«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР

22 мая, 2005 Рубрика: Исследование Ванюхина Г.А.

Ванюхина Г.А., канд. пед. наук, преподаватель кафедры психопатологии и логопедии ИСО УрГПУ, г. Екатеринбург
Анализ опыта профилактики, диагностики и коррекции общего речевого недоразвития вскрывает проблему несогласованности коммуникативно-познавательных языков ребенка и педагога.
Языковые способности человека зависят от особенно-
стей организации сенсорно-перцептивной системы. Ведущий сенсорный канал восприятия определяет своеобразие процесса получения-переработки-передачи информации. Педагог определенной модальности усиливает моносенсорные проявления среди таких же, как он, воспитанников и сдерживает естественный процесс гармонизации полисенсорики - главное условие для целостного мироощущения как основы познания. Сенсорно не похожие на педагога дети говорят с ним на «разных языках» и частично, а иногда и полностью не воспринимают смысл сказанного. Это одна из причин диагностических ошибок, низкой эффективности становления психологической базы речи и коррекции собственно речевых компонентов со всеми вытекающими последствиями по общепознавательному и социально-коммуникативному развитию детей с ОНР.
Данное заключение было сделано по результатам эксперимента, проведенного на базе коррекционных групп екатеринбургских МДОУ № 152, 205 и 261. В нем приняли участие 100 детей среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР. Исследование затрагивало сенсотипологические особенности, ведущую модальность и сенсорную недостаточность каждого ребенка.
Для сравнения модальных проявлений у дошкольников с нарушенной и сохранной речью в эксперимент были включены 30 детей общеразвивающих групп.
Изучались также сенсорные типы педагогов, поскольку познавательные способности зависят от согласованности модальных свойств воспитанников и воспитывающей среды.
Методологической базой исследования стали положения нейропсихофизиологии о безусловно-условном характере рефлексов, ассоциациях ощущений, доминант-но-субдоминантном варьировании (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский); об интегративной целостности функциональных систем (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Н.П. Бехтерева); об онтогенезе, социогенезе и компенсаторных способностях высших психических функций (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия); о включении полимодальной сенсорно-перцептивной организации в структуру общего и речевого развития (Б.Г. Ананьев, Р.Е. Левина). Базовые принципы исследования позволили выйти за рамки физической сенсорики и обозначить объемный сенсорный комплекс познавательных механизмов.
Процесс восприятия имеет полимодальный характер и условно может быть представлен соощущениями сенсорной горизонтали и сенсорной вертикали.
Сенсорную горизонталь обслуживают физические органы чувств, воспринимающие информацию посредством движения, осязания, зрения, слуха, обоняния и вкуса.
Чувства сенсорной вертикали сопровождают иерархически организованные механизмы познавательного процесса:
- интуитивное чувство (предчувствие) начальной ступени познания рождает познавательный интерес и определяет его направление;
- эмоционально-волевые и эмоционально-оценочные чувства эмотивной ступени познания формируют желание, стремление, усилие, мотив и оценку деятельности;
- кинетические, кинестетические, визуальные, аудиальные, обонятельные и вкусовые чувства сенсомоторной ступени познания (сенсорная горизонталь) принимают информацию из внешнего мира;
- чувство мыслеобраза символьно опосредованной ступени познания дает представление о комплексном образе по следам сенсомоторных соощущений, развивает воображение, способности к изображению, моделированию, схематизации;
- аналитико-синтетическое чувство логически опосредованной ступени познания определяет свойства и назначение познаваемого объекта при сравнении и установлении причинно-следственных связей;
- вербальное чувство лингвистически опосредованной ступени познания.
Как всякая иерархическая организация, сенсорная вертикаль подчиняется эволюционному принципу сохранения и развития предшествующих свойств в последующих. Так, в вербальных структурах присутствуют речевые интуиция и мотивация, интонация (речевые эмоции), зрение, слух и моторика (звукоразличение и звукопроиз ношение), обоняние и вкус (речевая культура), символика (звукобуквенные образы), мышление (чувство грамматики и синтаксиса) и высшие ощущения (семантическое чувство единства содержания и формы выражения смысла).
Направления эксперимента
Невербально-вербальный состав полисенсорного перцептивно-когнитивного комплекса определил два направления эксперимента.
1. Наблюдение за естественными сенсорными проявлениями детей в их невербальном и вербальном выражении (коммуникативно-познавательные действия и модальные особенности речи).
2. Анализ вербальных и невербальных разномодальных ассоциативных реакций на речевой стимул.
Первое направление
Для реализации первого направления были интегрированы и адаптированы к дошкольному возрасту методика различения трех основных сфер сенсорного опыта Л.Д. Столяренко и метод определения типов личностей К. Юнга.
С учетом горизонтальных и вертикальных сенсорно-перцептивных видов сложилось 11 типологических групп.
1. Визуальный тип, или визуалист. Внимательно рассматривает познаваемое, часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе представляемые образы, любит наблюдать, дистанцируется от источников информации. Употребляет слова «посмотри», «я видел», «любуюсь»; голову держит прямо.
2. Аудиальный тип, или аудиалист. Внимателен к любым звуковым проявлениям, должен не смотреть, чтобы слышать. Использует слова «послушай», «я слышал», «тише»; голова склонена набок.
3. Кинетико-кинестетический тип, или кинетик. Внимателен к ощущениям движений, вспоминает о событиях при воссоздании определенных положений тела, действий. Использует слова «чувствую», «взять», «схватить», «тяжело», «легко»; голова опущена.
4. Тактильно-кинестетический тип, или осязатель. Развита тактильная чувствительность, должен прикоснуться, чтобы понять, старается находиться рядом с объектом познания. Использует слова «холодно», «тепло», «уютно», «поближе»; опускает глаза.
5. Обонятельно-кинестетиче-
ский тип, или одорант. Обострено чувство обоняния, часто принюхивается, быстро реагирует на смену запаха, тянет к носу новые предметы. Использует слова «фу», «пахнет»; часто морщит нос, чуть вытягивает вперед шею.
6. Вкусо-кинестетический тип, или вкусовик. Имеет утонченный вкус (физический и эстетический план), аккуратный, несколько брезгливый, пытается лизнуть незнакомый предмет. Использует слова «вкусно», «огорчился», «надоело»; часто покусывает губы, может держать во рту палец.
7. Эмоциональный тип, или эмотивист. Действует в зависимости от симпатий, обидчив, но уступчив во избежание конфликтов, старается делать другим приятное, легко поддается чужому влиянию и сам воздействует на других своим настроением, обладает обостренным чувством любви ко всему окружающему. Использует восторженные, экспрессивные, ласковые слова.
8. Символьный тип, или символист. Внимателен к знакам окружающего мира, любит сравнивать, обобщать, переносить свойства («ветки - руки деревьев»). Передает познанное мимикой, движениями, рисунками, поделками, схемами; художественно талантлив.
9. Мыслительный тип, или логик. Ориентирован на порядок, закон, любит анализировать, решать задачи, отгадывать загадки, стабилен в своих чувствах, несколько скрытен, индифферентен к чувствам других людей. Использует слова «понимаю», «знаю», «интересно».
10. Речевой тип, или вербалик. Говорит много и подолгу, сдержан в невербальных средствах общения, любит рассуждать, спорить, комментировать собственные и чужие действия. Использует слова «сказал», «не замолчу».
11. Смешанный тип, или полисенс. Ребенок с гармонично развитой сенсорно-перцептивной системой.
По мнению американского нейролингвиста Р. Бандлера, дети дошкольного возраста поливос-
приимчивы и способны к соотнесению разномодальных ощущений. После 7 лет мозг начинает реагировать на перегрузки включением специальных фильтров внимания и одна из модально-
стей становится ведущей. Сохранение полисенсорного режима восприятия делает ребенка «вундеркиндом».
Однако у детей с ОНР уже в 4-5-летнем возрасте проявляется моноканальная направленность восприятия. По результатам эксперимента, всего 3% из них обладают полисенсорными способностями по сравнению с 66,7% воспитанников общеразвивающих групп. Среди детей с ОНР больше всего визуалистов (30%), осязателей (19), кинетиков (17), эмотивистов (12) и аудиалистов (10%). При этом зрительная и двигательная активность (несмотря на общую моторную неловкость) присуща таким детям с любым доминирующим видом сенсорики.
Довольно разнообразен у данной категории спектр ощущений с низким уровнем активности (субдоминантная модальность). Все обследованные принадлежат к слабым вербальным типам. Для 73% типична недостаточность символьного опыта, для 28 - логического, 19 - несостоятельны как одоранты, 11 - как аудиалисты, по 5 - как эмотивисты и осязатели, 5% пассивны в ис пользовании 6-7 видов модальностей.
По линии доминирующей (выраженной) сенсорики зафиксировано лишь 3% логиков и 2% символистов при отсутствии вербаликов; 95% детей принадлежат к разномодальным сенсомоторным типам.
По линии субдоминирующей (ослабленной) сенсорики недостаточность присутствует на сенсомоторном (5-19%), мыслительном (28), символьном (73) и речевом (100%) уровнях.
Приведенные факты доказывают, что для детей с ОНР характерна разнообразная моно-биканальная стереотипия.
Педагогический коллектив, в целом разномодальный, оказался представлен 33,4% визуалистов, 25 - аудиалистов, 16,7 - эмотивистов и по 8,3% кинетиков, осязателей и логиков, что также говорит о сенсорно-перцептивной избирательности.
Моно-бимодальный характер восприятия педагога определяет способы обмена информацией и сенсорную доминанту учебно-коррекционного процесса. Чаще всего диагностические тесты и задания преподносятся в визуально-аудиальном режиме (показ и пояснение) - без учета индивидуальных особенностей сенсорно-перцептивной организации детей. К примеру, общепринятое обследование связной речи предполагает описание предметных и сюжетных картинок. Ребенок визуального типа сразу приступит к составлению рассказа, а осязателю потребуется немало времени, чтобы прочувствовать картину, и в рамках диагностических критериев он не справится с заданием.
Второе направление
По второму направлению был проведен ассоциативный эксперимент.
Согласно психологическим исследованиям (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, З.А. Репина), слово оживляет целый комплекс ассоциаций, т.е. активизирует различные виды взаимосвязей (ситуативные, понятийные, категориальные, звуковые и т.д.), сформировавшиеся в процессе познания. Происходит движение по принципу обратной афферентации: вербальный символ расшифровывается мышлением и находит подтверждение в памяти сенсомоторного опыта. Познавательные чувства как бы повторяют пройденный путь в обратном порядке - от лингвистической через логическую и символьную ступени к ощущениям первичной перцепции. По характеру таких воспоминаний можно определить типологические особенности восприятия данной категории детей.
Требовалось установить:
- какая модальность превалирует в реактивных словах и действиях;
- слова-стимулы какой модальности вызывают более высокую и разнообразную вербальную реактивность.
Слова-стимулы подбирались так, чтобы они представляли все уровни полисенсорно-перцептивного комплекса. Каждое слово несло полифункциональную нагрузку, но имело при этом ярко выраженную модальную доминанту.
1. Сенсорная горизонталь была обозначена словами:
- визуального типа («дом»);
- аудиального («звонок», «кричит»);
- тактильного («подушка», «колючий»);
- обонятельного («дым»);
- вкусового («вкусные», «лимон»);
- кинетико-кинестетического («бежит», «медленно»);
- эмоционального («слезы», «весело»).
2. Сенсорную вертикаль составили:
- слова, обозначающие предметы («солнышко», «снег», «песок», «лужа», «листок», «котенок», «девочка»), действия («разбить», «спят») и признаки («добрая», «старый») сенсомоторной ступени познания;
- обобщения и абстракции символьно-логической ступени («звери», «стыдно», «вкусные»);
- категориальные формы в виде существительных, глаголов, прилагательных и наречий (при разном грамматическом оформлении) как представители лингвистической ступени.
Каждому испытуемому слова предъявлялись в одном и том же порядке:
дом, дым, лимон, подушка, звонок, солнышко, снег, лужа, песок, листок, котенок, девочка, звери, слезы, весело, стыдно, медленно, кричит, разбить, бежала, спят, добрая, старый, вкусные, колючий.
Всего было подобрано 25 слов, из них 14 существительных, 4 прилагательных, 4 глагола и 3 наречия. Все слова употреблялись ранее в быту и на занятиях и были хорошо известны детям. Исследователь давал ребенку инструкцию:
Поиграем в волшебные слова. Они называются волшебными, потому что, услышав любое слово, мы сразу о чем-нибудь вспоминаем. Я буду говорить слова, а ты называй или изображай то, что придет тебе в голову.
Фиксировались не только разные виды вербальных реакций (голосовой рефлекс в виде междометий и эхолалий, ассоциаты-слова, ассоциаты-предложения), но и невербальные проявления (действия, жесты, мимика).
Определялось также, какие виды реактивных слов по характеру семантических связей с ядерной лексемой используют дети: однокоренные, с родственным смыслом, антонимы - с противоположным, синонимы - с близким, ситуативные - со смежным.
Отмечалось качество и количество ассоциаций в зависимости от вида сенсомоторных ощущений, категориальной формы ядерных и реактивных слов, от степени их обобщенности, а также ситуатив ная и эмоциональная обусловленность или понятийная самостоятельность ассоциаций.
Всего было получено и проанализировано 2500 реакций (2000 вербальных и 500 невербальных), из которых в 134 случаях был зафиксирован отказ от любого (и действенного и словесного) отклика. Во всех реакциях на слово-стимул определялся доминирующий сенсорный оттенок.
Высокий процент невербальной реактивности составили эмоциональные (33,6%), двигательные (30,4), зрительные (18) и осязательные (14) проявления. Всего 1% реакций пришелся на вкусовые (сглатывание слюны) и 3 - на обонятельные («принюхивание» к воспоминанию) способы выражения ассоциаций. Слуховых («прислушивание» к возникшему образу) и абстрактных (произвольное моделирование образа) ответов зафиксировано не было.
В вербальных реакциях наиболее часто встречалось зрительное смыслонаполнение (35,4%). Достаточно выражена эмоциональная (18), двигательная (17) и осязательная (11,3) окраска лексического образа. Присутствуют также вкусовые (7), абстрактные (5,4), слуховые (3,2) и обонятельные (2,7) оттенки значений.
При этом значительно преобладала ситуативная обусловленность ассоциаций: невербальные проявления - 100% случаев, вербальные - 76,7%. Как правило, это были перечисления окружающих предметов или явлений, слова из личного опыта.
Самостоятельность понятийного образа наблюдалась лишь в 23,3% ответов. Это были попытки словотолкования: «подушка - мягкая, на ней спят и шьют», «дом - где живут»; словообразования: «звери - зверята»; подбора образных слов: «вкусные - истории»; обозначения видовых и родовых признаков: «листок - листья дерева, ветки, цветочки, ягодки, яблоки, звери - волк, заяц, лиса, ежик, крот, собачки».
Реакцию на слова-паронимы дали 11 детей по типу звуковых связей, она также имела событийный характер: «дом - бассейн, садик», «дым - бассейн, улица, книга, домик, корабль, город».
Представляет интерес низкий процент речевых ассоциат аудиального типа. В основном это были слова «громко», «тихо». Только один ребенок к слову «добрая» подобрал аудиомодальные лексемы: «извиняю, звоню, пою, музыкальные занятия». Впрочем, и они возникли лишь благодаря эмоционально-ситуативному аспекту: доброте музыкального руководителя.
Объяснения этому необходимо искать на уровне первичной перцепции. По данным анамнеза и заключениям специалистов, у детей с ОНР не было органиче-
ских поражений рецептивной системы. Однако уже на сенсорно-перцептивном уровне наблюдались дисфункции отдельных каналов. В частности, для 12% детей характерна недостаточная восприимчивость к тонким аудиальным дифференцировкам природных и бытовых звуков. Следовательно, можно предположить, что при сохранности первичного слуха и хорошей реактивности на звуки вообще у детей с ОНР наблюдается низкий уровень сформированности звучащего образа, т.е. недоразвиты символьные способности аудиального языка. Этот недостаток лежит в основе недоразвития фонематического слуха.
Особое внимание исследователей привлекла реакция детей на слово «весело». Около 60% обследуемых отреагировали на него адекватно, связывая образ-стимул по антонимии («сердито», «хмуро», «слезы текут», «грустный»), синонимии («радостный», «улыбается», «смеются»), словообразованию («веселый», «веселятся»), ситуации («всем нам», «танцуют», «урожай садят», «мы щекотимся», «пошел на улицу», «картошка», «цветы», «весна», «карусель», «день рождения», «водка»). Около 7% детей не смогли подобрать реактивные слова либо уточняли смысл стимула («Что это?»). В остальных ответах проявился звуковой характер семантических связей по аналогии со словом «висело» («одежда», «вешалка», «вешать», «рубашка», «сережка», «волосы», «пуговичка»). Фонетико-фонематическая ошибка была спровоцирована невосприимчивостью ударно-безударных позиций и пауз ритмического рисунка. Это свидетельствует о недооформленности у детей с ОНР комплексного мыслеобраза по линии ритмо-пространственного координирования.
При исследовании сенсорных проявлений в словах разных категорий было учтено, что визуальный план в основном выражен в виде существительных, кинетический - глаголов и деепричастий, кинестетический - прилагательных, эмоциональный - наречий.
Сравнение реактивных слов показало резкое преобладание существительных (43,1%), небольшое преимущество глаголов перед прилагательными (26,2-23,6), малое количество наречий (5,4), повторы ядерной лексемы (1,1) и междометий (0,6%). С одной стороны, это говорит о преимуществе у обследованных визуальной, кинетической и кинестетической сенсорной типологии. С другой - показывает предметный (непосредственный) характер их восприятия, что убеждает в необходимости опоры логокоррекции на ситуативно-обусловленную лексику.
Реакции сенсорно разнотипных детей на разные категориальные формы слов-стимулов показали, что визуалисты наиболее активно реагируют на существительные, кинестеты - на глаголы и прилагательные, эмотиви-
сты - на прилагательные и наречия, символисты-логики - на предикативную пару существительное-глагол, что свидетель ствует о достаточном уровне их способности к обобщению. Аудиалисты одинаково пассивны ко всем категориальным формам. Смешанный тип имеет хорошую реактивность на любые слова.
Выводы по эксперименту
Сводные данные сенсотипологического изучения и ассоциативного эксперимента позволяют утверждать:
- состояние речевых способностей, умений и навыков детей зависит от уровня развития их сенсорно-перцептивной системы, а также от выразительности и согласованности невербально-вербальных языков как самой личности, так и субъектов межличностного общения;
- процесс восприятия у детей с ОНР проходит в моно-бисенсорном режиме, что ограничивает их коммуникативно-познавательные возможности;
- в коммуникациях типа ребенок-ребенок, ребенок-взрослый дети с ОНР и педагоги «разноязыки» по способам восприятия, усвоения и передачи информации;
- для расширения возможностей коммуникативно-познавательного языка дети с ОНР нуждаются в корректировке и активизации отдельных сенсорных каналов и в согласовании работы различных уровней сенсорно-перцептивной системы;
- у этих детей на всех познавательных ступенях сохранно непосредственное (ситуативное) восприятие, на базе которого и необходимо разворачивать комплексную компенсаторно-коррекционную и образовательно-развивающую работу;
- логопедические технологии диагностики, коррекции и профилактики общего речевого недоразвития должны обеспечивать полисенсорный режим обмена информацией.
Обращение к полисенсорным основам обеспечит целостность и поэтапность восприятия, право выбора познавательных путей, гармоничное вовлечение в процесс познания всех возможностей ребенка. Подобный подход даст педагогам уникальный инструмент для настройки сознания детей на естественный, а значит, наиболее эффективный режим усвоения и передачи невербальной и вербальной информации.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск