Шишкова М.И., канд. пед. наук, доцент кафедры олигофренопедагогики МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва
При осознанном чтении достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Без данного навыка чтение книг не имеет никакого смысла. Задача учителя – помочь школьникам овладеть им. Для этого он использует разнообразные методы: беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеют работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, закрепление содержания, составление различных планов, пересказ, обобщающие беседы.
В статье предлагаются различные задания, направленные на формирование навыка осознанного чтения и связанные прежде всего с работой над словом, поскольку именно она обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с отдельных слов и выражений, что ведет к невозможности уяснить более глубокий смысл. Они разбираются перед началом чтения на речевых разминках. Материал для них подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса, а также уровня развития школьников.
Разбор значений синонимов
На магнитной доске находятся таблички с синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту, который читается на уроке. Значение слов объясняется учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
Ключ – родник.
Воин – солдат, боец.
Зябнуть – стынуть, мерзнуть.
Забор – изгородь, плетень.
Стеречь – охранять, караулить, сторожить.
Храбрый – смелый, отважный, мужественный, бесстрашный.
Кичиться – он кичится. Не кичись!
Важничать – он важничает. Не важничай!
Зазнаваться – он зазнается. Не зазнавайся!
Заноситься – он заносится. Не заносись!
Задаваться – он задается. Не задавайся!
Разбор значения синонимов
и их сопоставление
с произведением
На доску выписываются синонимы. Учащиеся находят в тексте нужный отрывок, ищут в нем заданное слово и объясняют его значение.
* * *
<…> Ведь были ж схватки
боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
<…>
Вам не видать таких
сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел. <…>
М.Ю. Лермонтов Бородино
Сражение – бой, битва, схватка, побоище.
* * *
<…> А голова ему вослед,
Как сумасшедшая, хохочет,
Гремит: «Ай, витязь!
ай герой!
Куда ты? тише, тише, стой!
Эй, витязь, шею сломишь даром…» <…>
А.С. Пушкин Руслан и Людмила
Витязь – солдат, боец, дружинник, ратник, воин.
* * *
<…> И в светлицу входит
царь,
Стороны той государь. <…>
А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане
* * *
<…> Пошел он ко своей
землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою
<…>
А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
Светелка – комната, светлица, горница, каморка.
* * *
<…> Лисица к дереву на
цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит. <…>
И.А. Крылов Ворона и лисица
Не сводить глаз – смотреть, глядеть, взирать, глазеть.
Придумывание синонимов
и сопоставление их с текстом
•Из какого произведения взяты эти отрывки? Найдите в них слова, близкие по значению. Подберите к этим словам другие подобные.
* * *
<…> Там в облаках перед
народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря. <…>
<…>
Узнай, Руслан: твой
оскорбитель
Волшебник страшный
Черномор. <…>
<…>
Где ты, душа моя супруга?
Увижу ль я твой светлый
взор?
Услышу ль нежный
разговор?
Иль суждено, чтоб чародея
Ты вечной пленницей была?
<…>
А.С. Пушкин Руслан и Людмила
Волшебник – чародей, колдун, маг, кудесник.
•Как называют медведя в рассказах, сказках, стихотворениях. Вспомните названия этих произведений. Каким там показан медведь?
Прочитайте отрывки. Из какого они произведения? Кто его автор? Проанализируйте, как автор, в зависимости от ситуации, называет медведя.
* * *
<…> Нагоняет ямщичок
Вожака с медведем. <…>
<…>
Заворочался в санях
Михайло Иваныч. <…>
<…>
Рявкнул мишка! – понеслась
Тройка как шальная! <…>
<…>
Сам Топтыгин-генерал
Едет на берлогу! <…>
Н.А. Некрасов Генерал Топтыгин
Медведь – мишка, мишутка, Михайло Иваныч, Михайло Потапыч, Топтыгин.
Работа с антонимами
•Подберите к данному слову слова с противоположным значением (антонимы), объясните их, составьте с ними словосочетания, предложения.
Веселый – грустный (рассказ).
Веселое – грустное (выражение лица).
Веселый – скучный (день).
•Опираясь на цитату из произведения, составьте с данными словами свои предложения.
Честный – нечестный, подлый.
<…> В книгах изображались люди злые и подлые, но рядом с ними были люди, каких я не видал, – люди честные, сильные духом, правдивые. <…>
М. Горький В людях
•Посмотрите значение данных слов щедрый – скупой, щедро – скупо в толковом словаре (или в словаре синонимов и антонимов). Составьте с ними, а также со словами расщедрился, не скупился словосочетания и предложения. Как вы думаете, кого называют щедрым человеком, а кого – скупым? Объясните смысл выражений.
Не скупился на похвалы, щедрой рукой, щедро наградил, скупая слеза.
Работа со смешанными рядами синонимов и антонимов
•Прочитайте слова, близкие по значению. Как вы понимаете каждое из них? Какое качество они обозначает? О каком человеке так говорят? Подберите и прочитайте пары слов, противоположных по значению.
Учащиеся объясняют слова самостоятельно или при помощи словаря. Подбирают отрывки из читаемого на уроке текста, в которых они встречаются.
Бедный – богатый, убогий – состоятельный, нищий – зажиточный.
Закрыть – открыть, запереть – отпереть, затворить – отворить, замкнуть – отомкнуть.
Вежливый – невежливый, учтивый – неучтивый, любезный – нелюбезный, деликатный.
Красивый – некрасивый, прекрасный – безобразный, живописный – уродливый, привлекательный – непривлекательный, пригожий – неказистый, миловидный – неприглядный, недурен собой – дурен собой.
Работа с фразеологизмами
•Учитель просит объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках, которые можно прикрепить на магнитную доску или раздать учащимся. Также им необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу). Полезно соотнесение фразеологизма с личными жизненными ситуациями учащихся.
Человек с головой, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, потерять голову, голова идет кругом, морочить голову.
Задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу.
Говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз.
Держать ухо востро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши.
Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб (кому-либо).
Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.
Валится из рук, из рук вон плохо, легкая рука, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, сидеть сложа руки.
Со всех ног, встать с левой ноги, идти в ногу, ног под собой не чуя, встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там.
•Учащиеся соотносят фразеологизмы с иллюстрациями и объясняют значение выражения.
Как сельди в бочке – очень много людей в тесном помещении (иллюстрации – сельди в бочке и люди в полном автобусе).
Вертеться как белка в колесе – быть в постоянных хлопотах, суетиться (иллюстрации – белка, крутящаяся в колесе, и хозяйка, хлопочущая на кухне).
Лететь стрелой – очень быстро бежать (иллюстрации – лучник, выпускающий из лука стрелу, и бегущий на соревнованиях спортсмен).
•Учащиеся заменяют фразеологизмы синонимами. Работа может проводиться как с одним фразеологизмом, так и с несколькими. Слова в правом столбике могут быть перепутаны, учащимся предлагается соединить их с нужными выражениями с помощью стрелочек.
В час по чайной ложке мало
Рукой подать медленно
Повесить нос много
Раз, два и обчелся близко
Куры не клюют худой
Кожа да кости грустить
Прогнозирование содержания текста
и развитие смысловой догадки
•Определение жанра, темы, сюжета, эмоционального характера произведения до его чтения, исходя из названия.
Перед началом чтения произведения учитель просит учащихся прочитать его название и задает вопросы.
«Осенние грусти» (В.П. Астафьев), «Добро пожаловать!» (Г.А. Скребицкий).
Как вы думаете, произведения с такими названиями будут веселыми или грустными? Почему вы так решили?
«Золотые руки» (башкирская сказка).
Как вы думаете, о чем будет сказка с таким названием? Как вы понимаете выражение золотые руки?
«Как наказали медведя» (тофаларская сказка).
Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак?
Почему вы думаете, что можно? Почитайте, как будет звучать название. Давайте сравним два варианта. Почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, мы узнаем после ее прочтения и обсудим это.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (А.С. Пушкин).
Можно ли по названию этого произведения определить его жанр? Можно ли из названия узнать, кто будут главные герои? Можно ли сказать, положительные это герои или отрицательные? Почему? Все ли слова из названия вам понятны?
«Барышня-крестьянка» (А.С. Пушкин).
Как вы считаете, о ком эта повесть? Вы можете обсудить этот вопрос с товарищами. Как вы думаете, кто такая барышня? А кто такая крестьянка? Посмотрите внимательно, как автор назвал свою повесть: «Барышня-крестьянка», а не «Барышня и крестьянка». Почему она называется именно так, и кто из вас был наиболее близок к правильному ответу, мы узнаем, когда ее прочтем.
«Злоумышленник» (А.П. Чехов).
Из каких двух слов состоит слово-название рассказа? Как вы думаете, о ком будет произведение с таким названием? Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав его.
•Прогнозирование в процессе чтения.
Учитель задает вопросы таким образом, чтобы учащиеся в поисках ответа обращались и к нему, и к своим товарищам, вырабатывая совместное решение.
<…> За что же, не боясь
греха,
Кукушка хвалит Петуха?
<…>
Ответьте на вопрос автора. Докажите свою точку зрения. Спросите, что думает по этому поводу ваш сосед по парте. А вот как отвечает автор:
<…> За то, что хвалит он Кукушку.
И.А. Крылов Кукушка и Петух
В сказке В.А. Жуковского «Три пояса» встречается вопрос, заданный автором: Ах, Людмила, бедная Людмила, что сделалось с твоим сердцем при первом взгляде на прекрасного юношу? Учитель предлагает учащимся, не читая текст дальше, попробовать предположить, что же почувствовала Людмила, объяснить свой ответ и проверить его, прочитав текст дальше.
•Развитие смысловой догадки на материале фразеологизмов.
Учитель показывает учащимся карточки с фразеологизмами. Необходимо дополнить их и объяснить смысл. Работа может проводиться несколькими способами:
- выбрать подходящее по смыслу слово из слов для справок и прикрепить его на магнитную доску к нужному словосочетанию;
- сделать дополнение самостоятельно, соотнести свой вариант с читаемым произведением (отрывком);
- провести соревнование по командам «Кто быстрее и правильнее?».
Голоден как …
Хитрый как …
Трусливый как …
Надулся как …
Упрямый как …
Нем как …
Работает как …
Изворотлив как …
Слова для справок: осел, заяц, уж, индюк, лиса, волк, вол.
Поди туда – не знаю куда …
Скоро сказка сказывается …
Это все присказка …
Слова для справок: да не скоро дело делается; а сказка будет впереди; принеси то, не знаю что.
•Развитие смысловой догадки на материале пословиц и поговорок.
Учащиеся самостоятельно дополняют пословицу или поговорку по смыслу, объясняют ее значение и по возможности соотносят с изучаемым произведением. Слабоуспевающим предлагается сложить пословицу или поговорку из двух данных частей. Работа может быть организована как в парах, так и в командах.
Без труда …
Сделал дело – …
Век живи – …
Тише едешь – …
За двумя зайцами …
Не имей сто рублей, а …
Слова для справок: погонишься, ни одного не поймаешь; век учись; имей сто друзей; не выловишь рыбку из пруда; дальше будешь; гуляй смело.
•Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний.
Перочинный … Разбитое … Лечащий … Ненастный … Грецкий … Кожаная … Карие … Подводный … Кромешная … Звездное …
Слова для справок: сердце, нож, врач, день, тьма, небо, мир, глаза, орех, куртка.
•Развитие смысловой догадки на материале предложений.
Он сам во всем …
Бояться за свою …
Между ними завязалась крепкая …
Получить заслуженную …
Слова для справок: жизнь, похвалу, дружба, виноват.
Мы набрали хворосту, чтобы …
Мы пришли на день рождения, чтобы …
Мы взяли краски и карандаши, чтобы …
Определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей
•Найдите ошибки в предложениях.
У котенка белая лапки.
Дедушке Ване семь лет.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
•Соберите рассыпанные предложения.
Речка, под, тихая, блестит, солнцем.
Грачи, из, теплых, возвращаются, в марте, стран.
Берегов, у, начинала, по, вода, замерзать, утрам.
•Собери из предложений текст.
Появилась молодая травка. Он отправился на охоту. Зимой еж спал под кучей хвороста. Ежик вылез из-под хвороста. Но вот пришла весна.
•Составьте диалог.
- Оля, можно взять твой карандаш?
- …
- Мне нужен оранжевый.
- …
- Я буду рисовать солнце.
•Исправьте текст.
Летом Маша жил в деревне. В письме своему другу Оле он однажды нарешал: «Около нашей деревни есть сад. Там очень много грибов и ягод».
Развитие метафоричности речи, восприятия многозначности слов
и выражений
•Объясните значение словосочетаний.
Шишка на лбу. Голова поезда. Хвост поезда.
•Объясните смысл выражений. Какие из них употребляются в прямом, а какие в переносном смысле?
На тебе обувь горит. В деревне загорелся дом. У тебя в руках все горит. У тебя щеки горят. В костре горят дрова.
Для лучшего усваивания понятий учитель может использовать «неправильные рисунки», на которых изображены упоминаемые предметы и действия, происходящие с ними.
•Подберите слова к словосочетаниям. Объясните их значение.
Спинка девочки – спинка …
Ножка малыша – ножка …
Ручка ребенка – шариковая …
Собрание жильцов – собрание …
Погода на улице – погода …
Слова для справок: ручка, стула, книг, стола, в доме.
Хвост собаки – хвост …
Носик чайника – носик …
Идет ученик – идет …
Слова для справок: малыша, дождь, девочки.
•Объясните смысл выражений. Когда так говорят? Где слова употребляются в прямом, а где в переносном смысле?
Шляпа на голове. – Эх ты, шляпа!
Ворона – птица. – Ну ты и ворона!
Человек вышел из леса. -
Я совершенно вышел из себя!
•Ответьте, что может бежать, кто может бежать?
Бежит человек, собака, река, вода, время.
•Объясните смысл выражений.
Платье девушки задело прохожего. – Прохожий задел платье девушки.
Моя рука задела сумку. – Сумка задела мою руку.
Моя сумка задела соседа. – Сосед задел мою сумку.
Мяч ударил по голове футболиста. – Голова футболиста ударила по мячу.
Систематическое проведение подобных заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появятся интерес к чтению и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточнится и обогатится словарный запас, выработается умение правильно строить предложения, последовательно излагать свои мысли. Разовьется любовь к родному языку.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М., 1999.
Волина В.В. Русский язык. Учимся, играя. Екатеринбург, 1996.
Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965.
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М., 2004.
Словарь синонимов и антонимов русского языка. СПб., 2005.