«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении

22 января, 2006 Рубрика: Вернисаж Шишкова М.И.

Шишкова М.И., старший преподаватель МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя тон, силу, тембр голоса, ритм, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодику тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи: дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной и средней школе. Учитель на пятиминутной речевой разминке дает детям специальные задания на дыхание, звукоподражание. Ученики повторяют скороговорки и чистоговорки, выполняют артикуляционную гимнастику, хором читают отдельные фрагменты текста и т.п. Постепенно учитель перестает использовать специальные упражнения и ограничивается работой над выразительным чтением только при непосредственном изучении текста произведений. Речевые разминки продолжают оставаться актуальным для слабоуспевающих детей и в старшей школе, но задания для разминок должны быть адекватны возрасту и индивидуальным способностям школьников.
Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, по возможности не отрываясь от изучения программного материала по русскому языку (виды предложений по интонации, однородные члены предложения, сложное предложение, обращение, прямая речь). Учителю следует включать в каждый урок чтения речевые разминки (пятиминутки), которые могут проходить в интересной, игровой форме, например, как соревнования. Речевой материал для разминки может быть взят из художественного произведения, читаемого на данном уроке, из произведения, изучаемого ранее, или придуман самим учителем и учениками.
Работа над произносительной культурой речи
Логические ударения
Большое значение для выразительного чтения имеет правильность, точность логических ударений. Для того чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделять важное по значению слово в ряду остальных. Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение, – эту мысль важно донести до учащихся на практике.

  • На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Дети по очереди читают их, стараясь сделать акцент на выделенном слове. Затем учитель просит учащихся предположить, почему смысл текста меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Далее дети еще раз читают предложения и следят за тем, как выделяется заданное слово. Устанавливается, что это происходит из-за усиления громкости и протяжности голоса.

  • На доске записано предложение:

Скоро наступит жаркое лето.
Учитель предлагает детям прочитать предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос: «Когда наступит жаркое лето?», а при втором: «Какое лето скоро наступит?» Оба предложения анализируются и еще раз выразительно читаются.

  • Учитель выразительно читает два-три предложения. Дети внимательно слушают и после каждого предложения отмечают, на каком слове сделано логическое ударение.

Серебряный туман пал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слез покатились по бледному лицу.

  • На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Детям предлагается выразительно прочитать их, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл высказывания.

Родина – мать, умей за нее постоять.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить – Родине служить.
Тот герой, кто за Родину горой.
Честный труд – наше богатство.
Больше дела – меньше слов.
Упустишь минуту – потеряешь часы.

  • Учитель просит детей прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

  • На доске записано предложение:

Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина.
Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящих от перемещения логического ударения. Для этой цели задаются вопросы.
Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
Кто читал сегодня повесть Пушкина?
Что делали сегодня учащиеся?
Что читали учащиеся сегодня?
Чью повесть читали учащиеся сегодня?

  • Учитель раздает детям карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым ученикам дается меньшее количество предложений или указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений одним из учеников класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

Паузы
Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, где звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одинаковом порядке, по-разному разделенное паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими.
Художественные паузы делаются перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.
Психологические паузы чаще всего совпадают в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем совместно с детьми разбирает его: где сделаны паузы и почему; что получится, если их не сделать и т.п.

  • Учитель записывает на доске предложения (или раздает карточки с ними), в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать и объяснить смысловое различие вариантов, которое зависит от размещения пауз.

Как удивили | его слова | брата!
Как удивили его | слова брата!
Как обрадовали его | успехи отца!
Как обрадовали | его успехи | отца!
Кабинет | истории московской школы № 123.
Кабинет | истории | московской школы № 123.
Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
На днях | готовившие спектакль восьмиклассники | показали свою работу.
На днях готовившие спектакль восьмиклассники показали | свою работу.
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.
Мой старший брат Коля | очень любит футбол.
Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.
Андрей встал быстро, оделся, | позавтракал и отправился на работу.
Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Дети внимательно слушают и указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. Затем учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется: пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.

  • Учитель раздает детям карточки с написанными пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают их про себя, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение, и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. Затем выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
Интонации, повышение и понижение голоса
Интонация играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные.
Упражнения на повышение
и понижение тона голоса
Прыжок
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит детей представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
Поход
Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы его хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что шагаешь голосом прямо к солнцу, передать с его помощью движение вверх.
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет.
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
Пещера
Упражнение способствует развитию гибкости голоса, его повышению и понижению. Дети удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под ее сводами. Нужно попробовать воспроизвести звуки, слова в пещере, уходя все дальше и дальше.
Работа над интонацией
в повествовательном предложении
Учитель записывает на доске предложение:
В нашем классе сегодня будет чаепитие.
Дети читают предложение с логическим ударением на слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем читают еще раз и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читает учитель, а школьникам предлагается внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса. Движение голоса обозначается стрелками.
Далее учитель просит прочитать предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове сегодня. На доске обозначаются логическое ударение и пауза.
Предложение читается повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение обозначаются стрелками. Затем два предложения сравниваются:
Совместно с учителем делается вывод о том, что в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли понижаться. Здесь же следует обратить внимание детей на то, что перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логиче-
ское ударение и после которого делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано именно с ними.
Работа над интонацией
в вопросительном предложении
На доске записывается предложение с вопросительным знаком:
По телевизору сегодня будет концерт?
Дети по знаку в конце предложения должны определить, какое оно по интонации. Предлагается вспомнить, что в вопросительном предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать, выяснять и т.п. Учащиеся должны прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове сегодня, и проследить за движением голоса. На доске делается следующая запись:
Стрелками обозначается повышение и понижение голоса. Затем предложение читается с логическим ударением на словах будет и концерт. Устанавливается движение голоса и воспроизводится следующая запись:

Делается вывод о том, что во-
просительное предложение произносится с понижением голоса на том слове, на котором делается логическое ударение.
Работа над интонацией
в восклицательном предложении
Учитель пишет на доске предложение:
У меня сегодня будут гости!
Учащиеся по знаку в конце предложения определяют, что оно восклицательное. Предлагается вспомнить, что восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодование и т.д.). Учитель просит прочесть это предложение с выражением радости и логическим ударением на слове сегодня. Затем прочитать с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады. В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений:
Далее учитель говорит о том, что восклицательная интонация очень разнообразна. Это не только радость, любовь, гордость, восхищение, торжество, счастье и ликование, но и гнев, страх, злоба, ненависть, разочарование, досада, горе и бешенство. Следовательно, интонация восклицательных предложений зависит от ситуации, описанной в тексте.
Работа над интонацией
в предложении с однородными членами
Однородные члены предложения характеризуются перечислительной интонацией. При чтении детьми, испытывающими трудности в обучении, такая интонация проявляется неотчетливо. В связи с этим целесообразно предлагать учащимся специальные задания. На доске записано предложение:
Катя, Павел, Иван, Аня спешили на помощь другу.
Дети читают предложение с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, с повышением и понижением голоса.
Учитель подводит детей к выводу о том, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, паузами между ними, логическим ударением и повышением голоса на каждом из них. Постепенно задание можно усложнять, добавляя к однородным членам предложения зависимые слова:
Работа над интонацией
в предложении с обращением
При чтении таких предложений школьники зачастую не соблюдают знаков препинания (запятая или восклицательный знак) и поэтому не могут интонацией выделить обращение.
Павел ходил сегодня в школу?
Павел, | ты ходил сегодня в школу?
Спой, | светик, | не стыдись!
Что же ты, | моя старушка, | приумолкла у окна?
О Волга! || После многих лет я вновь принес тебе привет.
Как часто в горестной разлуке, | в моей блуждающей судьбе, | Москва, | я думал о тебе!
Ребята! || Не Москва ль за нами?
Работа над интонацией
в предложениях с прямой
и косвенной речью
Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, большую сложность представляет выразительное чтение предложений с прямой и косвенной речью. С помощью тренировочных упражнений во время речевой разминки необходимо вырабатывать у них навык соблюдения четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора перед ней, после или в середине нее. После разбора примеров из художественных произведений детям можно предложить самим придумать предложения с прямой или косвенной речью. Примеры учитель записывает на доске, школьники выразительно читают.
«Ах ты, обжора! Ах, злодей!» – тут Ваську Повар укоряет.
«Ну, братец, – говорит морской царь, – я хитер, а ты еще похитрей меня». – И отдал за него Василису Премудрую замуж.
Я спросил: «Что с ним случилось?»
Я спросил, что с ним случилось.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М., 1999.
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М., 2004.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 1 к статье “ Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Здорова!!!


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск