Гаркуша Ю. Ф., канд. пед. наук, доцент МПГУ, Москва
Одним из важнейших направлений совершенствования процесса коррекционной работы в специальных дошкольных учреждениях можно считать усиление взаимодействия специалистов психолого-педагогической и медицинской служб, привлечение семьи ребенка к решению его проблем.
В этом может помочь созданная нами карта развития дошкольника с нарушением речи, образец которой приводится в конце статьи. Она позволит каждому из взро-слых (прежде всего специалистов), участвующих в воспитании и обучении ребенка, получить целостное представление о его успехах, согласовать и, если необходимо, в процессе работы изменить психолого-педагогические воздействия. Периодичность внесения данных в карту развития ребенка (два-три раза в год) может быть уточнена специалистами и зависит от многих факторов (особенностей психофизиологического развития, степени выраженности отклонений, определения времени их коррекции или компенсации и др.).
В статье описаны структура и основное содержание соответствующих научно-методических материалов. Особое внимание мы уделили тем разделам комплексного изучения развития ребенка, которые недостаточно освещены в специальной литературе.
Предварительные данные о ребенке. В этой части таблицы содержатся: информация о том, где во-спитывался ребенок до поступления в специальную группу; основные сведения о его семье; анамнез; за-ключения специалистов.
В графе «Особенности перинатального развития» отмечается, как протекали беременность и роды у матери, описывается состояние новорожденного. При характеристике развития ребенка в раннем возра-сте указывается, какие заболевания он перенес в первые годы жизни; наблюдался ли у невропатолога (других специалистов); своевременно ли проявлялись его двигательные и познавательные функции; когда он начал гулить, лепетать, произносить первые слова, фразы, как у него наращивался активный лексикон (быстро, медленно). Важное значение придается тем особенностям перинатального и раннего развития, которые могли (могут) повлиять на психофизиологию ребенка в целом и его речь в частности.
В графу «Заключения специалистов» вносятся сведения, полученные перед поступлением ребенка в специальную группу (из представленных родителями справок, или карты индивидуального развития, заполняемой в поликлинике по месту жительства, а также из результатов его обследования на заседании психолого-медико-педагогической комиссии); каждый пункт должен содержать дату. Особое внимание уделяется логопедическому заключению, в котором фиксируется не только уровень речевого развития, но и раскрывается специфика его нарушения в соответствии с критериями клинико-педагогиче-ской классификации. В графу «Другие специалисты» можно поместить указания других, наиболее нужных для ребенка врачей в условиях до-школьного учреждения (например, психиатра, ортопеда и др.).
Карта развития имеет три основных раздела. I. Психофизиологиче-ское развитие. II. Характеристика условий воспитания. III. Становление личности и индивидуальности, социальное развитие.
I раздел включает три подраздела. 1. Физическое развитие. 2. Познава тельная сфера. 3. Особенности ада-птации в дошкольном учреждении.
Анализируя физическое развитие ребенка, важно привести данные о двигательных функциях (состоянии общей, тонкой и артикуляционной моторики). Кроме того, следует указывать номер его группы здоровья.
При характеристике познавательной сферы ребенка отмечаются основные особенности разных видов восприятия (прежде всего зрительного и слухового, в том числе фонематического), памяти, мышления, речи, внимания и воображения. В отличие от подробных и необходимых данных, представленных в речевой карте ребенка, графа «Речь» в карте его развития должна содержать наиболее существенные ее характеристики: понимание обращенной речи, фразовая речь (есть; нет; начатки); лексико-грамматический строй (соответствует норме; нарушен; имеются какие-то пробелы); произношение (особенности звукопроизношения; интонационный аспект - норма, нарушен, недостаточно развит; голос - нормального звучания, нарушен - сиплый, очень тихий, с носовым оттенком и др.).
При описании особенностей адаптации ребенка в дошкольном учреждении кратко характеризуют его отношение к новой обстановке: как переносит переход из домашних условий, длительное отсутствие матери (легко, с трудом); как контактирует с педагогами и детьми (охотно, неохотно, тяжело); быстро или медленно привыкает к режиму дня; часто ли болеет, покинув дом, и др.
II раздел включает таблицу с подразделами: социокультурный статус семьи; особенности среды ближайшего окружения; стиль воспитания; домашние условия для развития; отношение членов семьи к речевому нарушению, другим отклонениям в развитии.
При характеристике социокультурного статуса семьи приводятся данные об образовании родителей или лиц, воспитывающих ребенка, сведения об их педагогической компетенции (владеют, не владеют или недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями об особенностях детей дошкольного возраста; имеют навыки полноценного воспитания ребенка или не имеют, пользуются ими или нет).
Под особенностями среды ближайшего окружения понимаются самые существенные ее черты: кто занимается воспитанием (преимущественно мать, отец, бабушка, дедушка и т.д.); сколько времени и внимания уделяется ребенку (достаточно, много, мало); какие средства воспитания используются (гуманные - традиционные, нетрадиционные, негуманные - физические наказания); каков психологический климат в семье (благоприятный, не всегда благоприятный, неблагоприятный); на каком языке там говорят и др.
Характеристика стиля воспитания включает сведения об основных его особенностях: демократический, авторитарный, гиперопека, равнодушное отношение к воспитанию, попустительство и др.
Описывая домашние условия для развития ребенка, важно указать его среду обитания (наличие отдельной комнаты или уголка для игр и занятий и др., возможности использования необходимых материалов - игрушек, принадлежностей для рисования, конструкторов, детских книг и др., их соответствие возрасту, особенностям психофизиологического развития, интересам и склонностям ребенка).
В последний подраздел включаются сведения, характеризующие отношение членов семьи к индивидуально-личностным качествам ребенка, его речевым нарушениям, другим отклонениям в развитии (адекватное отношение к дефекту; фиксация на нем; безразличие и др.).
III раздел включает четыре подраздела. 1. Особенности индивидуально-личностного развития. 2. Особенности общения. 3. Развитие разных видов деятельности. 4. Особенности обучаемости, краткая характеристика зоны ближайшего развития.
В графе «Мотивы поведения» первого подраздела фиксируются наиболее характерные из них (игровые, соревновательные, познавательные, личностные и др.), отмечается их соответствие возрасту ребенка. Для старших дошкольников важно отметить установление иерархии мотивов (усиление познавательной и личностной мотивации).
Основные особенности, характеризующие развитие самосознания ребенка (образ «Я»; отношение к себе и представления; знания о себе), вносятся в соответствующую графу. Для младших дошкольников важно отметить возможности осознания себя, понимания своей половой принадлежности, а также выяснить, появилось ли у ребенка чувство гордости за собственные достижения. У старших дошкольников отмечаются:
а) особенности самооценки (неустойчивая, устойчивая, заниженная, завышенная, адекватная; соответствует ли предвосхищаемая самооценка умений и навыков самооценке по результату); б) уровень притязаний (соответствует ли он возможностям выполнения, адекватно или неадекватно ребенок реагирует на успех или неудачу и др.).
Представление об интересах и склонностях ребенка позволяют составить данные о его основной направленности (любит играть c куклами или машинами, интересуется книгами, нравится больше двигаться и т.п.).
Говоря о проявлении темперамента и характера, описывают процесс их становления у ребенка (спокойный, уравновешенный, импульсивный, легко возбудимый, расторможенный, гиперактивный, медлительный, заторможенный, чрезмерно впечатлительный, стеснительный, часто агрессивно настроенный, быстро меняется настроение, быстро надоедает какое-то занятие; добродушный, заботливый, трудолюбивый и др.). При этом важно понять, какие черты характеризуют возрастные особенности, а какие свидетельствуют о становлении индивидуальности.
В подразделе «Особенности общения» отражаются его уровень и качество со взрослыми и сверстниками. Эти сведения имеют особое значение потому, что у ребенка с нарушением речи появление соот ветствующей его возрасту формы общения зачастую задерживается.
Говоря об общении со взрослыми, на наш взгляд, целесообразно обозначить ту его форму, которая преобладает в настоящее время. Наши наблюдения показывают, что коммуникативные возможности ребенка с нарушением речи важно сопоставить с данными о детях, имеющих нормально развитую речь. При этом можно использовать характеристику основных форм общения ребенка до-
школьного возраста М.И. Лисиной.
Фиксируя особенности общения со сверстниками, помимо указания на преобладающую его форму (в сравнении с нормально развивающимися детьми), можно отметить индивидуальные качества ребенка, уровень культуры его общения (чаще использует невербальные/вербальные средства; умеет/не умеет выслушивать собеседника и др.).
Сведения, приведенные в подразделе «Развитие разных видов деятельности», характеризуют их уровень и качественные особенности.
В графе «Игра» важно отметить соответствие уровня развития игровой деятельности ребенка (например, по Д.Б. Эльконину) его возрасту. Следует выяснить, использует ли ребенок речь в процессе игр (активно использует, редко, не использует), владеет ли навыками диалога. Описывается его поведение в игре (доброжелателен по отношению к другим детям, стремится исполнять ведущие роли, быть незаметным, лидером и др.).
К другим видам деятельности ребенка с речевым нарушением можно отнести данные о художественных навыках (рисовании, лепке, аппликации), конструировании, элементах трудового, учебного процессов и др. Важно выделить, в каких видах деятельности умения и навыки ребенка наиболее и наименее развиты, какие из них предпочитает и т.п.
Сведения в подраздел «Особенности обучаемости, краткая характеристика зоны ближайшего развития» вносят разные специалисты (логопед, психолог, воспитатель и др.), работающие с ребенком. Основная цель данных, полученных в результате сопоставления записей, состоит в том, чтобы определить потенциальные возможности ребенка.
Здесь собираются сведения о том, как дошкольник усваивает программный материал и овладевает соответствующими навыками и умениями (быстро, медленно, легко, с трудом, прочно и т.п.), как он (с учетом возраста) овладевает способами умственной деятельности (элементарными формами сравнения, обобщения, классификации, анализа и синтеза). Важно отметить, какие виды помощи необходимы ему в процессе занятий и вне их (пояснения, указания, повторение инструкций, наводящие вопросы, наглядные опоры, образцы действий и т.п.).
Характеризуя «Зону ближайшего развития» (ЗБР) ребенка, специалисты отмечают то, что в настоящее время он умеет делать с помощью взрослого (например, составить связный рассказ, опираясь на вопросы педагога; собрать картинку из трех частей; сконструировать что-то и др.) и чем он сможет в ближайшее время овладеть самостоятельно (например, составить рассказ, используя наглядные опоры или без них; овладеть умением реализовывать собственный замысел в процессе конструирования и др.). Особое внимание уделяется выявлению наиболее важных для дальнейшего развития ребенка потенциальных возможностей.
На основе данных карты развития ребенка с нарушением речи специалисты основных служб специального образовательного учреждения (педагогической, психологической и медицинской) составляют стратегическую комплексную программу коррекционно-развивающей работы. Они вписывают в нее свои заключения об особенностях развития дошкольника, основные направления его работы, рекомендации для родителей или домашних воспитателей. В конце учебного года специалисты фиксируют результаты выполнения программы.
Таблицы позволяют кратко, емко и в обобщенной форме записывать основную информацию об особенностях развития ребенка, полученную в результате наблюдений и обследований, а также фиксировать его динамику во время пребывания в дошкольном учреждении.
Нами разработаны подробные методические рекомендации по составлению карты развития ребенка дошкольного возраста с нарушением речи, которые содержат обоснование каждого из ее разделов и конкретные варианты их заполнения. В ближайшем будущем мы представим их в соответствующем пособии.
Предлагаемые научно-методические материалы апробированы в течение нескольких лет в ряде специальных дошкольных образовательных учреждений Москвы (ГОУ № 1853 Зеленоградского учебного округа,
№ 1707 СВУО, № 1820 ЮУО, Центре развития ребенка ДОУ № 1844 и др.). Опыт показывает эффективность их применения в процессе воспитания ребенка с нарушением речи в целях гармонизации его развития и более полной компенсации нарушенных функций.
карта развития ребенка