«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Театрализованные игры в помощь логопеду

23 сентября, 2005 Рубрика: Речевые игры и упражнения Фурсенко Н.А.

Фурсенко Н.А., учитель-логопед ДОУ № 275, г. Ростов-на-Дону
Мы много говорим, о том, что игра - это ведущая деятельность ребенка, но часто забываем это. У автора собралось много театральных кукол, персонажей, игрушек, которые помогают в работе. Эта статья посвящена тому, как они помогают решать сложные логопедические задачи.
Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.
На первом фронтальном логопедическом занятии в старшей группе используется обезьянка Дуся. Это мягкая игрушка около метра высотой, к голове которой пришита тесьма, она надевается на шею, так чтобы голова игрушки, находилась у взрослого на уровне груди. В голову куклы вшит язык, так чтобы туда помещалась рука. Этим языком можно управлять, разговаривая с детьми, задавая вопросы, а можно проводить артикуляционную гимнастику, показывая детям несложные упражнения. Вместо ладошек у Дуси к лапам пришиты перчатки.
Надев их на руки, логопед знакомится с детьми.
Логопед. Как тебя зовут?
Ребенок отвечает.
А я Дуся. А это Наталья Альбертовна (кукла лапой показывает на взрослого), она логопед и т.д.
На следующие фронтальные занятия обезьяна приходит к детям провести пальчиковую гимнастику или физкультминутку, и тогда не взрослый, а Дуся показывает упражнения. Когда дети хорошо освоят упражнения, логопед предлагает им самим управлять куклой.
Таким способом решаются еще и сложные задачи коррекции поведенческих и коммуникативных нарушений. Даже самый неуверенный в себе или застенчивый малыш с удовольствием выступает перед сверстниками.
Если обезьяна уже перестает вызывать бурный интерес у детей, ее прячут на 2-3 мес., и после перерыва она опять воспринимается с радостью, как старый добрый друг, надолго уезжавший в командировку. После разлуки Дуся приходит к детям с подарками, которые достает из карманов на фартуке, завязанном на ее талии:
- загадки или вопросы (на диагностическом занятии) по изученным темам;
- отгадки (Дуся загадывает загадку, а отгадку достает из кармана и дарит тому, кто правильно ответил);
- картинки (дается задание придумать по ним предложения);
- фишки для словесных игр;
- «пятерки» (раздаются в конце занятия всем детям, но тот, у кого больше фишек, получает большую «пятерку», а у кого меньше - маленькую; Дуся успокаивает ребенка, гладит его по голове рукой в перчатке: На следующем занятии и твоя пятерка подрастет, старайся).
Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, автор изготовил дидактическую куклу Кузя, которая используется при коррекции артикуляционных расстройств. Это мягкая игрушка - головоног, у нее огромная голова, рот с зубами, подвижный язык, как у Дуси, и тоненькие, едва заметные ручки и ножки. С ее помощью можно модифицировать прием показа положения языка с помощью кисти руки.
Эта игрушка очень эффективна при работе со слабослышащими детьми. Объяснить им с помощью Кузи, как произносится звук [к] или [х] не составляет труда. Манипулируя языком Кузи, можно демонстрировать артикуляционные движения, уклады, изменения тонуса мышц. При этом дети могут ощупать язык игрушки, подключая к работе тактильный анализатор.
Работая с Кузей, можно заметить еще одну закономерность: если у ребенка не получается какое-то упражнение выполнить языком, оно не получается и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнять его языком ребенку становится легче.
При воспитании у детей фонематического восприятия используется кукла Кряква, которая при нажатии на клюв издает крякающий звук. Логопед надевает куклу на руку и дает ребенку различные задания на развитие фонематического слуха или звукового анализа.
Логопед. Когда услышишь звук [ш] в слове - «крякни». (Называет слова.)
Ребенок «крякает» куклой, когда услышит в слове заданный звук.
«Крякни», когда услышишь что звук [ш] стоит в конце слова (в начале, середине).
Ребенок выполняет задание.
Посчитай, сколько звуков я произнесла, и столько раз «крякни». (Произносит как отдельные звуки, так и целые слова.)
Ребенок считает и «крякает» уточкой столько раз, сколько услышит звуков.
При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды. Ребенок берет в руки двух персонажей: в левую - жука (кусочек поролона с усами и ножками из проволоки), а в правую - муху (палочка с прикрученным кусочком проволоки в виде мухи) и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае [ж] и [з].
Логопед. Летела муха.
Ребенок. Зззззззз.
Логопед. А навстречу жук.
Ребенок. Жжжжжж.
Логопед. Поздоровались, жук говорит мухе…
Ребенок. Жжжжжж.
Логопед. А муха жуку…
Ребенок. Зззззззз.
Логопед. Жук спрашивает у мухи: «Как дела?».
Ребенок (с соответствующей интонацией). Жжжжжж.
Логопед. А муха отвечает: «Хороши мои дела».
Ребенок. Зззззззз.
Разговор мухи и жука продолжается долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребенок слушает внимательно и только озвучивает дифференцируемыми звуками. Разговаривать между собой могут разные персонажи: лев - ррр и индюк - ллл, курица - ко-ко и гусь га-га.
При работе над постановкой речевого дыхания с большим успехом используется приспособление «Волшебный ободок». Это обыкновенный девичий ободок, к которому прикручена толстая проволока на расстоянии 15-20 см. К концу проволоки привязано несколько ниточек новогоднего дождика. Надевая ободок на ребенка, логопед предлагает отправиться в полет. Самое замечательное в этом приспособлении то, что ни заставлять, ни поправлять ребенка не нужно, он сам занимает верное положение при дыхании. Поскольку, если наклонить или поднять голову неправильно, дождик располагается либо слишком близко, либо слишком далеко от губ и тогда «запустить самолет или ракету в полет» невозможно.
Для развития мелкой моторики и мышления у детей с нарушениями речи было придумано такое пособие: на кусок фанеры (размером 1030 см) прикреплено четыре верхние части от пол-литровых пластиковых бутылок разного цвета (розового, синего, зеленого и желтого) с такими же пробками. Внутри каждой бутылки лежит такой же платочек. На первом занятии задача ребенка состоит в том, чтобы открыть крышки, вытащить платочки, закрутить крышки, потом опять открутить, сложить платочки в соответствующие бутылки и закрутить соответствующей крышкой. На следующем занятии задача усложняется: нужно навести порядок с платочками и крышками, не видя начального варианта. Затем перед ребенком выкладывается схема, на которой большим кругом обозначается цвет бутылки, квадратом - цвет платочка, а маленьким кругом - цвет крышки. Требуется собрать бутылки в соответствии со схемой. Например: в синюю бутылку вложить красный платочек и закрутить зеленой крышкой, в желтую бутылку - синий платочек, закрутить красной крышкой и т.д. На каждом занятии ребенку предлагается новая схема. Для самостоятельной игры детям можно предложить самим составить схему и самим скомпоновать бутылки по заданию товарища.
При обучении рассказыванию используется другое интересное пособие - «Колобок». Оно выполнено в виде панно из ткани, натянутой на твердую основу (фанера, картон или пластик). Сверху наклеены объемные косички, имитирующие разные дорожки. По краям дорожки вы-
ставляются персонажи сказки «Колобок». Ребенок должен, прокатывая маленький мячик по дорожкам разными пальцами правой или левой руки, рассказывать сказку.
Прокатывая «колобка» по воображаемому лесу, дети могут не только рассказывать знакомую сказку, но и придумывать веселые истории о его приключениях. С помощью этого пособия развиваются мелкая моторика, пространственная ориентировка, грамматические формы, правильное конструирование фразы, автоматизация поставленных звуков. Сопровождая речь движениями рук, на панно можно выставлять знакомых героев, мелкие игрушки и сочинять диалоги между персонажами.
Таким образом, целенаправленная работа по коррекции речи у детей стимулируется при использовании игровых приемов и способствует более быстрому и успешному исправлению этих недостатков.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 1 к статье “ Театрализованные игры в помощь логопеду


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Спасибо!
    Очень интересные идеи! Буду использовать!


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск