«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Изучение результативности логопедической работы в ДОУ: новые подходы

23 июля, 2005 Рубрика: Презентация опыта Подобед С.О.

Подобед С.О., методист управления образования администрации Центрального района, г. Красноярск
Работа психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по выпуску из логопедических групп обычно проходит в сложившемся в 1960-1970-е гг. порядке: в ней участвуют члены ПМПК, воспитатель, учитель, логопед, занимавшиеся с ребенком и он сам. Ребенок оказывается один на один с многочисленными взрослыми в белых халатах и поневоле начинает бояться. Он теряется, замыкается и не показывает ни своих положительных, ни отрицательных качеств в полном объеме.
Мы предлагаем иной сценарий проведения ПМПК, при котором дети, находясь в привычной обстановке, сумеют продемонстрировать успешность коррекционного воздействия, либо попросту весь набор своих нарушений, нуждающихся в коррекции (речи, поведения, психики).
Групповая форма обследования предотвратит возможность того, что нарушения ребенка останутся нераскрытыми, и тем более не позволит нанести ему ту или иную психотравму. Обследование может походить на фронтальное логопедическое занятие, детский праздник.
Данные обследования обобщаются и вносятся в таблицы-карты. Качество и уровень выполнения заданий оцениваются для каждого ребенка отдельно, по определенным показателям. Специалисты делают вывод о результативности коррекционного процесса, чтобы сформулировать окончательное решение ПМПК (карты заполняются каждым, на каждого ребенка).
Карта детей подготовительной к школе логопедической группы содержит следующие задания:
- назвать гласные, согласные звуки и сосчитать их;
- выделить звук в слове;
- составить предложение из слов;
- составить слово из перепутанных слогов;
- составить слово из перепутанных букв;
- прочитать слова;
- составить задачу;
- решить задачу;
- соотнести предмет с цифрой;
- произвести прямой, обратный счет.
Карта детей старшей логопедической группы содержит следующие задания: - составить слог из двух звуков;
- разделить слово на слоги;
- выделить звуки в слове;
- найти звук в начале, середине, конце слова;
- сосчитать звуки в слове;
- определить место звука в слове;
- определить звонкость, глухоту звука;
- найти гласные, согласные звуки, сосчитать их;
- составить предложение;
- посчитать слова в предложении;
- прочитать стихи;
- загадать и объяснить загадку.
Затем составляется карта прогноза результативности работы по исправлению нарушения речи у каждого ребенка. Она содержит предварительное и окончательное заключение ПМПК.
Дети могут сидеть за столиками по 3-4 человека (см. сценарий 1), и с ними работают сотрудники ДОУ и члены ПМПК, отслеживая успешность выполнения заданий каждым ребенком как с количественной, так и с качественной стороны. С детьми, логопедическое заключение которых вызывает сомнения, может быть проведена индивидуальная беседа.
Детей также можно рассадить полукругом перед членами ПМПК (см. сценарий 2). По ходу занятия они будут делать отметки о каждом ребенке. Главное, что здесь отслеживается поведение детей в их ведущем виде деятельности - игре.
При такой форме проведения ПМПК специалисты смогут установить уровень сформированности коммуникативных навыков, двигательной сферы и такие основные проявления деятельности психики, как память, внимание, интеллектуальные способности. Опытный глаз психолога, психиатра, педиатра, логопеда, дефектолога именно в этой обстановке заметит все, что необходимо скорректировать, что удалось уже исправить. На наш взгляд, решение, выносимое в результате такого обследования, будет более комплексным и полным. Однако, принимая во внимание объемность и продолжительность подобных мероприятий, в них нужно включать небольшие перерывы для отдыха или игр. В сценарии 1 рекомендуется делать перерывы между всеми этапами. В сценарии 2 - между
2 и 3, 4 и 5 «лепестками». Таким образом будет соблюден охранительный режим диагностических занятий.
Все сценарии разработаны согласно методическим указаниям автора.
Сценарии проведения ПМПК
Сценарий 1
Пчелинова Т.П., Лебедева Н.Б., воспитатели; Геншель И.В., логопед, ДОУ № 67
ЦЕЛЬ
Выявить готовность детей к школьному обучению.
I. Связная речь
Цели: выявить степень сформированности умений, навыков, знаний и способность использовать их в саморазвитии.
* * *
В гостях у детей художник Хитрюшкин. Он предлагает детям различные задания.

  • Из частей картинки составить целое.
  • Определить, к какому времени года относится каждая из четырех картинок.
  • Описать картинки «Времена года» так, чтобы Хитрюшкин мог их нарисовать. Необходимо назвать цвет, настроение, характер, одежду, растения и животных.
  • Вспомнить стихи, поговорки, игры для каждого сезона.
  • Сыграть в подвижную игру

«12 месяцев».
II. Обучение грамоте
Цели: выявить умение производить аналитико-синтетиче-
ские операции в звукобуквенном составе слова; способности в составлении грамматически правильных и логически завершенных предложений; степень сформированности навыков чтения и письма.
* * *

  • Проводится дидактическая игра «Цепочка слов».
  • Выполняется письменная работа:

- решить кроссворд;
- составить слова из набора слогов и записать.
III. Ритмопластика
Цели: показать умения в координации движений, сочетании ритма, речи, музыки и пластики, передачи настроения в движениях и мимике.
IV. Формирование элементарных математических представлений
Цели: выявить степень осо-
знания счетных операций, состава числа; умения и навыки в составлении и решении задач; уровень усвоения математических знаков (+, -, =), способность формулировать ответы правильно, логически взаимосвязанно с указанием причинно-следственных связей.
* * *

  • Решить примеры на сложение и вычитание.
  • Грамматически верно оформить высказывания:

- провести дидактические игры «Составь поезд», «Запусти ракету»;
- составить число из двух меньших;
- сыграть в игру «Засели домик».
V. Развлекательная часть
Цели: выявить умения в ведении диалога, способности к абстрагированию и перевоплощению; определить, какова эмоциональная окраска голоса и мимики.
* * *
Показывается инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» (1,2 части).
Сценарий 2
Рудакова Н.К., Федорова И.А., воспитатели; Прилепина Е.В., логопед, ДОУ № 120
ЦЕЛЬ
Выявить готовность детей к школьному обучению.
ПОДГОТОВКА
1. Рассматривание картинок с изображением различных времен года.
2. Разучивание стихотворений, загадок, песен, танцев, гимнастических упражнений.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Цветик-семицветик, плакат с изображением домиков.
2. Мячи, обручи, названия времен года с иллюстрациями, цветные полоски (зеленые, синие).
3. Плакат с картинками и деформированными словами к ним.
4. Музыкальное сопровождение.
5. Цифры, геометрические фигуры, медали.
* * *
Дети входят в зал и садятся на свои места. Появляется волшебница.
Волшебница. Дорогие дети, здравствуйте! Посмотрите, что я вам принесла: это волшебный цветик-семицветик. Стоит оторвать от него один лепесток и он преподнесет нам любой сюрприз: может отправить нас в не-
обычную страну или рассказать о новой интересной игре, может дать какое-нибудь задание или загадать загадки. Ну что, попробуем?
Дети. Да!
1 лепесток
Волшебница (отрывает лепесток)
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток…
Смотрите, смотрите - он оживает!
Цветик-семицветик
В любой рассказ найду я путь,
Войду в любую сказку.
Прочту я книги о зверях,
Растениях, машинах.
Я побываю на морях
И на седых вершинах.
И мне чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Волшебница. Ну что ж, ребята, я желаю вам, чтобы путь этот был радостным и успешным.
2 лепесток
Волшебница. Посмотрим, какой сюрприз нам преподнесет второй лепесток. Иди, сорви его.
Выходит ребенок, читает стихотворение и срывает лепесток.
(Читает задание.) Ловкие, сообразительные, внимательные, это задание для вас. В нем вы можете показать все, на что способны.
Дети выполняют упражнения с мячами и обручами. Затем играют в игру «Ищи».
Какие вы молодцы! Замечательно все сделали.
3 лепесток
Волшебница. А теперь настала пора третьего лепестка. Кто его сорвет?
Выходит ребенок, срывает лепесток. Появляются четыре художника.
Ребята, посмотрите, к нам гости пришли! Это художники. У нас сегодня все необыкновенное, волшебное. И наши гости тоже особенные. Они пишут картины не красками, а стихами. Вы внимательно должны слушать и тогда узнаете, какое время года они описывают.
1-й художник
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога…
Волшебница. Скажите, какое время года описал художник?
Дети. Зиму.
Волшебница. А какую песню вы знаете про зиму?
Дети. «Вдоль по улице метелица метет…».
Звучит один куплет этой песни.
2-й художник
У второго - синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
Волшебница. Какое время года описал художник?
Дети. Весну.
Волшебница. Песенку про весну знаете?
Звучит песня «Мамин праздник».
3-й художник
На картине третьего красок
и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть…
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе
облака.
Дети. Это лето.
Звучит куплет песни «Летние цветы».
4-й художник
А четвертый золотом расписал
сады,
Нивы урожайные, спелые
плоды…
Всюду бусы-ягоды зреют
по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!
Дети. Это осень. (Поют песни «Падают листья».)
После каждого угаданного времени года иллюстрированная отгадка вывешивается на доску.
Волшебница. Угадали вы загадки художников правильно, а теперь я вам дам задание посложнее. Определите, сколько слогов в каждом слове. Я буду называть слово, а вы на пальчиках покажите количество слогов с закрытыми глазами.
Дети выполняют задание.
А теперь второе задание. При помощи волшебных полосок вы определите твердые и мягкие согласные в этих словах. А волшебные полоски я сейчас вам раздам. Синяя полоска - это твердые согласные, а зеленая - мягкие.
Волшебница показывает на согласную, а дети поднимают нужную полоску.
Ну ребята, порадовали вы меня! Молодцы. И вам, художники, спасибо, что пришли к нам в гости. До свидания, проводим наших гостей и похлопаем им.
4 лепесток
Волшебница. Ой, ребята, мы совсем забыли о нашем цветике-семицветике. Он совсем за-
скучал. Какой по счету лепесток мы сейчас будем срывать?
Дети. Четвертый.
Волшебница. Иди, срывай!
Выходит ребенок, срывает лепесток, читает стихотворение.
Знаете, ребята, какой веселый этот лепесток. Здесь дано задание потанцевать.
Выходят парами дети, танцуют польку.
Ах, какие же вы молодцы: и танцевать умеете!
Входит Незнайка, он плачет.
Незнайка, что же ты плачешь?
Незнайка. Помогите мне составить слова, все буквы перепутаны.
Волшебница. Не плачь, Незнайка. У нас детки собрались очень умные, добрые, отзывчивые, они горю твоему помогут. Поможете, ребята?
Дети. Поможем.
Волшебница. Давай твое задание.
Незнайка с волшебницей вывешивают на доске плакаты.
Кто угадает первую букву? Поставьте ее на место. Кто вторую? И т.д.
Дети выполняют задание.
Ну, Незнайка, вот и составили тебе слова. Ты доволен?
Незнайка. Спасибо, ребята. Вы такие добрые, умные, грамотные. (Берет плакат.) До свидания! (Убегает.)
5 лепесток
Волшебница. Отвлек нас Незнайка. Вернемся к нашему цветику-семицветику. Иди, оторви лепесток.
Выходит ребенок, читает стихотворение и отрывает лепесток.
А это лепесток проверит ваши знания по математике.
Входит Знайка.
Знайка. Я пришел к вам из страны Математики. В моей стране очень много интересного. Я вижу, вы все собираетесь идти в школу, но прежде вам предстоит пройти через мою страну. Как вы думаете, что вы повстречаете в ней?
Дети. Цифры, математиче-
ские знаки, геометрические фигуры, задачки.
Знайка. Молодцы, правильно говорите. А теперь я предлагаю поиграть. У меня в руках конверты. Я вам сейчас их раздам.
В конвертах находятся цифры и геометрическими фигуры. У кого конверт с геометрическими фигурами? Отойдите в одну сторону.
Дети отходят.
У кого конверт с цифрами? Отойдите в другую сторону.
Дети отходят.
Как вы думаете, что нужно сделать с цифрами?
Дети. Составить примеры.
Знайка. Из геометрических фигур нужно построить замок.
В моей стране в замке живут только те цифры, которые являются ответом на пример. Вы сейчас составите примеры, а ответы найдете на волшебном дереве, которое тоже растет только в моей стране.
Дети выкладывают на ковре примеры, ответы находятся на волшебном дереве.
Дети выкладывают замок из геометрических фигур. После проверки примеров цифры-ответы перекладываются в замок.
8 - 2 = 6; 8 - 6 = 2; 2 + 7 = 9; 10 - 7 = 3; 7 - 3 = 4; 1 + 7 = 8; 4 - 2 = 2; 10 - 9 = 1; 7 - 1 = 6; 5 + 5 = 10 и т.д.
Молодцы, хорошо справились с заданием. А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете отгадывать загадки. Но загадки будут не простые, а математические. Нужно внимательно слушать и давать четкий ответ. Приготовились, я начинаю.
Сколько глаз у светофора? (Три.)
Сколько хвостов у четырех котов? (Четыре.)
Сколько ног у воробья? (Две.)
Сколько шей у пяти журавлей? (Пять.)
Сколько лап у двух медвежат? (Восемь.)
Сколько в комнате углов? (Четыре.)
Сколько ушей у двух мышей? (Четыре.)
Сколько лап у двух ежат? (Восемь.)
Сколько хвостов у двух коров? (Два.)
Хорошо, умеете быстро считать. А сейчас задачки посложнее.
* * *
Под кустами, у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
(Четыре.)
* * *
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березкой,
Один - у осины.
Сколько их будет
В ежиной корзине? (Три.)
* * *
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело -
Сколько всех их прилетело?
(Семь.)
* * *
У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у животного? (Четыре.)
Молодцы, хорошо поработали. Страна Математика вами довольна. А я хочу вам сделать небольшой подарок. Это медальки, которые будут служить пропуском в школу. Но этот пропуск нужно заработать. Я задаю во-
прос, вы быстро отвечаете, получаете медаль и идете в школу. Согласны?
Дети. Согласны.
Знайка. Начнем!
Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)
Сколько жирафов плавает в море? (Жирафы не плавают.)
Какой день недели перед четвергом? (Среда.)
Какой день после субботы? (Воскресенье.)
Какой день между воскресеньем и вторником? (Понедельник.)
Сколько нерабочих дней в неделе? (Два.)
Как называется фигура без углов? (Круг.)
Как называется фигура с тремя углами? (Треугольник.)
Сто иголок имеет, а шить не умеет. (Еж.)
Сколько концов у палки? (Два.)
Молодцы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно. Теперь вы можете смело идти в школу. Счастливо вам, друзья! (Машет на прощание рукой и убегает.)
6 лепесток
Волшебница. Кто сорвет следующий лепесток?
Выходит ребенок, читает стихотворение и срывает лепесток.
Послушайте задание: спеть песню.
Дети поют песню «Прощание с детским садом».
7 лепесток
Волшебница. Остался у нас один-единственный лепесток. Иди, сорви его.
Выходит ребенок, читает стихотворение и срывает лепесток.
Что же там написано?
Ребенок. Сюрприз.
Волшебница
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты Земли -
Быть по-моему вели!
Вели внести сюрприз в зал!
Вносят сюрприз.
Какой же тут сюрприз? Как вы думаете, что здесь? Давайте посмотрим вместе!
Дети подходят и смотрят. В корзине лежат шоколадные яйца.
Угощайтесь, ребята.
Дети садятся на свои места.
Сегодня вы показали всем нам, как много знаете, умеете. Многие из вас 1 сентября пойдут в школу: не забывайте того, чему вас научили в детском саду. До свидания, всего вам доброго, учитесь только на «4» и «5». (Машет на прощание рукой и уходит.)


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск