Куркина Е.А., воспитатель ДОУ № 3 «Светлячок», г. Красноармейск, Московская обл.
Занятие предназначено для подготовительной к школе группы.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Активизировать номинативный и глагольный словарь по темам «Профессия» и «Инструменты».
- Развивать фонематический слух.
- Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы воспитателя.
- Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
ПОДГОТОВКА
1. Готовятся картинки с изо-
бражениями людей различных профессий и инструментов.
2. Картинки с наложенными друг на друга изображениями предметов для раскрашивания каждому ребенку.
3. Четыре обруча.
4. Кукла Незнайка.
5. Цветные карандаши.
6. Мольберт, бубен, кассеты с записями.
* * *
Дети входят в зал и садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель. Дети, давайте вспомним стихи, которые мы выучили к сегодняшнему занятию.
* * *
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед.
* * *
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
* * *
Добрый повар в колпаке
С поварешкою в руке,
Он готовит на обед -
Кашу, щи и винегрет.
* * *
Все болезни лечит врач,
Он уколет - ты не плачь.
Веселей смотри вокруг,
Детский врач - ребятам друг.
Вы догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Да, речь пойдет о профессиях. А что такое профессия?
Дети. Дело, работа, которой занимается человек.
Воспитатель. Какие еще профессии вы знаете?
Дети отвечают.
А как вы думаете, какая профессия самая важная?
Дети отвечают.
Игра «Что было бы, если бы?..»
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем. Я буду спрашивать: «Что было бы если бы?..», а вы станете отвечать. Представьте себе, что было бы, если бы не было врачей? Если бы не было поваров? Если бы не было учителей, строителей, парикмахеров?
Дети отвечают на каждый вопрос.
Значит, можно сделать вывод: «Все профессии нужны - все профессии важны».
Отгадывание загадок
Воспитатель. У меня есть интересные загадки. Хотите их отгадать? Слушайте внимательно.
* * *
Железная сестрица
Зубаста и остра,
Ее и клен боится,
И тополь, и сосна…
И даже дуб боится
Попасть под зуб сестрицы.
(Пила.)
* * *
Скручена, связана,
На кол посажена,
По двору пляшет.
(Метла.)
* * *
Из железа тучка,
Есть у тучки ручка.
Эта тучка по порядку
Обойдет за грядкой грядку.
(Лейка.)
* * *
Птичка-невеличка
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Иголка с ниткой.)
* * *
Сам худ,
А голова - с пуд.
(Молоток.)
Как одним словом можно назвать пилу, метлу, лейку, иголку с ниткой, молоток?
Дети отвечают.
Да, ребята, для того чтобы человек любой профессии работал хорошо, люди придумали и изготовили разные предметы и инструменты.
Игра «Кому что нужно?»
Воспитатель. Следующая наша игра называется «Кому что нужно?». Подойдите, пожалуйста, к столу.
Воспитатель выбирает четырех водящих, раздает им карточки с изображением парикмахера, врача, повара, продавца. Ведущие встают в четыре обруча, а остальные дети берут по карточке с изображением инструмента и под музыку бегают вокруг стола. Как только музыка заканчивается, дети, определив, кому нужен этот инструмент, подходят к ребенку, «изображающему» данную профессию. Побеждает та команда, которая быстрее соберется у своей профессии.
Игра повторяется 2 раза.
Молодцы, вы отлично справились! Занимайте, пожалуйста, свои места.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель. Следующая наша игра называется «Четвертый лишний». Мы будет использовать картинки с изображением инструментов, которые используют люди определенной профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится. Определите его.
Ножницы, весы, зеркало, расческа.
Букварь, указка, кастрюля, глобус.
Пила, таблетки, градусник, шприц.
Швейная машинка, сантиметр, лейка, игла.
Сковорода, нож, половник, кисти.
Молоток, краски, градусник, грабли.
Дети выполняют задание.
С заданием справились, молодцы!
Физкультминутка
Воспитатель. Предлагаю немного отдохнуть. Под русскую народную мелодию мы с вами как актеры будем изображать людей разных профессий. Смотрите на меня и повторяйте движения.
Дети имитируют движения водителя, лесоруба, дровосека, художника, балерины, садовника, дворника.
Вы совсем освоились с этими профессиями! Молодцы!
Игра «Сделай то, что я скажу»
Воспитатель. Следующая игра называется «Сделай то, что я скажу». Сейчас я раздам вам по одной картинке с изображением инструментов и прошу встать и подойти ко мне тех, у кого такие инструменты: острые; стеклянные; металлические; нужные, необходимые.
Дети выполняют задание.
Молодцы, с заданием справились!
Игра «Кому принадлежит фраза?»
Воспитатель. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.
Игра «Путаница»
Воспитатель. Ребята, слышите, кто-то к нам стучится. Да ведь это Незнайка. Он говорит, что тоже все знает о профессиях. И даже написал предложения о том, как работают люди различных профессий. Но я подозреваю, что Незнайка не все сделал правильно. Давайте проверим. Для этого мы сыграем в игру «Путаница».
Повар приготовил вкусный дуб. (Суп.)
К больному пришел грач. (Врач.)
Садовник поливает цветы из шейки. (Лейки.)
Водитель сидит за кулем. (Рулем.)
Портной сшил плач. (Плащ.)
Вы все верно отгадали, молодцы!
Игра с мячом
Воспитатель. Дети, прошу всех выйти ко мне. Мы поиграем с мячом. Я буду называть инструменты, а вы ответите, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.
Ножом… (режут).
Метлой… (метут).
Пилой… (пилят).
Из лейки… (поливают).
Топором… (рубят).
Половником… (наливают).
Лопатой… (копают).
Иглой… (шьют).
Ножницами… (стригут).
Расческой… (причесывают).
На весах… (взвешивают).
В кастрюле… (варят).
В сковороде… (жарят).
Градусником… (измеряют).
Кистью… (рисуют).
Молодцы, дети!
Упражнение «Найди и раскрась!»
Воспитатель. Незнайка опять что-то хочет сказать. Оказывается, он нарисовал много разных предметов. Но у него было мало бумаги, и он нарисовал на одном и том же месте предметы и один инструмент, и все их перепутал. Я предлагаю вам рассмотреть его рисунок, найти среди предметов инструмент и раскрасить его цветным карандашом.
Дети раскрашивают один инструмент и дарят рисунки Незнайке.
Незнайка, любое дело нужно делать хорошо, на совесть. Ты знаешь такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит»? Ребята, а вы знаете? Кто может объяснить смысл этой пословицы?
Дети отвечают.
Правильно, каждый человек должен трудиться, чтобы жить. И каждый должен выполнять работу хорошо. Ведь любая работа приносит людям пользу. И мы уже знаем, что все профессии нужны, все профессии важны.
Воспитатель подводит итог занятия. Незнайка угощает детей.