«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Обучение чтению в добуквенный период

20 мая, 2004 Рубрика: Дошкольный возраст , Ермолаева Н. К.

Ермолаева Н. К., учитель-логопед МДОУ «Белоснежка», г. Новый Уренгой, пос. Лимбяяха

Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8.
Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б. Эльконин и которые выдержали уже 30-летнюю практическую проверку. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать».
Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам – обязательные предпосылки обучения чтению. Существует механизм воссоздания звуковой формы при чтении:
- выяснение порядка следования фонем в слове;
- установление различительной функции фонемы;
- выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных русскому языку.
По системе Эльконина фонемный анализ включает в себя следующие стадии: – интонационное выделение по-
следовательности фонем и общий анализ слова, при котором создается модель такой последовательности;
- дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова;
- дифференциация твёрдости-мягкости и звонкости-глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.
При этом используются следующие приемы:
- сопоставление моделей фонемного состава слов между собой и установление их сходства и различия;
- придумывание по заданной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру.
Для материализации звуков на первом этапе используются фишки одного, а затем двух и трех цветов. На втором этапе Эльконин предлагает вводить буквы, обозначающие гласные фонемы, соблюдая при этом определенные правила:
- знакомить детей с буквами, как знаками фонем, не допуская смешения букв и фонем;
- формировать опережающую ориентацию на гласные буквы и фонемы.
Необходимо помнить, что буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двоякую функцию: кроме собственного образа они ещё указывают на мягкость или твердость предшествующих согласных фонем. Еще К.Д. Ушинский предлагал знакомить детей сразу со всеми гласными буквами, вводя их парами: «а-я», «о-ё», «э-е», «у-ю», «ы-и». То же предлагает система Эльконина.
Заполнение схемы слов вначале фишками трех цветов, а затем буквами фиксирует знаковую функцию буквы и помогает объяснить детям, что данные буквы обозначают одну и ту же фонему, но ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости.
На этапе «словоизменения» у детей формируется ориентация на гласные буквы и фонемы для получения нового слова при замене одной только гласной. Эльконин предлагал использовать полоску из картона, на которой написаны все гласные буквы. Ее можно прикладывать к схеме слова на картинках, заменяя одну гласную другой. Подобный способ поможет сформировать у детей основной механизм чтения: упреждающую ориентацию на гласную букву и фонему.
Похожий принцип Эльконин предлагает соблюдать и при ознакомлении с буквами, обозначающими согласные фонемы:
- дети проводят фонемный анализ, заполняя схему слова фишками трех цветов;
- ставят на места знакомые гласные;
- определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными.
Дополнительно предлагается использовать окошечки и полоски с гласными и согласными буквами.
Эльконин считал, что целесообразно знакомить детей одновременно с двумя согласными звуками – звонким и соответствующим ему глухим. Главной целью его системы обучения можно назвать чтение полных слов с четкой постановкой ударения, поскольку именно оно создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое.
Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман в своих книгах («Чтение без принуждения», «Учимся читать и писать», «Школьные трудности благополучных детей») предлагают оригинальную игровую аранжировку системы Эльконина.
Для детей главная трудность звуковых игр состоит в том, что они склонны смешивать трудноуловимые звуки с другими свойствами слова, с его значением, долго путают звук – минимальную единицу членения слова и слог – более естественную артикуляционную единицу.
Дети, обучавшиеся чтению по системе Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Они не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. У них формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное, – занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.
I период обучения (подготовительный)
На этом этапе должно быть уделено внимание:
- формированию фонемного анализа слов и общей ориентации в фонемной системе языка;
- освоению системы гласных фонем и формированию ориентации на гласные фонемы;
- освоению системы согласных фонем.
В сентябре мы играем с неречевыми звуками и обучаем детей фонетической ритмике по системе А.Я. Мухиной, что очень важно для развития тонкой моторики, речевого дыхания, артикуляционных движений. В занятиях активно участвуют братцы-гласные, придуманные Бугрименко и Цукерман.
Усвоив правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, дети начинают знакомиться с артикуляцией отдельных согласных звуков. Здесь используются такие игры, как «Машины» (для выделения звука [в]), «Комары» (звук [з]) и т.п. Постепенно выполняя задания Доктора Звукова, дети обучаются интонационно выделять в коротких простых словах поочередно с первого по четвертый звук.
Во время индивидуальных занятий, выполняя упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношение отдельных согласных звуков, дети ощущают, что здесь взаимодействуют губы, зубы, язык. Они быстро начинают видеть и слышать разницу между гласными и согласными, опираясь прежде всего на языковое чутье и интуицию. Именно тогда, создав подходящую игровую ситуацию, легко ввести и закрепить термины: «гласные», «согласные».
На первом занятии мы приглашаем детей в наш Дом звуков. Их портреты (буквы) дети находят в специальных домиках разного цвета. Мы рассказываем детям сказку о звуках и стараемся ответить в доступной и интересной форме на все вопросы. Здесь нам помогают карта города Звукоречье, братцы-гласные, Том и Тим.
Братцы-гласные сразу начинают учить детей слышать и выделять их звуки в слогах и словах. Игры «Построй братцев по порядку»; «Поймай и выпусти звуки»; «Позови звуки домой» и др. обучают слышать и соблюдать порядок в построении звуков. Дети с восторгом читают за братцами-гласными свои первые слова: «ау», «уа», «иа» и даже придумывают с ними сказки, которые мы под их диктовку записываем в специальную тетрадь.
Понять, что пары гласных звуков ставятся после согласных, различающихся по твердости-мягкости, помогают прогулки по улице Гласной на карте города Звукоречье, где йотированные гласные звуки живут напротив основных гласных звуков, а на балкончиках их домиков обитает звук [й]. Приходят на подмогу и Том с Тимом, которые приносят на занятие согласные буквы, раскрашенные с одной стороны в синий цвет, а с другой – в зеленый. Кроме того, они раздают детям синие и зеленые фишки для их индивидуальных звуковых домиков, пока с пустыми окошками.
Том и Тим незаметно вовлекают детей в свой вечный спор: «Чей это звук?»; «Чье это слово?» Детям нравится мирить спорщиков, изменяя звучание звуков, слогов и слов.
Продолжают спорить и братцы-гласные: «Кто главный?»; «Кто громче кричит (в данном слове)?»; «Чей это гость?» и т.д.
«Ударяя голосом» поочередно все гласные звуки в слове, дети находят его правильное звучание и соответственно выделяют ударный (главный) звук.
На каждом занятии кто-то из братцев-гласных или Том с Тимом приносят и раздают детям фишки красного, синего, зеленого цвета, в зависимости от качественной характеристики изучаемого звука. Букву того же цвета дети сами ставят в нужное окошко нашего звукового домика, еще раз уточняя качественные признаки звука.
С помощью фишек трех цветов дети учатся строить звуковые домики для своих первых слов: «ау», «иа», «уа»; «оп», «ап», «па», «пи», «ты», «та», «то», «те», «ку-ку», «ко-ко», «ха-ха», «хи-хи», имена братцев-гласных – «Ах», «Ох», «Ух», «Эх», «Ых», «Их» и т.д. Эти слова стараются сразу как-то обыграть с гостями-игрушками, наполняя их смыслом, вставляют в свои сказки, используя их звуковые и буквенные модели.
Те же слова «строят», играя в «Живые звуки (буквы)».
Дети берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Здесь особенно помогает вариант игры: «Звуки, стройтесь в слоги». Постепенно у детей формируется ориентация на гласные фонемы.
Вскоре дети понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «то+п», «пи+к»; «па+па», «ма+ма», «му+ка» и т.д. Слова не только строятся, но и перестраиваются: «топ – пот», «кот – ток – кто». Дети постепенно учатся трансформировать слова, каждый раз искренне удивляясь, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.
Особенно нравится детям строить «звуковые домики» для слов не из фишек, а из кубиков трех цветов. Если в каждом кубике сделать окошки для букв, играть со звуками станет еще интереснее.
Помогают нам и звуковые домики с тремя окошками и шторками трех цветов на каждом окне. С ними можно играть бесконечно, придумывая все новые варианты: «Позови звуки домой; открой окошко нужного цвета первому звуку»; «Открой окошки для своего гостя (слова)»; «Открой окошки в своем домике так, чтобы мы догадались, кого ты пригласил в гости»; «Покажи, в каком окошке живет звук» и т.д.
II период обучения
На этом этапе уделяется внимание:
- трансформации слова путем замены одной из фонем;
- формированию основного механизма чтения: упреждающей ориентации на гласную фонему и букву;
- качественной характеристике звуков.
На индивидуальных занятиях, закрепляя правильную артикуляцию звуков, необходимо уточнять их качественные признаки.
Так как большинство детей учились произносить и дифференцировать звуки: [л-ль], [й], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мы включаем их в свои игры и заселяем в наш Дом звуков, поместив в нужном окошке их «портреты» (буквы). Из-за данных звуков возобновляется спор у Тома и Тима: «У кого больше звуков?» Оказывается, что звуки [ш], [ж], [ц] дружат только с Томом. Зато звуки [ч], [щ], [й] с Томом дружить не хотят и строят слова только с Тимом. Остальные согласные могут прочитать и Том и Тим, но у каждого из них они звучат по-разному. Вставляя в звуковые схемы слов такие согласные (с одной стороны они раскрашены в синий цвет, а с другой – в зеленый), мы уточняем, какая гласная стоит после данной согласной в слове. Требуется интересно и доходчиво объяснить детям, что одна и та же гласная фонема в словах Тома и Тима будет обозначаться разными гласными буквами. Для этого мы много раз «проходим» по улице Гласной на карте города Звукоречье и обнаруживаем, что в домиках, на которых висят таблички «я», «ё», «е», «ю», живет и звук [й] (его портрет видно на балкончиках), а так как это любимый звук Тима, то буквы «я», «ё», «е», «ю» стоят в словах Тима после мягкого согласного звука.
При обозначении звуков соответствующими буквами мы стараемся соблюдать правила, введенные Элькониным: знакомим детей с буквами как знаками (портретами) фонем, не допуская смешения букв и фонем; уделяем постоянное внимание формированию опережающей ориентации на гласные буквы и фонемы.
В окошках наших звуковых домиков (звуковых схем) все больше окошек заполняется портретами звуков, – все больше фишек мы заменяем буквами того же цвета. В домиках появляется четвертое окошко, а затем пятое, шестое… Этому способствует игра «Какие слова смогут жить в этом звуковом домике?» Часто дети сами предлагают добавить окошки для звуков, которые не поместились в готовую звуковую схему. Остается только уточнить цвет нового окошка и соответственно качественную характеристику звука.
На очередном занятии Том и Тим раздают детям «колокольчики» из желтого картона и учат различать их звуки по участию голоса, фиксируя для этого ладонь на гортани. Здесь снова помогает карта города Звукоречье. Оказывается, что на улице Согласной многие звуки живут парами в двухэтажных домиках, и у одного из них висит над окошком колокольчик.
Для закрепления качественной характеристики звуков детям нужно рисовать и раскрашивать их портреты в нужный цвет. После введения терминов: «глухой», «звонкий» мы просим рисовать и обводить звонкие согласные звуки толстой линией, а глухие – тонкой. Затем дети вырезают готовые буквы и составляют из них знакомые слова. А в конце занятия раскладывают самодельные буквы в разные коробочки (синюю, зеленую, сине-зеленую – со звоночком; синюю, зеленую, сине-зелёную – без звоночка), объясняя свои действия.
С самодельными буквами дети продолжают играть и вне занятий: «Найди место в звуковом домике для своей буквы»; «Перестрой буквы по-другому и прочитай: что получилось?»; «Какой буквы не хватает?»; «Разложи буквы на картинки (игрушки, предметы), в названиях которых они есть» и т.д.
Постепенно мы переходим к раскрашиванию целых слов, написанных на карточках печатными буквами простым карандашом. Иногда там было по два слова: «лук – люк», «мыл – мил», «ток – тёк» и т.д. Дети раскрашивают каждую букву в нужный цвет, объясняя свои действия.
Вне занятий воспитатели предлагают детям игры на трансформацию слов путем замены одной из фонем: «Замени звук … звуком … Какое новое слово получится?»; «Произнеси первый (последний) звук мягко (твердо)»; «Поменяй звуки (слоги) местами»; «Прочитай слово задом наперед» и т.д. Речевой материал мы брали из книги И. Лопухиной «550 занимательных упражнений для развития речи».
III период обучения
На этом этапе уделяется внимание:
- переходу от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию;
- преобразованию буквенной модели слова в другую буквенную модель.
В сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети вначале раскладывают «товары» («продукты», школьные принадлежности, игрушки) на двух витринах: синей – у Тома или зеленой – у Тима в зависимости от того, есть ли в их названии мягкие согласные звуки. Потом задание усложняется: детям нужно уточнить, в какой части слова слышен мягкий согласный звук. «Товары» можно было разложить и на витринах братцев-гласных, опираясь на ударные гласные звуки в названии предметов.
Поделив «товары», дети расставляют их на ступеньках вы-
бранной витрины в зависимости от количества слогов в названии предмета. Затем готовятся «этикетки»: трехцветные звуковые схемы слов или, позже, их буквенные модели. Те же «этикетки» могут потом стать «чеками», ориентируясь на которые, дети выбирают покупку, придерживаясь определенной последовательности: вначале уточняют, нет ли в звуковой схеме зеленой фишки (т.е. мягкого согласного звука) и подходят к витрине Тома или Тима; затем выясняют, сколько частей в слове (сколько гласных звуков, т.е. красных фишек в схеме); и только после этого пытаются подобрать к готовой звуковой схеме подходящие слова – названия предметов, которые представлены на данной ступеньке данной витрины.
Подбирать слова к готовым звуковым схемам мы учим детей, играя с ними в сюжетно-ролевые игры: «Стройка», «Зоопарк», «Школа» и др.
Постепенно дети переходят от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию.
Перед игрой «Звуковое лото» (у детей на индивидуальных таблицах по пять-шесть предметных картинок, у логопеда – отдельные звуковые схемы слов) нужно уточнить, у кого в словах (названиях картинок) есть твердые согласные, мягкие согласные, в каком слове первый (последний) звук – гласный (согласный), два согласных звука стоят рядом и т.д.
Играя в игры «Кого я позвала издалека (слышно только голосовые звуки!)»; «Позови издалека одного из гостей, а мы угадаем: кого» и др., дети начинают понимать слогообразующую функцию гласных звуков, все реже путают звуки и слоги.
Строя звуковые домики для гостей, мы просим детей ставить в окошки сначала гласные буквы, а затем уточняем, какие согласные звуки живут с данным гласным звуком в первом, втором слогах, какой гласный звук и, следовательно, его слог – ударный в слове.
В игре «Живые звуки (буквы)» мы составляем слова. Затем в игре «Прошагай слово» мы делим более сложные слова на слоги. И наконец, дети придумывают с этими словами разные предложения, которые мы записываем в тетрадь. После физкультурной паузы мы уточняем, сколько слов в каждом из предложений, какие слова состоят из одного, двух, трех слогов, какое слово самое короткое, сколько в нем звуков. Самые простые слова из предложений мы составляем из букв, а затем дети преобразовывают готовую буквенную модель в другую.
Надежность метода обучения звуковому анализу и слитному чтению проявляется в работе с разными детьми: как с фонетико-фонематическим недоразвитием, так и с общим недоразвитием речи.
Этапы работы и игры
Выделение данного звука
в слогах и словах
1. «Умная машина» - [в]
2. «Умный паровоз» - [п]
3. «Умный самолет» - [р]
эти и подобные транспортные средства перевозят пассажиров только с данным звуком в имени.
4. «Звуковой домик» – в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-т-т», «К-к-к».
5. «Собираем звуки» – потребуются предметы с данным звуком в названии; у детей корзинки с «портретом» звука.
6. «Доктор Звуков» – прописывает «лекарство» – 10 слов со звуком [..].
7. «Проглоти звук [..]» – повторить слово без звука [..].
8. «Умная стрелка» – находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр.
9. «Выбери картинки» – из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками.
10. «Звуковое домино» – по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: [р], [л], [с], [ш], [з], [ж], [ц], [ч].
Выделение первого
и последнего звука в словах
1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь».
2. «Магазин» – заплатить первым (последним) звуком в названии покупки.
3. «Умная машина» – сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
4. «Поймай слово за хвост!»
5. «Я начну, а ты закончи».
6. «Угадай, что я прошу» – выбрать один из трех-пяти предметов.
7. «Подели предметы» – на коробочках наклеены «портреты» звуков.
8. «Звуковое лото»:
а) на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема;
б) логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей табличке картинку, в названии которой данный звук – первый (последний).
9. «Кто в домике живет?» – с данным звуком в начале.
10. «Вагончики» – в первом или последнем поедет [..]? Где слышно данный звук в данном слове?
11. «Звуковые цепочки» – по два-три слова и более.
Интонационное выделение
последовательности фонем в слове
1. «Превращение в [..] жуков, змей, и т.п.» – разговаривать, выделяя нужный звук.
2. «Заколдованный (ударный гласный) звук» – звучит дольше и громче в слове.
3. «Клавиши» – ударить первый, второй, третий звуки в слове. (Предметные картинки – слово из трех-четырех звуков и три-четыре клавиши фишки).
4. «Сочиняем сказку «Приключения звука [..]».
5. «Диктант» – дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает.
6. «Звуковые домики»:
а) «Позови звуки домой» – по очереди;
б) «Звук потерялся» – первый, второй, третий;
в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» – дети их сразу узнают и называют.
7. «Учим говорить Незнайку» – он пропускает звуки в словах.
8. «Письмо Незнайки» – пропущены звуки (буквы). Какие?
Знакомство с гласными звуками. Деление слов на части
1. «Братцы гласные здороваются» – произносить свой звук долго-громко.
2. «Братцы-гласные стучат своими молоточками» – каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова).
3. «Ступеньки» («Лесенка») -игрушки шагают по ступенькам, произнося свое имя.
4. «Братцы-гласные делят слово на две-три части»:
а) какой гласный живет в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика)?;
б) кто из братцев-гласных кричит громче?
5. «Прошагай слово» – пропрыгать, прохлопать и т.п.
6. «Кто в домике живет?» – на каком этаже живет кот, ли-са, со-ба-ка?
7. «Кто в каком вагончике поедет?» – сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово)?
8. «Разложи картинки» («Подели игрушки») – одно-, двухсложные слова.
9. «”Пишем”» слова» – (части слова – полоски) под диктовку («жук», «ли-са» и т.д.):
а) раскладывать гласные звуки (красные фишки – по одной на каждую полоску);
б) положить портрет того братца-гласного, который кричит громко-долго, в нужную часть слова.
10. «Чье слово длиннее?»
11. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» – одно-, двух-, трехкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (Сколько раз мы открыли рот?)
12 «Кто в каком домике живет?» – игрушки с одно-, двух-, трехсложными названиями.
Различение ударных
и безударных гласных звуков
1. «Без ошибок повтори: “оуа”, “оуа”, “оуа” и т.п.» – ударяем голосом один из трех гласных звуков.
2. «Братцы-гласные спорят»:
а) К кому идут гости?
б) Для кого это угощение?
3. «Подели картинки (предметы)» – всем братцам-гласным по одной-две.
4. «Кто главный?» – для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяют голосом?
5. «Звуковые домики» – кто живет у братца – Аха, Охо и др.?
6. «В чьем вагончике поедет [..]?»
7. Братцы-гласные собираются идти…»:
а) …в школу – кто что берет с собой?;
б) …в поход – выбрать один из трех-пяти предметов (слов);
в) …на прогулку.
8. «Приключения братцев-гласных» – кто что увидел? и т.п.
9. «Кто из братцев кричит в этом слове громко, а кто – тихо?» – два сложных слова: «ли-са», «бел-ка» и т.д.
10. «Расставь портреты братцев-гласных (гласные буквы)» – на каждую полоску (слог) – по одной гласной.
11. «Я позову вас издалека» – согласных звуков не слышно; кого это зовут?
12. «Позови издалека кого-то из гостей, выделяя ударный гласный звук, а я угадаю кто это».
13. «Зоопарк» (таблица):
а) кого зовет братец Ах, Ох, Их и др.?;
б) кто за кем будет ухаживать?
Различение гласных и согласных звуков
1. «Называю звук – поднимаете фишку» – красную, если звук гласный, синюю – если согласный.
2. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» – «оп», «ат», «ук», «им», «ыв». Назвать второй звук после гласного.
3. «Какой второй звук в именах братцев-гласных Ах, Ох и т.д.»?
4. «Первый, второй» – определять гласные/согласные – «ат – та», «оп – по», «ук – ку»… и т.д.
5. «Покажи фишку» (красную-синюю) – выделение гласных/согласных из потока звуков: [а], [т], [о], [у], [п], [к], [э], [и], [ы], [м], [н].
6. «Что мешает петь согласному звуку?» – губы: [п], [б], [м]; язык и зубы: [н], [т], [д].
7. «Живые звуки (буквы)».
8. «Звуки, стройтесь в слоге!»
9. «Ловим звуки: левой рукой гласный, правой – согласный» (можно наоборот) – [а-а-а-т],
[т-а-а-а].
10. «У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого – согласный?»
11. «Кто из гостей произносит последним гласный/согласный звук?» – «гав», «мяу», «му», «кукареку» и т.д.
12. «Какой первый звук в твоем имени?»
Дифференцирование согласных звуков по твердости-мягкости.
Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками
1. «Тим изменяет согласный звук, второй произносит Том».
2. «Том и Тим по-разному читают» (называют буквы) – [п/п], [т/т], [х/х] и т.д.
3. «Тим изменяет слова Тома» – «лук – люк», «пол – пал» и т.д.
4. «Тим и Том ссорятся» – делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные звуки или нет ни одного.
5. «Том и Тим собираются…» – на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует; выбрать из двух-трех слов.
6. «Тим и Том готовят обед» – посуда, продукты.
7. «Тим и Том в зоопарке» – в лесу, на рыбалке, в саду, на огороде и т.д.
8. «Звуковое лото» – картинки, схемы слов.
9. «В каком окошке кто живет?» – в каком окошке чей звук?
10. «Магазин» – продавцы Тим и Том, чеки – схемы слов.
11. «Зоопарк» – за кем из животных будут ухаживать Тим и Том?
12. «Тим и Том помирились» – Том говорит первую часть слова, а Тим – вторую (и наоборот): картинки: «по-ле», «ли-са», «са-ни», «ло-си», «ко-ни» и т.д.
13. «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую – Тим или Том?»
Звуковой анализ простых слов
из трех звуков
1. «Пропоем в слове каждый звук» – [жжжуууккк].
2. «Звуковые домики» – три окошка + шторки трех цветов:
а) позвать домой первый, второй, третий звуки;
б) повесить в окошки шторки нужного цвета. 3. «Построим дом» – кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: поставить кубик (окошки) нужного цвета.
4. «Кто в каком домике живет?» – готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «жук (к-с-к)», «пес (з-к-с)», «лось (с-к-з)», «ель (з-к-с)», «Аня (к-з-к)».
5. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» – готовая схема слов.
6. «Позови домой звук» – третий, первый, второй в разной последовательности.
7. «Кто из гостей (игрушки) “написал” свое слово?»
8. «Напиши слово своего гостя».
9. «Угадай, кто у тебя в гостях?» – ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: «гав», «пик», «ква», «мяу».
10. «Ловим и выпускаем звуки по порядку».
11. «Покажи картинку» – в названии которой первый звук [..], второй [..], третий [..].
12. «Магазин» – на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: «кот», «лань», «кит», «жук», «лев», «лис», «оса», «пес», «Оля-кукла», «чай», «соль», «рис» и т.д.
13. «Звуковое лото: Чья картинка?» – кому подходит эта схема (звуковой домик)?
Выделение качественных признаков согласных звуков
1. «Домики звуков» – в которых находятся их портреты (буквы):
- красный для гласных;
- зеленый со звоночком: [й];
- зеленый без звоночка: [ч], [щ];
- синий со звоночком: [ж];
- синий без звоночка: [ш], [ц];
- сине-зеленый со звоночком: [з], [б], [д], [в + м], [н], [л], [р];
- сине-зеленый без звоночка: [с], [п], [т], [к], [ф].
Варианты:
а) «Где живет звук [..]?» – объяснить почему?;
б) «Какие звуки живут в этом домике?»;
в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»;
г) «Нарисуем буквы» – рисовать ручками трех цветов, тонкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие).
2. «Раскрасим слово, написанное простым карандашом» – «лис»:
[л] – зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук);
[и] – красная толстая линия (гласный звук);
[с] – синяя тонкая линия (глухой твердый звук).
3. «Цветной диктант» – схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет.
4. «Кто первый?» – назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий [й], всегда мягкий глухой [ч], [щ] и т.д.
5. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.
6. «Магазин» – дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук в ее названии и давая ему качественную характеристику.
Формирование основного механизма чтения: упреждающие ориентации
на гласную букву и фонему
1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука [..]?»
2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком [..]?»
3. «Прочитай слово без согласных звуков» – таблица «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна-три маленькие (безударные гласные звуки).
4. «Звукоедик» – «съел» согласные звуки.
5. «Зовем издалека» («Эхо») – согласных звуков не слышно, громче всех «кричит» ударный гласный звук, тише – безударные гласные.
Варианты:
а) «Кого я зову издалека?»;
б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся».
6. «Живые буквы (звуки)».
Варианты:
а) «Звуки, стройтесь в слоги!»;
б) «Слоги, стройтесь в слова!»;
в) «Слоги, поменяйтесь местами!»;
г) «Поменяем гласный звук» – «стол – стул – стал – стыл» и т.п.
Обучение трансформации слова
путем замены одной из фонем
1. «Живые звуки (буквы)».
Варианты:
а) «Звуки, стройтесь в слова!»;
б) «Звук [..], поменяйся местами со звуком [..]»;
в) «Звук [..], замени в слове звук [..]».
2. «Какой звук заменили?» (по очередности в слове) – «сыч – сын – сыр – сан – сон – сор – сом – сок – сук – суп – суд – сад – сам» и т.д.
3. «Какое слово получится, если звук [..] заменить звуком [..]?» – «слог – слон – стон – стол – стыл – стал – стул – стук – сток – стык» и т.д.
4. «Звуковой домик» – готовая звуковая схема слова:
а) меняем один из согласных звуков: «каска – маска – ласка – лапка – лапта»;
б) меняем один из гласных звуков: «Оля – Уля – Эля – Аля»; «Иры – Ира – ура – эра – эру – ору»; «куры – кура – кора – кору»;
в) «Сделай первый согласный звук мягким» – какое слово получилось? Тим поправляет Тома: «лук – люк», «мал – мял» и т.д.
Звуковой анализ двухсложных слов
1. «Назови только первую (вторую) часть слова».
2. «Позовем звуки домой» – по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты).
3. «В каком окошке живет звук [..]?»
4. «В какой “комнате” (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка?» – где кричит ударный звук? «Ли – са», «ку – ры», «ут – ка», «па – ук».
5. «Вставь портрет звука (знакомую букву) в нужное окошко».
6. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомые буквы)».
7. «Позови домой только гласные звуки – тихо или громко?»
8. «Позови домой только согласные звуки».
9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»
10. «В какой части слова гласный звук [..]?»
11. «Какая часть слова звучит громче?» – ударный гласный звук, ударный слог.
12. «Звуковые домики» – двухкомнатные из кубиков трех цветов: один-два кубика («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка»), три-три («зай-чик»).
Варианты:
а) «Кто в этом домике живет?» – сколько звуков – в первой части, во второй?;
б) «Кто больше?» – подобрать слова для своего «звукового домика»;
в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик».
13. «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки».
14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов». – В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества. – Логопед задает вопросы: Какие звуки есть в твоем слове?; Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?; Сколько в твоем слове гласных звуков? и т.д.
Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию
1. «Звуковой домик» (схема слов):
а) «Кто в каком домике живет?»;
б) «Кому еще подходит этот домик?»;
в) «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»
2. «Часть слова» (слоги) – буквы, фишки:
а) «Подбери две части слова» (схема);
б) «Подбери одну часть слова» (схема).
3. «Звуки – буквы» (картинки с готовыми схемами слов + буквы):
а) «В каком окошке живет звук [..]?»;
б) «Вставь в нужное окошко букву [..]»;
в) «Вставь в нужное окошко портрет звуков»:
- гласных;
- звонких/глухих согласных,
- твердых/мягких.
4. «Раскрасим слова, написанные простым карандашом, печатными буквами» – обвести ручкой (фломастером) нужного цвета:
а) все гласные звуки – красной толстой линией;
б) глухие согласные – тонкой линией синего или зеленого цвета (звучат твердо или мягко);
в) звонкие согласные – толстой линией синего или зеленого цвета.
5. «Цветной диктант» – рисовать знакомые буквы («портрет звуков») ручками трех цветов (толстой/тонкой линией).
Строители в городе «Звукоречье»
Конспект итогового занятия
с детьми с ФФНР в старшей
логопедической группе
На занятии уточняются качественные характеристики звуков; дети упражняются в звуковом анализе слов.
Для работы потребуется: Том, Тим, братцы-гласные, гости-игрушки с простыми названиями, кубики трех цветов с прозрачными окошками, буквы трех цветов в красной, синей и зеленой коробочках без колокольчиков, синей и зеленой с колокольчиками, колокольчики на четырех столах.
1. Логопед приветствует детей в городе «Звукоречье».
2. Дети садятся за отдельные столики и знакомятся со своими гостями, четко произнося имя каждого и выделяя с первого по пятый звуки.
3. Логопед предлагает построить звуковые домики для гостей из кубиков трех цветов, уточняя, какие звуки следует обозначать красными кубиками (гласные), синими (твердые согласные) и зелеными (мягкие согласные).
4. Дети считают, сколько гласных, твердых согласных, мягких согласных звуков в именах гостей.
5. Дети берут кубики нужного цвета и в нужном количестве: у Тома (синие), у Тима (зеленые) и у братцев-гласных (красные) и строят звуковые домики (схемы) для своих гостей.
6. Логопед вместе с детьми проверяет: всем ли звукам хватает места (окошек) в их звуковых домиках, соответствует ли цвет окошка качественной характеристике звука. («Какого цвета первый кубик в твоем домике?»; «Какой первый звук в имени гостя?»)
7. Физкультурная пауза. На четырех из восьми столов прикреплены звоночки, обозначающие звонкие согласные звуки. Логопед уточняет, кто из детей будет выделять глухие согласные звуки, а кто – твердые (у кого на столах звоночки?). Дети прячутся за стульчики. Логопед четко и медленно произносит согласные звуки, а дети встают и высоко поднимают руки, услышав свой звук.
8. Логопед предлагает детям вставить портреты звуков (знакомые буквы) в окошки звуковых домиков. Необходимо уточнить, какая коробочка содержит портреты звуков:
- красная (гласные);
- синяя (твердые глухие согласные);
- синяя с колокольчиком (твердые звонкие согласные);
- зеленая (мягкие глухие согласные);
- зеленая с колокольчиком (мягкие звонкие согласные).
9. Логопед предлагает детям взять нужные буквы из коробочек и назвать, какой именно звук обозначает данная буква.
10. Дети вкладывают знакомые буквы в окошки своих домиков и читают полученное слово, проверяя, правильно ли составлены имена их гостей.
11. Логопед оценивает труд детей и благодарит их за звуковые домики от имени гостей.

метки: ,

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 1 к статье “ Обучение чтению в добуквенный период


  1. # 1 Аноним Пишет:

    В данном материале чувствуется глубокое погружение в тему .
    Представлены разнообразные виды работы по обучению чтению в подготовительный период. Этот период является базисом для дальнейшей работы. Не стоит им пренебрегать.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск