Холмогорова Л.В., учитель-логопед МДОУ № 57, г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
В нашем Центре развития ребенка была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, основными задачами которой являются:
- создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, преподаватель изобразительной деятельности, медицинский персонал;
- повышение профессионального уровня всех специалистов;
- организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
- разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
Предлагаемый тематический план взаимодействия специалистов Центра предназначен для подготовительной логопедической группы и рассчитан на год. Основное его назначение – комплексное воздействие на детей, направленное на подготовку их к полноценному овладению устной и письменной речью, и в конечном итоге – к успешному обучению в школе.
С помощью блочно-тематического материала можно не только обогатить лексику детей, сделать их речь грамматически правильной, но и способствовать развитию и повышению интереса к родному языку, раскрытию его многообразия и богатства.
Конспект комплексного
интегрированного занятия
в подготовительной
к школе группе
Тема «Перелетные птицы»
СОДЕРЖАНИЕ
Создание у детей целостного представления о перелетных птицах через разные виды дея-тельности:
- развитие речи;
- ознакомление с окружающим миром;
- изобразительное искусство;
- с помощью музыкально-ритмических движений.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Развивать фонетически чистую, грамматически правильную, лексически развитую и связную монологическую речь (образование притяжательных прилагательных; употребление слов с ласкательными оттенками; подбор слов-действий к слову-предмету, согласование прилагательных с существительными; составление эмпатийного рассказа). Готовить к обучению грамоте: составление слов из слогов-рассыпушек, дописывание слов; развитие навыков чтения и печатания.
• Автоматизировать и дифференцировать все звуки в спонтанной речи.
• Развивать мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память.
• Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.
ПОДГОТОВКА
1. Выставка книг, иллюстраций на тему «Тайны птичьего мира».
2. Выставка детских рисунков «Перелетные птицы».
3. Разучивание имитационных движений к танцу «Стерхи».
4. Рисование перелетных птиц и составление описательных рассказов.
5. Разучивание стихотворений, потешек, загадок.
6. Чтение произведений
В. Бианки «Все самые», «Лесная газета» и И. Соколова-Микитова «Скворцы».
7. Прослушивание фоно-граммы «Перелетные птицы» («Ласточка», «Иволга», «Соловей», «Кукушка»).
8. Наблюдение за птицами на прогулке.
9. Занятие по РНК на тему «Стерх» (оригами).
10. Конкурс на лучшего рассказчика о перелетных птицах (домашнее задание).
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Воздушный шар, постройка «гор» из модулей.
2. Пособие «Допиши слово» на белой ткани.
3. Дидактическая игра «Составь слово».
4. Схемы: слова-предметы, слова-действия.
5. Панно «На озере».
6. Рисунки детей с изображением птиц.
7. Муляж орла.
8. Шапочки к танцу «Стерхи».
9. Маркеры.
10. Аудиозапись.
* * *
Дети проходят и садятся на диван. Звучит музыка из телепередачи «В мире животных». У детей на груди бейджики с изображением птицы.
Логопед. Дети, я рада вас приветствовать на заседании клуба «Любители природы».
На столе лежат предметы: яйцо, перо, скворечник.
Вы, наверное, догадались о ком мы будем сегодня говорить.
Дети отвечают.
Правильно, о перелетных птицах. Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (Интервью – это ответ на поставленный вопрос.)
Дети отвечают.
Помогать мне будет Коля.
Коля берет микрофон.
Коля. Назовите перелетных птиц. (Ласточка, стриж, лебедь, скворец, грач, журавль, жаворонок, кукушка, стерх, зяблик, трясогузка…)
Какая птица весну на крыльях приносит? (Скворец.)
Логопед. Дети, мы знаем поговорку «Летит скворец – зиме конец». Что у птиц общего и чем они отличаются?
Дети. Общее – два крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, оперение, пух. Отличие – размер, цвет оперения, пение, место гнездования, обитания, корм.
Логопед. Почему весной птицы могут вернуться в родные места?
Дети. Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.
Логопед. Молодцы, ребята! Действительно, весной птицы возвращаются домой в свои гнезда. Но при перелете птиц ожидают разные опасности, и не все птицы могут долететь до родного дома. Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит.
Дети прикладывают руку к сердцу.
Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь.
Дети подходят к шару, берутся за ленточки.
Теперь мы к шарику пройдем
И путешествовать начнем.
Дети выполняют дыхательное упражнение: вдох носом, выдох ртом на звуке [ф].
Полетели! А теперь следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.
Мы пролетаем над «зеленые леса».
Мы пролетаем над «широкие поля».
Мы пролетаем над «высокие горы».
Дети исправляют неправильно произнесенные логопедом согласования слов.
А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелете? Почему?
Рассуждения детей.
Вот мы и перелетели высокие горы, поэтому пора спуститься на полянку около гор.
Дети подходят на «полянку» возле гор.
Давайте посмотрим вокруг. (Обращает внимание на стрелки-указатели, расположенные на полу: 5 шт. – горы, туманы, хищники, холод, охотники.)
Видите, сколько препятствий нам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам? Вы готовы? Для этого нужно выполнять задания.
1. Птицы прилетели на поляну, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Если мы правильно составим слова из слогов, то узнаем, чем питаются птицы.
Составьте слово из слогов-рассыпушек.
Слоги написаны на разноцветных перышках (см. рис. 1).
Дети работают парами (мошки, червяки, комары, лягушки, мушки, рачки). Логопед составляет неправильно слово «гу-ни-се-цы».
Дети, помогите мне, я не могу справиться с заданием.
