«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Волшебный куб

27 ноября, 2006 Рубрика: Речевые игры и упражнения Фигуренко Е.В.

Фигуренко Е.В., учитель-логопед ДОУ № 207, г. Омск
Игра-конструктор «Волшебный куб» представляет собой многофункциональное развивающее пособие для детей 3-7 лет. Она предназначена как для совместной со взрослым, так и для самостоятельной игры. При работе с пособием у ребенка развиваются мелкая моторика пальцев рук, сенсорное и пространственное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, связная речь, расширяется словарный запас, формируется культура общения. Кроме того, «Волшебный куб» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.
Пособие включает в себя шесть двусторонних ковриков, соединяющихся при помощи пуговиц, молний, кнопок и т.д., и куб с разноцветными гранями, на которые нашиты прозрачные кармашки для размещения в них различных предметных и сюжетных картинок, схем и символов. Картинки могут заменяться по усмотрению педагога в соответствии с развивающими целями игры, а значит, в игрушке заложены большие возможности для вариативного ее использования.
Игры с «Волшебными ковриками»
Развитие мелкой моторики рук
• Застегивание и расстегивание разъемных и неразъемных молний, ремешков, пряжек, зажимов, кнопок, крючков, пуговиц, завязывание узлов, бантиков, выполнение шнуровки.
Развитие пространственного восприятия
• Электронная муха.
Цели: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре.
Оборудование: клетчатое панно, муха-фишка.
• Крестики-нолики.
Цели: усвоение пространственных отношений, развитие логического мышления.
Оборудование: клетчатое панно, крестики и нолики.
• Расположи геометрические фигуры.
Цели: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление знания геометрических форм, понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре.
Оборудование: клетчатое панно, геометрические фигуры.
Развитие связного высказывания
Для данных целей используются различные сюжетные картинки, размещенные на ковриках.
Закрепление лексико-
грамматических отношений
В данном случае используются специальные задания-сюрпризы, размещенные в кармашках ковриков.
Игры с «Волшебным кубом»
Тренинг выразительной мимики
• Какой цвет у тебя сегодня любимый? (Выбери свое настроение.)
Цель: определение эмоционального настроя ребенка.
Оборудование: цветные грани куба, пиктограммы, картинки с изображением героев, находящихся в разном настроении.
• Изобрази настроение героя.
Цели: развитие мимики, эмоциональной сферы, чувства сопереживания сказочному герою.
Оборудование: картинки с изображением настроения героев.
Закрепление знаний цвета, формы
• Что бывает такого цвета?
Цель: закрепление знаний основных и оттеночных цветов.
Оборудование: цветные фишки (зеленая фишка - елка, трава, огурец, кактус и т.д.).
• Что бывает такой формы?
Цели: закрепление знания геометрических форм, развитие словарного запаса, обучение выделению по форме конкретных предметов из окружающей обстановки.
Оборудование: геометрические фигуры.
Развитие зрительного восприятия
• Найди ошибку художника.
Цель: развитие зрительного гнозиса.
Оборудование: сюжетные картинки.
• Узнай предмет.
Цель: развитие зрительного гнозиса.
Оборудование: картинки с зашумленным изображением предметов, букв.
• Узнай силуэт.
Цель: развитие зрительного гнозиса.
Оборудование: силуэтные картинки.
Закрепление лексико-
грамматических представлений
• Скажи наоборот.
Цель: развитие антонимии.
Оборудование: предметные картинки (высокий - низкий, веселый - грустный, голодный - сытый, злой - добрый).
• Как голос подает, передвигается, защищается?
Цель: расширение и активизация глагольного словаря.
Оборудование: предметные картинки (кошка мяукает, мурлычет; бежит, идет, крадется; царапается, кусается, фыркает, шипит).
• Сколько? (Назови предмет столько же раз.)
Цель: упражнение на согласование числительного с существительным.
Оборудование: определенное количество предметов, предметная картинка с цифрой (семь цыплят; одна мышь, две мыши, три мыши, четыре мыши, пять мышей).
• Назови ласково.
Цель: упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки (майка - маечка, пальто - пальтишко, пиджак - пиджачок).
• Подбери признаки. (Какой предмет по цвету, форме, материалу?)
Цели: расширение словаря признаков, упражнение в согласовании прилагательных с существительным.
Оборудование: предметные картинки (яблоко - красное, круглое, крупное, спелое, сочное, сладкое, свежее и т.д.).
• Подбери действия.
Цели: расширение глагольного словаря, упражнение в согласовании глагола и существительного.
Оборудование: предметные картинки (белка - скачет, резвится, перепрыгивает, запасается, прячется, защищается, цокает; синица - летит, подлетела, перелетела, пролетела, вылетела).
• Чей предмет?
Цель: упражнение в согласовании местоимения и существительного.
Оборудование: предметные картинки (юбка моя, шорты мои, свитер мой, пальто мое).
• Чей? Чья? Чье?
Цель: упражнение в согласовании притяжательного прилагательного с существительным.
Оборудование: сюжетные картинки (лисий хвост, медвежья лапа, заячье ухо, беличьи уши).
Работа над предложением
• Составь предложение со словом - названием предмета.
Цель: развитие связного высказывания.
Оборудование: предметные картинки.
• Составь предложение по картинке. (Составь предложение по схеме.)
Цель: развитие связного высказывания.
Оборудование: сюжетные картинки, схемы предложений.
• Составь предложение, используя нужное словечко.
Цели: уточнение значения предлогов, введение предлогов в пассивный и активный словарь ребенка.
Оборудование: сюжетные картинки или схемы предлогов в, из, на, с, над, под, из-под, между, за, из-за, около, от.
Развитие связной речи
• Назови и объясни. (Назови и опиши.)
Цели: расширение и активизация словарного запаса, развитие связной речи, мышления.
Оборудование: предметные картинки.
• Сравни.
Цели: расширение и активизация словарного запаса, развитие связной речи, мышления.
Оборудование: пары предметных картинок (лиса - кот, курица - утка, кресло - стул).
• Вспомни сказку.
Цели: воспитание интереса к художественному произведению, развитие памяти, речи.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением сказочных героев, сюжетов знакомых сказок.
• Придумаем вместе историю (сказку).
Цели: обучение придумыванию поучительных и развлекательных историй, развитие связной речи, фантазии и воображения, моделирование желательного поведения, эмоциональное раскрепощение.
Оборудование: предметные картинки с изображением сказочных героев, зверей, предметов.
Закрепление артикуляционного образа звуков
• Выполни артикуляционное упражнение.
Цель: закрепление правильных артикуляционных укладов.
Оборудование: артикулемы, схемы-символы артикуляционных упражнений.
• Узнай звук по артикуляции.
Цель: закрепление правильных артикуляционных образов.
Оборудование: артикулемы, схемы звуков.
Звукобуквенный и слоговой анализ
• Угадай звук и придумай слова на него.
Цель: закрепление навыка определения звука по артикуляции, по звуковым символам.
Оборудование: артикулемы, звуковые символы.
• Назови первый (последний) звук в слове.
Цель: закрепление навыка выделения первого (последнего) звука в слове.
Оборудование: звуковые символы, предметные картинки.
• Придумай слово на заданный звук.
Цель: закрепление навыка звукового анализа.
Оборудование: артикулемы, схемы звуков.
• Прочитай слово по первым звукам.
Цель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Оборудование: карточки с предметными картинками, по первым звукам в названии которых можно прочитать слово (мухомор, акула, краски - мак).
• Назови букву и припомни слова с таким звуком.
Цели: закрепление зрительного образа буквы, навыка звукобуквенного анализа.
Оборудование: буквы.
• Определи, сколько звуков (слогов) в слове.
Цель: закрепление навыка звукового (слогового) анализа слов.
Оборудование: предметные картинки.
• Назови все гласные (согласные) звуки в слове.
Цель: закрепление навыка звукового анализа слов.
Оборудование: предметные картинки.
• Четко проговори слово, на каждый слог перекладывая куб с руки на руку.
Цель: закрепление навыка употребления слов со сложной слоговой структурой.
Оборудование: предметные картинки (велосипедисты, мотоциклист, милиционер, фотограф, аквариум, экскаватор).
• Прочти слог и добавь к нему еще один (два), чтобы получилось слово.
Цель: закрепление навыка звукослогового анализа слов.
Оборудование: слоги.
• Разгадай ребус.
Цели: закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов, развитие мышления.
Оборудование: ребусы.
• Изографы.
Цели: развитие зрительного восприятия образа буквы, пространственных представлений, мышления.
Оборудование: изографы.
Детям очень нравится играть как с ковриками, так и с кубом, они уже самостоятельно придумывают разнообразные варианты игр.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск