного процесса необходимым инструментарием.
Длительность занятий остается неизменной – не более 30 мин и не менее 3 раз в неделю. Однако понятно, что за это время необходимо сделать очень многое. Как правило, каждое занятие включает:
- артикуляционную гимнастику;
- пальчиковую гимнастику;
- постановку правильного звукопроизношения;
- закрепление достигнутых навыков.
Артикуляционная гимнастика обычно включает восемь-десять упражнений, в зависимости от той группы звуков, которая нарушена, от степени сложности речевого дефекта. В последнее время, как показывает наш опыт, чаще всего встречаются нарушения произношения сонорных и шипящих звуков, реже – свистящих и других групп звуков.
М.Ф. Фомичева в своих методических пособиях предлагает такой «набор» артикуляционных упражнений: «трубочка – улыбка», «качельки», «часики», «щеточка», «маляр», «вкусное варенье», «лошадки», «покусывание», «заведи моторчик» и др.
В зависимости от специфики нарушения звукопроизношения вводятся или исключаются те или иные упражнения, например, «грибок», «заборчик» и др.
Дополнительно применяются упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразная пальчиковая гимнастика:
- сборка картинок пазлов;
- построение цветовой композиции с помощью мозаики;
- игра с конструктором (типа «Лего»);
- игры с игрушками-тренажерами: матрешки, резиновые ежики, пентамино и пр.
Построение процесса исправления нарушения звукопроизношения может также включать в себя массаж-гимнастику. Это связано с тем, что нарушению звукопроизношения часто сопутствует как стертая форма дизартрии, так и прочие последствия особенностей развития на ранних этапах (например, родовые травмы). Эта часть работы строго индивидуальна, специфична и ее описание не входит в цель данной методики.
Этапы коррекции звукопроизношения включают в себя индивидуальную и подгрупповую форму работы.
Индивидуальная работа проводится так, как это определено в традиционных методиках, поэтому подробно описывать ее не будем. Тем более, что ее применение обусловлено тем, что начать с ребенком освоение определенных приемов коррекции звукопроизношения в групповой форме занятий по каким-то причинам не удается.
Подгрупповая работа является основной формой проведения занятий, когда ребенок имеет возможность чувствовать себя более раскованно, не воспринимая свой дефект как выходящее из ряда вон событие. В группе из 3-4 человек есть возможность найти подход к исправлению звукопроизношения. В процессе общения у ребенка 3,5 лет часто определяется свой тип мотивации для занятий и исправления нарушений звукопроизношения. Ведь волевые установки у детей начинают формироваться к 7 годам, поэтому до этого возраста они не являются ведущей формой мотивации, определяющей их деятельность.
Развитие коммуникативных навыков и навыков общения начинается с этапа артикуляционной гимнастики. Так, в процессе развития мелкой моторики, дети, работая с пазлами, мозаикой, обсуждают способы сборки фигур, картинок. Это также служит определению своего способа занятий на данном этапе.
Подгрупповой этап коррекции звукопроизношения включает в себя:
- произношение слогов с гласными первого ряда в различном темпе и с разным ритмическим рисунком;
- произношение слогов, в которых звук находится в различной позиции – в начале, середине, конце слов, со стечением согласных;
- произношение поговорок, потешек, чистоговорок, стихов;
- отработку речевых навыков в ходе коррекционных игр.
На этом этапе для более успешной дифференциации и автоматизации используется прием сопряженных движений, о котором сказано ранее. Во время его прохождения может практиковаться:
- отстукивание мячом слоговых и логических ударений;
- выполнение танцевальных движений.
При занятиях с мячом совершенствуется крупная и мелкая моторика кистей рук, всего тела.
Спецификой проводимых занятий является продолжение своего рода этнических традиций развития речи в игре, когда в процессе проговаривания поговорок, потешек, скороговорок, чистоговорок, шуток-прибауток совершались разного рода игровые действия. В контексте с этими традициями происходит закрепление новых речевых навыков, когда произношение речевого материала сопряжено с танцевальными движениями, игрой с мячом.
Способ коррекции с помощью сопряженных движений, как известно, согласуется с общими установками методики исправления звукопроизношения. Для этого при освоении правильного произношения нескольких звуков формируются группы переменного состава на протяжении одного занятия в зависимости от тех звуков, которые в данный момент наиболее актуальны для их исправления.
В перерыве ребенок может заниматься развивающими играми: пазлами, мозаикой, конструктором (типа «Лего»). Это позволяет снизить утомляемость и способствует более успешному и комплексному закреплению новых речевых навыков.
В динамичном процессе коррекции, т.е. когда исправление одного звука находится на стадии дифференциации или автоматизации, возможен переход к коррекции следующих, особенно если они относятся к одной группе. Чередование разных видов игр и предметно-практической деятельности способствует эффективности коррекционного процесса.
Оценка результатов
Предлагаемый способ занятий является, на наш взгляд, более эффективным, так как прогнозирует особенности коллективных занятий и получаемые в ходе них эффекты, описанные в социальной психологии. Развитие коммуникативных навыков и навыков общения в новой среде, с новыми детьми, позволяет устранить такие нарушения в развитии психики, которые часто сопутствуют речевым нарушениям. Таким образом, происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития ребенка.
Отслеживание результатов с помощью сопоставления темпов коррекции при использовании данной методики с традиционной показывает, что в случае исправления изолированного фонетического дефекта, дефекта двух схожих по звукоизвлечению звуков [р] – [л], [ш], [с] – [з] и т.д., срок их коррекции уменьшается в 1,5-2 раза. Особенно это отмечается, если речевое нарушение не сопровождается нарушением развития, натальными травмами. Если органическое поражение все же отмечено в раннем развитии, необходимо обязательное и потом повторное обследование соответствующими специалистами (невропатологом, психиатром, сурдологом и др.).
Как правило, назначаемое лечение способствует:
- более эффективному и быстрому исправлению нарушений речи;
- более успешному процессу вхождения в новый социум;
- эффективному налаживанию коммуникативных связей, общения с детьми;
- уменьшению сроков коррекции.
Домашние занятия
Каждому из детей логопеды стараются записать задания на дом в специальных тетрадях, выпускаемых в большом множестве. Можно использовать разнообразные пособия, тетеради-раскраски, в которых собраны материалы по развитию ребенка, подготовке его к школе, а также обычные раскраски.
Для того чтобы домашнее задания не обременяли родителей и не перегружали ребенка, необходимо подходить к выполнению дифференцированно. Можно задавать раскрасить лишь часть рисунка каждому из детей или выполнить совместно с ребенком определенные задания в логопедических тетрадях.
Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков по исправлению на рушений, звукопроизношения ведет к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции. Кроме того, следует преду-преждать родителей о необходимости обращения к соответствующим специалистам для консультации, прохождения назначаемого ими лечения, соблюдения охранительного режима дома.
Итог занятий
Предлагаемая форма занятий:
- сохраняет здоровье ребенка;
- уменьшает сроки коррекции;
- комплексно корректирует нарушения развития;
- совершенствует игровые навыки детей.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением детей. М., 1993.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для до-школьников. М., 1990.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
Рулдестам Кьел. Групповая психотерапия. СПб., 2000.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.