«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Формирование родовидовых понятий при работе над словарем дошкольников

21 мартa, 2005 Рубрика: Речевые игры и упражнения Алябьева Е.А.

Алябьева Е.А., преподаватель Рязанского педагогического колледжа, г. Рязань
Изучая с дошкольниками лексические темы, логопеды и педагоги ДОУ не должны забывать о том, что они не только обогащают лексику, развивают речь ребенка, но и формируют его мышление.
Любое понятие формируется на основе обобщения существенных признаков присущих ряду однородных предметов (свойств, отношений). Выделить их можно, только сравнивая друг с другом. Для этого требуется произвести анализ понятия, а затем - синтез, т.е. мысленно объединить части и отдельные признаки в целое.
Логопедам и педагогам необходимо самим уметь четко выделять обобщенные существенные признаки, помогать детям видеть их. Зачастую взрослые сами не могут четко назвать их, поэтому и дети обычно только называют само понятие. Довольно часто к понятию «животные» дети не относят насекомых. На вопрос: «Что такое мебель?» отвечают: «Мебель - это стол, стул…» Иными словами, они сразу конкретизируют, а не раскрывают понятие на основе существенных признаков. Нередко, вводя новую лексическую тему, логопед подходит к ней изолированно от других, начиная с видового, а не родового понятия.
Еще одна распространенная ошибка - использование наглядного материала, в котором род и вид представлены в отрыве от среды обитания (овощи без огорода, фрукты без сада и т.д.). Это приводит к тому, что дети заучивают понятия без их осмысления.
Автор предлагает логопедам и педагогам ДОУ практический материал в стихотворной форме, который поможет выделить существенные признаки предметов, усвоить понятия «род - вид», активизирует словарь детей1.
Транспорт
Транспорт - тот или иной вид перевозочных средств; отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 717.)
Автомобиль - самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. (Там же. С. 21.)
Машина - механизм, совершающий какую-нибудь полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой (паровая); то же, что и автомобиль. (Там же. С. 303.)
Различный транспорт
перевозит
Людей и грузы каждый час
В горах, в деревне и по небу,
И под землей, и на морях.
Воздушный транспорт
в небе служит.
Как птицы, с ним он очень
дружит.
Летит большая стрекоза,
Зовется вертолетом,
А впереди горят глаза,
Зажженные пилотом.
А космонавта к звездам
светлым
С рассветом унесет ракета.
Через моря и океаны,
По рекам водный транспорт
ходит.
Людей и грузы к дальним странам
Перевезут на пароходе.
Вот белоснежный лайнер
новый:
Туристы едут за границу.
На баржах нефть и уголь скоро
Доставят в милую столицу.
Военный катер охраняет
Свою могучую страну,
А субмарина на охрану
Уходит прямо в глубину.
Бывает - транспорт
под землею
Работает в больших тоннелях.
Метро людей там перевозит:
На службу надо им скорее.
А на земле людей и грузы
Везут по рельсам поезда,
И по дорогам бесконечным
В машинах едет кто куда.
Автобусы, такси, маршрутки,
Трамваи и грузовики -
Чего тут только не увидишь,
Такие разные они!
ВОПРОСЫ
 Что такое транспорт?
 Какие виды транспорта вы знаете?
 Какой воздушный транспорт вы знаете?
 Почему его называют воздушным?
 Почему воздушный транспорт самый удобный для перевозки людей и грузов?
 Какой наземный транспорт вы знаете?
 Почему он называется наземным?
 На какие виды транспорта еще можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, железнодорожный, строительный и др.)
 Какой подземный транспорт вы знаете?
 Где он в основном используется? Почему?
 Что людям необходимо сделать, чтобы подземный транспорт работал?
 Какой водный транспорт вы знаете?
 Почему он называется водным?
 На какие виды транспорта можно разделить водный транс порт? (Пассажирский, грузовой, военный, подводный.)
ЗАДАНИЕ
Составить небольшой рассказ о транспорте по картинкам (по отдельным видам транспорта).
Растения
Растение - организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха и способный создавать органические вещества из неорганических. (Там же. С. 593.)
Растений множество вокруг -
Цветут они по всей земле.
Деревья, травы и кусты
Так нравятся тебе и мне.
Дикорастущие в лесах,
В степях, в лугах и на горах -
Растут и множатся растения,
Они планеты всей спасение.
А в парках, скверах и садах
На клумбах, грядках и полях
Живут культурные растения -
Им человек свои умения
Свою заботу отдает:
Посадит, защитит, польет.
Живыми легкими планеты
Растения зовут не зря.
Они дышать нам помогают.
Как будто нас благодарят.
ВОПРОСЫ
 Чем растения отличаются от животных?
 Что есть у всех растений?
 Чем они отличаются друг от друга?
 Почему среди растений выделены группы: деревья, кустарники, травы, цветущие растения, мхи, ягоды и т.д.?
 Что любому растению нужно для роста и развития?
 Какую пользу приносят растения планете?
 Что было бы, если бы все растения исчезли с Земли?
 Какую пользу приносят растения, кроме того, что они выделяют кислород?
 Почему говорят о том, что человек за жизнь должен обязательно посадить хотя бы одно дерево?
ЗАДАНИЕ
Рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада.
Ягоды
Ягода - небольшой сочный плод кустарников и трав. (Там же. С. 812.)
Жарким летом каждый месяц
Ягодой своей отмечен.
В лес не раз с тобой пойдем,
Разных ягод наберем.
В чаще прячется черника
И синеет голубика.
Под сосной во мху - гляди-ка -
Распрекрасная брусника.
На поляне меж березок,
Земляники очень много!
Вот и заросли малины,
Не пройдем мы точно мимо.
Вдоль дороги ежевика
Так похожа на ежа.
Хоть она колючка-злючка,
Но на вкус так хороша.
ВОПРОСЫ
 Куда дети ходили за ягодами?
 Какие ягоды они собирали в лесу?
 Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (Лесные.)
 Чем отличаются эти ягоды?
 Чем похожи все ягоды?
 Какие ягоды растут у вас на даче?
 Почему ягоды всегда собирают долго?
 Что можно приготовить из ягод?
 Как хранят ягоды зимой?
 Какая самая кислая ягода? Где она растет? (Клюква. На болоте.)
 Почему можно сказать, что ягоды - сочные плоды?
 Какие вы знаете стихи и песни о ягодах?
ЗАДАНИЕ
Составить небольшой рассказ о любимых ягодах (форма, цвет, вкус, запах, где и как растет).
Луговые цветы
Цветок - орган размножения у растений, состоящий из зеленой чашечки, ярко окрашенного венчика из лепестков вокруг пестика и тычинок, а также само растение с такими органами размножения.
Луговые цветы - цветущие растения, растущие на лугу (участок, покрытый травянистой растительностью). (Там же. С. 292.)
Мы на луг ходили,
Хоровод водили,
Собирали там цветы
Несказанной красоты.
Вот ромашка - белый цвет -
Соберем скорей букет.
К ней добавим василек,
Синий к белому цветок.
Колокольчик голубой
Тоже мы возьмем с собой.
Вот гвоздички-невелички,
Незабудочки-сестрички:
Мы вплетем в один венок
Каждый луговой цветок,
Чтобы долго любоваться
Каждый тем веночком мог.
ВОПРОСЫ
 Какие цветы называются луговыми?
 О каких луговых цветах говорится в стихотворении?
 Какие еще луговые цветы вы знаете?
 Где еще растут цветы?
 Как можно назвать цветы, растущие в горах? Лесах? Полях? В воде?
 Цветы относятся к растениям или животным?
 Какие цветы вы больше всего любите?
ЗАДАНИЕ
Рассказать о каждом цветке, из которых вы сплели бы венок.
Деревья
Дерево - многолетнее растение с твердым стволом и отходя щими от него ветвями, образующими крону. (Там же. С. 143.)
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол,
Ветки, веточки и листья -
Ветер в кроне их нашел.
А еще канаты-корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону,
Воду под землей находят.
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы
Белоствольная березка.
Как во полюшке былинка,
На ветру дрожит осинка.
Дуб раскинул свои ветки,
И не страшен ему ветер.
Липа цветом зацвела,
Пчелок в гости позвала.
Ель иголки распушила
И грибочки все закрыла.
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили -
Птичек в гости к себе ждут.
ВОПРОСЫ
 Дерево - это растение или животное?
 Какие деревья вы знаете?
 Чем они отличаются? Чем похожи?
 Какие деревья растут на нашем участке?
 Чем дерево отличается от куста?
 На какие виды можно разделить деревья (по листьям)?
 Как можно назвать деревья, растущие в саду?
 Как узнать, сколько дереву лет?
 Сколько лет может расти дерево? (Кедр до 500 лет.)
 Почему корни деревьев уходят глубоко в землю или широко закрепляются по поверхности земли?
 Почему лиственным деревьям так важно сбросить листву на зиму?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о любимом дереве. Рассказать стихотворение.
Кустарники
Кустарник - растение с древовидными ветвями, начинающимися почти от земли. (Там же. С. 278.)
Кустарники с деревьями похожи
До того, что даже спутать можно.
Только нет у них ствола,
Высота куста мала,
Веток множество, смотри,
Вырастают из земли.
Распускается сирень
Ближе к лету, в майский день.
А за ней цветет шиповник -
Пчелок и шмелей поклонник.
И с цветами, как желток,
Всех акация зовет.
Белые цветы жасмина
Пахнут вечером так сильно.
Угостит плодами всех
В августе лесной орех.
ВОПРОСЫ
 Чем кустарник отличается от дерева?
 Какие кустарники вы знаете?
 Какие цветущие кустарники вы знаете?
 У каких кустарников красивые цветы и съедобные плоды?
 Как человек ухаживает за кустарниками в парках и скверах?
 Как можно придать любую форму кустарнику?
 Какие кустарники растут на нашем участке?
 Почему из кустарников получаются хорошие изгороди?
ЗАДАНИЕ
Рассказать стихотворение о кустарнике.
Грибы
Гриб - низшее растение, не образующее цветков и семян, размножающееся спорами. (Там же. С. 129.)
Мы с тобою в лес пошли,
Много там грибов нашли.
Подберезовик стоит,
Что-то грустный он на вид.
На него из-под осины
Подосиновик глядит.
На поляне две подружки -
Очень толстые свинушки.
С ними весело болтают
Неразлучные волнушки.
Вот под елкою лисички,
Ярко-рыжие сестрички.
Рядом скользкие маслята,
На пеньке растут опята.
А во мху боровики:
Всей семьей здоровяки,
Дружно рядышком сидят
И в корзину не хотят.
Все грибы мы рвать не станем.
Для других детей оставим.
ВОПРОСЫ
 Где растут грибы?
 Какие грибы растут на пнях?
 О каких грибах говорится в стихотворении?
 Найдите на картинке эти грибы и расскажите, чем они отличаются?
 Из каких частей состоит гриб?
 Почему в засушливое лето грибов мало?
 Грибы относятся к растениям или животным?
 Чем грибы отличаются от других растений? (Не цветут, нет семян.)
 Что можно приготовить из грибов?
 Как нужно собирать грибы?
 Почему нужно хорошо знать, какие грибы настоящие, съедобные, а какие ложные, для человека несъедобные?
 Какие вы знаете грибы ядовитые для человека?
ЗАДАНИЕ
Назвать грибы и разделить их на съедобные и несъедобные.
Животные
Животное - живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать. (Там же. С. 172.)
Животные - живые
организмы,
Их очень много на большой
земле.
Они и в воздухе, в воде и под
землею,
Они в лесах, в полях,
в морях - везде.
Летают птицы, бегают олени,
И комары кружатся над рекой,
Огромный крокодил тихонько
дремлет,
Медведь залег в берлогу
на покой.
Вот волки на луну тоскливо
воют,
И рыбы мирно плавают
в пруду,
Слоны неторопливо к водопою
Бредут в саванне жаркой
поутру,
Змея в траве застыла золотая,
Плетет свои тенеты паучок,
Орел кружит, добычу примечая,
И барсучок улегся на бочок.
Над всеми - человек,
Он самый умный,
Он должен всех животных
охранять,
Чтоб браконьеры их
не убивали,
В пожарах чтоб они
не погибали,
И все могли свою семью
создать.
ВОПРОСЫ
 Чем животные отличаются от растений?
 О каких животных говорится в стихотворении?
 Почему среди животных выделили птиц, рыб, насекомых и другие группы животных?
 Чем похожи животные и человек?
 Как называются животные, которых приручил человек?
 Как называются животные, которых не приручил человек?
 Какими способами могут передвигаться животные? (Летают, плавают, бегают, скачут, ползают.)
ЗАДАНИЕ
«Превратиться» в какое-либо животное и рассказать о себе: внешний вид, место жительства, питание, способ передвижения, повадки, зависимость от среды обитания.
Домашние животные
Домашнее животное - прирученное, не дикое. (Там же. С. 155.)
Люди животных приручали,
И они домашними стали.
Человек им строит жилище,
Каждый день готовит пищу,
Чистит, моет, если надо - лечит
Лошадей, собаку и овечек,
Кошечку, корову, поросенка,
Уточку, крольчиху и теленка,
Курицу, гуся и петуха:
Жизнь у них, конечно, неплоха.
И за это люди получают
От животных шерсть
и нежный пух,
Молоко, чтоб пить его за чаем,
А еще любовь и доброту.
ВОПРОСЫ
 Каких животных называют домашними?
 Как за ними ухаживает человек?
 О каких домашних животных говорится в стихотворении?
 Каких домашних животных вы знаете?
 Какие домашние животные живут с человеком на юге России? На севере?
 Какую пользу человеку приносят домашние животные?
 Какие домашние животные могут переносить или перевозить тяжелые грузы?
 Какие домашние животные дают человеку и шерсть и молоко?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о своем домашнем животном или о тех, кого видели в деревне, на даче.
Дикие животные
Дикие животные - не прирученные человеком. (Там же.
С. 147.)
Дикие животные живут
в лесах,
В горах, в лугах, в степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
И лекарства - травы ищут.
Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы -
Всех их не пересчитать,
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам,
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
Их любить и охранять.
ВОПРОСЫ
 Каких животных называют дикими?
 О каких диких животных говорится в стихотворении?
 Где живут эти животные?
 Каких диких животных вы знаете?
 Какие дикие животные живут в лесу? В море? В степях?
В горах? В саванне?
 Почему дикие животные не всегда дружат с человеком?
 Каких животных можно назвать хищными? Травоядными?
 Как хищные животные добывают себе пищу?
 Что с ними случится, если они не будут охотиться за другими животными?
 Почему возникла необходимость охранять диких животных?
ЗАДАНИЕ
Сравнить внешний вид, повадки, жилища, способ выращивания потомства животных (по выбору).
Птицы
Птица - покрытое перьями и пухом позвоночное животное с крыльями, двумя конечностями и клювом. (Там же. С. 561.)
Все птицы покрыты перьями, пухом,
У каждой две лапки, у каждой по клюву,
Есть крылья. Они им даны
для полета.
Но страусам, курам летать неохота.
Есть птицы домашние, дикие птицы.
Одни строят гнезда поближе
к водице,
Другие гнездятся высоко
в ветвях,
У третьих домишко висит
в камышах,
Четвертые гнездышко прячут
в траве.
Пятые крепят к высокой скале
Иль строят жилище в горах
высоко.
И, чтобы найти для птенцов пропитанье,
Все птицы летают порой
далеко.
Синицы, кукушки, дрозды
и вороны,
Орлы, воробьи, певуны соловьи,
Грачи, журавли и трещотки
сороки,
И белые лебеди, и снегири -
Всех птиц не назвать, много
их на планете.
Без них было б скучно прожить нам на свете.
ВОПРОСЫ
 Каких животных можно называть птицами?
 На каких два вида их можно разделить?
 Где живут птицы?
 Какие птицы упоминаются в стихотворении?
 Каких птиц вы знаете?
 Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
 Как называются птицы, которые остаются зимовать у нас?
 Каких домашних птиц вы знаете?
 Как человек ухаживает за домашней птицей?
 Как называются птицы, которые живут на воде, могут плавать?
 Что бы вы сделали, если могли бы летать, как птица?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о домашних птицах (зимующих, перелетных, лесных и т.д.).
Одежда
Одежда - совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. (Там же. С. 391.)
Для чего человеку одежда нужна?
Укрывает от дождика, ветра она,
Утепляет в морозы, защищает
в жару,
От прохлады избавит она
поутру.
Пальто и плащи человеку нужны,
Куртка, брюки и свитер тоже важны,
Пригодятся рубашки и платья,
Майки, шорты, трусы - тоже кстати.
Всё, что мы надеваем, одеждой зовется.
И название это запомнить придется.
ВОПРОСЫ
 Что такое одежда?
 О какой одежде говорится в стихотворении?
 Какую одежду вы знаете?
 Являются ли одеждой головные уборы? Обувь?
 Для чего нужна одежда?
 Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Весной и осенью?
 Как хранят одежду?
 Как ухаживают за одеждой?
 Почему животные не носят одежду, а люди носят?
 Чем одежда девочек отличается от одежды мальчиков?
 Что из одежды вам нравится больше всего? Почему?
 В какой одежде вам удобно ходить? Почему?
 Какие элементы одежды вы знаете?
 Чем украшают одежду? Какую? Как?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о своей одежде: какая, цвет, качество, чем украшена, для чего предназначена.
Головные уборы
Головной убор - общее название вещей, служащих одеждой для головы. (Там же. С. 729.)
В любое время года,
С очень давних пор,
Защищает голову
Головной убор.
Если солнце ярко светит,
Без панамки не гуляй,
Если снег закружит, ветер,
Ты ушанку надевай.
А к военной форме строгой
Головной убор особый.
Есть пилотка у солдата,
В бескозырках - моряки,
Ты не знаешь, а когда-то
Были и буденовки.
Офицер под китель свой
Фуражку надевает,
Генерал всегда зимой
В папахе щеголяет.
Но самые красивые -
Это шляпки женские,
Любят городские их
Модницы и сельские.
Головной убор к одежде
Подбирайте не спеша,
Чтоб не просто грел, но прежде
Был к лицу и украшал.
ВОПРОСЫ
 Что такое головной убор?
 Какие головные уборы вы знаете?
 Как правильно подобрать головной убор по погоде? Сезону?
 Какие головные уборы носят летом? Зимой? Весной и осенью?
 Назовите зимние головные уборы.
 Относятся ли головные уборы к одежде? Почему?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о головных уборах, которые нужны для определенной погоды или времени года.
Обувь
Обувь - изделие из кожи или других материалов, обычно с твердой подошвой, носимое на ногах. (Там же. С. 385.)
Обувь носим на ногах.
Ходим часто в сапогах,
Если снежно и бело,
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем
И на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Обувь разная нужна.
Обувь всякая важна.
ВОПРОСЫ
 Что такое обувь?
 Чем похожа вся обувь?
 Для чего нужна обувь?
 О какой обуви говорится в стихотворении?
 Какую обувь вы знаете?
 В какой обуви вам удобно ходить? Почему?
 Из чего сделана обувь?
 Как надо выбирать обувь по погоде? По сезону?
 Как надо ухаживать за обувью?
 Почему по лужам можно ходить только в резиновой обуви?
 Для чего в зимних сапогах мех?
 Почему летние сандалии такие легкие?
ЗАДАНИЕ
Составить рассказ о своей любимой обуви: как она называется, для чего предназначена, какого цвета, формы, какие у нее каблук, подошва, какая есть отделка, как за ней ухаживать.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск