Бухтаярова Е.Ю., учитель-логопед; Попова В.С., воспитатель ДОУ № 91 «Речецветик», г. Архангельск
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- в решении арифметических задач без опоры на предмет;
- сравнении предметов по величине;
- подборе нужных предметов на основе зрительного соотнесения;
- согласовании существительных с числительными;
- звуковом анализе слов;
- делении слов на части, определении количества частей, написании букв.
- логическое мышление на основе установления закономерностей;
- тонкую моторику пальцев рук.
- Активизировать словарь за счет слов большой, меньше, самый маленький и т.п.
- Воспитывать коммуникативные навыки.
- Формировать умение действовать сообща.
МАТЕРИАЛЫ
1. Карточки-символы гласных звуков.
2. Игрушки: куклы на руки (заяц, Буквоед), разные по величине слоны, поезд с тремя вагонами, робот.
3. Звери плоскостные (тигр, лев, слон, жираф, зебра, пантера, крокодил, бегемот).
4. Листы бумаги, карандаши.
5. Алгоритм (мост).
6. Замок, ключи к нему.
7. Карточки с примерами.
* * *
Организационный момент
Воспитатель. Давайте вспомним нашу песенку про гласные звуки. (Показывает карточки-символы гласных звуков.)
А, О, У - песенку пою,
А, Ы, О - как мне хорошо,
А, Ы, У - губки я тяну,
А, Ы, И - песенка, замри.
Введение в тему
Воспитатель. Ой, слышите, кто-то барабанит лапками и плачет? Да это же зайчик! Что с тобой случилось, зайчик?
Зайчик. Я составил из букв слово и хотел показать его маме. Но тут прилетел страшный Буквоед и съел все буквы. Теперь мне нечего показывать маме, и она не узнает, как я научился писать.
Воспитатель. Мы поможем тебе, зайчик! Буквоед живет в жарких странах, но, прежде чем отправиться в замок Буквоеда, немного потренируемся.
Проводится игровое упражнение «Какой звук потерялся?».
Ну, нам пора отправляться. Надевайте сапоги-скороходы - и в путь.
Звучит музыка.
Предстоит нелегкий путь -
Надо сапоги обуть
И подняться в небеса,
Чтоб увидеть чудеса.
В жарких странах побываем,
Много нового узнаем.
Сравнение
Воспитатель. Мы очутились на волшебной поляне. Смотрите, вдалеке идет огромное стадо слонов. Давайте ляжем в травку, чтобы не вспугнуть их, и посмотрим в подзорную трубу. Слоны идут на водопой. Как построились слоны?
Дети. В ряд.
Воспитатель. Сколько всего идет слонов?
Дети. Всего идут семь слонов.
Воспитатель. Как вы это узнали?
Дети. Сосчитали.
Воспитатель. Посчитайте слонов вслух.
Дети. Один слон, два слона… пять слонов… семь слонов.
Воспитатель. Одинаковые слоны по величине?
Дети. Нет.
Воспитатель. Сравните слонов по величине, начиная с самого большого.
Дети. Первый слон - самый большой, второй - меньше первого, третий - меньше второго… седьмой - самый маленький.
Воспитатель. Сравните слонов по цвету.
Дети. Слоны одинакового цвета.
Воспитатель. Не будем им мешать и отправимся дальше.
Деление слов на части
Воспитатель. Смотрите, я вижу вдалеке поезд. Но что-то случилось, он не едет. Ему робот преградил путь.
Робот (металлическим голосом). Поезд поедет только тогда, когда все звери правильно займут свои места. В первом вагоне должны ехать звери, название которых состоит из одной части, во втором - из двух частей, в третьем - из трех.
Дети распределяют плоскостных зверей по вагонам.
Физкультминутка
Воспитатель. Отправляемся все вместе на поезде.
Дети становятся друг за другом паровозиком и бегают по кругу.
Поломка исправлена: звери
сидят.
С собой пригласили
смышленых ребят.
В вагончике первом - лев,
тигр и слон.
Жираф с пестрой зеброй -
в вагоне втором.
А в третьем - пантера
и с ней бегемот,
Еще крокодил. Всех нас
поезд везет.
Построение алгоритма
Воспитатель. На пути большая река. Но мост сломан. Придется нам его построить. Какого цвета бревна? Как мы их будем выкладывать? Какое следующее бревно? Почему?
Дети объясняют закономерность, достраивают мост, располагая бревна в нужной последовательности.
Решение арифметических задач
Воспитатель. Смотрите, сколько на берегу бабочек. Бабочки, вы нам подскажете, где замок Буквоеда?
Бабочки. Подскажем, если решите все примеры.
8 + х = 9
6 - 1 = х
х + 2 = 7
И т.п.
Дети выполняют задание.
Спасибо вам, ребята. Сейчас королева бабочек поможет вам.
Королева
С цветка на цветочек весь
день я порхаю.
Меня королевою все
называют.
Я в бабочек легких вас
превращу.
Летите за мною, я вас
научу.
Дети имитируют порхание бабочек.
Упражнение в зрительном
соотнесении
Воспитатель. А вот и замок Буквоеда. На дверях висит замок. Как же нам его открыть, если здесь столько почти одинаковых ключей? В руки можно брать ключ только один раз.
Дети рассматривают рисунок на замке, ищут к нему ключик. Открывают замок.
Пальчиковая гимнастика
«Обед Буквоеда»
Дети вместе с воспитателем просят Буквоеда вернуть зайчику буквы.
Буквоед. Я отдам буквы, если вы со мной поиграете, разгадаете мои загадки, сможете написать буквы.
Дети загибают пальчики на каждую букву.
Что, скажите, на обед
Съел сегодня Буквоед?
Букву А и ухмыльнулся,
Букву О и облизнулся,
Букву У и букву И
Сладким соусом запил.
Вилкой букву Я поддел,
Так старался - весь вспотел.
Мы накажем Буквоеда -
Не дадим ему обеда,
Пусть от голода страдает!
Буквы не едят! Читают!
Загадки Буквоеда
Дети должны отгадать загадки про буквы и написать на листочках отгадки.
Между ними галочка. (М.)
Между ними поясок. (А.)
Между ними галочка. (М.)
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О.)
- Кто-то взял обычный стул,
Вверх ногами повернул. (Ч.)
Справа села галочка. (К.)
Между ними поясок. (А.)
Дети (читают получившееся слово). МАМОЧКА.
Итог занятия
Дети и воспитатель возвращаются из замка Буквоеда и дарят зайчику листочки со словом. Подводятся итоги занятия. Дети сами оценивают свою деятельность.