Печинина С.И., учитель-логопед МДОУ № 125, г. Казань, Республика Татарстан
Для изготовления игры «Познавай-ка» нужно взять два прямоугольных куска древесноволокнистых плит шириной, равной диаметру грампластинок, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров грампластинок. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепить штыри. По периметру установить небольшой бортик, а с нижней стороны ножки (рис. 1). В верхнем прямоугольнике (крышке) нужно прорезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные на разных кругах картинки (крышка просто накладывается на бортики основания, не крепится) (рис. 2).
На вырезанных из бумаги кругах (которые и есть, собственно, различные игры), разделенных на 4, 6, 8 секторов, в середине сделать отверстие. В каждый сектор поместить картинку, например, на одном кольце – животные, на другом – их дома. Раскручивая кольца за выступающие края пластинки, дети находят и совмещают в окошке крышки медведя и берлогу, собаку и конуру и т.д.
ПОДГОТОВКА
• Установить пособие на столе.
• Снять крышку.
• На пластинки положить выбранные кольца с картинками.
• Закрыть крышкой.
• Раскрутить выступающие справа и слева края пластинок.
Варианты колец
1. Петух, рука, собака, зонт, сыр, слон, лампа, медведь.
2. Звуковые схемы выше перечисленных слов (см. кольцо 1).
3. Жираф, дом, очки, сосна, шары, замок, кит, стул.
4. Буквы, на которые заканчиваются вышеперечисленные слова (см. кольцо 3).
5. Ножницы, книга, зонт, машина, сыр, воробей, шапка, рыба.
6. Буквы, на которые начинаются вышеперечисленные слова (см. кольцо 5).
7. Учитель, парикмахер, швея, почтальон, повар, врач.
8. Букварь, письмо, швейная машинка и нитки, сковорода, градусник и аптечка, расческа.
9. Дом, собака, огурец, стул, заяц, мешок, коза, лист.
10. Те же картинки (№ 9) во множественном числе (дома, собаки и т.д.).
11. Стол, морковь, стул, диван, дом, яблоко, мяч, шкаф.
12. Вышеперечисленные картинки (см. кольцо 11) меньше го размера (домик, стульчик и т.д.).
13. Гриб, кораблик, самовар, петух, бабочка, пирамида, заяц, карандаш.
14. Схемы вышеперечисленных слов (см. кольцо 15) (черта, разделенная на количество слогов и приставленным ударением).
15. Морковь, яблоко, мяч, карандаш, листья, солнце, кошка, рубашка (все картинки бесцветные, только черный контур).
16. Разноцветные облака: синее, оранжевое, голубое, желтое, зеленое, черное, белое, красное.
17. Помидор, редис, клубника, капуста, яблоко, апельсин.
18. Коробка сока, кастрюля и миска с супом, банка с вареньем, миска с кашей, кусочек пирога на тарелке, миска с салатом.
19. Шесть сюжетных картинок для составления предложений.
20. Схемы предложений (в предложении от 2 до 7 слов).
Игры на подбор пары
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих парах одной картинке первого кольца обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.
1. Игра «Подбери звуковую схему (кольца 1 и 2).
2. Игра «Последний звук» (кольца 3 и 4).
3. Игра «Первый звук» (кольца 5 и 6).
4. Игра «Кто? Без чего?» (кольца 7 и 8).
5. Игра «Один – много» (кольца 9 и 10).
6. Игра «Назови ласково» (кольца 11 и 12).
7. Игра «Угадай по схеме слово» (кольца 13 и 14).
Игры с элементом случайности
в установке колец
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошке. В таком варианте игры любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой второго, и наоборот. Иногда может получиться так, что того, что выпало в окошках, не бывает (например, синяя кошка). В этом случае ребенок дает объяснение, что этого не бывает.
1. Игра «Разноцветные картинки» (кольца 15 и 16).
2. Игра «Поварята» (кольца 17 и 18).
3. Игра «Составь предложение» (кольца 19 и 20).
И это лишь малая часть того, что может придумать такая творческая личность как ЛОГОПЕД! Успехов и радости от нашей работы всем!