Баева А. И., учитель-логопед МДОУ № 76, г. Йошкар-Ола
Проблема своевременной и объективной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию.
Для изучения динамики формирования речевых процессов в условиях коррекционно-образовательного процесса ДОУ мы разработали комплект таблиц «Состояние речевых процессов детей дошкольного возраста», с помощью которой проводятся стартовая и итоговая диагностика (соответственно – сентябрь и май), а также динамическое наблюдение детей в течение учебного года. Особо важны, на наш взгляд, результаты промежуточного изучения состояния речевых процессов (январь) в подготовительных группах, поскольку они позволяют внести необходимые коррективы в индивидуальные коррекционные программы.
Обследование речи детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием трехбалльной системы оценивания.
Звукопроизношение
Диагностика звукопроизношения (табл. 1) выявляет умения ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. (Филичева Т.Б., Каше Г.А. Диагностический материал по использованию недостатков речи у детей дошкольного возраста). Ребенку предлагается произнести звук:
- изолированно;
- в составе слогов;
- в составе слов;
- в предложениях.
Слова, взятые из картинок, должны иметь различный звуковой и слоговой состав, а также стечение согласных. Исследуемый звук должен занимать разные позиции (начало, середина, конец) в слове. Звукопроизношение оценивается в баллах:
3 – все звуки есть;
2 – нарушены один-два звука, звуки в стадии автоматизации;
1 – нарушена одна группа звуков;
0 – нарушены две и более групп звуков.
Проверка производится по следующим критериям:
- нет звука;
- звук искажен;
- звук автоматизируется;
- звук есть.
Фонематическое восприятие
Диагностика фонематического восприятия (табл. 2) нацелена на выявление уровня сформированности фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
Оценка производится в баллах:
3 – нет ошибок;
2 – одна-две ошибки;
1 – три ошибки;
0 – более трех ошибок.
Ребенку предлагают выполнить четыре вида заданий на доступном и соответствующем периоду обучения речевом материале.
I. Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками
- 5 лет: «па – ба», «да – та», «та – да – та», «ка – га – ка».
- 6 лет: «па – пя – па», «са – са – за», «ши – жи – ши».
II. Выделение заданного звука
- 5 лет – выделить звуки из ряда слов.
1 и 2 обследования:
«ш» – «стена», «шум», «дом», «наш», «нос», «кошка»;
«у» – «нос», «ухо», «кот», «иду», «лак», «суп»;
«к» – «сом», «кот», «лоб», «мак», «дом», «окно».
3 обследование:
«ш» – «листок», «малыш», «стена», «шапка», «дыня», «Ма-ша»;
«у» – «улитка», «солнце», «кукла», «мячик», «кенгуру»;
«к» – «тетрадь», «карман», «палец», «песок», «лампа», «буква».
- 6 лет – выделить звуки из ряда слов.
1 обследование:
«р» – «шуба», «рыба», «замок», «топор», «слон», «кран»;
«л» – «каска», «лодка», «дверь», «стол», «домик», «кресло»;
«о» – «рука», «окно», «стул», «ведро», «кукла», «стол».
2 обследование:
«р» – «телефон», «забор», «капуста», «Родина», «лесовик», «муравей»; «л» – «небо», «лампа», «фуражка», «полоса», «тетрадь», «футбол»;
«о» – «рыба», «окунь», «лиса», «поле», «мячик», «пальто».
3 обследование:
«р» – «дневник», «квадрат», «аптека», «растение», «апельсин», «помидор»;
«л» – «труба», «лопата», «самокат», «велосипед», «дерево», «крокодил»;
«о» – «шкаф», «одежда», «машина», «ухо», «заяц», «колобок».
III. Придумать слово с заданным звуком
- 5 лет – придумать по два слова со звуками «к», «а», «м» (звуки в любой позиции).
- 6 лет – придумать слова со звуками «с», «ч», «и» (звук в начале, в середине и в конце слова).
IV. Звуковой анализ слова (заполняется специальная карточка)
Определить место звука в словах (три позиции). Четвертое слово любое.
«а» – «аист», «рука», «мак»;
«к» – «кот», «рак», «окно»;
«м» – «мак», «дом», «лампа».
«ш» – «шуба», «малыш», «кошка»;
«с» – «сом», «коса», «нос»;
«у» – «утка», «бегу», «лук».
Лексико-грамматические средства речи
Задания раздела направлены на изучение объема словаря, навыков словоизменения и словообразования и употребления грамматических категорий. При оценке лексики используются баллы:
3 – называние семи и более слов;
2 – называние пяти-шести слов;
1 – называние трех-четырех слов;
0 – называние одного-двух слов.
Словоизменение и словообразование оценивается:
3 – ни одной ошибки;
2 – не более двух ошибок;
1 – три ошибки;
0 – более трех ошибок.
I. Предметный словарь:
назвать предметы
1 обследование:
- 5 лет – фрукты;
- 6 лет – профессии.
2 обследование:
- 5 лет – дикие животные;
- 6 лет – птицы.
3 обследование:
- 5 лет – деревья;
- 6 лет – транспорт.
II. Словарь признаков:
подобрать слова-признаки к предметам
1 обследование:
- 5 лет – кукла;
- 6 лет – яблоко.
2 обследование:
- 5 лет – собака;
- 6 лет – человек.
3 обследование:
- 5 лет – мяч;
- 6 лет – машина.
III. Словарь действий:
назвать, что делает
1 обследование:
- 5 лет – кошка;
- 6 лет – повар.
2 обследование:
- 5 лет – птица;
- 6 лет – заяц.
3 обследование:
- 5 лет – повар;
- 6 лет – бабочка.
IV. Cловоизменение и словообразование
назвать предметы во множественном числе;
сказать ласково: «стул», «кукла», «ведро»;
образование относительных прилагательных («сумка из кожи» – …; «мяч из резины» – …; «стол из дерева» – …; «кофта из шерсти» – …).
согласование числительных с существительным (сосчитать карандаши);
образование притяжательных от разных слов: («заяц» – …; «лиса» – …; «медведь» – …; «белка» – …);
про что можно сказать «мой», «моя», «мое» (логопед называет слова).
Диагностика связной речи
Цель этапа – изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).
I. Пересказ
Кот
В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.
Ёжик
Живет в лесу ёжик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит.
Умная галка
Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.
Творческий рассказ (вместо пересказа). Придумать конец истории.
Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ее ждут подруги. Она бежит по лестнице. Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье…
II. Рассказ по серии сюжетных картинок (по пособию Г. Каше)
- 5 лет: «Кошка и мышка» (три картинки).
- 6 лет: «Заяц и морковка» (четыре картинки).
III. Рассказ по сюжетной картинке (по пособию Г. Каше)
- 5 лет: «Испугались» (III – 29).
- 6 лет: «Соня и собака» (III – 31).
IV. Описательный рассказ
- 5 лет: яблоко.
- 6 лет: мягкая игрушка.
Связность речи оценивается в баллах в соответствии с табл. 5.
После обследования речи ребенка внутри каждого из разделов заполняется соответствующая форма, где в конце стоит дата обследования и фамилия логопеда. Потом заполняется сводный «Речевой профиль группы» (табл. 6), который позволяет выделить детей с низким, средним и относительно высоким уровнем речевого развития. Они также оцениваются в баллах.
I: низкий – от 0 до 9;
II: средне-низкий – от 10 до 19;
III: средний – от 20 до 28;
IV: средне-высокий – от 29 до 34;
V: высокий – от 35 до 39.
По результатам промежуточной диагностики состав подгрупп может изменяться.
Вопросы диагностики и коррекции речи детей были и остаются одной из самых деликатных тем общения с родителями. Правильное заключение – необходимое, но не главное условие успешного обучения ребенка с нарушениями речи. При организации работы с родителями следует соблюдать два принципа: сообщать им о результатах обследования в тактичной форме и проводить необходимую разъяснительную работу. Это определяет дальнейшую эффективность и устойчивость результатов коррекционно-речевых мероприятий.
Как довести до сознания родителей важность коррекционной работы? В чем ребенку нужно помочь? Как сообщить им результаты диагностики? Размышление над этими вопросами привело к созданию «Индивидуальной диагностической карточки» (табл. 7). Она рассчитана на два года, и в нее заносится оценка выполнения ребенком речевых заданий в процессе стартовой, промежуточной и итоговой диагностики. Карточка удобна для родительских собраний, мини-педсоветов, при переходе ребенка в другую группу.
Для усиления восприятия можно результаты каждого обследования обозначать условными знаками другого цвета. В разделе «Звукопроизношение» можно написать все звуки, которые ребенок не произносил вначале, а над ними – символы-кружки, которые по мере постановки и автоматизации звука будут заштриховываться:
- нет звука;
- звук автоматизируется;
- звук введен в речь.
Все эти формы учета данных психолого-педагогического и логопедического обследования детей, хода и результатов коррекционно-речевой работы с ними прошли успешную апробацию и взяты на вооружение многими логопедами.