Дети исправляют ошибку.
Логопед. Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом?
Дети. Еда, корм, пища, питание, добыча.
Логопед. Для кого этот корм?
Дети. Для птиц.
Логопед. Чей корм?
Дети. Птичий корм.
Логопед. Чья пища?
Дети. Птичья пища.
Логопед. Я думаю, мы одно доброе дело сделали. Отправляемся дальше. (Убирает первую стрелку, остаются четыре.)
2. Загадка: «Белое молоко разлилось над рекой». (Туман.)
Логопед. Давайте проведем маленький опыт. В стакан с молоком бросим камешек.
Дети делают вывод, что при тумане тоже ничего не видно.
Так чем же опасен туман для птиц?
Дети. Во время тумана птицы могут сбиться с пути.
На стене висит белая ткань, на ней вверху расположены картинки с изображением птиц: ласточка, скворец, грач, лебедь; внизу задание «Допиши слово».
Четверо детей дописывают слова маркером и проводят стрелку к соответствующей птице, двое на ощупь определяют буквы и выкладывают слово «спасибо» на магнитной доске.
Логопед. Молодцы! Справились с заданием. (Убирает еще одну стрелку, остаются три.)
3. Звучит запись птичьих криков.
Логопед. Что случилось? Почему так кричат птицы? (Вверху «пролетает» макет орла.) Чем опасны хищники?
Дети. Налетают на слабых, уставших птиц, поедают их.
Логопед. Давайте прогоним орла. Надо сказать скороговорку с разной интонацией (сердито, удивленно, испуганно): «Орел на горе, перо на орле!»
Дети повторяют.
Прогнали, молодцы! Успокоились птицы. Можем спокойно выполнить задание. (Вывешивает пособие «Слово». Схемы: слова-предметы, слова-действия.)
Что означают эти схемы и на какие вопросы отвечают?
Дети. Слова-предметы отвечают на вопросы: Кто это? Что это? Слова-действия отвечают на вопросы: Что делает? Что делают?
4. Логопед. Следующее задание: подобрать слова, обозначающие действия птиц. Для этого предлагаю игру «Брейнринг».
Дети называют слова-действия сидя в кругу, назвавший последним слово является победителем.
Примеры: летает, возвращается, порхает, парит, заботится, ухаживает, выводит.
Логопед оценивает результаты соревнования, убирает третью стрелку.
5. Звучит запись «Звуки природы» – вьюга.
Логопед. Ой, как холодно стало!
Проводится психогимнастика.
Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен мороз для птиц?
Дети. В полете у птиц замерзают крылья, и они падают, разбиваясь о камни и скалы.
Логопед. Давайте скорее спасать птиц – согреем их ласковыми словами.
Дети. Ласковое слово, что солнышко.
Примеры: птичка, пичужка, щебетушка, певунья, соловушка, лебедушка…
Логопед. Продолжим произносить хорошие слова о птицах.
Дети по очереди читают предложения из рассказа В. Бианки «Все самые» и кладут картинку с изображением птицы.
Дети. Самый лучший певец – соловей.
Самый лучший пловец – лебедь.
Самый лучший строитель – ласточка.
Самый лучший летун – стриж.
Самые дружные – скворцы.
Дети (все вместе). Тронь одного – все за него горой!
Логопед. Опасность миновала! Успокоилась вьюга, и птицы благополучно пролетели.
Убирает четвертую стрелку.
6. Раздается выстрел из «ружья» (хлопушка).
Логопед. Ребята, что это может быть?
Дети. Охотник стреляет в птиц.
Логопед. Давайте расскажем охотнику о птицах, чтобы он брал с собой только фоторужье и любовался птичьими стаями. А помогут ему ваши рисунки.
На дереве расположены рисунки детей. По ним они составляют эмпатийный рассказ от первого лица. Дети угадывают, о какой птице говорится.
Например: «У меня черное оперение. Хожу по полю, ищу червей, жуков. Прилетаю ранней весной. Кто я такой?» (Грач.)
Ребята, вот и все препятствия позади. (Убирает последнюю стрелку.) Мы добрались до озера, куда должны обязательно прилететь стерхи.
Логопед собирает детей в кружок и шепотом договаривается с ними о выполнении задания: дорисовать недостающие части тела у птиц на озере. Дети работают маркерами. Девочки надевают шапочки «стерхов» и выполняют имитационные движения к танцу «Стерхи».
Дети, а что в народе говорят о стерхе?
Дети. Говорят, что человек, увидевший стерха, будет счастлив всю жизнь, а место, где они опустились и танцевали, станет добрым и счастливым.
Взгляну на синий небосвод.
Он, как живой, он даже дышит.
Там птиц красивый хоровод,
А я внизу стою, я это вижу!
Я слышу говор птичьих стай,
Как просят братья нас меньшие.
Птицы
Ты береги нас, так и знай.
Тебе нужны мы и такие.
Дети
И шепчут губы мои на ветру:
«Я сберегу вас, я вас сберегу!»
Итог занятия
Логопед. Дети, мы совершили необычное путешествие. Каждый из нас стал мудрее, умнее. Что нового и интересного вы узнали? О чем вы хотели рассказать другим детям?
Дети отвечают.
Дети, а что мы еще должны сделать для птиц весной? (Показывает скворечник.)
Дети. Построить домики-скворечники.
Логопед. Правильно, но об этом мы поговорим на следующем заседании клуба «Любителей природы».
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. Воронеж, 2004.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. Воронеж, 2004.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 2001.
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов н/Д., 2002.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2001.