Воронина С. П., учитель-логопед школы № 1, пос. Нахабино Московской обл.
Логопедические занятия в школе, а также занятия по развитию речи и обучению грамоте в детском саду уместно проводить в форме игры со сказочными героями. Использование фольклорного сюжета играет значимую роль в коррекции дефектов речи и письма. Такие уроки развивают интерес к учебе, познавательные способности детей, их речь, внимание и память. Они значительно обогащают словарный запас и, в итоге, материал легче усваивается и запоминается.
Наш конспект открытого занятия поможет начинающим логопедам разнообразить свою профессиональную деятельность.
Звук и буква «т»
Предлагаемый план освоения звука и буквы «т» предусматривает определенную последовательсть действий.
1. Обучение четкому произношению звука [т], звуковому анализу.
2. Составление схемы обратных слогов, деление слов на слоги.
3. Сочинение предложений по сюжетным картинкам.
4. Обучение согласованию глагола с существительным.
5. Ознакомление с буквой «т», обучение воспроизведению и чтению слоговых рядов.
6. Обучение печатанию буквы «т» и отдельных слогов, дифференциации звуков и выделению звука [т].
7. Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти и мелкой моторики.
Для занятия потребуются: картинка с изображением города «Волшебная речь»; разрезные азбуки; сюжетные картинки; карта-схема; сюжетная картинка с изо-
бражением кота Пита на автомобиле; «волшебная» указка; костюм феи Томы; ручки; тетради; наборы для составления схем слов; магнитофон; кассета; «волшебный» сундучок с призами; стенд; картинки с изображением тополя и буквы «т»; набор букв.
Введение
Логопед. Дети, вы сейчас прослушаете разные звуки. Если вы узнаете их, то получите приз из «волшебного» сундучка.
Логопед включает магнитофон. Дети слушают разные звуки: кряканье утки, мяуканье кота, кукареканье петуха, скрип калитки.
Логопед. Скажите, какие звуки вы сейчас прослушали и кто их издавал?
Дети. Утка крякала: «Кря-кря-кря». Кот мяукал: «Мяу-мяу-мяу». Петух кукарекал: «Ку-ка-ре-ку». Калитка скрипела: «Скрип-скрип».
Логопед благодарит детей за правильные ответы и раздает призы (фрукты, овощи) из «волшебного» сундучка.
Знакомство со звуком [т]
На стенде расположены картинки: утка, кот, петух, калитка.
Логопед (показывает указкой на картинку с изображением утки). Кто это?
Дети. Утка.
Логопед произносит слово «утка» с выделением звука [т]. Затем повторяет диалог с детьми про петуха, кота и калитку, акцентируя внимание детей на звуке [т].
Логопед. А теперь скажите, какой звук вы слышали во всех словах?
Дети. Звук [т].
Характеристика звука [т]
по артикуляционным и акустическим признакам
Логопед. Теперь послушайте, как правильно произносится звук [т].
Дети повторяют звук.
Логопед. Что делает наш язык, когда мы произносим звук [т]?
Дети. Стучит.
Логопед. Да, стучит по бугоркам. Вы чувствуете, как наружу прорывается воздушная струя? Попробуем спеть звук [т].
Дети. Он не поется.
Логопед. Потянем ниточку.
Дети жестами изображают ниточку.
Логопед. Ниточка рвется? Положите ладошку на горло и произнесите звук [т]. Голосок поет или спит?
Дети. Спит.
Логопед. Вы догадались какой это звук? Согласный, твердый глухой. Где он будет жить?
Дети. В «Синем замке».
Логопед подходит к картинке с изо-
бражением города «Волшебная речь», показывает указкой месторасположение «Синего замка» и вкладывает в его кармашек красный кружочек.
Логопед. Как зовут фею, которая обитает в «Синем замке» согласных, твердых звонких и глухих звуков?
Дети. Фея Тома.
Развитие фонематического восприятия и внимания
Логопед. Звук [т] на письме обозначается таким знаком, который я вам сейчас покажу.
Логопед ищет и не находит букву «т».
Логопед. А где же наша буква? Без нее мы не сможем прочитать слова: у..ка, ..ома, пе..ух. Какую букву мы потеряли?
Дети. Мы потеряли букву «т».
Логопед. Что же нам теперь делать? Может позовем на помощь фею Тому? Сейчас мы с помощью волшебной указки встретимся с ней. Я нажму на кнопку указки, и мы вместе произнесем волшебную скороговорку: «Ткач ткёт ткани на платье Тани». Закроем глаза и сосчитаем до десяти.
Входит фея Тома (логопед в платье феи) и здоровается с детьми. Дети открывают глаза и здороваются.
Фея. Зачем вы меня позвали? Что у вас произошло?
Дети. У нас пропала буква «т».
Фея. Я вам смогу помочь, но сначала вы должны отгадать мои загадки.
Я соткана из зноя, несу тепло
с собою,
Я реки согреваю, «купайтесь!» -
приглашаю.
И любите вы все меня за это. Я…
Дети. Лето.
Фея
Я тут. Я на чеку. У-у!
Я всех вас допеку!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький…
Дети. Петух.
Фея
Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный…
Дети. Салют.
Фея награждает детей призами и дарит им карту-схему с изображением на лесной тропинке Колобка и Зайца, а также следов от буквы «т». Фея кружится и превращается в логопеда. Она вывешивает карту-схему на стенде и просит рассмотреть ее.
Логопед. Пойдем по следам буквы «т». На пути нам встречается Колобок.
Логопед рисует стрелочку на тропинке, достает из кармашка Колобка конверт с заданием и вкладывает туда красный кружок.
Логопед. Колобок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. Он нам предлагает поиграть в игру «Поймай звук». Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [т]:
- «т», «д», «т», «к», «д», «п», «т»;
- «том», «дом», «ком», «топ», «пот», «дым», «танк», «паук», «туфли», «хвост».
Логопед награждает детей призами и говорит, что Колобок показывает дорогу дальше по стрелочке. Она приводит к Зайцу. Логопед достает конверт с заданием и вкладывает в кармашек Зайца красный кружок.
Начинается игра «Живые звуки». Логопед читает слоги: «ап», «ат», «уп», «от», «ип», «ит», «оп», «ут» и предлагает назвать в них последний и первый звуки; определить, сколько всего звуков в слоге.
Дети отвечают и получают призы. Логопед рисует красную стрелочку на тропинке.
Физкультминутка
Дети (становятся в круг)
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием коленей)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперед),
По дороге растеряли. (Ритмичное разведение рук в стороны.)
Знакомство с буквой «т»
Логопед включает магнитофон, звучит плач. На стенде появляется картинка с изображением тополя и буквы «т».
Логопед. Дети, посмотрите кто это плачет возле тополя?
Дети. Это буква «т».
Логопед. Наша буква «т» заблудилась в лесу. Вы же знаете, что без разрешения взрослых далеко ходить нельзя, иначе можно заблудиться. Но мы с вами смогли ее найти. И теперь прочитаем слова и слоги с буквой «т».
Логопед вкладывает букву «т» в слоги и слова («утка», «Тома», «петух», «кот»). Дети читают обратные слоги («ат», «от», «ут», «ит»).
Логопед показывает в воздухе элементы буквы «т» (прямая горизонтальная линия и прямая вертикальная линия), а дети обводят контур «т», пишут ее в воздухе. Затем печатают букву в тетради по точкам. Дети складывают, читают и преобразовывают обратные слоги с помощью разрезной азбуки; составляют схемы слогов; печатают один или два обратных слога в тетради.
Составление предложений по сюжетным картинкам
Сюда входит упражнение в согласовании глаголов с существительными.
Логопед выставляет на стенде кота Пита, едущего на автомобиле. В салон автомобиля вложены картинки.
Логопед. К нам в гости на машине приехал кот Пит. Он привез картинки со звуком «т» и предлагает поиграть в игру «Назови картинку». Я каждому раздам по картинке. Нужно будет назвать, что на ней изображено, уточнить положение звука [т] (в начале, в середине, в конце слова), поделить слово на слоги. Помните, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове. Затем нужно будет составить предложение со словом из рисунка.
Дети выполняют задание.
Логопед. Кот Пит очень доволен вашими ответами. Сейчас он уезжает в другой детский сад, чтобы узнать, как там дети вы-
учили букву «т». Попрощаемся с котом Питом.
Заключение
Логопед. Давайте вспомним, какой звук мы сегодня изучали?
Дети вместе с логопедом произносят и характеризуют звук [т], припоминают картинки и договаривают слова, играют в игру «Закончи слово звуком [т]» («бан..», «лиф..», «хобо..», «ко..», «ки..», «самока..», «бин..», «бале..», «буке..», «паке..», «кюве..», «хвос..», «мос..», «кус..»).
Логопед дает общую оценку занятия, выделяет самых активных детей и обещает рассказать в будущем о других буквах и звуках.