Алябьева Е.А., преподаватель Рязанского педагогического колледжа, г. Рязань
Изучая с дошкольниками лексические темы, логопеды и педагоги ДОУ не должны забывать о том, что они не только обогащают лексику, развивают речь ребенка, но и формируют его мышление.
Любое понятие формируется на основе обобщения существенных признаков присущих ряду однородных предметов (свойств, отношений). Выделить их можно, только сравнивая друг с другом. Для этого требуется произвести анализ понятия, а затем - синтез, т.е. мысленно объединить части и отдельные признаки в целое.
Логопедам и педагогам необходимо самим уметь четко выделять обобщенные существенные признаки, помогать детям видеть их. Зачастую взрослые сами не могут четко назвать их, поэтому и дети обычно только называют само понятие. Довольно часто к понятию «животные» дети не относят насекомых. На вопрос: «Что такое мебель?» отвечают: «Мебель - это стол, стул…» Иными словами, они сразу конкретизируют, а не раскрывают понятие на основе существенных признаков. Нередко, вводя новую лексическую тему, логопед подходит к ней изолированно от других, начиная с видового, а не родового понятия.
Еще одна распространенная ошибка - использование наглядного материала, в котором род и вид представлены в отрыве от среды обитания (овощи без огорода, фрукты без сада и т.д.). Это приводит к тому, что дети заучивают понятия без их осмысления.
Автор предлагает логопедам и педагогам ДОУ практический материал в стихотворной форме, который поможет выделить существенные признаки предметов, усвоить понятия «род - вид», активизирует словарь детей1.
Транспорт
Транспорт - тот или иной вид перевозочных средств; отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 717.)
Автомобиль - самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. (Там же. С. 21.)
Машина - механизм, совершающий какую-нибудь полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой (паровая); то же, что и автомобиль. (Там же. С. 303.)
Различный транспорт
перевозит
Людей и грузы каждый час
В горах, в деревне и по небу,
И под землей, и на морях.
Воздушный транспорт
в небе служит.
Как птицы, с ним он очень
дружит.
Летит большая стрекоза,
Зовется вертолетом,
А впереди горят глаза,
Зажженные пилотом.
А космонавта к звездам
светлым
С рассветом унесет ракета.
Через моря и океаны,
По рекам водный транспорт
ходит.
Людей и грузы к дальним странам
Перевезут на пароходе.
Вот белоснежный лайнер
новый:
Туристы едут за границу.
На баржах нефть и уголь скоро
Доставят в милую столицу.
Военный катер охраняет
Свою могучую страну,
А субмарина на охрану
Уходит прямо в глубину.
Бывает - транспорт
под землею
Работает в больших тоннелях.
Метро людей там перевозит:
На службу надо им скорее.
А на земле людей и грузы
Везут по рельсам поезда,
И по дорогам бесконечным
В машинах едет кто куда.
Автобусы, такси, маршрутки,
Трамваи и грузовики -
Чего тут только не увидишь,
Такие разные они!
ВОПРОСЫ
Что такое транспорт?
Какие виды транспорта вы знаете?
Какой воздушный транспорт вы знаете?
Почему его называют воздушным?
Почему воздушный транспорт самый удобный для перевозки людей и грузов?
Какой наземный транспорт вы знаете?
Почему он называется наземным?
На какие виды транспорта еще можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, железнодорожный, строительный и др.)
Какой подземный транспорт вы знаете?
Где он в основном используется? Почему?
Что людям необходимо сделать, чтобы подземный транспорт работал?
Какой водный транспорт вы знаете?
Почему он называется водным?
На какие виды транспорта можно разделить водный транс порт? (Пассажирский, грузовой, военный, подводный.)
ЗАДАНИЕ
Составить небольшой рассказ о транспорте по картинкам (по отдельным видам транспорта).
Растения
Растение - организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха и способный создавать органические вещества из неорганических. (Там же. С. 593.)
Растений множество вокруг -
Цветут они по всей земле.
Деревья, травы и кусты
Так нравятся тебе и мне.
Дикорастущие в лесах,
В степях, в лугах и на горах -
Растут и множатся растения,
Они планеты всей спасение.
А в парках, скверах и садах
На клумбах, грядках и полях
Живут культурные растения -
Им человек свои умения
Свою заботу отдает:
Посадит, защитит, польет.
Живыми легкими планеты
Растения зовут не зря.
Они дышать нам помогают.
Как будто нас благодарят.
ВОПРОСЫ
Чем растения отличаются от животных?
Что есть у всех растений?
Чем они отличаются друг от друга?
Почему среди растений выделены группы: деревья, кустарники, травы, цветущие растения, мхи, ягоды и т.д.?
Что любому растению нужно для роста и развития?
Какую пользу приносят растения планете?
Что было бы, если бы все растения исчезли с Земли?
Какую пользу приносят растения, кроме того, что они выделяют кислород?
Почему говорят о том, что человек за жизнь должен обязательно посадить хотя бы одно дерево?
ЗАДАНИЕ
Рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада.
Ягоды
Ягода - небольшой сочный плод кустарников и трав. (Там же. С. 812.)
Жарким летом каждый месяц
Ягодой своей отмечен.
В лес не раз с тобой пойдем,
Разных ягод наберем.
В чаще прячется черника
И синеет голубика.
Под сосной во мху - гляди-ка -
Распрекрасная брусника.
На поляне меж березок,
Земляники очень много!
Вот и заросли малины,
Не пройдем мы точно мимо.
Вдоль дороги ежевика
Так похожа на ежа.
Хоть она колючка-злючка,
Но на вкус так хороша.
ВОПРОСЫ
Куда дети ходили за ягодами?
Какие ягоды они собирали в лесу?
Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (Лесные.)
Чем отличаются эти ягоды?
Чем похожи все ягоды?
Какие ягоды растут у вас на даче?
Почему ягоды всегда собирают долго?
Что можно приготовить из ягод?
Как хранят ягоды зимой?
Какая самая кислая ягода? Где она растет? (Клюква. На болоте.)
Почему можно сказать, что ягоды - сочные плоды?
Какие вы знаете стихи и песни о ягодах?
ЗАДАНИЕ
Составить небольшой рассказ о любимых ягодах (форма, цвет, вкус, запах, где и как растет).
Луговые цветы
Цветок - орган размножения у растений, состоящий из зеленой чашечки, ярко окрашенного венчика из лепестков вокруг пестика и тычинок, а также само растение с такими органами размножения.
Луговые цветы - цветущие растения, растущие на лугу (участок, покрытый травянистой растительностью). (Там же. С. 292.)
Мы на луг ходили,
Хоровод водили,
Собирали там цветы
Несказанной красоты.
Вот ромашка - белый цвет -
Соберем скорей букет.
К ней добавим василек,
Синий к белому цветок.
Колокольчик голубой
Тоже мы возьмем с собой.
Вот гвоздички-невелички,
Незабудочки-сестрички:
Мы вплетем в один венок
Каждый луговой цветок,
Чтобы долго любоваться
Каждый тем веночком мог.
ВОПРОСЫ
Какие цветы называются луговыми?
О каких луговых цветах говорится в стихотворении?
Какие еще луговые цветы вы знаете?
Где еще растут цветы?
Как можно назвать цветы, растущие в горах? Лесах? Полях? В воде?
Цветы относятся к растениям или животным?
Какие цветы вы больше всего любите?
ЗАДАНИЕ
Рассказать о каждом цветке, из которых вы сплели бы венок.
Деревья
Дерево - многолетнее растение с твердым стволом и отходя щими от него ветвями, образующими крону. (Там же. С. 143.)
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол,
Ветки, веточки и листья -
Ветер в кроне их нашел.
А еще канаты-корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону,
Воду под землей находят.
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы
Белоствольная березка.
Как во полюшке былинка,
На ветру дрожит осинка.
Дуб раскинул свои ветки,
И не страшен ему ветер.
Липа цветом зацвела,
Пчелок в гости позвала.
Ель иголки распушила
И грибочки все закрыла.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили -
Птичек в гости к себе ждут.
ВОПРОСЫ
Дерево - это растение или животное?
Какие деревья вы знаете?
Чем они отличаются? Чем похожи?
Какие деревья растут на нашем участке?
Чем дерево отличается от куста?
На какие виды можно разделить деревья (по листьям)?
Как можно назвать деревья, растущие в саду?
Как узнать, сколько дереву лет?
Сколько лет может расти дерево? (Кедр до 500 лет.)
Почему корни деревьев уходят глубоко в землю или широко закрепляются по поверхности земли?
Почему лиственным деревьям так важно сбросить листву на зиму?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о любимом дереве. Рассказать стихотворение.
Кустарники
Кустарник - растение с древовидными ветвями, начинающимися почти от земли. (Там же. С. 278.)
Кустарники с деревьями похожи
До того, что даже спутать можно.
Только нет у них ствола,
Высота куста мала,
Веток множество, смотри,
Вырастают из земли.
Распускается сирень
Ближе к лету, в майский день.
А за ней цветет шиповник -
Пчелок и шмелей поклонник.
И с цветами, как желток,
Всех акация зовет.
Белые цветы жасмина
Пахнут вечером так сильно.
Угостит плодами всех
В августе лесной орех.
ВОПРОСЫ
Чем кустарник отличается от дерева?
Какие кустарники вы знаете?
Какие цветущие кустарники вы знаете?
У каких кустарников красивые цветы и съедобные плоды?
Как человек ухаживает за кустарниками в парках и скверах?
Как можно придать любую форму кустарнику?
Какие кустарники растут на нашем участке?
Почему из кустарников получаются хорошие изгороди?
ЗАДАНИЕ
Рассказать стихотворение о кустарнике.
Грибы
Гриб - низшее растение, не образующее цветков и семян, размножающееся спорами. (Там же. С. 129.)
Мы с тобою в лес пошли,
Много там грибов нашли.
Подберезовик стоит,
Что-то грустный он на вид.
На него из-под осины
Подосиновик глядит.
На поляне две подружки -
Очень толстые свинушки.
С ними весело болтают
Неразлучные волнушки.
Вот под елкою лисички,
Ярко-рыжие сестрички.
Рядом скользкие маслята,
На пеньке растут опята.
А во мху боровики:
Всей семьей здоровяки,
Дружно рядышком сидят
И в корзину не хотят.
Все грибы мы рвать не станем.
Для других детей оставим.
ВОПРОСЫ
Где растут грибы?
Какие грибы растут на пнях?
О каких грибах говорится в стихотворении?
Найдите на картинке эти грибы и расскажите, чем они отличаются?
Из каких частей состоит гриб?
Почему в засушливое лето грибов мало?
Грибы относятся к растениям или животным?
Чем грибы отличаются от других растений? (Не цветут, нет семян.)
Что можно приготовить из грибов?
Как нужно собирать грибы?
Почему нужно хорошо знать, какие грибы настоящие, съедобные, а какие ложные, для человека несъедобные?
Какие вы знаете грибы ядовитые для человека?
ЗАДАНИЕ
Назвать грибы и разделить их на съедобные и несъедобные.
Животные
Животное - живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать. (Там же. С. 172.)
Животные - живые
организмы,
Их очень много на большой
земле.
Они и в воздухе, в воде и под
землею,
Они в лесах, в полях,
в морях - везде.
Летают птицы, бегают олени,
И комары кружатся над рекой,
Огромный крокодил тихонько
дремлет,
Медведь залег в берлогу
на покой.
Вот волки на луну тоскливо
воют,
И рыбы мирно плавают
в пруду,
Слоны неторопливо к водопою
Бредут в саванне жаркой
поутру,
Змея в траве застыла золотая,
Плетет свои тенеты паучок,
Орел кружит, добычу примечая,
И барсучок улегся на бочок.
Над всеми - человек,
Он самый умный,
Он должен всех животных
охранять,
Чтоб браконьеры их
не убивали,
В пожарах чтоб они
не погибали,
И все могли свою семью
создать.
ВОПРОСЫ
Чем животные отличаются от растений?
О каких животных говорится в стихотворении?
Почему среди животных выделили птиц, рыб, насекомых и другие группы животных?
Чем похожи животные и человек?
Как называются животные, которых приручил человек?
Как называются животные, которых не приручил человек?
Какими способами могут передвигаться животные? (Летают, плавают, бегают, скачут, ползают.)
ЗАДАНИЕ
«Превратиться» в какое-либо животное и рассказать о себе: внешний вид, место жительства, питание, способ передвижения, повадки, зависимость от среды обитания.
Домашние животные
Домашнее животное - прирученное, не дикое. (Там же. С. 155.)
Люди животных приручали,
И они домашними стали.
Человек им строит жилище,
Каждый день готовит пищу,
Чистит, моет, если надо - лечит
Лошадей, собаку и овечек,
Кошечку, корову, поросенка,
Уточку, крольчиху и теленка,
Курицу, гуся и петуха:
Жизнь у них, конечно, неплоха.
И за это люди получают
От животных шерсть
и нежный пух,
Молоко, чтоб пить его за чаем,
А еще любовь и доброту.
ВОПРОСЫ
Каких животных называют домашними?
Как за ними ухаживает человек?
О каких домашних животных говорится в стихотворении?
Каких домашних животных вы знаете?
Какие домашние животные живут с человеком на юге России? На севере?
Какую пользу человеку приносят домашние животные?
Какие домашние животные могут переносить или перевозить тяжелые грузы?
Какие домашние животные дают человеку и шерсть и молоко?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о своем домашнем животном или о тех, кого видели в деревне, на даче.
Дикие животные
Дикие животные - не прирученные человеком. (Там же.
С. 147.)
Дикие животные живут
в лесах,
В горах, в лугах, в степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
И лекарства - травы ищут.
Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы -
Всех их не пересчитать,
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам,
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
Их любить и охранять.
ВОПРОСЫ
Каких животных называют дикими?
О каких диких животных говорится в стихотворении?
Где живут эти животные?
Каких диких животных вы знаете?
Какие дикие животные живут в лесу? В море? В степях?
В горах? В саванне?
Почему дикие животные не всегда дружат с человеком?
Каких животных можно назвать хищными? Травоядными?
Как хищные животные добывают себе пищу?
Что с ними случится, если они не будут охотиться за другими животными?
Почему возникла необходимость охранять диких животных?
ЗАДАНИЕ
Сравнить внешний вид, повадки, жилища, способ выращивания потомства животных (по выбору).
Птицы
Птица - покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом. (Там же. С. 561.)
Все птицы покрыты перьями, пухом,
У каждой две лапки, у каждой по клюву,
Есть крылья. Они им даны
для полета.
Но страусам, курам летать неохота.
Есть птицы домашние, дикие птицы.
Одни строят гнезда поближе
к водице,
Другие гнездятся высоко
в ветвях,
У третьих домишко висит
в камышах,
Четвертые гнездышко прячут
в траве.
Пятые крепят к высокой скале
Иль строят жилище в горах
высоко.
И, чтобы найти для птенцов пропитанье,
Все птицы летают порой
далеко.
Синицы, кукушки, дрозды
и вороны,
Орлы, воробьи, певуны соловьи,
Грачи, журавли и трещотки
сороки,
И белые лебеди, и снегири -
Всех птиц не назвать, много
их на планете.
Без них было б скучно прожить нам на свете.
ВОПРОСЫ
Каких животных можно называть птицами?
На каких два вида их можно разделить?
Где живут птицы?
Какие птицы упоминаются в стихотворении?
Каких птиц вы знаете?
Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас?
Каких домашних птиц вы знаете?
Как человек ухаживает за домашней птицей?
Как называются птицы, которые живут на воде, могут плавать?
Что бы вы сделали, если могли бы летать, как птица?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о домашних птицах (зимующих, перелетных, лесных и т.д.).
Одежда
Одежда - совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. (Там же. С. 391.)
Для чего человеку одежда нужна?
Укрывает от дождика, ветра она,
Утепляет в морозы, защищает
в жару,
От прохлады избавит она
поутру.
Пальто и плащи человеку нужны,
Куртка, брюки и свитер тоже важны,
Пригодятся рубашки и платья,
Майки, шорты, трусы - тоже кстати.
Всё, что мы надеваем, одеждой зовется.
И название это запомнить придется.
ВОПРОСЫ
Что такое одежда?
О какой одежде говорится в стихотворении?
Какую одежду вы знаете?
Являются ли одеждой головные уборы? Обувь?
Для чего нужна одежда?
Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Весной и осенью?
Как хранят одежду?
Как ухаживают за одеждой?
Почему животные не носят одежду, а люди носят?
Чем одежда девочек отличается от одежды мальчиков?
Что из одежды вам нравится больше всего? Почему?
В какой одежде вам удобно ходить? Почему?
Какие элементы одежды вы знаете?
Чем украшают одежду? Какую? Как?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о своей одежде: какая, цвет, качество, чем украшена, для чего предназначена.
Головные уборы
Головной убор - общее название вещей, служащих одеждой для головы. (Там же. С. 729.)
В любое время года,
С очень давних пор,
Защищает голову
Головной убор.
Если солнце ярко светит,
Без панамки не гуляй,
Если снег закружит, ветер,
Ты ушанку надевай.
А к военной форме строгой
Головной убор особый.
Есть пилотка у солдата,
В бескозырках - моряки,
Ты не знаешь, а когда-то
Были и буденовки.
Офицер под китель свой
Фуражку надевает,
Генерал всегда зимой
В папахе щеголяет.
Но самые красивые -
Это шляпки женские,
Любят городские их
Модницы и сельские.
Головной убор к одежде
Подбирайте не спеша,
Чтоб не просто грел, но прежде
Был к лицу и украшал.
ВОПРОСЫ
Что такое головной убор?
Какие головные уборы вы знаете?
Как правильно подобрать головной убор по погоде? Сезону?
Какие головные уборы носят летом? Зимой? Весной и осенью?
Назовите зимние головные уборы.
Относятся ли головные уборы к одежде? Почему?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о головных уборах, которые нужны для определенной погоды или времени года.
Обувь
Обувь - изделие из кожи или других материалов, обычно с твердой подошвой, носимое на ногах. (Там же. С. 385.)
Обувь носим на ногах.
Ходим часто в сапогах,
Если снежно и бело,
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем
И на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Обувь разная нужна.
Обувь всякая важна.
ВОПРОСЫ
Что такое обувь?
Чем похожа вся обувь?
Для чего нужна обувь?
О какой обуви говорится в стихотворении?
Какую обувь вы знаете?
В какой обуви вам удобно ходить? Почему?
Из чего сделана обувь?
Как надо выбирать обувь по погоде? По сезону?
Как надо ухаживать за обувью?
Почему по лужам можно ходить только в резиновой обуви?
Для чего в зимних сапогах мех?
Почему летние сандалии такие легкие?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о своей любимой обуви: как она называется, для чего предназначена, какого цвета, формы, какие у нее каблук, подошва, какая есть отделка, как за ней ухаживать.