Авторы:
Подобед С.О.
27 января, 2007
Комплексный подход в коррекции нарушений речи у дошкольников
147 просмотров
0
комментариев
Подобед С.О., методист управления образования администрации Центрального района Щербинина Д.К., учитель-логопед ДОУ № 120, г. Красноярск
К сожалению, имеется немалое количество детей с вариативными нарушениями речи, которые вызывают в дальнейшем различные сбои: в эмоционально-волевой сфере, коммуникативных и психических функциях, навыках общения, соматическом здоровье.
Дошкольное учреждение № 120 разработало схему взаимодействия и координации коррекционной работы со строгим распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи от каждого педагога и специалиста (схема 1). Для устранения совокупности нарушений коррекционная работа строится комплексно, т.е. организовано воздействие не только воспитателей, логопеда и психолога, но и медиков, музыкального и физкультурного работников. Длительность и конкретная адресность этой помощи не только обусловлены тем или иным запросом родителей или рекомендациями соответствующих специалистов, но также и индивидуальными возможностями того или иного ребенка. Этому способствует разработанный перспективный комплексный план коррекционной работы, в котором поэтапно отражена конкретная работа каждого специалиста и педагога.
В ДОУ № 120 специально организованы речевые группы, где в течение последних восьми лет оказывается помощь детям со сложными нарушениями речи. В задачи разработанного и утвержденного руководителем этого учреждения положения входят раннее выявление, преодоление и своевременное предупреждение сложных недостатков речи, организация коррекционной помощи, профилактика речевых нарушений и пропаганда передовых знаний среди педагогов и родителей.
Детям, имеющим легкие нарушения речи, необходима коррекционная помощь во временно организованных группах, осуществляющих свою деятельность как логопункт ДОУ. Последний имеет индивидуальный план на основании утвержденного руководителем ДОУ положения. Основные задачи логопункта - развитие устной речи дошкольников, устранение речевых недостатков и коррекция звукопроизношения (схема 2).
Созданный здесь медико-психолого-педагогический консилиум (ДМППк) способствует планомерной и правильно организованной работе по диагностике и коррекции нарушений развития речи, осуществляет не только коррекционно-диагностическую, но и методическую, просветительскую, воспитательную работу как с педагогами ДОУ, так и с общественностью, родителями. Благодаря его функционированию проводятся координация и интеграция деятельности всех участников коррекционно-педагогического процесса. Таким образом, деятельность ДМППк в нашем ДОУ является системообразующей.
Выводы
1. Координация коррекционного воздействия дает возможность четко дозировать нагрузку для каждого ребенка силами педагогов и специалистов.
2. Коррекционно-педагогический процесс позволяет оптимизировать комплексное коррекционное воздействие.
3. Распределение нагрузки в процессе коррекционного воздействия способствует формированию стойких навыков правильной речи и положительной мотивации на занятиях.
4. Длительность коррекционного периода помогает соблюдать единый речевой режим в до-
школьном учреждении и позволяет участвовать родителям в исправлении речевых недостатков.