«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


В инструментальную копилку практикующего логопеда

23 мартa, 2006 Рубрика: Мастер-класс

Сиротюк А.Л., д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии Тверского областного института усовершенствования учителей
Развивающаяся психика детей до 9-летнего возраста пластична и готова к коррекции. Она должна быть направлена на формирование не изолированных действий путем их «натаскивания, тренировки и дрессировки», а базисных психологических факторов, лежащих в основе высших психических функций, к которым относится и функция речи. Ее полноценное становление, в свою очередь, служит необходимым условием для успешного развития абстрактно-логического мышления, самоконтроля, программирования, рефлексии, ответственности и т.д.
О.Н. Усанова указывает на то, что «в формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом» [6, с. 94].
Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми. Старые переходят в новые, существуют в них как базис, работают под управлением постоянно появляющихся высших уровней организации мозга [1].
Э. Кречмер сформулировал две основные закономерности в развитии мозга [9].
1. При развитии высших ступеней мозга низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением высших».
2. Высшие психические функции развиваются снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и высшим.
Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается только после того, как пройдет полноценное становление функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, соматогнозиса, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов, межполушарного взаимодействия и т.д. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии.
В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи.
Следует помнить, что у 7-летнего ребенка хорошо развиты только «внешняя» речь, и, следовательно, «внешнее» мышление. Читать и размышлять ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет сформирована «внутренняя» речь и, следовательно, «внутреннее» мышление. Перевод мыслей в письменную речь - еще более сложный процесс, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, основную слуховую, центр слуховых ассоциаций, основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр. Интегрированные схемы мышления передаются в область вокализации и лимбическую систему, что делает возможным построение слов в устной и письменной речи.
К базисным психологическим факторам, становление которых является обязательным условием для развития речи, относятся:
- модально-специфический (зрительный, слуховой и тактильный гнозис);
- кинестетический (сенсомоторные взаимодействия);
- кинетический (динамиче-
ские процессы);
- пространственный (телесное и внешнее пространство, квазипространство);
- энергетического обеспечения (дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки);
- межполушарного взаимодействия (визуализация, интеллектуальные, мнестические, речевые, номинативные процессы, перекрестные или реципрокные движения);
- произвольной регуляции психической деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, внимание, причинно-следственные отношения, коммуникативные навыки).
Упражнения на развитие базисных психологических факторов
Артикуляция и мелкая моторика рук
Д. Кимура в своих исследованиях показала, что существует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата [8]. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологиче-
ское и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетиче-
ских импульсов от рук» [3], [4]. Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
Домик
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажимать на пальцы левой, а затем - наоборот. Необходимо отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
Карандаши
Логопед раскладывает на столе для каждого ребенка по 10-15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторяется левой рукой.
Волна
Делать волнообразные движения каждым пальчиком отдельно сначала на правой, а затем на левой руке.
Рожицы
Детям предлагается выполнять различные мимические движения: надувать щеки, выдвигать язык, вытягивать губы трубочкой, широко открывать рот. Затем упереться языком во рту в зубы, стараясь «вытолкнуть их наружу». Расслабить язык (10 раз). Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке (10 раз). Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой, затем расслабить (10 раз). Отработать такие движения языка, как щелкание, цокание, посвистывание. Затем выполнить ритмиче-
скую последовательность: 2 щелкания, 2 цокания, 2 посвистывания и т.д.
Звукоразличение (восприятие
и дифференциация шумов)
Для развития функции звукоразличения можно предлагать детям прослушивать аудиокассеты со звуками морского прибоя, ручейка, дождя, криками дельфинов, чаек, лягушек, лесных птиц и т.д., а затем рисовать звуки (перевод аудиальной информации в визуальную).
Визуализация звуков
Включается аудиокассета с определенными звуками. Например, музыка П.И. Чайковского «Времена года» с наложенными звуками морского прибоя, ветра и голосов дельфинов. Детям предлагается, прослушивая музыку, узнать, назвать и нарисовать звуки. Для этого потребуются чистые листы бумаги, гуашевые краски, смешанные с крупой (манка, пшенка) и клеем ПВА, сосуд с водой и полотенце (для мытья рук). Детям предоставляется свобода творчества и возможность рисовать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для каждого пальца выбирается свой цвет краски. Рисунок можно начать одной рукой, продолжить другой и обеими одновременно. Затем дети проводят презентацию рисунков с речевым объяснением своего видения музыки.
Послушать тишину
Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание и биение сердца.
Шумящие коробочки
Логопеду необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных материалами (песок, крупа, скрепки, горох, бумажные шарики и т.д.), которые при сотрясении издают различные шумы. Детям до 7 лет необходимо подготовить 5 пар коробочек с одинаковым шумом в каждой паре (10 штук), после 7 лет - 7 троек с одинаковым шумом в каждой тройке (21 штука). Дети, сотрясая коробочки, отбирают одинаковые пары или тройки.
Запрещенный звук
Логопед предлагает детям ответить на вопрос, исключая какой-то определенный звук либо заменяя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук [м]. Тогда, отвечая на вопрос Какие ягоды растут в лесу?, нельзя говорить малина и земляника. Звук [м] заменяется хлопком.
(Хлопок)-алина, зе-(хлопок)-ляника.
Слово наоборот
Произнести названное логопедом слово наоборот - от конца до начала. Начинать необходимо с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.
Зашифрованное предложение
Мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог хве.
Ма(хве)-ма(хве) - мама, Са(хве)-ша(хве) - Саша, при(хве)-вет(хве) - привет и т.д.
 Добавляемые слоги могут быть любые: фи, пи, мек и т.д.
 Слоги могут добавляться до соответствующего слога или после него.
(Пи)ма-(пи)ма или ма(пи)-ма(пи) - мама.
 Один слог может добавляться до слога, другой - после него.
(Пи)ма(хве)-(пи)ма(хве) - мама.
 Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем и предложения.
Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве). - Дети играли во дворе.
Ритмы
Нарушение функции ритмов речи и дыхания может стать причиной заикания, «застревания» на звуках и т.д., поэтому развитие ритмов крайне важно для формирования функции речи.
Ритм по кругу
Дети садятся в круг. Логопед отстукивает какой-либо ритм. Например, стук - пауза - стук - стук - стук - пауза - стук. Дети внимательно слушают и по команде логопеда повторяют ритм (каждый отдельно или все вместе). Когда ритм освоен, дети по очереди простукивают его об пол слева направо (пространственные представления) сначала правой, затем левой рукой, далее обеими, потом хлопая в ладоши, топая ногами, хлопая по спине соседа справа (или слева). Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и выполняет программу сначала. Задачу можно усложнить, удлиняя и усложняя ритм, используя звуки разной громкости внутри ритмического рисунка.
Пожатие руки по кругу
Дети садятся в круг и берутся за руки. Логопед пожимает ладошку ребенка справа (слева) в определенном ритме. Например: пожатие - пауза - пожатие - пожатие - пауза. Ребенок должен передать заданный ритм дальше по кругу, не меняя его рисунка. Пожатие можно заменить осторожным похлопыванием по спине.
Межполушарное взаимодействие
Визуализация водопада
Детям предлагается с закрытыми глазами представить водопад. Необходимо рассмотреть высокое голубое небо, яркое солнце, детали горных порогов и огромную лавину воды. При этом тело должно почувствовать ее прохладу, тысячи мельчайших брызг на лице и запах свежести. Уши могут услышать шум падающих струй и стук камней.
Лезгинка
Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Для усложнения упражнения добавляются движения глаз и языка, сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза - в сторону кулачка, язык - в сторону ладошки).
Упражнения для глаз
Голова фиксирована. Выполнять движения глаз с подключением дыхания, одно- и разнона-
правленных движений языка.
 Глаза и язык вправо - вдох (пауза), и.п. - выдох (пауза).
 Глаза и язык влево - вдох (пауза), и.п. - выдох (пауза).
 Глаза вправо, язык влево - вдох (пауза), и.п. - выдох (пауза).
 Глаза влево, язык вправо - вдох (пауза), и.п. - выдох (пауза).
Велосипед
И.п. - лежа на спине. Левым коленом прикоснуться к правому локтю, затем правым коленом - к левому локтю.
Энергетическое обеспечение
Дыхательное упражнение
Глубоко вдохнуть, завернуть уши от верхней точки до мочки, задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком [а-а-а]. Чередовать со звуками [ы-ы-ы], [у-у-у], [о-о-о], [ж-ж-ж] и т.д.
Думающий колпачок
Помассировать руками мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками, свернуть их в трубочку.
Кобра
Это упражнение на растяжку.
И.п. - лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч и представить себя коброй. Медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот. Приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены. Вернуться в и.п. и расслабиться, не задерживая дыхание.
Струночка
Это упражнение на растяжку.
И.п. - лежа на спине, затем на животе. Представить себя сильно натянутой струночкой и растягивать тело сначала руками, затем ногами, далее - правой (рука, бок, нога) и левой сторонами тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом - левая рука и правая нога.
Парусник
Это упражнение на релаксацию.
Изобразить своим телом лодку с парусом: встать ни колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной.
Логопед говорит: «Подул ветерок, и парус расправился, надулся», - на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад.
«Ветер утих, и парус сник», - на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой.
Упражнение усложняется за счет фиксации рук, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.
Пространственные представления
Развитие пространственных представлений
Дети садятся в круг. Логопед проводит отработку понятий право; лево; правее, чем…; левее, чем…; справа от…; слева от…; впереди; сзади; вверху; внизу. Затем логопед предлагает детям определить свое место.
Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив Кати и т.д.
Потом дети меняются местами, и игра продолжается.
Моя рука, твоя рука
Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
Пяточка соседа
Дети садятся в круг и выполняют команды логопеда: Левой рукой покажите правое ухо соседа справа, затем левой рукой покажите правое колено соседа слева. Покажите правой рукой правую пяточку соседа справа и т.д.
Осьминожки
Дети располагаются определенным образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.) и запоминают свое место. Логопед включает музыкальный фрагмент, во время которого дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее вернуться на свое место. Упражнение усложняется за счет того, что дети занимают место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.
Произвольная регуляция психической деятельности
Скала
Это упражнение на развитие коммуникативных навыков, самоконтроля.
Дети, сидя (лежа) на полу, выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде логопеда Скала готова? Замри! альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не сорваться. Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения могут выступить в роли альпиниста.
Время и антивремя
Это упражнение на развитие причинно-следственных отношений.
Каждый ребенок должен описать какое-то событие (экскурсию, кинофильм, рассказ и т.д.) сначала правильно, а затем от конца к началу.
Черепаха
Это упражнение на развитие двигательного контроля.
Логопед встает у одной стены помещения, дети (на четвереньках) - у другой. По сигналу логопеда дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 мин логопед подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем логопед обсуждает с группой трудности в его выполнении.
Руки-ноги
Это упражнение на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминации импульсивности, навыков удержания программы.
И.п. - стоя. Прыгать на месте с одновременными движениями руками и ногами: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги вместе - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.
Методики элиминации заикания
Гипнокод против заикания для детей (Р.М. Грановская [2])
Твои руки сжимаются крепко в пальцах. Раз. Твои руки сжимаются еще крепче в пальцах. Два. Тело очень легкое, как будто невесомое. Ты отдыхаешь на берегу синего красивого моря, на очень красивом песчаном пляже со своими лучшими друзьями. Ты у них командир. Ты у них старший. Тебе нравится командовать своими друзьями. Им нравится тебе служить, но для этого ты должен очень красиво, очень четко разговаривать. Разговаривать внятно, каждое слово произносить четко, без заикания, без запинки, без заминки. Ты очень любишь слушать свой голос, тебе нравится, как ты произносишь свои команды. Они красивые и всем понятные. Ты очень красиво разговариваешь. Ты очень любишь свой голос и свой разговор.
А теперь вместе с друзьями вы идете купаться в море. Ты их зовешь за собой четкой, внятной и понятной командой. Все вместе вы отдыхаете под водой и плаваете с рыбами. Там очень красиво. Рыбы как в аквариуме, только большие. Ты с ними играешь. Тебе очень нравится играть с рыбами. Ты очень смелый и храбрый человек. Ты очень уверен в себе. Ты больше не боишься разговаривать с людьми. Ты знаешь, что твоя речь нравится всем. Она красивая, внятная и понятная, без заикания, без заминок, четкая и грамотная.
Запомни - теперь ты никогда не будешь больше заикаться. Везде - дома и в школе, в магазине, с любым человеком ты будешь очень уверенно разговаривать, каждое слово произносить громко, четко, внятно и без заикания.
Точечный массаж при заикании
(Е. Шевелева [7])
Хорошие результаты дает сочетание коррекционно-развивающих занятий с рефлексотерапи ей, что позволяет снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нервную регуляцию речи. Навыки точечного массажа могут освоить родители ребенка с заиканием, чтобы применять их в домашних условиях. Настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов: между первым и вторым курсами - интервал в 2 недели, между вторым и третьим - от 3 до 6 мес. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2-3 лет через каждые полгода. Курс включает 15 процедур, причем первые 3-4 процедуры проводят ежедневно, а последующие через день.
В зависимости от степени нарушения речи и формы заикания эффект точечного массажа может оказаться различным. Бывает так, что уже от первого курса наступает улучшение. Но это не означает, что лечение нужно прекратить. Повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения. Необходимо иметь в виду, что в перерыве между курсами возможно усиление заикания. В этом случае повторный курс лечения нужно начинать раньше, чем через полгода.
При лечении заикания используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, примерно 0,5 мин, увеличивая силу давления. Но делайте это так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле. Потом слегка ослабьте давление, не убирая палец, и опять надавливайте сильнее и так 3-4 раза в течение 3-5 мин. Надавливание не должно быть резким.
В первый раз, для того чтобы правильно найти нужную точку, нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты. Такое ощущение называют предусмотренным, это сигнал о том, что точка для акупунктуры найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни чувства ломоты у ребенка возникать не должно. Если при воздействии на ту или иную точку ребенок жалуется на боль, надо массировать ее более осторожно. Если же возникнет головокружение, то массаж точки в этот день следует прекратить.
Начинайте курс и каждую процедуру с массажа точек 1 и 2. Воздействуя на них, вы повышаете защитные силы организма. Точка 1 находится на тыльной стороне кисти, 2 - на голени, на расстоянии двух сантиметров от переднего края большой берцовой кости (см. рисунок). Точку 1 массируйте поочередно на левой и правой руке, 2 - одновременно на обеих ногах. Ребенок при этом должен сидеть, слегка вытянув ноги. Остальные симметричные точки массируйте одновременно слева и справа. На точки 7 и 8 воздействуйте одновременно. При воздействии на точки 3, 4, 5, 7, 8, 13 ребенок должен сидеть; 6 - лежать на животе; 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17 - сидеть или лежать на спине. Точка 9 расположена на расстоянии 1 см от угла рта. Во время ее массажа ребенок должен слегка открыть рот.
1-я процедура - точки 1 и 2.
2-я - 1 и 2.
3-я - 1, 2, 3, 4.
4-я - 1, 2, 3, 4.
5-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6.
6-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6.
7-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6.
8-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
9-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
10-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
11-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
12-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
13-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и ритм дыхания, необходимо воздействовать на точки 14 и 15, а во время следующего сеанса добавить 16 и 17.
14-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
15-я - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1986.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.
3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
5. Сиротюк А.Л. Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения. М., 2003.
6. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
7. Шевелева Е. Точечный массаж при заикании // Сам себе лекарь. 2001. № 2.
8. Kimura D. Sex differences in cerebral organization for speech and praxic functions // Canadian J. Psy-
chol. 1983. № 24.
9. Kretsmer E. Korperbau und character. Berlin, 1921.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск