Ванюхина Г.А., канд. пед. наук, преподаватель ИСО УрГПУ, г. Екатеринбург; Найданова И.А., дефектолог специализированного ДОУ № 46, г. Новоуральск, Свердловская обл.
Диагностическая служба специальной педагогики владеет обширным арсеналом средств для определения отклонений в интеллектуальном и речевом развитии. Воспитательно-образовательные программы коррекционного направления для разных категорий детей содержат многочисленные способы и приемы выявления недостатков познавательных способностей.
Однако в технологиях обследования не в полной мере учитываются полисенсорные свойства коммуникативно-познавательного языка. В основном диагностические тесты преподносятся детям в аудиовизуальном режиме (пояснение и показ) и ограничиваются кинетическими и кинестетическими упражнениями (манипуляция предметами). Между тем именно восприятие задания является пусковым механизмом диагностического процесса и его качество напрямую зависит от согласования сенсорных способов получения, переработки и передачи информации, используемых ребенком и педагогом. Поэтому традиционные методы диагностики отклонений в развитии младших дошкольников были усовершенствованы с учетом полисенсорных свойств перцептивно-когнитивных процессов.
Полисенсорный комплекс включает в себя соощущения условно обозначенных сенсорных горизонтали и вертикали.
Сенсорную горизонталь обслуживают физические органы чувств, воспринимающие информацию посредством движений (кинетика), осязания (кинестетика), зрения (визуальные ощущения), слуха (аудиальное чувство), обоняния (одорантное чувство) и вкуса.
Чувства сенсорной вертикали сопровождают иерархические механизмы познавательного процесса. Это интуитивные ощущения, стимулирующие эмоционально-волевые проявления с соответствующими сенсорами, обозначенные ранее сенсомоторные чувства, символьные ощущения, логическая и речевая сенсорика.
Как и всякая иерархическая организация, сенсорная вертикаль подчиняется эволюционному принципу сохранения и развития предшествующих свойств в последующих. Так, в вербальных структурах присутствуют интуиция, мотивация и интонация (речевые эмоции), зрение, слух и моторика (звукоразличений и звукопроизношение), обоняние и вкус (речевая культура), символика (звукобуквенный образ), мышление (фонематический анализ-синтез) и высшие ощущения (лексико-грамматическое и семантическое чувство связной речи).
Невербально-вербальный состав полисенсорного перцептивно-когнитивного комплекса определил три направления разработки диагностических мероприятий.
Первое направление включает сенсотипологическую диагностику с отметкой текущего диагноза (заключения): определение доминирующего канала восприятия ребенка на занятиях, в организованной и свободной деятельности на основе характеристик 11 модальных групп (визуалист, аудиалист, кинетик, осязатель, одорант, вкусовик, эмотивист, символист, логик, вербалик, полисенс). При обследовании детей с задержками в развитии особое внимание необходимо уделять обонятельным и вкусовым проявлениям, а также определению активных и ослабленных сенсоров.
Второе направление преду-
сматривает адаптацию диагностических заданий к разносенсорным способам восприятия. Например, общепринятое обследование связной речи предполагает описание предметных и сюжетных картинок. С этим заданием быстро справляется ребенок-визуалист, а осязателю требуется дополнительное время, чтобы прочувствовать ситуацию. В результате последний, согласно диагностическим критериям, задания не выполняет.
В наших диагностических материалах для данных детей состояние связной речи определяется по следующим критериям: вкусовой и обонятельной апробации (Попробуй яблоко и расскажи о нем); кинетико-кинестетическому опыту (Поиграй с мишкой и расскажи, как играл); осязанию (Потрогай игрушку и расскажи о ней); визуальным опорам (Опиши картинку). Это обусловлено тем, что речевые, мыслительные и символьные способности младших дошкольников можно исследовать только через призму интуитивных, эмоциональных и сенсомоторных проявлений. В этих же слоях следует искать несостоятельность первичных сигнальных умений и навыков как при чины недоразвития высших познавательных функций.
Таким образом, по всем разделам обследования ребенку обеспечивается право воспринимать информацию на собственном познавательном языке.
Третье направление предполагает:
- введение модальных характеристик в материалы изучения различных познавательных сфер (моторика, сенсорика, символика, мышление, речь, коммуникативность, психика);
- реорганизацию порядка обследования и структуры диагностических карт в соответствии с этапами получения-переработки информации (сенсомоторный - символьный - логический - лингвистический) и строением семантического поля.
Эти аспекты учтены в паспорте развития ребенка специализированного дошкольного учреждения. Например, раздел «Психолого-педагогическое и речевое обследование» включает в себя следующие этапы:
- сенсомоторный (обследование общей и мелкой моторики, особенностей восприятия пяти органов чувств, двигательных и полисенсорных видов внимания и памяти, синестезических способностей, сенсотипологических проявлений поведения);
- символьный (изучение готовности полисенсорного спектра символьной базы, способности к простейшему моделированию и схематизации, особенностей воображения, символьного внимания и образной памяти);
- логический (невербальное обследование мыслительных операций, логических внимания и памяти);
- лингвистический (подробное обследование всех речевых компонентов - интуиции, мотива, эмоций, зрения, слуха, моторики, обоняния, вкуса, символики и логики как способностей к звукобуквенному анализу-синтезу, лексико-грамматическим изменениям и связным высказываниям, проведение адаптированного ассоциативного эксперимента с учетом модальных проявлений в невербальных и вербальных реакциях);
- коммуникативный (наблюдение за проявлениями биосоциальных разноуровневых коммуникаций - особенностей общения с природой и партнерами по игре);
- обобщающий (заключение о состоянии психики).
Паспорт развития ребенка
Общие сведения
1. ФИО.
2. Дата рождения.
3. Национальность.
4. Домашний адрес.
5. Вид и номер ДОУ.
6. Дата обследования.
Сведения о семье
1. Мать.
2. Отец.
3. Особенности интеллекта и психики родителей.
4. Сенсорная типология родителей.
5. Особенности родственного окружения ребенка.
6. Жилищно-бытовые условия проживания семьи.
7. Отношение членов семьи к ребенку.
8. Отношение ребенка к членам семьи.
9. Наблюдения родителей.
10. Факторы депривации.
Анамнез
1. Раннее психомоторное и речевое развитие (указать особенности).
2. Заключение специалистов (указать особенности):
- педиатр;
- оториноларинголог;
- офтальмолог;
- невропатолог;
- психиатр;
- другие.
Психолого-педагогическое
обследование
Представления о себе
и ближайшем окружении
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С кем ты живешь?
Как зовут маму, папу, других членов семьи?
Где ты живешь (ориентиры или адрес)?
Понятие о частях тела и лица.
Особенности моторики
1. Общая моторика: координация, ловкость, плавность, сила, четкость, ритмичность, выразительность, раскованность, переключаемость.
2. Мелкая моторика: захват, удержание, перекладывание мелких предметов, застегивание, шнуровка, изобразительные действия.
3. Ведущая рука.
4. Двигательное внимание:
- выполнение движений одной рукой по подражанию;
- выполнение движений обеими руками одновременно.
5. Двигательная память:
- выполнение серии движений по образцу;
- отсроченное выполнение серии движений.
Особенности сенсорики
Зрительное восприятие
1. Знание основных цветов.
2. Подбор цвета по образцу. Выкладывание фишек по цветовому узору.
3. Знание геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник). Фигуры должны быть крупными, гладкими, деревянными, толщиной 5 мм.
4. Понятие о величине (словесное, зрительное и тактильное). Выкладывание ряда по указанному признаку, например - от самого маленького до самого большого.
5. Пространственная ориентировка.
Посмотри вверх-вниз, назад-вперед, направо-налево.
Что лежит между мишкой и куклой?
Что находится далеко, а что близко?
Сложи узор из геометрических фигур по образцу (дом из двух частей).
6. Узнавание и название предметов или их изображений (яблоко и маленький мяч).
7. Узнавание предмета тактильно на игрушках и по картинке:
- по их части;
- по контуру (чайник, ложка);
- в перевернутом виде.
8. Зрительное внимание:
- реакция на двусторонний стимул;
- распределение внимания при рассматривании сюжетной картинки с яркими деталями.
9. Симультанный гнозис. Одновременное узнавание по картинке двух предметов.
Слуховое восприятие
(невербальное)
1. Узнавание бытовых шумов и звуков.
2. Узнавание голосов птиц, зверей (в аудиозаписи).
3. Распознавание музыкальных инструментов (барабан, дудочка, металлофон).
4. Определение местонахождения звучащего предмета.
5. Воспроизведение ритмов по звуковому образцу.
Прохлопай, протопай так же: I - II, II - II.
6. Слуховое внимание. Реакция на одновременные звуковые стимулы в оба уха.
7. Определение предмета в зависимости от громкости его звучания:
- молоток и молоточек;
- комар и комарик.
Тактильное и кинетико-кинестетическое
восприятие
1. Реакция на прикосновение (холод, тепло).
2. Нахождение отличий. Подбор тактильно аналогичных игрушек по заданию «Найди такую же» и по словесной инструкции с описанием тактильных особенностей:
- гладкая и колючая;
- мягкая и твердая.
3. Узнавание предметов на ощупь с закрытыми глазами:
- игрушечные заяц, слоник, мишка;
- ложка, чашка;
- футболка, носки, туфли.
4. Контроль за быстрым и медленным движением.
Пройди паровозиком в медленном и быстром темпе.
5. Ориентировка в пространстве.
Покажи нос (ушки, глаза).
Подними правую (левую) руку.
Нагнись назад (вперед).
6. Кинестетическое внимание:
- реакция на одновременное прикосновение к обеим рукам;
- восстановление измененного тактильного ряда (после ощупывания с закрытыми глазами чего-либо гладкого, шершавого и колючего разложить перепутанные предметы в первоначальном порядке).
Обонятельное восприятие
1. Реакция на смену запаха.
2. Отличие двух знакомых запахов.
3. Присутствие обонятельной пробы на незнакомые предметы:
- обнюхивание новых игрушек и предметов;
- внимание к запахам людей.
Вкусовое восприятие
1. Адекватность реакции на вкус (горький, сладкий).
2. Присутствие пробы ртом незнакомых предметов.
Синестезические
способности
Узнавание предмета в условиях изоляции отдельных сенсорных каналов.
Особенности символизации
1. Преобладающий сенсорный канал символьных операций. Определение средств при их произвольном выборе (рисунком, шумовыми эффектами, движениями, потягиванием воздуха носом, причмокиванием губами), которыми ребенок изображает дождик, яблоко, цветок, жука, собаку, маму.
2. Соотнесение предметов с их символами:
- иконки, передающие внешнее сходство с собакой и кошкой, сравнить с изображением на картинке;
- абстрактные модели, схожие с предметом по форме и цвету (оранжевую лису и белого зайца), сравнить с оранжевым овалом и белым кружком.
3. Символьные внимание и память. Восстановление порядка перепутанных символов в соответствии с порядком базовых предметов.
Особенности мышления
Невербальное тестовое
обследование
1. Разбор и складывание пирамидки путем проб, примерки или зрительного соотнесения:
- из 4 колец;
- из 6-8 колец.
2. Разбор и складывание матрешки путем проб, примерки или соотнесения (3-6-составная).
3. Складывание разрезных картинок путем проб, примерки или соотнесения (2-5 частей).
4. Работа с адаптированными досками Сегена «Игрушки», «Геометрические фигурки» путем проб, примерки или соотнесения.
5. Сюжетные вкладки.
6. Конструирование с опорой на образец или самостоятельно:
- башня из 4 кубиков (кирпичики и крыша);
- любая постройка из 3-6 деталей.
7. Выполнение рисунка:
- подрисовывание ниточки к шарику;
- шарик с ниточкой;
- человек.
8. Парные предметы или картинки:
- среди 3 картинок найти парные;
- найти аналогичную картинку из 3-4 предложенных.
Вербальное тестовое
обследование
Заполняется после полного речевого обследования.
1. Обобщение и классификация.
Покажи одежду и игрушки (из 2-3 предметов).
Назови 2-3 предмета посуды (то же по темам «Игрушки», «Одежда», «Овощи», «Животные» - на наглядной основе или на слух).
Назови одним словом чашку, кастрюлю, ложку, тарелку. Это что?
Назови домашних животных.
Мебель - это диван, а что еще относится к мебели?
2. Выделение лишнего предмета. Игра «Третий - лишний» с обоснованием (яблоко, банан, машина).
3. Логическое соотнесение.
Кем ты будешь, когда вырастешь - дядей или тетей?
Кто ты своей маме?
4. Вербальные нелепости.
Ночь. На улице темно. Таня проснулась и пошла в дет-
ский сад.
5. Определение сходства и отличия путем проб, сравнения или наглядно (яблоко и груша, птица и самолет).
6. Устранение картинных путаниц, нелепостей (с 1-3 ошибками).
7. Преобразование в ряду предметов.
Сделай, как было.
Что изменилось?
Чего не стало?
8. Математические операции.
Покажи, где одна игрушка и где их много.
Возьми столько же грибков, сколько у меня (два-четыре).
Сколько глаз у собаки? Сколько колес у машины?
Речевое обследование
Психологическая база
1. Речевая среда.
2. Сформированность речевого мотива.
3. Речевое восприятие (понимание обращенной речи).
4. Речевые внимание и память:
- повтор бессмысленных интонированных слогов (Тутута? Бика мяка!);
- повтор ряда слов;
- повтор короткой фразы из 2-3 слов;
- повтор ситуативной фразы из 3-5 слов (сопровождение показом или картинкой).
5. Речевая интуиция:
- завершение слова по первому слогу с речевым образцом и опорой на ряд картинок (ма.., но… - мама, нос);
- завершение фразы словом в начальной форме с опорой на игрушки (У зайца длинные …).
6. Речевая работоспособность отмечается в процессе всего обследования.
7. Способность принимать речевые инструкции длительное время.
8. Соотношение невербальных и вербальных форм общения.
9. Наличие и особенности невербальных сопроводителей общения (жесты, мимика, пластика).
10. Качество речевых высказываний (общий объем, активность, произвольность, проявление негативизма на непонимание).
Строение и двигательные
функции речевого аппарата
1. Губы:
- анатомические особенности;
- движения.
2. Язык:
- анатомические особенности;
- одиночные движения (после тренировки);
- серия движений;
- особенности уздечки.
3. Особенности мягкого и твердого нёба.
4. Особенности зубов.
5. Особенности прикуса.
Состояние и работа мышц лица
1. Оскал.
2. Надувание щек.
3. Поднимание бровей, сморщивание лба, носа, зажмуривание глаз.
4. Состояние носогубных складок.
5. Мышечный тонус.
Сопряжение речи с движением
1. Совмещение общих и артикуляционных движений.
2. Сопровождение общих движений речью (проговаривание действий).
Звукопроизношение
Особенности произношения твердых и мягких согласных звуков.
Фонематический слух
1. Особенности усвоения твердых и мягких согласных звуков.
2. Повторы слогов (та-да-та, ба-па-па, га-га-ка).
3. Повторы слов-паронимов с опорой на картинки и по слуху (дом - дым, мама - баба, дыня - Дина, год - кот, Ваня - Фаня).
Произношение слогов
1. Произношение слов сложного состава (утка, телефон, клубника, аквариум, велосипед, милиционер).
2. Повторение предложений с опорой на картинку и по слуху.
Дети слепили снеговика.
Сапожник чистит сапоги.
Птичка свила гнездо.
Анализ звукового состава слова
1. Выделение первого звука в слове при громком и протяжном произнесении (А-а-а-ня, о-о-о-кна).
2. Подбор картинок на определенный звук.
Назови картинки.
Возьми картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука [м] (машина, мышка).
абота с лексико-
грамматическими формами
1. Смысловое ядро сущностей, их свойств и действий. Сцепление содержания слова со звуковой формой его выражения.
Предметный словарь:
- объяснение значений слов или показ по картинкам холодильника, птички;
- называние частей предметов по показу (у машины - колеса, кабина, кузов, у чайника - носик, ручка).
Словарь признаков:
- подбор прилагательных к существительным по вопросу с опорой на предмет, на картинку или без опор. (Мишка какой? Конфетка какая? Платье какое? Лимоны какие?)
Глагольный словарь:
- подбор глаголов по вопросу с опорой на показ действия, на картинку или без опор (Что делает машина, тетя, шофер, врач, продавец?);
- по вопросу с опорой на звукозапись, звукоподражание или без опор (Как подает голос кошка, собака, петух, утка, мышь, лягушка?);
- по вопросу с опорой на картинки, жесты или без опор. (Как передвигается, что делает рыба, собака, птица, змея?)
2. Образование и изменение однокоренных слов с опорой на предметы, картинки и без опор:
Преобразование существительных единственного числа во множественное и наоборот. (Стол, кукла, окно, мяч. Уши, козы, пальцы, яблоки.)
Образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа. (Чего нет? - Дерево, утенок, пчела, воробей. Чего много? - Конфета, дом, жук, стул.)
Образование уменьшительно-ласкательных существительных (дом, гриб, елка, заяц, кукла, лопата, стул, мяч).
Образование прилагательных от существительных (матрешка из дерева - … баба из снега - … трус трусливый, а силач - …).
Образование глаголов от существительных и прилагательных по образцу. (Трубач трубит, а барабанщик - … Небо синее - синеет, облако белое - …)
Подбор серии однокоренных слов. Называние членов кошачьей семьи по картинкам. (Кто это? - Кот, кошка, котенок, котята, коты.)
3. Образование антонимов (чистый, узкий, высоко, день, лежит, открыл).
4. Образование синонимов.
Выбор нужного слова среди заданных. (Мама ласковая. Она сердитая или нежная? Ручеек журчит. Он звенит или молчит? Червяк ползет. Он двигается медленно или быстро?)
Самостоятельный подбор синонимов. Ответ на вопрос: «Как сказать об этом же по-другому?» (Солнце теплое. А еще? Днем светло. А еще? Воробей чирикает. А еще?)
5. Изменение ситуативной лексики. Согласование, управление и примыкание слов, связанных по ситуации.
Согласование прилагательных с существительными. (Какой, какая, какое, какие? - Шар, машина, яблоко, игрушки.)
Подбор существительных к прилагательным (сладкая, чистое, стеклянный, зеленые).
Согласование существительных с числительными от 1 до 5 (ведро, шар, слива, карандаш).
Употребление предлогов в, на, из, под, к, за, над, между:
- выполнение инструкций с использованием предлогов (Положи кубик в коробку, на коробку, под коробку, за коробку.);
- выполнение действий по подражанию и их проговаривание. (Сделай, как я, и скажи, что сделал. - Спрятал зайку под стол, положил на стол, убрал в шкаф.)
Согласование существительных и местоимений с глаголами настоящего и прошедшего времени по вопросу с опорой на действия. (Кукла (она) лежит, мишка (он) - … мячи (они) - … Мальчик (он) бежал, девочка (она) - … дети (они) - …)
Дополнение предложения наречиями. Примыкание слов. (Птица летит как? Черепаха ползет как?)
6. Ассоциативный эксперимент. Проявление разносенсорных невербальных и вербальных реакций в виде возгласов, слов, предложений (дом, дым, шоколадка, лимон, подушка, пол, телефон, двери, листок, солнышко, котенок, слоны, плачет, стыдно, смешно, бежит, разбить, много, старая, добрый, вкусные, колючий).
Связная речь, способность
к программированию
высказываний
1. Диалогическая речь.
Ответы на вопросы по ситуации, по картинке.
Участие в беседе.
2. Монологическая речь.
Повторение предложения за взрослым с опорой на действие и на картинку. (Девочка играет в мяч. Мама купает Лялю. Мальчик рисует.)
Составление простого предложения по действию.
Составление простого предложения по картинке.
Составление рассказа:
- по вкусовому стимулу;
- эмоционально окрашенному действию;
- предмету;
- предметной картинке;
- простой сюжетной картинке;
- серии из двух-трех сюжетных картин.
Составление творческого рассказа:
- по заданному замыслу;
- собственному замыслу.
Уровень высказываний:
- называние;
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
Понимание смысла текста. Подбор картинки к содержанию.
Пересказ:
- с опорой на наглядность;
- без опоры.
Развитость различных видов речи:
- эгоцентричная;
- коммуникативная;
- инструктивная;
- когнитивная.
Общее звучание
и выразительность речи
1. Голос.
2. Дикция.
3. Темп.
4. Ритм.
5. Мелодико-интонационная сторона речи.
6. Передача интонации по подражанию или самостоятельно.
Поведение ребенка
в период обследования
1. Понимание инструкций и цели задания.
2. Обучаемость. Отношение к помощи.
3. Способы выполнения заданий (планомерность, хаотичность, адекватность действий, самостоятельность после обучения или без него).
4. Эмоциональная реакция на успех и неудачу.
5. Сенсотипологические проявления поведения.
Характер деятельности
1. Познавательные активность и интерес (наличие и стойкость, целенаправленность, соскальзывание, умение доводить дело до конца, волевые усилия, навыки самоконтроля, присутствие установки на результат).
2. Темп и ритм деятельности.
3. Творческие проявления.
4. Навыки самообслуживания.
7. Сенсотипологические проявления в деятельности (обнюхивает или тянет в рот предметы, прикладывает их к щеке, любит помогать маме на кухне, слушать или наблюдать, нуждается в постоянных эмоциональных контактах со взрослыми, изображает происходящее).
8. Особенности деятельности.
Работоспособность и внимание
1. Работоспособность в разносенсорных аспектах (время и качество наблюдений, слушания, эмоциональных, тактильных восприятий).
2. Продуктивность работы.
3. Истощаемость, утомляемость.
4. Особенности внимания в разносенсорных аспектах (устойчивость, переключаемость, заторможенность, распределение, концентрация, объем).
Игровая деятельность
1. Характер и содержание свободной игры.
2. Организаторские способности.
3. Формы игры (манипулирование, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заместителей).
4. Любимые игры и игрушки.
5. Особенности игры (стереотипы, беспорядочность, стойкость интереса).
Коммуникативные
способности
1. Особенности общения с миром стихий, минералов, растений и животных (виды взаимодействия, умение принимать, перерабатывать и получать информацию, страхи, индифферентность, гармония).
2. Особенности общения с разновозрастными партнерами (младший, старший ребенок, сверстник, взрослый).
3. Особенности контактов в структуре семантического поля общения:
- сам с собой;
- с родными;
- незнакомыми, чужими, антипатиями;
- близкими, знакомыми, симпатиями;
- случайными знакомыми.
Личностные черты,
эмоционально-волевая сфера
1. Преобладающее настроение.
2. Эмоционально-волевые проявления поведения.
3. Особенности двигательного характера поведения.
4. Реакция на поощрение и порицание.
Текущее сенсотипологическое заключение
1. Ведущая модальность:
2. Ослабленная модальность:
3. Общие модальные особенности:
4. Тип внимания:
5. Тип памяти:
6. Тип планирующей деятельности:
В конце даются Текущее психолого-педагогическое заключение и Текущее речевое заключение.
В дальнейшем заполняется карта сводных динамических характеристик по соответствующим разделам, куда вносятся результаты наблюдений за особенностями развития ребенка за время пребывания в специализированном дошкольном учреждении.