Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А., негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 192 ОАО “Российские железные дороги”», г. КрасноярскВ существующей организации работы ДОУ для детей с нарушениями речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом (групповые и индивидуальные), коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой – такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого.
Для выявления мотивации у детей на занятиях по исправлению речевых дефектов и понимания средств достижения чистой и правильной речи были составлены интервью для детей и анкета для родителей. Результаты проведенного обследования показали непонимание детьми цели и средств коррекционных логопедических занятий. Как правило, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали». Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей была выбрана театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Программа «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада» не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью программы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа имеет шесть направлений, работа по которым рассчитана на 2 года: с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп ДОУ.
1. «Театральная игра»
Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.
2. «Культура и техника речи»
Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.
3. «Ритмопластика»
Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей до-школьников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.
4. «Основы театральной культуры»
Обеспечивает условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
5. «Работа над спектаклем»
Включает знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи.
В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.
6. «Семейные речевые праздники-конкурсы»
Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе.
Методические рекомендации
Театрализованные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной к школе группы без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятии – 12-16.
Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале, оборудованном аудиотехникой. Для выполнения творческих заданий желательно использовать мягкие объемные модули, элементы костюмов, спортивный инвентарь.
Форма одежды детей удобная, желательно спортивная, обувь – чешки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в вечернее время, продолжительностью от 30 до 40 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с 15 сентября, так как до этого времени в ДОУ идет комплектация речевых групп, и все педагоги проводят обследование детей. При подготовке к спектаклю индивидуальная работа и общие репетиции в случае необходимости проводятся дополнительно 1 раз в неделю (не более 40 мин).
Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов.
• Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.
• Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи.
• Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встречи с артистами, наблюдения в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем).
• Комплексности работы – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит прежде всего от сотрудничества всех педагогов ДОУ.
В проведении театральных занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми театральные игры. В подготовке к спектаклю активное участие принимает весь коллектив ДОУ: воспитатели групп – в постановке спектакля, педагог по изодеятельности – в изготовлении декораций, младшие воспитатели – в оформлении сцены и зрительного зала.
Формы работы с детьми
Данная программа предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.
Групповые формы
• Театральные занятия включают игру, наблюдения, практические задания. Посещение театров города – практическое знакомство с миром театра, актерской работой, правилами поведения в театре.
• Экскурсия в зоопарк – наблюдения за повадками и особенностями животных.
• Речевые семейные праздники-конкурсы – приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей.
• Коллективные репетиции.
• Спектакли детского театра, в которых обязательно присутствуют вокальная и хореографическая части.
• Просмотры видеозаписей премьеры с целью анализа проделанной работы.
Индивидуальные формы
• Работа с детьми над ролью с целью вживания в роль (выразительность речи, движения, создание образа героя).
• Подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями.
Структура занятий
«Актерская мастерская»
Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым, затем детьми):
- упражнение на развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти, саморегуляции поведения;
- на развитие техники речи;
- музыкально-пластические упражнения;
- театральные упражнения и этюды.
Правила поведения
• говорить негромко (не кричать);
• ходить спокойно (не бегать);
• помнить, для чего мы находимся в зале (не отвлекаться на спортивные снаряды);
• смело показывать свои способности (не стесняться);
• заботиться друг о друге (не обижать);
• помогать друг другу (не смеяться);
• внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
Предметно-пространственная среда
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение детского театра с занавесом, сценой и зрительным залом; светотехническое оборудование; аудиотехника для музыкального оформления спектакля; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы является использование декораций, костюмов, грима.
Примерные игры и упражнения
Театральная игра
Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры – в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя.
«Что изменилось»
Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.
1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
2 вариант: часть детей – «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети – зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
«Поймай хлопок»
Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.
Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).
«Поезд»
Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности.
Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок – «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его «вагоны». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в четкой последовательности.
«Словесный портрет»
Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ – Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.
«Я положил в мешок …»
Цель: развивать произвольную слуховую память.
Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок …» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.
«У бабушки в огороде растет …»
Цель: та же, что и в описанной выше.
Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное – запомнить последовательность «выросшего».
«Тень»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.
«Разведчики»
Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции.
По определенному сигналу одного из детей – командира, дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синей ракеты (карандаш синего цвета) – присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты – перепрыгнуть через воображаемое препятствие.
«Внимательные звери»
Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
«Веселые обезьянки»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Дети-«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.
«Зеркало»
Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки».
Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок – «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.
«Снежный ком»
Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность группы.
Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.
«Стульчики»
Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве; координировать свои действия с товарищами.
По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.
«Дружные звери»
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.
«Работа с моделями эмоций»
Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций.
Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.
«Работа со схемами-эмоциями»
Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление.
Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть – удивление – радость. «Шел грустный цыпленок, увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».
«Угадай, что я делаю?»
Цели: объяснять заданную позу; развивать память, воображение.
Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее. Например:
1) стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;
2) наклониться вперед. Возможные варианты ответов: «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».
«Одно и то же по-разному»
Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, действия нафантазированными причинами; развивать воображение, фантазию, веру.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает определенное задание (сидеть в цирке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).
«Кругосветное путешествие»
Цели: развивать умение оправдывать свое поведение; развивать фантазию.
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие и придумать, где проляжет их путь – по пустыне, горной тропе, болоту, через лес. Соответственно они должны изменять свое поведение.
«Превращение предмета»
Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.
«Превращение комнаты»
Цель: та же, что и в игре «Превращение предмета».
Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.
«Превращение детей»
Цель: та же, что и в игре «Превращение предмета».
По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, животных.
«Этюды»
Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.
Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап – сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.).
Игры по данному направлению могут быть дополнены или изменены по усмотрению педагога.
Культура и техника речи
Цели: формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, а также объединять с ритмопластическими и театральными играми.
«Игра со свечой»
Цель: развивать правильное речевое дыхание.
Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.
«Осенние листочки»
Цель: та же, что и в «Игре со свечой».
На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).
«Кораблики»
Цель: та же, что и в «Игре со свечой».
На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, на бирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3-5 вдохов и выдохов).
«Считай до пяти»
Цель: развивать речевое дыхание.
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.
«Больной зуб»
Цель: преодолевать твердую атаку гласных.
Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
«Укачиваем куклу»
Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».
Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».
«Капризуля»
Цель: та же, что и в игре «Укачиваем куклу».
Дети изображают ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
«Самолет»
Цель: расширять диапазон голоса.
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
«Чудо-лесенка»
Цель: та же, что и в игре «Самолет».
Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке).
«Эхо»
Цель: развивать силу голоса.
Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-
5 раз).
«Вьюга»
Цель: та же, что и в игре «Эхо».
Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.
«Фраза по кругу»
Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Дети, сидя по кругу, проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.
«Мяч эмоций»
Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».
Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.
«Звериные скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».
Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткет ткач ткани на платок
Тане.
От топота копыт пыль по
полю летит.
Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку
купила капюшон.
Шесть мышат в камышах
шуршат.
Слишком много ножек у
сороконожек.
Наш Полкан попал в
капкан.
Хохлатые хохлушки
хохотом хохотали.
У четырех черепашек по
четыре черепашонка.
Еле-еле Лена ела, есть от
лени не хотела.
«Фантазии о…»
Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети, превращаясь во что- или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я – утюг», «Я – кошка», «Я – кукла» и т.д.
«Диалогические скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фантазии о…»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Или
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не
спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.
Ритмопластика
Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).
Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.
«Мороженое»
Цели: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.
Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.
«Кактус и ива»
Цель: та же, что и в игре «Мороженое».
По команде педагога «Кактус» дети «превращаются в кактус» (напрягают мышцы), по команде «Ива» – «превращаются в иву» (расслабляют мышцы).
«Мокрые котята»
Цель: та же, что и в игре «Мороженое».
Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».
«Конкурс лентяев»
Цель: обучать полному расслаблению мышц всего тела.
Педагог читает:
Хоть и жарко, хоть и
зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук – лентяй
изрядный,
Сладко спит в норе
прохладной.
В. Викторов
Дети изображают ленивого барсука: ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
«Заяц-барабанщик»
Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание.
Ведущий – заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети – зайчата повторяют ритмический рисунок.
«Не ошибись»
Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
Этюд «Осенние листья»
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).
«Новая кукла»
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой» (П. Чайковский «Новая кукла»).
«Вальс снежинок»
Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
«Заколдованный лес»
Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусорг-ский «Гном», «Картинки с выставки»).
«Утро»
Дети лежат на ковре, «спят», ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, любуются ранним утром (Э. Григ «Утро», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»).
«В царстве золотой рыбки»
В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб… (К. Сен-Санс «Аквариум» («Карнавал животных»).
«В Стране цветов»
В Стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее и радостное настроение (П. Чайковский «Подснежник» («Времена года»), «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).
«Танец огня»
Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры (Де Фалла «Ритуальный танец огня» из балета «Любовь-волшебница»).
«В стране гномов»
Гномы отправляются проверить, все ли их клады на месте, не появился ли кто-нибудь чужой в их землях. Они приходят к лесному озеру, отдыхают на мягкой траве и вновь, полные сил, отправляются дальше (Э. Григ «Шествие гномов»).
«Игра с камушками»
Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: подбрасывают их вверх и ловят или кидают вдаль (Т. Ломов «На берегу»).
«Снегурочка»
Наступила весна. Все оживает и рассветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает (романс Г. Свиридова из кинофильма «Метель»).
«Факир и змеи»
Факир играет на дудочке, спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь (П. Чайковский «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»).
«Времена года»
Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.
Основы театральной культуры
Цель: познакомить детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства (особенностями и видами театрального искусства, устройством театра, культурой поведения в театре).
Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещения театров, просмотра видеозаписей спектаклей. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Знания они должны получать в ходе театральных игр – диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длительным монологом всезнающего взрослого.
В условиях ДОУ дети имеют возможность в течение года побывать на экскурсиях в разных театрах, познакомиться с устройством сцены, зрительного зала, гримерной, костюмерной. Разрешая различные проблемные ситуации, создаваемые педагогом на занятиях актерского мастерства, дети смогут закрепить представление об устройстве и организации театра. В игре дети познакомятся с правилами поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях. Важно, чтобы они сами вывели и наглядно оформили их.
Познакомить детей с актерскими умениями, необходимыми для создания образа героя, помогут встречи с актерами театров, просмотр спектаклей в различных театрах города.
В течение года дети знакомятся с драматическим, музыкальным и кукольным театрами, просматривают и обсуждают спектакли.
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.
Работа над спектаклем
Цели: подвести детей к пониманию значения коррекции речи и способов этого; реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка; развивать психические процессы детей, активность, уверенность в себе; умение работать в коллективе.
В работе с детьми над спектаклем необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Работа над спектаклем начинается со знакомства с пьесой. Сценарии разрабатываются педагогами ДОУ. У всех спектаклей есть специфика: главный герой не может произносить некоторые звуки или вообще говорить. По содержанию он вынужден научиться этому, проходя различные «речевые» испытания. В каждом спектакле обязательно присутствуют музыкальная и хореографическая части, принимают участие все без исключения дети группы. Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. Это происходит следующим образом: дети по своему желанию выбирают роль и, перевоплотившись в героя, проигрывают небольшие этюды. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинами, спектаклем в целом. Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и педагогов ДОУ. Повторный показ – для родителей актеров, гостей. В процессе работы создаются театральная галерея, фотоальбом, видеозаписи. Зрители могут записать свои впечатления, какие-то пожелания в театральной книге отзывов. В конце года, на заключительном спектакле, все дети, игравшие роли в течение года, награждаются дипломами юного актера.
Семейные речевые праздники-конкурсы
Цели: повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ; развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность речи; воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
В течение года в ДОУ проводятся три семейных праздника-конкурса (конкурс частушечников и скороговорщиков, семейный КВН «Говорилки», Праздник красивой речи), которые включают различные логопедические задания. Каждый конкурс обязательно предполагает этап, к которому задания готовятся дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. В праздниках-конкурсах участвуют все желающие семьи детей ДОУ. Каждая участвующая семья награждается грамотой и подарками.
Предполагаемые умения
и навыки детей к концу учебного года
Старшая группа:
- называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная к школе группа:
- объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
- называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают три-четрые пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- произносят одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями, разной силой голоса;
- «читают» и показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- действуют согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Данная программа апробируется на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Дет-ский сад № 192 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на протяжении двух лет. В ДОУ создан детский театр «Колокольчик». Коллективом детского сада разработано шесть сценариев к спектаклям: «Колокольчик», «Нехочуха», «Зачем Тигренку рычать?», «Волшебный голос Лиры», «Русалочка», «Заколдованный голос», «Приключения Колокольчика в Стране молчунов». К каждому спектаклю подобрано музыкальное оформление, изготовлены костюмы, декорации, театральный занавес. Для театра приобретено оборудование для освещения сцены, аудиотехника. В фойе детского сада создана портретная галерея актеров театра «Колокольчик», которая обновляется перед каждым спектаклем. В ДОУ есть театральный фотоальбом и видеозаписи спектаклей, отражающие всю работу по данной программе.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.
Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.
Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
Шильгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.