«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Волшебная поляна

23 мая, 2006 Рубрика: Речевые игры и упражнения Бадяева Н.Е. Десюкова Н.В.

Бадяева Н.Е., учитель-логопед; Десюкова Н.В., учитель-логопед детского дома № 2, г. Киселевск, Кемеровская обл.
Широко известен тот факт, что обучение дошкольников целесообразнее всего проводить с опорой на наглядность. В то же время существует реальная опасность перенасыщения коррекционных занятий, особенно групповых, дидактическим материалом. С одной стороны, логопеда или воспитателя можно понять: они стремятся дать детям как можно больше знаний, объяснить все в доступной форме, показать. Но с другой - слишком большое количество наглядных пособий утомляет дошкольников, затруд няет переключаемость их с одного вида деятельности на другой. В первую очередь это касается воспитанников детских домов, ослабленных, как правило, и соматически и психически.
Современные пособия обычно используются для развития каких-либо отдельных функций или речевых компонентов. Нам же удалось разработать и апробировать на практике универсальное пособие, решающее одновременно множество вопросов.
Мы назвали его «Волшебной поляной». Для изготовления пособия понадобятся листы ватмана, гуашевые краски, кнопки, липучки. Основа - какой-либо пейзаж, мы расскажем о работе с летним лесным. Целесообразно иметь пейзажи всех времен года. Съемные картинки могут изображать не только зверей, птиц и насекомых, но и людей, а при работе с пособием, изображающим осень, - овощи, фрукты, перелетных птиц. Персонажи должны быть нарисованы на отдельных листах, чтобы они перемещались по желанию педагогов и детей. Листы ватмана следует разрезать на несколько квадратов и нарисовать пейзаж по ним. Это облегчит, при необходимости, перемещение пособия.
Размер «Волшебной поляны» достаточно большой - 245 
170 см, поэтому она сможет украсить одну из стен логопедического кабинета или групповой комнаты. В нашем детском доме пособие используется не только на занятиях логопеда, но и воспитателей (по ознакомлению с окружающим, развитию речи и даже обучению математике). Оно апробировано в подготовительной к школе группе, но использовать его можно и для детей, начиная с 4-летнего возраста.
Конспект фронтального занятия
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Коррекция звукопроизношения.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Накопление и обогащение активного словаря.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие зрительно-пространственного гнозиса.
  • Активизация познавательных процессов.

ОБОРУДОВАНИЕ
«Волшебная поляна», на которой представлен летний лесной пейзаж с большим количеством деревьев, грибов, цветов, а также лесных обитателей (насекомых, зверей, птиц).
* * *
Звукопроизношение

  • На этапе дифференциации (например [л]-[р]), логопед предлагает детям назвать слова только со звуком [л] или только со звуком [р].

[Л]
Лиса
Белка
Дятел
Олененок
Ландыш
Листья
Дупло
Ель
Ствол
Солнышко
[Р]
Ворона
Дерево
Тропинка
Муравей
Бревно
Крона
Трава
Грибок
Кустарник
Стрекоза

  • На этапе введения звуков в речь логопед предлагает повторить или самостоятельно составить словосочетания или предложения.

Ворона на дереве.
Белка в дупле.
Грибок в траве и т.д.
Фонематическое восприятие

  • Логопед молча указкой показывает картинку, дети определяют наличие или отсутствие заданного звука и поднимают соответствующую ему букву.
  • Логопед предлагает детям назвать слова, в которых есть оба звука [л] и [р]. Затем дети называют слова, где вообще отсутствуют дифференцируемые звуки.

Активный словарь

  • Дифференцируя понятия звери, насекомые, птицы, логопед просит одного ребенка назвать только птиц, другого - только зверей, третьего - только насекомых. Далее логопед предлагает детям порассуждать о том, чем птицы отличаются от зверей.

У птиц перья - у зверей шерсть. У птиц две лапы - у зверей четыре. Птицы летают - звери ходят и т.д.

  • Логопед предлагает детям вспомнить, как называются детеныши зверей и птиц, изображенных на пособии.
  • Обогащение словаря словами-признаками (прилагательными).

Трава (какая?) - зеленая, густая, яркая, сочная. Дерево (какое?) - высокое, толстое, ветвистое, дуплистое, старое. Ежик (какой?) - маленький, колючий, сердитый, игольчатый.

  • Обогащение словаря глаголами.

Тропинка (что делает?) - бежит, извивается, тянется. Лиса (что делает?) - выслеживает, прячется, наблюдает, охотится. Солнышко (что делает?) - светит, греет, выглядывает, прячется.
Грамматический строй речи

  • Отработка предложно-падежных конструкций. Логопед предлагает детям назвать, кто где сидит.

Олененок на тропинке. Белка под деревом. Лиса за бревном, выглядывает из-за бревна. Заяц около (у) бревна. Елка между дубом и кленом.

  • Образование единственного - множественного числа. Логопед предлагает детям назвать каждого персонажа и предме ты, изображенные на «Волшебной поляне» сначала в единственном, затем во множественном числе.

Белка - белки, лиса - лисы, еж - ежи, дятел - дятлы, бревно - бревна, дерево - деревья.

  • Согласование в роде, числе и падеже.

Логопед. Ребята, послушайте, что произошло на нашей поляне. Солнышко спряталось, стал накрапывать дождик, и все звери, птицы и насекомые разбежались кто куда. Скажите, кого теперь на поляне нет?
Дети (убирая картинки). На поляне нет зайчика, нет белок. С поляны улетела ворона.

  • Образование притяжательных прилагательных.

Логопед. Это белка. У белки все беличье: беличья морда, беличий хвост, беличьи уши.
А теперь по образцу расскажите о лисе, о зайце и т.д.
Дети выполняют задание.
Связная речь
Рассмотренные этапы коррекционной работы подготавливают почву для составления связного рассказа с опорой на пособие.
Логопед. Наступил ясный летний день. Выглянуло солнышко. Все лесные обитатели вышли на полянку.
Дети по цепочке продолжают рассказ. Каждый ребенок говорит о каком-либо звере, птице или насекомом.
Дети. Олененок стоит на тропинке и любуется стрекозой. Красивая бабочка сидит на цветке и пьет сладкий нектар. Лиса спряталась за бревном и наблюдает за зайцем. Дятел сидит на дереве и долбит клювом ствол. Две белки играют в прятки и т.д.
Затем логопед предлагает одному-двум детям повторить весь рассказ полностью.
Мелкая моторика

  • При работе с предложно-падежными конструкциями дети перемещают персонажей с помощью кнопок и липучек.
  • При работе над развитием зрительного-пространственного гнозиса дети прикрепляют цветы и грибы слева, справа от тропинки и т.д.

Зрительно-пространственный гнозис

  • Логопед предлагает назвать лесных обитателей, которые смотрят влево, вправо.
  • Дети определяют, кто находится ближе, кто дальше.
  • Дети говорят, кто сидит на дереве выше, кто ниже, а кто посередине.

Познавательная деятельность

  • Игра «Что изменилось?». Логопед предлагает детям закрыть глаза и меняет одного-двух персонажей местами. Дети должны найти изменения.
  • Игра «Почему?». Проводится для развития словесно-логического мышления. Логопед предлагает порассуждать на разные темы.

Почему лиса спряталась за деревом?
Почему олененок один, без мамы, оказался в лесу?
Почему ворона такая печальная?

  • Для развития воображения и творческой фантазии логопед предлагает детям придумать сказку о том, что лиса не стала охотиться за зайцем, а подружилась с ним и т.п.

Таким образом, используя пособие «Волшебная поляна», на одном фронтальном занятии можно реализовать все основные задачи коррекционной работы.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск