«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Обучение устной разговорной речи младших школьников с сочетанными нарушениями развития

22 мая, 2005 Рубрика: Обмен опытом Комарова С.В.

Комарова С.В., ст. преподаватель МИОО; Гарус Т.В., учитель-дефектолог ЦППРК «Детская личность», Москва

Социальный опыт умственно отсталых детей с эпилепсией и ДЦП, как и детей, не имеющих отклонений в развитии, складывается под влиянием общественных отношений и связей, поэтому направленное формирование их речи рассматривается нами в контексте развития навыков общения.
Дефицит средств общения порождает проблемы, связанные с социальной адаптацией. Трудности в контактах с людьми в любой сфере общения становятся причиной неуверенности, беспокойства, неудовлетворенности индивида собой и окружающим миром.
В последние годы обучение речи рассматривается в методике с позиций коммуникативного подхода, как наиболее эффективного и социально ориентированного (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская и др.).
Коммуникативность подчиняет себе все стороны обучения, формы и способы его организации и предполагает использование речевых умений в естественных для общения целях или максимально приближенных к ним.
Вместе с тем процесс обучения не может быть построен как копия процесса общения. Отдельные параметры последнего не имеет смысла моделировать: например, невозможно предусмотреть спонтанность общения, когда трудно следовать формальной стороне речевой деятельности. Поэтому моделировать необходимо только принципиально важные параметры, к которым относятся:
- наличие индивидуальных потребностей и мотивов к общению у всех участников взаимодействия;
- ситуация как форма общения, служащая его содержательной основой;
- система функциональных речевых средств, обеспечивающих коммуникативную деятельность в ситуациях общения.
Содержание развития устной речи умственно отсталых школьников должно рассматриваться в проблемном контексте, где есть предмет для обсуждения. Его можно выделить в рамках любой темы. Например, в теме «Овощи» – «Как приготовить овощной салат?», «Домашние животные» – «Мой кот ужасный обжора» и т.д. Любая проблема может быть рассмотрена в различных ракурсах, но выбор остается за учителем и определяется исходя из основных задач обучения.
Возможность активно включать всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые модели обучения, прежде всего сюжетно-ролевые игры. Учащимся 1-4 классов нравятся творческие занятия: рисование или конструирование с последующим или текущим обсуждением; пение песенок и пропевание речевых образцов, что помогает выработке правильной интонации и артикуляции; составление «шифрованных писем», позволяющих моделировать различные типы высказываний, и др.
Необходимо отметить, что профессионально-педагогическое общение имеет ряд особенностей. К ним прежде всего относится его интенсивно-преобразующий характер. Трудности коммуникативной деятельности учителя-дефектолога связаны с тем, что он должен не только мгновенно решать множество педагогических задач, но и создавать в классе такую атмосферу, чтобы дети хотели поделиться с ним своими мыслями и чувствами. Кроме того, манера учителя держаться, говорить, реагировать на происходящее – это каждый раз демонстрация свободного владения словом, которая не только способствует укреплению его авторитета, но и убеждает детей в практической значимости речи, в необходимости развивать ее.
Одним из основных качеств речи учителя должны быть умест-
ность, коммуникативная целесообразность, которая предполагает умение учитывать ситуацию и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. Беседа должна быть непринужденной, вопросы и реплики нужно логически связывать с реальным ходом диалога, а не с запланированной моделью.
Важно, каким голосом произносятся высказывания, какой мимикой и жестами они сопровождаются. Так, при подаче нового материала наиболее адекватен заинтересованный тон, различные способы привлечения внимания, при опросе – четкая постановка вопросов, доброжелательность. Спектр интонаций в речи учителя богат и разнообразен (интригующий, заговорщический, доверительный, деловой, шутливый и др.).
Комфортность общения на уроке в большой степени зависит от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Их исправление в процессе организованного диалога, во-первых, нарушает коммуникацию, а во-вторых, такое поведение противоречит правилам этикета, по которым прерывать собеседника нельзя. Ответы школьников должны быть в первую очередь направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут постоянно контролироваться учителем. Стремление ученика к общению необходимо поощрять всеми возможными средствами, он не должен испытывать неуверенности. Задача учителя заключается в том, чтобы пополнить словарный запас ребенка для той или иной ситуации общения.
Предлагаем познакомиться с опытом нашей работы по обучению устной разговорной речи умственно отсталых детей с эпилепсией и ДЦП в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность».
Конспекты уроков устной речи для 2 класса
Продавцы и покупатели
Цели уроков
 Активизация и обогащение запаса слов и этикетных выражений, используемых в ситуации покупки того или иного товара.
 Обучение адекватному использованию предметного и этикетного словаря.
 Обучение организации высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения.
 Расширение возможностей участия в диалоге.
 Закрепление умения строить простые предложения.
 Обучение построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него.
УРОК 1. Экскурсия
Организационный момент
Урок начинается в классе. Учитель сообщает его тему, объясняет детям индивидуальные задания, обсуждает вопросы, которые они будут задавать на экскурсии. Затем класс отправляется в ближайший супермаркет.
Знакомство с магазином
и персоналом
Дети здороваются, знакомятся с продавцом, проводящим экскурсию. Один из учеников спрашивает продавца, как давно существует магазин, чем хороша профессия продавца, что продавцы делают на работе и т.д.
Учитель подчеркивает, что продавцу необходимо хорошее знание математики. Продавец показывает и называет основные отделы магазина: молочный, хозяйственный и кондитерский. Рассказывает о продукции, которую там можно приобрести.
Практическая часть
Один из учеников получает задание купить товар. Он словами объясняет, как будет действовать. Затем дети и учитель обсуждают, все ли он сделал правильно.
Далее дети в сопровождении взрослых (учителя, воспитателя, продавца) расходятся по залу магазина с заданием приобрести товары для совместного чаепития: Таня – чай, Витя – конфеты, Матвей – пять глазированных сырков, Наташа – салфетки, Саша – печенье.
Итоги урока
Подведение итогов организуется по возвращении в школу.
Учитель. Вам понравилась наша экскурсия?
Дети спонтанно и эмоционально высказываются.
В каких отделах вы делали свои покупки?
Дети отвечают.
Посоветуйте, в какой отдел стоит обратиться, чтобы купить йогурт? Стиральный порошок? Пряники?
Дети отвечают. На перемене проводится чаепитие с продуктами, купленными в магазине. В свободное время дети оформляют творческие отчеты (рисунки) о посещении магазина.
УРОК 2. Магазин в классе
Организационный момент
Дети здороваются с учителем и воспитателем, рассаживаются, готовятся слушать.
Повторение
Учитель. Вспомните, где мы были на прошлом уроке устной речи.
Дети с помощью учителя вспоминают экскурсию в магазин, а также покупки, сделанные в нем, и названия отделов: молочный, хозяйственный, кондитерский.
Обустройство магазина
Учитель. Хотели бы вы еще раз побывать в магазине? Давайте организуем магазин у нас в классе. Наш воспитатель Наталия Ивановна решила нам помочь. Посмотрите, правильно ли разложены ее товары.
Дети самостоятельно распределяют муляжи товаров по трем отделам – молочному, хозяйственному и кондитерскому, сопровождая свои действия объяснениями.
Ученик. Я думаю, что молоко продается в молочном отделе и т.д.
Учитель. Молодцы! Вы замечательно справились. А помните ли вы, как нужно вести себя в магазине?
Дети спонтанно отвечают.
Рассказ «В магазине»
Учитель. Послушайте рассказ о том, как ходил в магазин один мой знакомый мальчик. Подготовьтесь обсудить, во всем ли он был прав. (Читает текст по книге.)
Дети слушают.
Как зовут героя рассказа? С кем он ходил в магазин? Как вел себя Миша в магазине? Правильно ли он поступил? Почему?
Дети отвечают.
Закрепление этикетных
форм общения
Учитель. Послушайте рассказ еще раз и запомните, как обратился Миша к продавцу.
Дети воспроизводят услышанное в рассказе обращение.
Давайте составим словарик обращений к продавцу, чтобы использовать их на следующих уроках.
Дети воспроизводят знакомые обращения, учитель записывает их на доске в форме условно-графических изображений.
Физкультминутка
Дети выполняют движения по сюжету стихотворения «Если мама в магазине…» из цикла Г. Остера «Вредные советы». Стихи читает учитель.
Составление рассказа
по серии картинок
Учитель. Вот видите, ребята, как важно знать правила поведения в магазине, чтобы не попасть в смешную ситуацию. Давайте составим рассказ и поможем мальчику стать культурным. Рассказ мы будем сочинять по картинкам. (В произвольном порядке демонстрирует серию картинок «В магазине».) Расскажите, что вы видите на первой картинке? На второй? И т.д.
Дети рассказывают, что изображено на картинках.
Давайте составим предложение по первой картинке.
Дети придумывают несколько вариантов предложений. Аналогичная рабо та проводится по составлению предложений к остальным картинкам.
Кто сможет рассказать всю историю без картинок? Кто попробует рассказать еще раз другими словами?
Дети отвечают. Их ответы обсуждаются.
Итоги урока
Учитель. Я предлагаю вам сохранить свои знания в книжках-малышках, чтобы вы могли поделиться ими со своими друзьями и знакомыми.
Работа с книжками-малышками продолжается на уроках русского языка. В них заносятся условно-графические изо-
бражения предложений из составленного рассказа. Каждое предложение самостоятельно иллюстрируется учащимися.
УРОК 3. Общение покупателя
и продавца
Организационный момент
Учитель психологически настраивает школьников на урок.
Повторение
Учитель. О чем мы говорили на прошлом уроке?
Дети отвечают.
Попробуйте догадаться, кто спрятался за этими строчками: «Он стоит за прилавком в магазине в белом фартуке».
Дети отгадывают загадку о продавце, отмечают, какие слова помогли им узнать профессию.
А как называют человека, который приходит в магазин за покупками?
Дети. Покупатель.
Учитель. Кто помнит, какой мы составили рассказ о продавцах и покупателях?
Дети воспроизводят рассказ по картинкам.
Составление диалогов
Учитель. В нашем первом диалоге покупатель будет обращаться в молочный отдел за пакетом молока. Витя сыграет роль продавца, а я – покупателя.
Покупатель. Здравствуйте, дайте, пожалуйста, пакет молока.
Далее обсуждаются варианты развития ситуации. Моделируются ответные реплики, жесты, интонации героев.
Продавец. Извините, молока нет. Молоко привезут только часа через два и т.д.
Покупатель. Спасибо, я зайду позже.
Диалог представляется несколькими учениками. Действия актеров оценивают зрители, аргументируя свои ответы. Ученикам представляется возможность предложить другие модели диалогов, используя выражения, составленные на предыдущих уроках. Ход диалогов фиксируется условно-графическими изображениями.
Итоги урока
Учитель оценивает достижения учащихся.
УРОК 4. Отделы магазина
Организационный момент
Учитель психологически настраивает детей на предстоящую работу.
Создание игровой ситуации
Появляется пес Шарик из книги Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Шарик представляется и приветствует класс. Каждый ученик самостоятельно отвечает на приветствие и называет себя.
Шарик. Знаете, ребята, у меня проблема. Я поспорил с дядей Федором и Матроскиным, что смогу сам сделать разные покупки. А вот приехал в город и растерялся: здесь так много разных магазинов!
Учитель. Ребята, а мы можем помочь Шарику?
Дети спонтанно отвечают.
Скажите, а в каких магазинах обычно вы с родителями делаете покупки?
Дети. Мы обычно ходим в…; Мы все покупаем в… и т.д.
Учитель. Шарик, а что же тебе нужно купить?
Шарик достает список товаров и растерянно протягивает ученикам.
Ребята, что там у Шарика?
Дети. У Шарика целый список товаров.
Обсуждается, в каком магазине можно купить эти товары.
Физкультминутка
Дети вместе с Шариком «едут» в магазин на импровизированной машине, находящейся в игровой зоне класса. Звучит музыка.
Игра «Продавцы
и покупатели»
Дети возвращаются в учебную зону.
Учитель. Добро пожаловать в наш супермаркет. Сейчас мы распределим роли. Витя будет продавцом кондитерского отдела, Кристина – молочного, Ваня – хозяйственного. Таня, Матвей и Катя будут покупателями. Вы должны купить один пакет молока, один кусок мыла «Детское» и торт «Белочка».
Таня. Дайте, пожалуйста, пакет молока.
Кристина. Пожалуйста.
Таня. Спасибо.
Матвей. У вас есть торт «Белочка»?
Витя. Уже закончился, возь-мите торт «Причуда».
Матвей. Спасибо, давайте.
Катя. Мне нужно мыло «Детское».
Ваня. Извините, этого у нас нет!
Катя. Тогда я возьму «Земляничное».
Итоги урока
Дети прощаются с Шариком. Учитель и ученики высказывают свои впечатления от игры, дают эмоциональную оценку действиям участников. Учитель отмечает достижения детей.
Учитель. Как вы думаете, мы помогли Шарику научиться делать покупки? А помните совет, который давал мальчику один поэт? Вы согласны с таким советом? Что бы вы посоветовали тому, кто собирается делать покупки?
Дети спонтанно отвечают.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск