«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога

23 июля, 2006 Рубрика: Методические приоритеты Вершинина Л.Н. Ипкаева Е.А.

Вершинина Л.Н., педагог-психолог; Ипкаева Е.А., учитель-логопед общеобразовательной школы № 18, г. Саранск

 

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследователи отмечают, что эти дети в 7-летнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития восприятия, памяти, внимания. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Специальные исследования выявили у детей с ЗПР неполноценность пространственного анализа, зрительно-моторной координации [1].
Особенно существенно их отставание в развитии мышления и речи. Специалисты подчеркивают, что большинство из таких детей отстают от нормально развивающихся сверстников как в развитии наглядного (действенного и образного), так и понятийного (словесно-логического) мышления. Это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети с ЗПР в овладении навыками письма и чтения, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приемов вычисления и т.д. Особенности познавательной деятельности, психофизического развития изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие речевого развития: речевую инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развернутом высказывании. Кроме того, несформированность аналитико-синтетической деятельности, психомоторики часто приводит к нарушению различных сторон речи, отдельных ее компонентов (от ФН, ФФН до ОНР).
Причина неуспеваемости данной группы учащихся с похожими внешне на ОНР проявлениями обусловлена «преимущественной недостаточно-стью познавательной деятельности» [3]. Что касается детей с ОНР, то «своеобразие индивидуальных особенностей внимания, памяти, уровня произвольности общения и деятельности являются производными, т.е. следствием аномального развития речи» [4].
Вместе с тем, как отмечает С.Г. Шевченко, можно выделить случаи сложного нарушения, когда ЗПР сочетается с ОНР. Тогда несформированность основных умственных операций: анализа и синтеза не позволяет ребенку успешно усваивать не только теорию родного языка, оперируя такими понятиями, как слово, слог, ударение, звук и т.д., но и грамматические правила, способы решения математических задач, приемы вычисления. Совершенно очевидно, что прежде чем приступить к систематическому обучению ребенка и требовать от него усвоения материала, необходимо обеспечить соответствующий уровень развития процессов анализа и синтеза.

К сожалению, традиционное начальное обучение, которое вынуждены осваивать дети с ЗПР, не выполняет этой функции, поскольку культивирует репродуктивный стиль мышления: даже если учебной программой и предусматриваются аналитические, обобщающие и сравнительные действия, то они строятся по типу заданности и однозначности ответов. В значительной степени именно это порождает затруднения у учащихся с ЗПР и ОНР в начальных классах. Поэтому основная роль в коррекции и развитии аналитико-синтетической деятельности ребенка с ЗПР и ОНР в условиях общеобразовательной школы принадлежит психологу и логопеду. В связи с тем что коррекционно-развивающая работа представляет собой комплекс мер педагогического, психологического и логопедического воздействия на личность ученика, в условиях общеобразовательной школы необходимо создать модель внутренней коррекционной службы для оказания помощи таким детям, куда должны входить педагог-психолог и учитель-логопед.
В нашей школе были определены принципиальные направления такой работы, учитывающие как накопленный опыт, так и новые тенденции коррекционно-развивающего обучения.
1. Охрана здоровья ребенка и коррекция психосоматиче-
ских недостатков специфическими приемами и методами.
2. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц рук, пространственной ориентации, координации в системе глаз - рука и др.
3. Обогащение кругозора и развитие связной речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать материал.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, произвольности.
5. Формирование общеучебных интеллектуальных умений: планировать свою деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, воспринимать и логически перерабатывать информацию [2].
Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь.
Каким же должно быть содержание психологического и логопедического развития детей с ЗПР и ОНР, какие стороны познавательной и речевой деятельности нужно систематически и целенаправленно корректировать и развивать? В первую очередь - это становление и развитие произвольности, причем не только в психомоторной сфере, но главным образом, в интеллектуальной. Иными словами, ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этой базе нужно начинать работать над коррекцией и развитием речи и познавательных процессов.
Наиболее подходящей формой коррекционно-развивающего обучения нам представляются интегрированные занятия, проводимые логопедом и психологом. Достоинствами таких занятий являются их достаточный объем, регулярность (1 раз в четверть), а также систематичность и целенаправленность. На них предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает младшего школьника. А теперь рассмотрим взаимосвязь работы логопеда и психолога на примере формирования навыка звукового анализа и синтеза у учащихся 2 класса.
Конспект
интегрированного занятия
Анализ и синтез
звукового состава слова
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Формирование учебной мотивации.
ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, произведения К.И. Чуковского, музыкальные записи.
* * *
Психолог. Здравствуйте! Тихо сядут те дети, фамилии которых начинаются со звуков [и], [м], [п], [к] и т.д.
Дети называют свои фамилии и садятся по очереди.
Ребята, сегодня у нас будет не-
обычное занятие. Мы совершим путешествие в страну Сказок. Страна Сказок - это удивительная волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять.
Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, по типу точечного массажа (10-15 с).
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10-15 с).
Разогретыми руками быстро потрите щеки (10-15 с).
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10-15 с).
Сожмите руки в расслабленный кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю стороны предплечья (по 3 с на каждую сторону).
Психолог. Оказывается, ребята, успех нашего путешествия зависит от нашего настроения, потому что волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. А ну-ка, улыбнемся, как само солнце, и скажем друг другу добрые слова.
Дети выполняют задание.
Ребята, вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно.
Звучит музыка.
Итак, ребята, закройте глаза, мы отправляемся в страну Сказок.
А кого мы там увидим - это большой сюрприз.
Раздается стук в дверь, входит Федора.
Федора
Ах вы, бедные сиротки мои,
Утюги да сковородки мои!
Вы вернитесь-ка немытые домой.
Я помою вас водою ключевой…
Психолог. Ребята, вы узнали кто это? Из какой она сказки? Кто написал эту сказку?
Дети отвечают на вопросы.
Что случилось с тобой, Федора?
Федора. Ох, горе у меня, ребята! Жила я вот в этой волшебной книге сказок Корнея Ивановича Чуковского. Да я была такая неряха, что даже посуда от меня убежала. И тогда мои соседи из других сказок прогнали меня из этой книги, а чтобы я могла вернуться, придумали трудные задания. Одной мне никак не справиться, а я ведь хорошей стать хочу и в сказку свою вернуться.
Психолог. Ребята, поможем Федоре выполнить задания, чтобы она стала доброй и опрятной и в сказку свою вернулась?
Дети. Поможем!
Психолог. Ну что ж, Федора, помогут тебе ребята выполнить задания, а ты иди поищи свою посуду, да в порядок ее приведи.
Федора уходит, оставив волшебную книгу сказок.
Ребята, чтобы помочь Федоре выполнить задания, вам необходимо быть очень внимательными, сообразительными, хорошо запоминать, а главное - правильно и красиво говорить. Ребята, а кто вас учит правильно произносить звуки и красиво говорить?
Дети. Логопед Елена Анатольевна.
Психолог. Я думаю, нам нужно пригласить Елену Анатольевну на занятие, потому что она сумеет помочь нам выполнить задания и вернуть Федору в сказку. Приглашая Елену Анатольевну, вы должны правильно произносить звуки, красиво говорить и помнить правило обращения к взрослым. Кто хочет пригласить Елену Анатольевну?
Дети. Уважаемая Елена Анатольевна, приглашаем вас на занятие.
Логопед. Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем занятии и постараюсь помочь вам выполнить задания.
Психолог. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по страницам волшебной книги сказок, я вам напоминаю, что мы поможем Федоре вернуться в свою сказку только тогда, когда правильно выполним все задания. Готовы?
Дети. Да!
Психолог. Открываем первую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир» Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.
АБВГМЫЛОХФЦМОЧАЛКАИРФ ПОЛОТЕНЦЕ
Дети называют предметы.
Да здравствует мыло
душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Молодцы, ребята! Открываем вторую страницу волшебной книги. Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».
Логопед
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но, едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?
Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим, называем.
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
В каком слове заблудился звук?
Дети. В слове майки заблудился звук [м].
Логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м]?
Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч].
Логопед. Куда вы поставите звук [ч] в слове: в начало, середину или в конец?
Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.
Логопед. Какое слово получится?
Дети. Получится слово чайки.
Логопед. Давайте проверим, как мы исправили ошибку.
Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.
По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.
Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место!
Психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки… А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку. Слушайте:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит -
Это доктор …
Дети (хором). Айболит!
Психолог. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.
Из книги выпадает записка.
(Читает.) Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой - мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто вспомнит это правило?
Дети отвечают.
Сегодня задание посложнее: вместо слова - рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, какой предмет потерял Айболит. Что изображено на рисунке?
Дети. Бочки.
Психолог. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?
Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.
Психолог. Если мы исключим первый звук в слове бочки, то какое слово получится?
Дети. Очки.
Психолог. Ребята, мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашел свои очки и продолжает свой прием. (Переворачивает страницу книги.) Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришел к нему лечиться. А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы. (Показывает рисунок.) Кто изображен на рисунке?
Дети. Волк.
Психолог. Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?
Дети. Последний звук в слове волк нужно исключить.
Психолог. Если мы отбросим последний звук в слове волк’, то какое слово получится?
Дети. Вол.
Психолог. Ребята, вол - это животное, похожее на быка. Отгадываем следующий ребус. (Показывает рисунок.) Посмотрите на рисунок и расшифруйте слово ‘косы.
Дети. Осы.
Психолог. Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
(Показывает новый рисунок.) Посмотрите на ребус и расшифруйте слово рыбак’.
Дети. Рыба.
Психолог. Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
Так кто же пришел лечиться к доктору Айболиту?
Дети. Вол, осы, рыба.
Психолог. Молодцы!
Далее проводится физкультминутка.
Логопед. Ребята, вы прекрасно выполнили задания героев этой сказки и настолько понравились доктору Айболиту, что он хочет видеть вас и умными и здоровыми. Поэтому он советует вам ежедневно выполнять волшебную гимнастику.
Я подую высоко,
Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют.
Я подую низко,
Наклоняются вперед и дуют.
Я подую далеко,
Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют.
Я подую близко.
Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки.
Молодцы, ребята. Теперь выполним гимнастику для глаз. Обведите глазами три круга по часовой стрелке и три круга против нее.
Дети выполняют.
Психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник.
А сколько здесь гостей!
Логопед. Конечно, ведь нынче Муха-Цокотуха - именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте, ребята, поможем Федоре подобрать подарок для Мухи-Цокотухи. Предлагаю вам приобрести три предмета к чаю на «Аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и придумать к нему как можно больше слов-признаков. Начинаем наш аукцион! (Показывает предмет.) Что это?
Дети. Сыр.
Логопед. Какой он?
Дети. Желтый.
Логопед. Желтый - раз, желтый - два…
Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.
Логопед. Полезный - раз, полезный - два, полезный - три. Продано. Вы приобрели сыр.
Аналогично дети приобретают лимон, торт.
Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила пять коробочек. На каждой коробке - цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите коробочку с соответствующей цифрой.
Проводится анализ звукового состава слов.
Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т.д. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?
Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.
Вы правильно разложили предметы по своим коробочкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.
Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.
Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли: четко, внятно, правильно. Молодцы!
Психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!
Появляется опрятно одетая Федора с чистой кастрюлей в одной руке и красочной книгой К.И. Чуковского в другой.
Федора. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я все гда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте. А на прощание я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что… (Показывает на плакат, висящий на стене.) Прочитайте, что здесь написано?
Дети (читают надпись на плакате). Добрая книга - лучший друг!
Психолог. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на занятии? Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?
Дети отвечают на вопросы.
Умницы! Мы с Еленой Анатольевной очень вами гордимся и очень любим вас.
Логопед. Ребята! На сего-
дняшнем занятии вы познакомились только с одной книгой Корнея Чуковского и так много уже узнали. А у Чуковского очень много других интересных книг. Я вас приглашаю в нашу школьную библиотеку, где нас ждет целая их выставка.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2003.
3. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР. М., 1994.
4. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.



Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск