Карнаушкина С.С., воспитатель ДОУ № 39, г. Видное, Московская обл.
Занятие предназначено для подготовительной к школе группы.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);
- закреплять умение отвечать на вопросы, составлять небольшие сказки;
- учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
- упражнять в различении твердых-мягких согласных;
- развивать стремление рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
- учить произвольно изменять силу голоса (говорить тише, шепотом);
- упражнять в подборе определений к заданным словам;
- закреплять навыки чтения;
- развивать высшие психические функции (внимание, память, логическое мышление);
- активизировать словарь.
- воспитывать чувство доброты, приучать заботиться о тех, кто слабее или попал в беду;
- воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь);
- вызвать эмоциональный настрой на сказку;
- воспитывать культуру речевого общения.
ПОДГОТОВКА
1. Готовятся картинки с изображениями машины, индюка, кошки, иголки.
2. Бумага, плоскостные домики каждому.
3. Таблички с именами «Мики» и любым другим.
4. Листочки с цифрами от 1 до 9 для конструирования лодки.
5. Бумажные кружочки красного, синего, желтого цвета.
***
Дети входят в зал, воспитатель встречает их.
Воспитатель
Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
С интересной новой сказкой
Познакомлю вас сейчас.
Все поближе подойдите,
Свои глазки покажите.
Послушайте сказку, ребята.
Солнышко было уже высоко в небе, когда медведь Миша отправился в лес за малиной.
- Пи-пи-пи - послышалось рядом. Под кустом сидел маленький серенький мышонок и жалобно плакал.
- Как тебя зовут? - басом спросил Миша.
Но мышонок был так напуган, что не смог назвать своего имени.
Давайте поможем медведю узнать имя мышонка. Перед вами четыре картинки. Узнать его имя мы сумеем, если сложим первые звуки в названии картинок. (Показывает картинки с изображениями машины, индюка, кошки, иголки.) Ответьте, что (кто) это и назовите первый звук в слове.
Дети отвечают.
Так как же зовут мышонка?
Дети. Мики.
Воспитатель. С вашей помощью, ребята, медведь Миша узнал имя мышонка. Слушайте дальше сказку.
- Что случилось, мышонок Мики? - спрашивает Миша.
- Мою норку затопило водой. Где же я буду жить? Я хочу спать и есть… - еще громче заплакал мышонок.
Ребята, а как вы думаете, что же было дальше?
Дети отвечают.
Давайте поможем мышонку! А как мы можем ему помочь?
Дети отвечают.
Конечно, лучше сделать для него домик, потому что норку опять может затопить водой. (Настраивает детей на внимание.) Тихо садитесь за столы, выпрямите спинки. Ваши глазки…
Дети. Внимательно смотрят.
Воспитатель. Ваши ушки…
Дети. Внимательно слушают.
Воспитатель. Ваши ноги…
Дети. Нам не мешают.
Воспитатель. Ваши руки…
Дети. Нам не мешают, а помогают.
Воспитатель. Ребята, у вас у каждого на столе лежат бумага и домики. Вам нужно обвести домик и заштриховать его. Крышу и трубу - горизонтальными полосками, домик и окошко - вертикальными. Но сначала скажите мне, горизонтально - это как?
Дети. Слева направо.
Воспитатель. А вертикально?
Дети. Сверху вниз.
Воспитатель. Когда домик заштриховали, оборвите вокруг него лишнюю бумагу.
Звучит музыка, дети работают.
Какие красивые домики у вас получились, как их много. Один домик для мышонка. А другие для кого?
Дети. Он подарит их своим друзьям.
Воспитатель. Вы так усердно трудились, ваши спинки устали. Давайте немного отдохнем. Машенька, помоги мне, пожалуйста.
Проводится физкультминутка. Дети стоят за столами, Маша перед ними. Все слова сопровождаются движениями.
Дети и Маша
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям,
Когда лежу, стою, сижу -
За позвоночником слежу.
Я позвоночник сберегу
И от болезни убегу.
Воспитатель. Ребята, давайте на домик мышонка повесим табличку с его именем. Вот перед вами две таблички. (Показывает.) Какая табличка с именем мышонка? Почему?
Дети. Это табличка со словом «Мики», в нем два мягких согласных звука.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, какой одинаковый звук есть в словах «машина», «малыш», «мышонок», «малина»?
Дети. Звук [м].
Воспитатель. Какой это звук?
Дети. Согласный, звонкий, твердый.
Воспитатель. Молодцы! Правильно. Ребята, в нашей сказке медведь Миша какой?
Дети. Большой, косолапый, добрый.
Воспитатель. А мышонок?
Дети. Маленький, серенький, грустный, жалкий.
Воспитатель. Давайте поиграем. Эта игра требует внимания. Вы станете делать то, что я буду говорить, не обращая внимания на мои движения. (Делает движения, не соответствующие тексту.)
Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
Дети делают соответствующие движения.
Домик для мышонка мы сделали. А вдруг к его домику опять подойдет вода, как же тогда ему спастись?
Дети отвечают.
У вас на столах лежат листочки с цифрами от 1 до 9. Их нужно соединить по порядку. Если правильно соедините, то узнаете, на чем мышонок сможет спастись.
Дети выполняют задание.
Что у вас получилось?
Дети. Лодочка.
Воспитатель. Молодцы. Ваши пальчики устали, давайте сделаем гимнастику для них.
Мышка мыла мылом лапку:
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно:
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой:
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла:
Видно, он боялся мыла.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Сядьте правильно, выпрямите спинки. Ребята, у вас у каждого на столе кружки-символы трех цветов. Что обозначает красный цвет?
Дети. Радость.
Воспитатель. А синий?
Дети. Жалость.
Воспитатель. Что обозначает желтый цвет?
Дети. Желание помочь.
Воспитатель. Пожалуйста, покажите мне свое отношение к этой сказке.
Дети поднимают кружок, цвет которого соответствует их отношению к сказке.
Сегодня вы слушали сказку. А чем еще занимались?
Дети отвечают. В конце занятия воспитатель приносит красивый домик. В нем спит мышонок.
Ребята, посмотрите, какой красивый домик. В нем спит мышонок. Давайте ему шепотом скажем: «Мышонок Мики, приятных тебе снов».
Дети шепотом повторяют.
Но он нам оставил письмо.
Дети (читают). «Спа-си-бо!».
Воспитатель. А еще он оставил для нас угощение. За все это что мы мышонку скажем?
Дети. Спасибо!
Воспитатель
А вам, ребята, помнить нужно:
От беды спасает дружба!