«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Значение голоса в развивающем обучении

12 мая, 2011 Рубрика: Исследование, Мастер-класс Беляковская Н.Н. Макарова Н.Ш. Засорина Л.Н.

МАКАРОВА Н.Ш., учитель-логопед ДОУ д/с № 52;
ЗАСОРИНА Л.Н., д-р филол. наук;
БЕЛЯКОВСКАЯ Н.Н., учитель-акмеолог, Санкт-Петербург

«Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых связок». Так трактует звук, издаваемый человеком, учебник «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой. Психолог и физиолог, автор теории голосообразования В.П. Багрунов считает, что голос – это поведенческий орган развития и саморазвития человека.
Мы дадим свое определение голоса. Голос – это приобретенные поведенческие навыки порождения звуковых единиц членораздельной речи – основа говорения. Хороший (нормальный) голос – залог успеха в обучении и образовании, залог творческих достижений и реализации природных задатков человека. Образованные люди владеют голосом и речью значительно искуснее по сравнению с малообразованными.
Велика армия тружеников и специалистов, работающих в сфере политики человеческих отношений – гуманитарной сфере. Умение устанавливать контакт с другими людьми – важнейший залог процветания в жизни. Так, без правильно поставленного голоса и грамотной речи не обойтись воспитателям и учителям, медикам и психологам, организаторам детского досуга, а также управленцам всех уровней и направлений. Есть и специфические виды работы, где культура речи является основой мастерства – это дикторы и ведущие теле- и радиопрограмм, актеры театра и кино, артисты разговорного жанра, педагоги по вокалу и певцы, логопеды и дефектологи, языковеды и лингвисты, физиологи и переводчики.
Голос нужен каждому здоровому человеку. Поясним это на примере: сравним воздействие голоса на организм с витафоном – виброакустическим прибором. Данный аппарат получил широкое распространение и применяется при лечении более 30 видов заболеваний. Физиологи установили, что вибрации мышц на звуковой частоте создают дополнительное давление в капиллярах и венулах. Эта система названа «периферическим сердцем», она помогает работе сердца, снижая его напряженность.
Аналогичный механизм жизнедеятельности организма обеспечивает и естественный голос человека. Всем известно, что жизненный тонус, общее состояние человека проявляются в его голосе, звучании речи. Так, у тяжело больных пожилых людей и слабеющих старцев голос тихий, вялый, словно замирающий. А как звонко и задорно звучат детские голоса!
Голос – естественный природосообразный «витафон»(от лат. vita – жизнь), само звучание жизни, вибрирующая спираль живого. Как опорная структура речи, он представляет скрытую переменную языка, свернутую матрицу всего процесса говорения, развертки звуков. В голосе заложены мощные механизмы саморазвития, самоисцеления и самоизменения. Хорошо настроенный голос нужен каждому человеку, творящему свое здоровье и здоровье окружающих, добро и красоту обитания, сознательно охраняющего и продолжающего культурные ценности цивилизации. Долгое время знания о роли голосоведения в образовании, воспитании и творческой работе человека были невостребованными для большинства.
В прошлые времена развитие голоса и речи у детей проходило спонтанно, как само собой разумеющееся. Этому способствовали более благоприятные, естественные для здоровья условия жизни, а также сохранение традиций семейного воспитания. Однако резкое изменение политической обстановки, произошедшее на рубеже веков, вслед за тем последовавшая трансформация социально-культурной среды привели к исчерпанию природных возможностей формирования крепких, выносливых поколений. В последние годы наблюдается рост количества детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи: различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У таких детей аграмматичная, монотонная, неразборчивая речь, и иной раз специалисты-логопеды с трудом справляются с оказанием помощи по восстановлению и развитию общих речевых навыков (дыхание, голос, темп, ритм речи, интонация).
Опыт показывает, что ранняя диагностика отклонений речи от возрастных норм и своевременная помощь специалиста обеспечивают защиту природного голоса и устраняют пробелы в его становлении. Нормальная голосовая функция ребенка является жизненной, биоэнергетической основой его общего развития, усвоения родного и других языков, грамотности речи и, конечно же, успешной школьной адаптации.
В голосе и речи интегрируются все витальные функции жизнедеятельности организма: дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, проявление высших психических способностей мозга. Человеческий голос имеет биоинформационную природу.
В нем отражается общее психофизиологическое состояние человека и отдельных его подсистем. Путем раскрепощения и саморегуляции голоса говорящий постигает свое внутреннее «я», достигает самореализации личности.
Голос служит величайшим диагностическим инструментом, создан самой природой для установления обратных связей со средой обитания. Наука доказала, что голос обеспечивает сохранение здоровья, как физического, так и психического, душевного и духовного. Настройка голоса, снятие «блоков» голосообразования, совершенствование его гибкости и полетности позволяют «выправлять» человека «изнутри», дают энергетическую подзарядку, снимают эмоциональные расстройства и стрессовые ситуации. Таким путем излечиваются заболевания голосового аппарата, лор-органов и органов дыхания, устраняются заикание и дефекты дикции. Настройка голоса восстанавливает индивидуальный тембр (собственный голос) и приводит к комплексному омолаживанию организма.
Бережное отношение к голосу – залог социального здоровья нации. И сегодня как никогда нужна систематическая работа по воспитанию и развитию голоса. Начинать ее нужно с дошкольного возраста, а продолжать в школе.
В средних и высших учебных заведениях необходимо ввести новую учебную дисциплину под названием «Голосоведение».
Педагогическая технология голосоведения разработана как эксклюзивный курс обучения способу звукоподачи в режиме речи и пения. В ней есть теоретическая и практическая стороны. Термин «голосоведение» допускает двойственную трактовку этой области образования: с одной стороны, голосоведение входит в ряд науковедческих дисциплин, являясь специальной областью лингвопсихологического знания; с другой – это практическая часть педагогики развития речи, система обучающих приемов настройки голоса и восстановления голосовой функции ребенка или взрослого.
Особенностью этой общеобразовательной технологии является ориентация на механизмы межполушарной асимметрии головного мозга. Ученые доказали, что речевые центры локализованы своеобразно в левом и правом полушариях мозга. Для современного образования очень важно, что уроки голосоведения имеют задачей восстановление активности правополушарных речевых навыков, которые оказались под угрозой раннего подавления образовательными технологиями уходящего века. Известно, что весь процесс обучения в школе традиционно строился с ориентацией на интеллектуальное развитие ученика, а это приводило к информационной перегрузке левого полушария мозга.
Методологические принципы предлагаемой технологии базируются на общих принципах развивающего обучения:
- развитие впереди образования;
- умения впереди знания;
- речевое развитие впереди предметного познания.
Для успешного обучения дисциплине «Голосоведение» выделяются следующие специальные принципы:
- интеграции голосовой и речевой функции;
- речевой и певческой педагогик;
- эмоционально-чувственных и рационально-логических компонентов речи;
- фонации-аудиции (говорения и слушания);
- речемыслительных и этических потребностей;
- ценностей индивидуальной речевой и общенациональной культуры.
Ожидаемые результаты занятий голосоведением заключаются в следующих положительных изменениях:
- восстановление естественной голосовой функции обучаемого;
- выработка корпусного (органного типа) звучания на нижнебрюшном дыхании и полного диапазона голоса (кантиленное звучание);
- устранение нечеткости дикции, дефектов звукопроизношения, несмыкания голосовых связок;
- улучшение качественных характеристик голоса;
- лечение голосового аппарата и профилактика его заболеваний;
- приобретение естественного навыка перехода речи в пение и обратно;
- формирование прочной основы общего речевого развития;
- раскрепощение всех способностей речетворчества обучаемого;
- снятие стресса и повышение стрессоустойчивости организма;
- создание благоприятных условий для успешной самостоятельной умственной работы и саморазвития личности.
Апробация методик речевого развития проводилась в начальной школе в течение трех лет. Все учителя прошли практикум-тренинг по голосоведению у преподавателя сценического искусства И.Ф. Спиридонова и активно практиковали голосоведение на учебных занятиях. Специальная переподготовка учителей по голосоведению формировала умения включать в курс русского языка уроки голосоведения, вначале как их часть, а затем и полностью.
Следующим этапом стал экспериментальный цикл обучения в начальной школе. Учителя отрабатывали свои авторские варианты и технологии преподавания дисциплины «Голосоведение». Итоги педагогического эксперимента по результатам годичной аттестации школьников показали высокую эффективность занятий. Большинство первоклассников успешно адаптировались к школе. До 80% учащихся усвоили учебную программу на «хорошо» и «отлично».
Таким образом, опыт показывает, что своевременная настройка голоса у детей закладывает основы нормального речевого развития в целом, обеспечивает защиту природосообразного автоматизма голосоведения и звуковедения. Нормальное возрастное развитие голосовой функции ребенка – жизненная биоэнергетическая основа общего его развития, укрепления физического, психического, духовного, душевного здоровья, успешной социальной адаптации и свободного усвоения законов языка, как родного, так и иностранного.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 2 к статье “ Значение голоса в развивающем обучении


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Выбрана интересная тема, заслуживающая дальнейшей разработки и апробации. Молодцы! Работайте дальше.

  2. # 2 Аноним Пишет:

    Интересноя информация, спасибо! Хотелосьбы почитать о развитии и постановки голоса у детей со сниженым слухом и глухих.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск