Аленькина Т.Н., учитель-логопед; Никитина О.В., учитель-логопед ДОУ № 47, г. Новоуральск, Свердловская обл.
Практически у всех детей с отклонениями в развитии имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка. Предлагаемые в статье занятия по психогимнастике направлены на коррекцию общей, мелкой и артикуляционной моторики при помощи специального обучения. Основная их цель заключается в гармонизации движений, эмоций, поведения и общения. На этих занятиях решаются следующие задачи:
- становление координации общих движений;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
- воспитание чувства ритма и темпа;
- формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук;
- воспитание умения работать сообща.
Психогимнастика помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Занятия по психогимнастике проводятся с детьми, начиная с 3-летнего возраста. Такое раннее включение ребенка в коррекционно-воспитательную работу, по мнению Л.С. Выготского, способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает предпосылки для перехода на следующую ступень психического развития. Данные занятия будут наиболее эффективны, если их проводить систематически и с учетом индивидуального подхода к детям.
Предлагаемая система представляет собой цикл упражнений, проводящихся в форме непрерывной сюжетно-ролевой игры, с поэтапной отработкой, постепенным усложнением действий и повторением цикла на более высоком уровне, что способствует формированию у детей двигательных стереотипов. Важно, что на подобных занятиях все дети успешны, правильно всё, что они делают, поскольку у каждого ребенка возникают какие-то эмоции и мышечные ощущения, и дети учатся произвольно их регулировать.
На гармонизацию психической деятельности мозга рефлекторно влияет чередование противоположных по характеру движений:
- напряженных и расслабленных;
- резких и плавных;
- быстрых и медленных;
- дробных и цельных;
- едва заметных и неподвижности;
- вращений и прыжков;
- свободного передвижения и столкновений.
Занятия по психогимнастике начинаются с разминки, которая должна помочь собрать внимание и интерес ребенка, настроить на активную работу и контакт с окружающими, сбросить инертность физического и психического самочувствия. Игровые упражнения разминки направлены на развитие слухового, зрительного, двигательного и тактильного внимания, ориентировки в пространстве.
За разминкой следует основная часть, во время которой дети выполняют упражнения, способствующие совершенствованию:
- мелкой и общей моторики (дети получают возможность почувствовать различные мышечные ощущения пальцев рук, улучшить координацию общих движений, выработать правильную осанку);
- физиологического и речевого дыхания, его ритма и темпа;
- эмоций (дети учатся понимать чужие эмоции и воспроизводить их, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях);
- общения (дети упражняются в несловесном воздействии друг на друга);
- поведения (дети учатся регулировать свои поведенческие реакции и искать выходы из затруднительных ситуаций).
В конце занятия проводится релаксация, закрепляется положительный эффект, эмоциональное состояние детей приводится в равновесие.
Структурные компоненты занятия по психогимнастике могут варьировать в зависимости от сюжета и возраста детей, каж дая игра или упражнение может решать сразу несколько задач.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Младший дошкольный возраст
Котята
Логопед
Дети сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Дети встают на носочки, руки вытягивают вверх, улыбаются.
Будет музыка звучать,
Будем мы маршировать!
Маршируют под музыку.
А теперь пойдем обратно,
Будет нам шагать приятно.
Меняют направление движения и характер ходьбы со сменой музыки.
Но послушайте, ребята,
Что там? Это нам понятно:
Паровоз гудок дает,
На прогулку нас зовет.
Прислушиваются.
Сядем быстро по вагонам
И поедем мы из дома.
Встают друг за другом.
Паровоз пока стоит,
Паровоз пока сопит.
Дети (ритмично двигают согнутыми в локтях руками). Ух-ух-ух-ух.
Логопед
Вздыхает он тяжко,
Томится, бедняжка.
Дети (плавно опускают руки вниз). У-у-у-ух!
Логопед
И паром он пышет.
Дети (одновременно разгибают пальцы из кулачка). Ух-ух!
Логопед
И жаром он дышит.
Дети (приседают). Ухххх!
Логопед
И вот - поехал понемножку,
Собравшись в дальнюю
дорожку.
Дети медленно шагают на месте, работая согнутыми в локтях руками.
Быстрее, быстрее колеса
крутились,
Быстрее шагают на месте, работая руками.
Вагончики дружно вперед
покатились!
Двигаются вперед паровозиком.
С поезда сошли ребята,
И теперь они - котята.
Изображают маленьких котят.
Осторожно, словно кошка,
От зеркал и до окошка
На носочках мы пройдем.
Идут на носочках.
У окна мы повернем,
И бежим теперь бегом.
Поворачиваются и легко бегут обратно.
Распрямились, потянулись
Встают на цыпочки, изображая, как кошка лезет на дерево, перебирая лапками, опускаются на всю стопу.
И, конечно, облизнулись,
Круговым движением проводят языком по губам.
Лапкой ушко почесали
И другое мы достали.
Правой рукой делают круговое движение возле одного и другого уха.
Лапы мы помоем тоже,
Язычком себе поможем.
Делают движение языком вверх-вниз у одной ладони, у другой.
Лапкой мордочку умываем
И про ушки не забываем.
Делают круговые движения около носа, ушей и рук.
Спинку прогнули котята
немножко
Прогибаются в спине.
И крадутся за мамой-кошкой.
Идут медленным, осторожным шагом.
А сейчас остановились,
Напряглись, насторожились.
Замирают, напрягаются, поджав руки перед грудью.
И снова тихо лапки
опускаем,
Очень мягко мы ступаем.
Идут медленным кошачьим шагом.
Но вдруг котята спинку
выгнули,
Округляют спину.
Легко и дружно котята
прыгнули.
Прыгают вперед.
У котят в пушистых лапках
Острые живут царапки.
Лапки котята крепко
сжимают,
А потом царапки свои
выпускают.
Дети (выпрямляют спину, сжимают, затем разжимают пальцы из кулачка). Фыррр!
Логопед
А теперь мы молочко
Полакаем язычком.
Дети двигают языком вперед-назад.
Любят котята с мячом
поиграть,
Лапой его по ковру покатать.
Делают круговые движения сначала правой, затем левой рукой.
Покатился мячик медленно, быстрее, быстрее, быстро и снова медленно.
Вращают обеими руками с изменением темпа.
Мячик круглый, толстый.
Делают круг из пальчиков, надувают щеки.
Покатились мячики,
Девочки и мальчики.
«Катятся» вперед вперевалочку.
Котята затихли, на месте
стоят,
Только глазами на мячик
глядят.
Замирают и одними глазами следят за мячом, двигая ими вправо-влево.
Побежали котята за мячиком. Мячик выкатился на улицу, и котята за ним.
Свободно и легко бегут.
А на улице столько нового, интересного. Котята то здесь, то там останавливаются и всему удивляются.
Останавливаются, мимикой изображают удивление.
Носиком воздух вдыхают,
Снежинки нюхают и чихают.
Морщат нос и чихают.
Котята по снегу бегут,
Друг от друга не отстают.
А снег ужасно холодный -
Лапки у котят мерзнут.
Котята их поднимают
И к животу прижимают.
Легко бегут, замирая то на одной, то на другой ноге.
А мячик катился, катился
И под деревом остановился.
Останавливаются.
Стоят деревья, спят под снегом. Тяжело деревьям снег на веточках держать.
Расслабленно опускают голову на грудь, руки висят свободно, как плети.
Но вот подул внезапный
ветер,
И изменилось все на свете:
Деревья теперь качаются,
Влево, вправо наклоняются.
Наклоняются влево, вправо, руки болтаются из стороны в сторону.
Сбросили снег с веточек.
Встряхивают руками.
Веточки у деревьев вверх поднялись, стало им свободно и легко.
Напряженно поднимают голову и руки вверх.
А снег с деревьев упал на котят. Они даже присели от тяжести и неожиданности.
Приседают.
Выбираются котята из-под снега, отряхиваются.
Медленно встают. Затем трясут руками, плечами, головой, ногами.
И про друзей не забывают.
Разбившись на пары, гладят товарища по голове, плечам, спине и груди.
Смотрят котята: что за чудо? Белые мухи полетели.
Смотрят по сторонам.
Стали котята с ними играть,
Хочется им снежинки
поймать:
Бегут и одновременно кружатся.
На одно плечико - на другое. На один локоток - на другой. На одну ладошку - на другую. На одну коленку - на другую. На один носочек - на другой. На язычок.
После каждой фразы поочередно поднимают вверх плечи, локти, ладони, колени, ноги. Затем делают упражнение «Лопаточка» для языка.
Замерзли котята, задрожали,
Зубки у них застучали.
Дрожат, двигают нижней челюстью вниз-вверх.
И домой они побежали.
Бегут по кругу.
Примчались котята
в комнату
И стали лапки греть
теплым воздухом.
Вдыхают носом, выдыхают на руки ртом.
Согрелись котята и опять стали весело играть!
Пока музыка звучит,
Котята резвятся, играют.
Делают под музыку произвольные движения.
А если музыка замолчит,
За желтый кубик (красный цилиндр, зеленую призму)
убегают.
Убегают за модуль.
Долго котята играли,
Бегать они устали.
На ковре котята спят,
Просыпаться не хотят.
Расслабляются под спокойную музыку, лежа на ковре.
У котят глазки
открываются,
И они просыпаются.
Открывают глаза.
Расшалились, лапки вверх,
С вами мне и смех и грех!
Поднимают руки и ноги вверх, хаотически двигают ими.
Ну, котята, поднимайтесь,
Снова в деток
превращайтесь!
Встают.
Ребята, послушайте, что это за звук?
Прислушиваются.
Паровоз гудок дает,
Он домой нас повезет.
Встают друг за другом.
Летит как птица паровоз,
Мы слышим звонкий стук
колес!
Двигаются вперед паровозиком.
Медведь и медвежонок
Логопед. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в лес.
Если музыка звучит,
Нас с тобою веселит,
Бодро, радостно шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Если музыка молчит,
Замираем я и ты.
Так и будем мы шагать
И на месте замирать.
Дети энергично шагают и замирают по звуковому сигналу.
Совсем тропинка стала
узкой,
Идем за девочкой в яркой
блузке.
Осторожно мы ступаем,
Пяточку к носочку
приставляем.
Идут, приставляя пятку к носку.
Тропинка пропала, не видно
следа…
Но это, ребята, совсем
не беда.
Все так же отважно вперед
мы шагаем
И ноги свои высоко
поднимаем.
Идут маршевым шагом.
Вот ельник замшелый. Какой бурелом!
Ну разве здесь можно идти
напролом?
Давайте спиной повернемся
вперед
И двинемся с вами наоборот.
Руки выше поднимаем,
Очень сильно напрягаем,
Лицо от острых игл
защищаем.
Идут вперед спиной, руки поднимают к лицу, сгибают в локтях и напрягают.
В густом лесу и дремучем,
В самой его непроходимой
чаще
Жил очень-очень могучий,
Огромный, злой и ворчащий,
Мохнатый, сильный
и дикий,
Как этот лес многоликий,
Конечно же, очень строгий
Медведь жил в своей берлоге.
По мере сил изображают медведя, его походку.
Всю зиму он в берлоге спал,
Толстую лапу свою сосал.
И зиму всю ему напролет
Снился чудесный пчелиный
мед.
Расслабленно стоят с закрытыми глазами, положив сложенные ладошки под щеку.
С боку на бок медведь
крутился,
В берлоге своей ютился,
Ухо правое лапой чесал
И про левое не забывал.
Поворачивают туловище вправо и влево, поочередно делают круговые движения рукой возле ушей.
И во сне он стонал и зевал,
Пасть свою широко
открывал.
Делают артикуляционную гимнастику.
И во сне он даже храпел.
Дети. Хр-р-р.
Логопед
А может, и колыбельную
пел.
Дети. А-а-а, э-э-э.
Логопед
А весной растаял снежок,
Побежала вода под бочок.
Делают волнообразные движения руками.
Медведь зашевелился
Чуть пошевеливаются.
И даже рассердился:
- Кто мне спать помешал?!
Кто с постели поднял?
Мимикой изображают неудовольствие.
Из берлоги медведь
выбирается
И всему вокруг удивляется.
Изображают удивление.
Головой в разные стороны
вертит,
Поворачивают голову влево, вправо.
Солнце ему в глаза светит.
Медведь от солнышка
жмурится,
Но природой любуется:
То один глаз закрывает,
А другой открывает,
То наоборот меняет.
Выполняют гимнастику для глаз.
В животе у зверя урчит,
На весь лес медведь рычит.
Дети. Р-р-р!
Логопед
Воздух нюхает черным
носиком
Шумно вдыхают носом, спокойно выдыхают ртом.
И идет вперевалку по
просеке.
Идут вперевалочку.
Лапы высоко поднимает,
К брюху их поджимает.
Идут с замиранием на одной ноге.
Мокрый снег, холодный,
А медведь-то - голодный!
Осенью мишке было
привольно:
Толстым он был, сытым,
довольным.
За зиму так наш медведь
исхудал -
Тощим, облезлым, сердитым
стал.
Надувают и втягивают щеки.
Тяжко медведь по снегу
ступает,
Сучками трещит, деревья
ломает,
Всех вокруг пугает!
Изображают ходьбу медведя.
Зимою в берлоге у маменьки
Родился ребенок маленький.
Медвежонок неуклюжий,
Косолапый, и к тому же
Бурый, как и мама,
Медведица та самая.
Приседают и сжимаются в комочек, обхватывая колени руками.
Любит тот ребенок,
Бурый медвежонок,
Бегать и рычать,
Весело играть,
Снег разгребать,
Корешки искать.
Бегут вперевалочку, выполняют упражнение на статическое равновесие, наклоняются.
По водичке он стучит
Так, что даже лес шумит.
Ритмично двигают руками.
Но вот уже настало лето.
Подрос медведь за время это.
Наш медвежонок маменькин
Стал не такой уж маленький.
Вытягиваются, «вырастают».
Мишутка по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит.
Мальчики становятся дубами, напрягаются, девочки - медвежата ходят между ними, затем дети меняются ролями.
Порою деревья лесные
качает,
Порой неуклюже на них
залезает.
Находит он дикий пчелиный
мед
И в рот его сильною лапой
кладет.
Имитируют действия.
А мед липкий, сладкий,
Пристает к лапкам.
Медвежонок его слизывает,
Сладкие губки облизывает.
Выполняют гимнастику для языка.
А пчелы жалят мишку:
- Не ешь наш мед,
воришка!
Делают тонизирующий массаж лица: пощипывают щеки пальцами.
Поскакал медвежонок к броду,
Бегут по кругу.
Бултых - и упал в воду!
Уж он кис-кис,
Уж он мок-мок,
Приседают.
Вымок, выкис,
Из воды вылез.
Медленно поднимаются.
Воду с шерсти отряхивает,
Головой и лапами
потряхивает.
Трясут головой, руками, плечами, ногами.
Высох и вперевалочку
Побежал искать свою
мамочку.
Бегут вперевалку на внешней стороне стоп.
Медвежонок наш устал,
Лег в берлоге, задремал…
Ложатся на ковер, расслабляются под спокойную музыку.
Наши мишки просыпаются
И в детишек превращаются.
Поднимаемся, встаем,
Встают.
Дружно в группу мы идем.
Спокойно идут по кругу.