«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

28 мартa, 2007 Рубрика: Ранний возраст , Городничева Е.И. Гусева Н.А. Козлова О.Н. Курдвановская Н.В. Лопская Р.Ю. Опарина С.А.

Козлова О.Н., директор; Курдвановская Н.В., заместитель директора; Опарина С.А.,Городничева Е.И., учитель-логопед; Лопская Р.Ю.,Гусева Н.А., воспитатель областного ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», г. Мурманск учитель-дефектолог; педагог-психолог;

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их речь характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Как правило, это не говорящие дети, произносящие лишь отдельные аморфные слова-корни: ма вместо мама, па вместо папа, ав – собака, би-би – машина и т.д. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: согласный + гласный или, наоборот, гласный + согласный. В активном словаре неговорящих детей от 5 до 27 слов.
Данное нарушение часто можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте – в 2,5-3 года. Квалифицированную систематическую помощь такие дети обычно получают только в 4 года в ДОУ компенсирующего вида. Однако опоздание с логопедической коррекцией нередко приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных психических процессов и несформированность коммуникативных навыков.
Характеристика программы
Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи составлена с учетом достижений отечественной логопедии и практического опыта специалистов нашего Центра. Принципиально значимыми в программе являются следующие приоритеты:
- раннее выявление речевого и вторичных нарушений;
- развивающий характер обучения, основанный на дифференцированном подходе к детям (выявление зон актуального и ближайшего развития);
- комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекции речевых и психических нарушений;
- мониторинг речевых успехов ребенка;
- включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
- стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения.
Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных и коррекционно-развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности программы его развития.
Воспитательный блок содержит задачи, направленные на повышение самостоятельности и автономии ребенка, становление нравственных ориентиров в его деятельности и поведении, а также воспитание положительных качеств.
Задачи коррекционного блока посвящены формированию способов усвоения необходимого материала, компенсаторных механизмов, преодолению и предупреждению у детей вторичных отклонений в развитии. Кроме того, в этом блоке предусмотрено обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком.
Все блоки тесно взаимосвязаны, и реализация их задач зависит от тяжести речевого и психического нарушения, его структуры, возраста ребенка. Специалисты Центра оставляют за собой право использовать задачи диагностического блока, в том числе медицинские, в ходе всего срока реабилитации ребенка: для уточнения диаг ноза и логопедического заключения может проводиться дообследование.
Структура программы
Раздел 1
Формирование когнитивных процессов
К когнитивным (познавательным) относятся сенсорные процессы (восприятие, внимание, память), мышление, воображение, речь. Их формированию посвящены соответствующие подразделы программы.
Сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у ребенка перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Другая его важная задача – своевременное соединение сенсорного опыта со словом. Ощущения и восприятие – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается именно на эту базу. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает их более четкими, систематизированными и обобщенными. На этом и основано развитие восприятия.
Занятия проводятся по темам «Величина», «Цвет», «Форма» и т.д. (см. приложение 1). Они направлены на развитие внимания и памяти, зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
•• Учить детей:
- воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
- группировать предметы по заданному признаку;
- складывать разрезную картинку из двух-трех частей.
•• Создавать условия для восприятия и практического использования свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной).
• Формировать поисковые способы ориентировки – пробы, прикидки при решении практических или игровых задач.
Формирование мышления
До 4-х лет умственное развитие ребенка, его познание внешнего мира происходит через практические действия с предметами, поэтому формирование мышления в программе представлено данным начальным этапом. Перемещая реальные предметы в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, переносу приобретенного опыта из первоначальных условий в новые. Формируется умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач. Внутреннее развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: интеллектуальному и понятийному.
Важнейший этап формирования мышления связан с речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний, пусть даже односложных.
Если на 2-м году жизни ребенок воспринимает только то, что его окружает, то на 3-м уже понимает рассказ взрослого о предметах и явлениях, в данный момент не находящихся в поле его зрения, но с которыми он сталкивался раньше. Его начинают интересовать причины часто повторяющихся явлений, он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
• Создавать условия и предпосылки для развития у детей наглядно-действенного мышления.
• Стимулировать развитие наглядно-действенного мышления через проблемно-практические ситуации и задачи.
• Формировать:
- целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания;
- соотносящие действия при выполнении заданий по образцу взрослого;
- восприятие целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках, с опорой на собственный опыт;
- умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения.
• Учить:
- пользоваться различными методами решения проблемно-практических задач;
- понимать жизненные ситуации, проигрывать их по подражанию с заменой одних объектов другими;
- выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, использовать заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели.
Ознакомление с окружающим
Занятия по ознакомлению с окружающим направлены на формирование у детей целостных представлений о предметном мире, развитие внимания, обогащение чувственного опыта. У ребенка накапливаются элементарные понятия о неживой природе, животном и растительном мире, бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, начинает активизироваться связная речь. Важно научить детей смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать все это в словесных высказываниях.
Занятия проводятся по темам «Части тела», «Зима. Новый год», «Игрушки», «Семья», «Домашние животные (млекопитающие)», «Домашние птицы» (см. приложение 1).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
• Уточнять и расширять знания детей по указанным темам.
• Расширять и активизировать словарь по ним, а для этого учить узнавать и называть:
- части лица и тела (голова, руки, ноги, колени, пальчики, глаза, щеки, уши, нос, волосы, рот, зубы, язык, живот, спина);
- понятие зима, выделять картинки с изображением этого времени года из ряда других, объясняя причину выбора (снег, холодно);
- обобщающее понятие игрушки и отдельные из них (мячик, ведро, мишка, кукла – ляля, пирамидка, машинка);
- себя и своих близких по фотографии, себя в зеркале, положительно эмоционально откликаться на такую работу;
- домашних животных, используя звукоподражания (корова, лошадь, собака, кошка, коза, овца, гусь, утка, курица, цыплята).
• Формировать:
- активную позицию по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривание предмета с разных сторон, действия с ним и пр.);
- начальные представления о некоторой систематизации накопленных знаний.
Развитие речи
и коммуникативных способностей
Развитие речи и коммуникативных способностей – главный подраздел программы.
Формирование речи на протяжении первых 3-х лет жизни – не простое количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и при общении со взрослым. В этот период он учится строить первые предложения, обобщения, начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками. Любые задержка или нарушение в развития речи отражаются на поведении, а также деятельности ребенка. Поэтому для предупреждения вторичных отклонений и максимальной реализации возрастного потенциала таким детям необходима специальная помощь.
На начальных этапах работы большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения: фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания.
В дальнейшем, при становлении вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают совершенствоваться.
На специальных занятиях происходит формирование речевых навыков детей. В этом возрасте речь становится средством не только общения, но и познания окружающего мира. Систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в других видах деятельности, расширяется и уточняется словарь, развивается и активизируется связная речь. Кроме того, осуществляется подготовка к коррекции звукопроизношения.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
• Создавать у детей предпосылки к развитию речи и языковых способностей.
• Формировать:
- невербальные формы коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы);
- потребность в речевом высказывании для общения со взрослыми и сверстниками;
- представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;
- умения высказывать свои потребности во фразовой речи.
• Учить:
- обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении);
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания;
- использовать в речи простые по слоговому составу слова;
- называть знакомые свойства и качества предметов;
- использовать в активной речи фразы из двух-трех слов.
• Разучивать потешки, стихи, поговорки, считалочки (при невозможности полного речевого высказывания пользоваться способом договаривания).
• Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
Раздел 2
Формирование деятельности
Данный раздел включает в себя три подраздела.
Формирование навыков
предметно-манипулятивной
и игровой деятельности
Предметная деятельность служит основой для формирования всех других видов детской деятельности. В ней ребенок осваивает соотносящие и орудийные действия, которые, в свою очередь, ведут к становлению ориентировочно-познавательной деятельности и появлению предпосылок к развитию речи.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая. Обращается внимание на развитие у детей интереса к игрушкам и предметно-игровым действиям, воспитание умения играть со сверстниками. Игра не только отражает наклонности и силу души ребенка, но и влияет на развитие его способностей, а следовательно, и на будущую судьбу.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
• Учить детей:
- наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при его поддержке;
- обыгрывать игрушки;
- воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в нее элементы сюжетной игры;
- играть рядом, не мешая друг другу.
• Воспитывать:
- интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу взрослым;
- эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
Развитие мелкой моторики
Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве, взаимодействия с игрушками. При выполнении предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, согласованность и плановость их движений, развивается мелкая моторика и координация. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает интеллектуальное и психическое развитие.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
• Учить детей выполнять:
- дифференцированные движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого;
- пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом (стихами), в соответствующей последовательности;
- правильно держать карандаш, фломастер.
• Проводить детям массаж.
Формирование элементов
продуктивных видов
деятельности
К продуктивной относятся изобразительная деятельность, конструирование и др. Данные занятия направлены на формирование соответствующих предпосылок: интереса к определенному виду деятельности, способов обследования предметов, зрительно-двигательной координации, ручной моторики. В процессе продуктивной деятельности происходит становление и уточнение знаний о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Для освоения ее техники требуется развитие силы, точности, темпа, плавности, ритмичности специальных движений, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности. Коллективные занятия способствуют приобретению навыков общения и адекватных форм взаимоотношения с другими детьми. Продуктивная деятельность способствует становлению ценных качеств личности ребенка: сознательности, целенаправленности, настойчивости, аккуратности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
• Воспитывать у детей интерес к выполнению изображений различными средствами – фломастерами, карандашами, красками.
• Учить:
- наблюдать за действиями взрослого и сверстника при рисовании;
- соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями;
- проводить прямые, волнистые, закругленные и прерывистые линии.
• Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
• Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.
• Знакомить с различным материалом для конструирования, приемами его ис пользования для выполнения простейших построек.
• Обучать делать простейшие постройки совместно со взрослым и самостоятельно, называть их, играть с ними, по подражанию педагогу, на полу, на столе.
Раздел 3
Социально-психологическое развитие
Основополагающим содержанием раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и обучение способам усвоения предлагаемой информации.
С помощью общения усваивается социальный опыт. Потребность в нем определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширении его знакомства с окружающей действительностью.
На 3-м году жизни главной формой общения остается ситуативно-деловая. Инициативные действия с предметами, адресованные взрослому, по-прежнему служат важнейшим показателям интереса к предметам и общей активной позиции ребенка. Полное отсутствие инициативы или ее слабая выраженность свидетельствуют о недоразвитии личности и мотивационной сферы.
Показателями уровня общения являются чувствительность к воздействиям взрослого, разнообразие и гармоничное использование средств общения. При нормальном развитии ребенок пользуется всеми группами средств коммуникации – экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. В этом возрасте ребенок начинает задавать тысячи вопросов, проявлять интерес к рассказам и картинкам. Выслушивая ответы, он требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. К концу 3-го года у некоторых детей возникает потребность во внеситуативно-познавательном общении.
Значительное место в разделе уделено формированию у ребенка представлений о самом себе и воспитанию элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе. Сознание «Я», «Я сам», появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития и свидетельствуют о начале переходного периода, именуемого кризисом 3-х лет. Это один из наиболее трудных моментов в жизни: разрушается прежняя и складывается новая система социальных отношений, отделяющая ребенка от взрослых. Изменение его позиции, возросшая самостоятельность и активность требует от близких своевременной перестройки. Если же новые отношения не складываются, самостоятельность ребенка постоянно ограничивается, то в системе «ребенок – взрослый» возникают собственно кризисные явления (со сверстниками этого не происходит).
Таким образом, усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие происходит не путем пассивного восприятия окружающей действительности, а в процессе активного взаимодействия со взрослым. Данные субьект-субъектные отношения выступают основным средством и условием развития речевой деятельности ребенка, поскольку последняя возможна лишь на определенном уровне ситуативного и внеситуативного его общения со взрослым.
Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками. Между 3-летними детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений, в основном основанные на действиях с предметами, игрушками. Поэтому очень важно, чтобы они приобретали положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. Постепенно их действия приобретают совместный взаимозависимый характер.
Развитие коммуникативной деятельности со взрослыми и со сверстниками может обеспечить позитивную динамику детей данной категории, а также позволит предупредить появление нарушений вторичного порядка, осложняющих психическое развитие и затрудняющих социальную адаптацию.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ
• Формировать у детей:
- интерес к эмоционально-деловому и личностному контакту со взрослым, потребность в нем и готовность принять помощь;
- адекватное поведение в конкретной ситуации (садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.).
• Обучать:
- первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия со взрослым в предметной и игровой ситуации, подражание его действиям);
- положительно реагировать на сверстников, находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
- использовать речевые средства в ситуации взаимодействия со взрослым или сверстниками, выражать словом свои основные потребности и желания;
- выполнять элементарную речевую инструкцию, регламентирующую какое-либо действие в определенной ситуации (например, произвести три-четыре действия с игрушками).
• Воспитывать интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действия с ними.
Организация работы
по программе
Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенка путем высвобождения имеющихся интеллектуальных ресурсов и других сохранных функций.
I этап – медицинское обследование
Этап рассчитан на 1 неделю (см. приложение 2).
Задачи
• Изучение анамнестических данных.
• Обследование психического и физического здоровья ребенка.
• Выявление этиологии речевых нарушений и нарушений развития.
При обследовании используются методы электропунктурной диагностики, консультации узких специалистов и т.д.
II этап – психолого-педагогическая диагностика
Этап рассчитан на 2 недели (см. приложение 2).
Задачи
• Изучение особенностей социальной коммуникации ребенка.
• Логопедическое обследование (см. приложение 3).
• Дефектологическое обследование.
• Психологическое обследование.
• Построение концепции абилитации ребенка.
В основе диагностической работы логопедов и дефектологов лежит методика Е.А. Стребелевой, а также методики, созданные специалистами лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО. Немаловажным при решении поставленных задач является поиск сильных сторон, на базе которых можно выстроить концепцию абилитации ребенка раннего возраста.
III этап – разработка
образовательного маршрута
Этап рассчитан на 1 неделю.
Задачи
• Создание перспективного плана воспитательного блока для адаптации детей к новым условиям.
• Разработка перспективного плана коррекционного блока с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
IV этап – коррекционно-развивающая работа
Этап рассчитан на 27 недель.
Задачи
• Формирование сенсорных навыков.
• Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
• Формирование навыков игровой деятельности.
• Развитие мелкой моторики.
• Формирование элементов продуктивных видов деятельности.
• Развитие социальных навыков.
Основными принципами при решении данных задач стали:
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии. Обучение не достигнет положительных результатов, если не будет опираться на деятельность самого ребенка, поэтому главное место в программе занимают практические задания;
- системный подход к решению поставленных задач;
- комплексный подход к работе, включающий в себя формирование всех сторон личности ребенка (психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально-коммуникативных навыков и пр.).
Максимальное использование сохранных функций служит отправной точкой для проведения коррекционной работы. Развивая их особыми методами, как бы гипертрофируя и приспособляя к выполнению качественно новых действий, можно добиться значительных успехов в восстановлении ослабленных или утраченных функций.
Обязательные условия организации коррекционной работы:
- добровольное участие в ней семьи;
- проведение занятий в специально оборудованном пространстве (подобранные развивающие и безопасные игрушки, материалы);
- создание нужной (семейной) обстановки для свободного самовыражения детей, придания им уверенности в своих силах;
- обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями и др.;
- регулярность занятий.
Родители являются непо-средственными участниками коррекционной работы. Они получают образцы взаимодей ствия с ребенком, учатся понимать особенности его поведения, овладевают методическими приемами формирования специфических умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.
V этап – психолого-педагогическое тестирование
Этап рассчитан на 1 неделю.
Задачи
• Логопедическое тестирование.
• Дефектологическое тестирование.
• Психологическое тестирование.
VI этап – итоговый
Этап заключается в сопровождении ребенка.
Приложения
Приложение 1
Лексико-тематическое планирование
Перед началом обучения проводится собрание и диагностика (с 15 по 30 сентября).
См. таблицу.
Приложение 2
Протокол обследования
Дата обследования _______
Данные о ребенке
1. ФИО _________________
2. Число, месяц, год рождения _____________________
3. Домашний адрес _______
4. Откуда прибыл (из семьи, детсада) ___________________
5. ФИО родителей, их возраст, образование, профессия
Мать ___________________
Отец ____________________

Данные медицинского обследования
1. Наследственность и вредные привычки родителей ___
2. Акушерский анамнез (от какой беременности ребенок, возраст матери при его рождении, протекание беременности, родов, сразу ли закричал, доношен ли, вес) __________
3. Перенесенные ребенком заболевания в возрасте до 3-х лет _______________________
4. Развитие основных статистических функций (с какого времени держит голову, сидит, ходит, произносит первые слова, фразы) __________

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования
1. Коммуникабельность (отсутствие зрительного, эмоционального контакта, интереса к общению со взрослыми и детьми, негативизм, застенчивость) ____________________
2. Психомоторное развитие (общая двигательная заторможенность/расторможенность, импульсивность, общая неловкость, нарушения мелкой моторики) ____________________
3. Выполнение простых инструкций (на, дай, иди) ___________________________
4. Способы выполнения задания (самостоятельно, при помощи взрослого, после обучения) ____________________
5. Внимание ____________
6. Зрительное восприятие (узнавание предметов на картинке, цвета, формы, восприятие сюжетного изображения) ___________________________
7. Понимание обращенной речи ______________________
8. Общее звучание речи и голоса ____________________
9. Сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре (умение нахмурить брови, надуть щеки) _____________________
10. Строение артикуляционного аппарата _____________
11. Активная речь.
А. Звукопроизношение ___
Б. Словарь, слоговая структура слова _________________
В. Фраза ________________
12. Элементарные математические представления _______
13. Особенности игровой дея-тельности _________________
14. Особенности личности ___________________________
15. Навыки самообслуживания _______________________
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума _____________________
Рекомендация психолого-медико-педагогического консилиума __________________
Председатель консилиума ___________________________
Врач-педиатр ____________
Педагог-психолог ________
Учитель-дефектолог ______
Учитель-логопед _________
Воспитатель _____________
Приложение 3
Логопедическая характеристика
на дошкольника
ФИО ___________________
Дата рождения __________
Адрес ___________________
Ранее речевое развитие (лепет, гуление, слово, фраза).
Когда обратились за помощью к специалисту?
1. Особенности строения артикуляционного аппарата.
2. Фонетика (звукопроизношение на момент обследования, над какими звуками работали – постановка, автоматизация).
3. Общее звучание речи (высота, темп, плавность, голос, дыхание, интонированность; особенности, связанные с заиканием).
4. Фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза.
5. Слоговая структура слова.
6. Словарный запас:
- общая характеристика;
- количество слов;
- использование слов в расширенном или суженном значении;
- соотношение активного и пассивного словарей;
- преимущественное употребление различных частей речи;
- иные особенности.
7. Грамматический строй речи:
- словоизменения;
- словообразования;
- синтаксис (типы построения предложения и особенности нарушения их строения);
- соответствие возрастному уровню.
8. Связная речь:
- общая характеристика;
- качество рассказа (уровни наглядности, связности, необходимой помощи, типы используемых предложений).
9. Начальные навыки чтения и письма (только для читающих и пишущих).
Заключение _____________
Дата ____________________
Учитель-логопед _________
Директор _______________
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М., 1989.
Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М., 1986.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М., 2002.
Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М., 2003.
Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. Л., 1974.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Мурманск, 2004.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001.
Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития / Сост. Е.Р. Баен-ская, М.М. Либлинг. М., 2001.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. М., 2002.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. М., 1996.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
Шипицина Л.М., Защирин-ская О.В. и др. Азбука общения. СПб., 2002.
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб., 2002.

метки: ,

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск