«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Создание коммуникативно-речевой среды в условиях детского дома

30 сентября, 2007 Рубрика: Дошкольная логопедическая служба, Организационные аспекты Колесникова Н.В.

Колесникова Н.В., учитель-логопед МОУ «Детский дом» № 2, г. Череповец Вологодской обл.

В процессе социализации важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно полезной жизни.
В детском доме речевое развитие детей характеризуется нарушением всех компонентов языковой базы, что создает значительные трудности для полноценного общения воспитанников и говорит о недостаточном уровне социальной зрелости.
На развитие коммуникативно-речевых способностей детей-сирот влияет ряд факторов:
- негативное воздействие окружающей среды до поступления в детский дом;
- ограниченное социальное окружение;
- эмоциональная, сенсорная депривация;
- медико-педагогические проблемы (неврозы, органические поражения ЦНС, ЗПР).
Эти факторы отрицательно воздействуют на формирование процесса общения в раннем детстве, сензитивном периоде становления речи, что приводит к недоразвитию языковых средств – речевой патологии. Впоследствии все это оказывает влияние на формирование межличностных отношений и навыков учебной коммуникации воспитанников детского дома.
Для организации коммуникативно-речевой среды необходимы:
- целенаправленная логопедическая работа;
- организация взаимодействия в системе «логопед-педагог» для совместного решения задач речевого развития воспитанников.
В настоящее время разработана система логопедической работы, сущность которой заключается:
- в разработке направлений, форм, методов, приемов коррекционной работы, адаптированных для воспитанников детского дома с учетом их психологических особенностей;
- гармоничном слиянии нетрадиционных технологий обучения (ТРИЗ, сказкотерапия, песочная и арттерапия) с традиционно сложившейся системой обучения речевым навыкам.
Без сомнения, такой подход дает положительные результаты. Но чтобы логопедическая работа была более эффективной, необходимо расширить пространство воздействия на сферу коммуникативно-речевого общения воспитанников. Это возможно лишь в рамках коммуникативно-речевой среды. В связи с этим встает во-прос об организации взаимодействия логопеда с педагогами для совместного решения задач коммуникативно-речевого развития.
Взаимодействие участников коррекционного процесса предполагает:
- педагогическую поддержку в разрешении речевых проблем;
- комплексную диагностику возможностей и способностей детей;
- реализацию программ преодоления трудностей в обучении воспитанников с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Сущность взаимодействия заключается в следующем. Каждый педагог уделяет внимание вопросам речевого развития воспитанников в рамках своей практической деятельности. Логопед строит систему коррекционной работы с учетом данных о речевых особенностях детей, полученных в процессе информационного обмена между педагогами.
Таким образом, осуществляется совместный подход к во-просам развития речи детей, что помогает создать целостную картину этиологии речевых нарушений, определить пути решения речевых проблем, а также разработать комплексные рекомендации для всех категорий педагогов.
В связи с такой позицией в условиях детского дома разработан механизм взаимодействия в системе «логопед -педагог».
Взаимодействие педагогов осуществляется по следующим направлениям: целеполагание; диагностико-проективное; коррекционно-развивающее; информационно-консультативное.
В соответствии с механизмом взаимодействия разработана модель создания коммуникативно-речевой среды в условиях детского дома.
Коммуникативно-речевая среда включает в себя два блока:
- организацию коммуникативных контактов в системе «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок»;
- формирование предпосылок речевого развития.
Целью организации коммуникативных контактов является создание условий для диалогового общения:
- отбор коммуникативно-речевых навыков, необходимых для организации диалогового общения в системе «пе дагог – ребенок», «ребенок -ребенок» (умение внимательно слушать, планировать речевое высказывание, использовать многообразие языковых средств для передачи мыслей) и способов реализации их в практической деятельности;
- отбор форм сотрудничества педагогов по вопросам организации диалогового пространства воспитанников.
Целью формирования предпосылок речевого развития является создание условий, способствующих успешному развитию речи:
- отбор содержания коррекционно-развивающей работы, необходимой для формирования базовых речевых процессов (развитие психических процессов, мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания и др.) и способов ее реализации на практике;
- отбор форм взаимодействия педагогов, способствующих успешному процессу речевого развития воспитанников.
Цели диагностико-проективного направления:
- отследить динамику развития коммуникативно-речевых навыков и предпосылок для успешного развития речевых способностей;
- спрогнозировать ожидаемый результат и определить пути его достижения;
- отследить эффективность используемых форм работы по взаимодействию с педагогами.
Логопед информирует педагогов:
- об особенностях речевого развития воспитанников;
- дает необходимые рекомендации для планирования и отбора содержания коррекционной работы.
Педагог информирует логопеда:
- об индивидуальных особенностях детей;
- уровне речевого общения в коллективе сверстников и способах установления коммуникативных контактов;
- уровне тех умений и навыков, которые играют ключевую роль в процессе развития речи (моторика, просодика, психические процессы).
Цели коррекционно-развивающего направления:
- реализация содержания работы по развитию и коррекции коммуникативно-речевых умений и навыков через использование методического инструментария и необходимого оборудования;
- обеспечение желаемого результата на основе полученного диагностического материала.
Цель информационно-консультативного направления:
- организация информационного обмена между субъектами коррекционно-развивающего процесса по вопросам речевого развития детей.
Основные формы взаимодействия педагогов подразделяются на два уровня:
- уровень детского дома: консилиумы, педагогические советы, мини-педсоветы, теоретические семинары, семинары-практикумы, консультации;
- уровень педагогов: собеседование, взаимопросмотры, ведение тетрадей для коррекционных занятий, карта «прогноз коррекции», журнал рабочих контактов логопеда со специалистами.
Необходимость организации коммуникативно-речевой среды в условиях детского дома подтверждают результаты мониторинга, отражающего:
- динамику речевых умений и навыков воспитанников;
- эффективность взаимодействия педагогов по развитию навыков коммуникативно-речевого общения детей.
Анализ результатов мониторинга позволяет отметить устойчивую динамику по умению детей:
- полностью воспринимать информацию на вербальном и невербальном уровнях;
- планировать речевое высказывание, отбирая языковые средства выразительности с учетом коммуникативной задачи;
- логично и последовательно излагать свои мысли;
- использовать многообразие языковых средств для создания речевого высказывания.
Рейтинговая оценка эффективности форм взаимодействия между участниками педагогического процесса позволяет сделать вывод о том, что приоритетными формами сотрудничества являются консилиумы, семинары-практикумы, взаимопросмотры, консультации.
Традиционной формой взаимодействия участников коррекционно-речевого процесса являются семинары-практикумы, позволяющие объединить теоретический потенциал знаний педагогов о речевых процессах с практической деятельностью; стать участниками разработки целеполагания, содержания и форм речевой работы с воспитанниками и впоследствии реализовать их в сфере своей профессиональной деятельности (см. приложение).
Предлагаемая система коррекционной помощи объединяет усилия специалистов в развитии коммуникативно-речевых способностей воспитанников и имеет следующие результаты:
- повышение уровня речевых умений и навыков;
- лучшее формирование предпосылок для успешного развития коммуникативно-речевых способностей;
- улучшение процесса развития речи;
- сокращение сроков формирования речевых навыков во времени;
- изменение стиля общения с окружающими;
- минимизация особенностей речевого развития;
Лучшее использование промежуточных диагностических срезов, проводимых совместно с педагогами.
Организация комплексного планирования по развитию и коррекции речи воспитанников.
Таким образом, организация коммуникативно-речевой среды в условиях детского дома создаст благоприятные возможности для развития речи и успешной социально-психологической адаптации детей-сирот в обществе.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск