«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Использование речевой ритмики для пропедевтики дисграфии у младших школьников

20 мая, 2004 Рубрика: Школьный возраст , Кузьминова С. А.

Кузьминова С. А., учитель-логопед, общеобразовательной школа № 1881, Москва

Нарушение письменной речи серьезно препятствует усвоению школьных знаний и не может быть самостоятельно преодолено ребенком без специальной помощи.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произнесения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
В современной литературе «частичное специфическое нарушение письма» определяется как дисграфия. В применении к младшим школьникам вернее говорить не о нарушении, а о трудностях формирования, становления навыков письма. Пропедевтика, как известно, – это предварительный вводный курс, изложенный в сжатой форме, также ее можно определить как курс предварительного обучения. Исходя из этих определений и сложности дефекта, пропедевтику дисграфии можно рассматривать как ряд профилактических мер, направленных на предупреждение нарушений письменной речи. Коррекция нарушений письменной речи требует длительного времени и большого напряжения сил, поэтому важно как можно раньше выявить предрасположенность к дисграфии и начать профилактическую работу уже в дошкольном возрасте.
К сожалению, не все дети, поступающие в 1-й класс, имеют должную подготовку. В последние годы сократилось число детей, у которых биологический возраст соответствует паспортному (с 82 до 55%), а количество детей с замедленным развитием увеличилось в 3 раза. Кроме того, до 26% увеличилось число детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием. Диагностика готовности к систематическому обучению показала: только 18,5% являются «зрелыми», 49,3 – «среднезрелыми», 32,2% – «незрелыми». Процент детей, не готовых к систематическому обучению в школе, увеличился в 5 раз (2003).
Увеличилось число детей, которых правомерно можно отнести к группе риска. К ним относятся:
- дети с пере- и постнатальными вредностями;
- с поздним развитием устной речи;
- с задержкой психического развития;
- с билингвизмом.
Стало значительно больше детей из неблагополучных семей, а также не посещающих детский сад и не прошедших специальной дошкольной подготовки.
С каждым годом растет количество детей с билингвизмом. Это требует от логопеда выбора адекватных приемов обучения грамоте: такие дети входят в группу риска по дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при усвоении второго языка.
В современной логопедии существует множество методик, направленных на выявление, устранение и профилактику дисграфии (Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Л.Е. Журова, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эль-конин, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Р.И. Лалаева и др.).
В основе представленных в статье упражнений лежат доработанные нами методики Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенрот и Л.П. Носковой.
Занятия не потребуют никакого переоснащения кабинета. Логопед может использовать традиционные методики по предупреждению и устранению нарушений письменной речи и накопленный наглядный и речевой материал.
Речевая ритмика – эта система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища, сочетаются с произношением определенного речевого материала. Она была создана для вызывания и закрепления звуков речи у детей, имеющих недостатки слуха.
В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза.
В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения и монотонности речи. Все движения выполняются в определенном ритме и сопровождаются моторными реакциями, что вызывает многообразные кинестетические ощущения: мышечные сокращения языка, гортани, челюстей, пальцев, ног. Все эти реакции возникают при восприятии акцента.
Основные задачи речевой ритмики:
- вызывание звуков;
- достижение автоматизации и дифференциации звуков на материале слогов, слов, фраз;
- работа над ритмико-интонационной стороной речи;
- формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, слоговая и звуковая структура которых еще недоступна детям в полном объеме.
Речевую ритмику можно применять в самом начале школьного обучения индивидуально и в группах и включать в любое логопедическое занятие. Работа над звуками, произнесение которых не вызывает затруднений, может начинаться на групповых занятиях и параллельно вестись на индивидуальных.
Работа со сложными по артикуляции звуками, наоборот, начинается на индивидуальных занятиях, а продолжается на групповых. Продолжительность речевых упражнений регулируется логопедом, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, и обычно составляет 5-10 минут.
Наиболее распространена дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, в основе которой лежат нарушения слогового и фонематического анализа и синтеза. Она характерезуется многочисленными пропусками и перестановками букв и слогов, что связано с недостаточностью кратковременной слухоречевой памяти. Поэтому устный фонематический анализ учащиеся могут выполнять с использованием вспомогательных средств – практических ориентиров, к которым относится движение.
При развитии слогового анализа и синтеза при помощи речевой ритмики необходимо сделать акцент на умение выделять гласный звук в слове, поскольку количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Таким образом дети усваивают основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных или их добавление, пропуски и перестановку слогов.
Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку правильного диафрагменно-грудного дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Все это помогает развитию речедвигательного анализатора, от которого в значительной степени зависит формирование фонематического слуха.
Материалом для упражнений служат отдельные звуки, звуковые «цепочки». Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят вместе с логопедом, хорошо его видят, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с ним. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными, длительными по времени.
[а]
Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлены. Спина прямая, ноги вместе.
При произнесении звука [а] руки развести в стороны, поясница прогнуть, подбородок приподнять.
[о]
Исходное положение: руки впереди, внизу, округло соединены.
При произнесении звука [о] руки поднять через стороны вверх и округло соединить над головой. Подбородок немного приподнять. Во время движения поясницу прогнуть, работают мышцы спины вдоль позвоночника, напрягаются мышцы бедер.
[у]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки.
При произнесении звука [у] кисти вывести вперед, но указательные пальцы продолжают «смотреть» вверх. Корпус прямой, подбородок приподнять.
[э]
Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, ладонями вверх, локтевые суставы выпрямляются до конца.
При произнесении звука [э] руки развести в стороны, выполнить покачивающие, пружинистые движения вверх-вниз.
[и]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх.
При произнесении звука [и] руки вывести вверх, одновременно приподняться на носки.
[ы]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаках и повернуты к себе.
При произнесении звука [ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опустить.

Работа над дифтонгами проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить слитно звуки [и] и другой гласный ([и]-[а], [и]-[о], [и]-[э], [и]-[у], [а]-[и], [о]-[и]), сопровождая произнесение движениями, плавно переходящими одно в другое. При произнесении собственно дифтонга ([йа], [йо], [йу] и др.) движение рук вверх, сопровождающее ранее произнесение звука [и], заменяется очень коротким движением указательных пальцев от себя вверх. Важно, чтобы характер движений оставался постоянным.
Следующие упражнения помогут научить первоклассников слышать гласные звуки, выделять их из речевого потока, отличать от близких им. Все они сопровождаются движениями, что создает практические ориентиры и в дальнейшем поможет научить разбивать слово на составляющие его звуки.
1. Повторение «звуковых дорожек» с использованием речевой ритмики: [а] – [о] – [у] – [и] (без предъявления и с предъявлением буквы).
2. Выделение гласного звука из слога:
- назвать только гласные звуки звук из слова (используя речевую ритмику), подобрать соответствующую букву;
- соотнести буквы, соответствующие гласному звуку;
- придумать слог с определенным гласным звуком;
- определить место гласного звука.
3. Выделение гласного звука из слова:
- назвать гласные звуки в словах (произнесение не должно отличаться от написания, т.е. с минимальным редуцированием гласных). Например: «мак», «лапа», «лужа», «диван», «утка», «корка», «трава», «канава», «бабушка»;
- выделить гласный;
- называние картинок с выделением гласного звука.
4. Определение количества слогов при помощи выделения гласных звуков; определение количества слогов при помощи выделения гласных звуков в названии картинки; придумать слово с определенным гласным звуком и др.
Следующая задача, которую призвана решать речевая ритмика, это сопоставление смешиваемых звуков. Для ее решения целесообразно выполнять упражнения с использованием речевой ритмики, в основе которых лежит взаимосвязь артикуляции, слуха и движения.
1. Дифференциация изолированных звуков с использованием сигналов в различных сочетаниях: звуковой образ, артикуляция, внешнее действие, буква.
2. Дифференциация звуков в слогах с использованием внешнего ориентира.
3. Дифференциация звуков в словах с использованием внешнего ориентира (при этом движение может стать коротким, т.е. вырабатывается двигательный стереотип).
4. Дифференциация звуков в связной речи с опорой на кинестетические ощущения и слух.
Материалом для всех упражнений служат слоги, слова, словосочетания, отдельные звуки, а также фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
При устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушения фонемного анализа наиболее важно развивать фонемное восприятие, поскольку данный вид дисграфии связан с избирательным недоразвитием фонематических процессов. Дети затрудняются в дифференциации акустически близких согласных звуков, определении их количества в слове. Поэтому главное здесь – уточнить произносительный и слуховой образ согласных звуков.
Для уточнени произнесения согласных звуков и прочного их усвоения используются различные символы-движения. Характер движения определяется по характеру артикуляции:
- движения, сопровождающие произнесение взрывных глухих согласных ([п], [т], [к]), быстрые, резкие, по динамике напряженные;
- движения, сопровождающие произнесение взрывных звонких согласных ([б], [д], [г]), быстрые, но расслабленные;
- движения, сопровождающие произнесение смычно-проходных согласных ([м], [н], [л]), медленные, плавные, напряженные;
- движения, сопровождающие произнесение фрикативных глухих согласных ([ф], [с], [ш], [х]), плавные, очень напряженные;
- движения, сопровождающие произнесение фрикативных звонких согласных ([в], [з], [ж]), очень напряженные, дрожащие.
Согласные звуки произносятся вначале почти всегда с гласными, что способствует выработке умения отличать их друг от друга.
Далее идет работа по выделению первого и последнего звуков в словах типа «кот», «мак»; анализ и синтез обратных и прямых слогов; определение места звука в слове и дифференциация звуков на слух. У детей в результате формируется внимание к звуковой стороне речи, расширяется представление о звукобуквенном и слоговом составе слова, развивается фонематический слух, вырабатывается привычка к фонематическому анализу слова, что создает условия для успешного овладения письмом.
Руководствуясь фонетическим подходом в классификации, мы определили и объединили звуки в артикуляционные группы по двум основным признакам: месту и способу образования преграды. Эти критерии объединения звуков достаточно надежны, поскольку в их основу положены постоянные дифференцированные признаки, принятые в фонетике.
1
[п]
Произнося слог «па», резко опустить руку со сжатым кулаком вниз; попеременно резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, произносить «папапа».
[б]
Исходное положение: руки согнуты в локтях.
Произнося «бабаба», расслабленно встряхивать кистями рук, одновременно медленно наклоняясь вперед.
Исходное положение: руки подняты над головой, округло соединены.
Произнося слог «ба», резко, но расслабленно опустить руки вниз с одновременным наклоном туловища.
[м]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, подняты вверх на уровне щек, повернуты ладонями от себя.
Произнося звук [м], руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на [а] руки свободно развести в стороны. Паузы между произнесением звуков нет, движения плавно переходят одно в другое.
2
[т]
Произнося слог «та», резко раскрыть сжатый кулак; попеременно резко раскрывая сжатые кулаки, произносить «татата».
[д]
Исходное положение: руки вытянуты вперед, ладони вниз.
Произнося «дадада», руками совершать пружинистые покачивания а, коленями -пружинистые движения.
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти рук у груди, ладони от себя.
Произнося слог «да», кисти рук опустить вниз, производя движение типа «нажим».
[н]
Исходное положение: руки перед грудью, ладонями к себе.
Произнося звук [н], руки вперед на [а] руки свободно развести в стороны, поясницу прогнуть, подбородок поднять.
3
[к]
При произнесении слога «ка» руки, согнутые в локтях, резко отвести назад, одновременно резко откинуть голову назад, и сделать короткий прыжок назад.
[г]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, пальцы рук соединены и находятся у плеч, опущены в запястьях, колени немного согнуты, голова опущена («группировка»).
Произнося слог «га», сделать короткий, резкий прыжок назад, корпус откинуть назад, пальцы рук раскрыть, поясницу прогнуть, подбородок поднять.
Произнося «гагага», раскрыть только пальцы рук, немного пружинить коленями («гуси».
4
[ф]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, ладони у плеч в положении от себя, локти вниз.
Произнося звук [ф], разводить руки в стороны, будто раздвигая стены.
[в]
Исходное положение: руки в стороны.
Произнося звук [в], слегка покачивать руками и туловищем («самолет»).
5
[х]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, с поднятыми ладонями от себя на уровне шеи.
Произнося звук [х], руки вытянуть вперед, будто отодвигая преграду.
6
[с]
Исходное положение: руки перед грудью, ладони в положении от себя.
При произнесении звука [с], ладони опускаются вниз, будто преодолевая препятствие («насос»).
[з]
Исходное положение: руки перед грудью, локти опущены, кисти рук сжаты в кулаки.
Произнося звук [з], производить напряженные дрожащие движения сжатыми кулаками, колени держать вместе, чуть приседая («замерз»). Можно поджимать одну ногу.
7
[ш]
Исходное положение: руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя, пальцы вверх, напряжены, сдвинуты в сторону.
Произнося звук [ш], выполнить волнообразное движение телом, в конце которого делается акцент более резким движением или прыжком. Это движение можно выполнять стоя, с силой нажимая на ладони стоящего напротив.
[ж]
Исходное положение: руки перед грудью, локти опущены, кисти рук сжаты в кулаки, чуть сдвинуты в одну из сторон.
Произнося звук [ж], выполнить волнообразное движение телом, в конце которого делается акцент более резким движением и прыжком, а сжатые кулаки упираются в подбородок.
8
[л]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, ладони подняты на уровне щек от себя, голова запрокинута назад, рот широко открыт, язык упирается в верхние зубы.
Произнося слог «ла», воспроизвести полукруглые движения ладонями и предплечьями от себя, с одновременным опусканием головы и наклоном вперед.
Произнося «ляляля», делать вращательные движения кистями рук («фонарики»).
9
[р]
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаках и находятся на уровне диафрагмы.
Произнося звук [р], вращать кулаками один вокруг другого, одновременно выполняя наклон вперед («мотор»). По динамике очень напряженно.
10
Работу по уточнению произношения аффрикат можно начинать только при условии правильного воспроизведения ребенком обоих составляющих их звуков: [тс], [тш]. Сначала звуки [с] и [ш] произносятся протяжно, постепенно их произнесение сокращается; при этом постепенно переходят от двух движений к одному. Между движениями, сопровождающими эти звуки, нет интервала.
[ц]
Исходное положение: руки подняты вверх над головой, кулаки сжаты.
Произнесение звука начинается со звука [т], резким движением руки опустить вниз и разжать кулаки на уровне диафрагмы, движение переходит в энергичное нажатие раскрытыми ладонями типа «насос» и произносится звук [с].
Далее движение сокращается до встряхивания рук («брызгалка»). Потом остается короткое движение «брызгалка» на уровне губ.
[ч]
Исходное положение: руки подняты вверх над головой, кулаки сжаты.
Произнесение звука начинается со звука [т], резким движением руки опустить вниз и разжать кулаки на уровне диафрагмы, затем пальцы рук поднять и повторить движение как при произнесении звука [ш].
Далее движение сокращается до круговых энергичных движений. Потом остается короткое движение «ковырялка».
Вся работа строится на индивидуальном подходе к учащимся. Примерный речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков [ц] и [ч]
Звук [ц]
Слоги: «ац», «уц», «ыц», «оц», «эц», «яц», «ец», «юц», «ец».
«Брызгалка» на уровне губ.
Слова: «боец», «отец», «жнец», «борец», «гонец», «кузнец», «птенец», «месяц», «львица», «письмецо».
«Брызгалка» на уровне груди.
Предложения: «Ваня поит овец»; «У Маши леденец»; «В кустах заяц»; «Вова хороший пловец».
«Брызгалка» на уровне диафрагмы.
Текст: «У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Во дворе колодец. Мама просит следить за братцем. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Вырастит Ваня большой, будет молодец».
«Жила была умница, умница -
разумница.
Про умницу – разумницу знала
вся улица,
Петух да курица».
«Брызгалка» внизу, пальцы вперед.
Звук [ч]
Слоги: «ач», «оч», «уч», «юч», «ич», «еч», «ыч», «яч», «еч».
«Ковырялка» на уровне диафрагмы.
Слова: «врач», «дочь», «ночь», «качка», «прачка», «ночка», «задачник», «грач», «калач», «бочка», «трубач», «почта».
«Ковырялка» на уровне пояса.
Предложения: «Ванечка на речке»; «Верочка ловит бабочку»; «В огороде кочка»; «В саду тачка без ручки»; «Девочка уронила мяч».
«Ковырялка» на уровне пояса.
Текст
«Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке, ниточка
в реке».
«Ковырялка» на уровне бедер.
Дифференциация звуков [ц] и [ч]
Упражнения сопровождаются движениями, которые соответствуют данному уровню.
Слоги: «ча-ца», «ца-ча», «ач-ац», «уц-уч», «иц-ич».
Слова: «дача-яйца»; «чеки-цепи»; «чех-цех»; «плечо-лицо»; «бахча-овца».
Предложения: «Печет солнце»; «Вова чистит яйцо», «Цветет черемуха»; «Скачет конница»; «Я хочу напиться чаю».
Текст: «Повела курица цыплят учить червяков искать. Найти их не просто, – учила курица».

метки: , ,

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск