«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

16 января, 2004 Рубрика: Школьный возраст , Ионова А. Н.

Ионова А. Н., учитель-логопед школы № 485, Москва

Состав учащихся общеобразовательных школ за последнее время претерпел значительные изменения. С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными откло нениями в речевом развитии, а также с недостаточной сформированностью высших психических функций (ВПФ).
Последняя может проявляться как изолированно, так (чаще) и в комплексе, что ведет к значительному снижению обучаемости и усвоения материала. Трудности, возникшие в процессе школьного обучения, без своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что длительная неуспеваемость или отвержение новой социальной позиции способствуют формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей, угасанию интереса к учебной деятельности.
Поэтому для преодоления трудностей в становлении личности детям, обучающимся в общеобразовательной школе № 485, оказывается комплексная психолого-педагогическая и логопедическая помощь. Чтобы адаптация, обучение и коррекция были более эффективными, во все эти процессы привнесены элементы игры. Кто-то может возразить, что в школе у детей ведущая деятельность – учебная, а игровая была таковой в дошкольном возрасте, но вся история развития человечества, его культуры и составной ее части – образования, говорит о высочайшем назначении игры как способа адаптации ребенка к реалиям взрослой жизни.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, считающая игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследованиях Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, А.К. Бондаренко утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Имея в своем распоряжении «Лего»-кабинет, педагоги школы № 485 составили план интегрированных логопедических занятий, в которых каждая лексико-грамматическая тема сопровождалась игрой. По такому же принципу планировалась работа с воспитанниками старшей и подготовительной группы московского детского сада компенсирующего вида № 1743.
В 2002/03 учебном году после апробации системы занятий был сделан вывод, что с помощью «Лего»-конструктора можно проводить занятия, предполагающие как объяснение нового материала, так и повторение и закрепление пройденного. Помогают воплотить задуманное четкая классификация и систематизация комплекта «Лего»-конструктора по тематическим разделам: «Дом», «Семья», «Ферма», «Зоопарк», «Транспорт», «Аэропорт» и др. Применение «Лего» на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры;
  • развитию сенсорных представлений (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый и их оттенки: серый, голубой, розовый и т.д.);
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);
  • сплочению детского коллектива, формированию чувства эмпатии друг к другу;
  • формированию и закреплению определенных «саногенных состояний» (например психического состояния успеха).

Как показала практика, все эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию, что при традиционной системе оценки их труда сделать очень непросто. Дети чувствительны и легко возбудимы, а «Лего» позволяет им в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоций. Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой – беспрекословным лидером в созданной ситуации. Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе.
Наряду с применением «Лего», при изучении нового материала и для закрепления полученных знаний, в школе № 485 используется и собственная разработка – пособие «Палитра», созданное на основе немецкого дидактического материала «Paletti». Эта методика позволяет наиболее полно использовать учебное время и не вызывает психологических трудностей, нередко возникающих у детей при устных ответах. Педагог же, помимо закрепления материала, с его помощью может определить степень усвоения программы каждым ребенком, вы-явить пробелы в знаниях по данной теме и продумать направления работы с ним. С этой целью созданы индивидуальные иллюстративные приложения, которые охватывают наиболее проблемные вопросы нарушений письменной и устной речи. Занима ясь с пособием «Палитра», дети после выполнения задания (размещения фишек соответствующих цвета и формы в выемках на «дощечке-палитре») могут проверить результаты в режиме реального времени, сопоставив свои ответы с правильными, расположенными на обратной стороне карточки. Перевернутая карта ложится в единственно возможном варианте.
Эффективность данного дидактического материала позволила использовать его практически для всех тем, изучаемых на логопедических занятиях в начальной школе. Частично методическое пособие «Палитра» используется и в ДОУ компенсирующего вида.
Предлагаем конспект занятия с использованием «Лего»-материала и «Палитры», проведенного в первом классе общеобразовательной школы с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
Дифференциация предлогов
c пространственным значением
Занятие должно помочь ребятам решить следующие вопросы:

  • закрепление пространственного и семантического значения предлогов «в», «из», «на», «по», «с», «над», «под»;
  • повторение слов, обозначающих предмет, их действие и признак;
  • выделение на слух предлогов из небольшого текста, используя зрительную опору (конструктор «Лего);
  • составление предложений с предлогами из 4-5 и более слов;
  • закрепление предлогов в речи с движением;
  • развитие навыка дифференцированного употребления изученных предлогов с использованием дидактического пособия «Палитра»;
  • развитие слуховой памяти и внимания.

Для проведения занятия потребуются:

  • мягкая игрушка;
  • конструктор «Лего»;
  • дидактическое пособие «Палитра»;
  • лазерная указка.

Организация занятия
Первый шаг. Подготовка
Логопед предлагает детям построиться в ряд и начать психогимнастику. Ребята хором произносят и показывают: «Мы самые умные, мы самые красивые, мы самые любимые».
Затем дается инструкция: «Садится тот, кто вспомнит и назовет слово-предмет, слово-действие и слово-признак».
Второй шаг. Оценка знаний предлогов с пространственным значением
Логопед с плюшевым ежиком подходит к каждому ребенку и здоровается с ним. Далее детям предлагается внимательно выслушать вопрос ежика и ответить на него наиболее полно.
- Даша, где сейчас сидит ежик? – Красивый ежик сидит на парте.
- Алеша, куда ежик спрятался? – Любимый ежик спрятался под стол.
- Сережа, откуда ежик спрыгнул? – Веселый ежик спрыгнул со стола.
Третий шаг. Выделение предлогов на слух из небольшого текста
(с использованием зрительной опоры – конструктора «Лего»)
Логопед обращается к детям с предложением выслушать историю. «В ней пропущены маленькие, но очень важные слова, без которых предложение не получится, – говорит он. – Помогите составить красивый рассказ, отвечая хором».
Ехала машина по дороге
И везла зерно Сереге.
Вдруг откуда ни возьмись
На дорогу вышла рысь.
Рысь ушами повела
И с дороги вмиг сошла.
Дальше ехала машина,
Прокололась ее шина.
Вышел мастер из машины
И увидел гвоздь он в шине.
Поменял он колесо
И отправился в село.
Там под маленькой горой,
Пруд замерз этой зимой,
А над прудом как пушинки,
Тихо кружатся снежинки.
Рядом с прудом дом стоял,
Там Сергей зерно и ждал.
С маленьким, но
приключеньем
Добралась машина к цели,
С небольшим, но удивленьем
Оказалось в ней печенье.Развитие слуховой памяти
при запоминании линейного ряда предлогов из семи единиц
После того как стихотворение будет проанализировано, логопед задает детям вопросы:
«Какие предлоги вы услышали в этом рассказе? Назовите их». «Вспомните, в каком порядке предлоги перечислены».
Составление предложений с предлогами из 4-5 и более слов
Далее логопед раздает плато с «Лего»-элементами разного формата и цвета (слова обозначаются синими фигурами, предлоги – красными, человечек – точкой). Он предлагает составить любое предложение из истории про машину, но так, чтобы в нем обязательно был предлог. Дети выполняют задание и называют свои предложения. Правильные ответы поощряются, например: «Красная машина ехала по дороге». Затем логопед просит детей изменить позицию предлога в составленном предложении. Выполненная работа проверяется и дети записывают предложение в тетрадь (между словами пропу-скаются две клетки, а предлоги выделяются красным цветом).
Четвертый шаг. Физкультминутка
Этот этап необходим для закрепления предлогов в стихотворной форме с движением.

Мы бежали по дорожке,
Отдыхали наши ножки.

Хлопали в ладошки мы над головой,
Под нами второклашки
топали ногой.

Заглянул к нам в класс учитель
И сказал нам: «Не шумите!»

В кармашки мы положим шумные ладошки,
Достанем из кармашков и протрем сапожки.
Пятый шаг. Развитие навыков дифференцированного употребления изученных предлогов
(с использованием пособия «Палитра»)


Логопед раздает детям пособие «Палитра» и предлагает рассмотреть картинку с изображением мальчиков в различных ситуациях. Потом он предлагает сопоставить расположение их фигур с предлогами и зафиксировать фишки в соответствующих выемках. После выполнения задания проводится его коллективная проверка; положительный результат поддерживается аплодисментами.
Итог занятия
Логопед с ежиком в руках направляет лазерную указку на различные предметы и просит сказать, выделяя предлог голосом, где находится луч, например:
Лучик «бежит» по парте.
Лучик «сел» на книгу.
Лучик «спрятался» под стул.
В заключение хочется вспомнить народную мудрость, которая ярко отражает смысл игры в учебной деятельности: «Ты мне скажешь – я забуду, покажешь – я запомню, дашь попробовать – пойму!»

метки: , , , ,

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 2 к статье “ Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи


  1. # 1 Аноним Пишет:

    спасибо за интересный материал!! Особенно понравилось использование лего при составлении предложений. Не совсем понятна игра палитра – для чего по окружности вырезаны полукруги ? Или это работает как шестеренка?

  2. # 2 Аноним Пишет:

    извините, я написала комментарий и не оставила своих данных.Исправляю оплошлость. спасибо!


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск