«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы

22 мая, 2005 Рубрика: Презентация опыта Борисова Е.А.

Борисова Е.А., учитель-логопед; Прокопцова Н.С., воспитатель ДОУ «Детский сад № 21», г. Биробиджан

Успешность, эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем, в работе которого выделяются следующие основные направления:
- коррекционно-воспитательное;
- общеобразовательное.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
Нашу логопедическую группу посещают дети с заиканием. Однако у большинства из них есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматиче-
ские и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов.
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. В начале учебного года логопед составляет перспективный тематический план, который согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», а «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в теме «Зима». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении «Моего дома», а на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по «Мебели». Подобным образом согласуются темы «Транспорт» и «Животные жарких стран», «Библиотека» и «Сказки» и др.
К каждой лексической теме логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
Предлагаем конспекты занятий воспитателя и логопеда для старшей логопедической группы по теме «Одежда», рассчитанные на неделю.
Конспекты занятий
Понедельник
Познавательное занятие
воспитателя «Одежда»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практично-
сти.
 Обучение классификации одежды по назначению.
 Закрепление знаний о процессе изготовления одежды.
 Активизация мыслительной деятельности.
 Воспитание бережного отношения к одежде.
 Активизация словаря.
 Упражнение в образовании прилагательных от существительных.
ПОДГОТОВКА
1. Чтение рассказов К. Ушин-
ского «Как рубашка в поле выросла», М. Константиновского «Как ткани ткут и нити прядут».
2. Просмотр диафильма «Крот и штанишки с карманчиком».
3. Заучивание разных пословиц о труде.
4. Проведение дидактических игр «Что сначала, что потом?», «Найди ошибку».
ОСНАЩЕНИЕ
1. Кукла Буратино в бумажной одежде.
2. Рюкзачок с одеждой: набор картинок с изображением предметов одежды.
3. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».
4. Образцы ткани.
5. Лоскуты ткани, бумага, ванночка с водой, салфетка.
***
Звучит песенка Буратино из кинофильма, «входит» кукла Буратино с рюкзачком, здоровается с детьми.
Буратино (хвастается).
У меня самая красивая курточка, ни у кого такой нет. Мне ее папа Карло вырезал из бумаги и склеил. Вам нравится?
Воспитатель. А в рюкзачке у тебя что?
Буратино. Это мне Мальвина положила, мне это не надо.
Воспитатель. А давайте-ка посмотрим, что там лежит. (До-
стает, а дети называют трусы, майку, шорты, рубашку.) А одним словом - что это?
Дети. Одежда.
Воспитатель. Почему ты, Буратино, не надел эту одежду?
Буратино. Она мне не нравится, моя лучше.
Воспитатель. Мы сейчас посмотрим и докажем, чья одежда лучше.
Все проходят к столу. Дети мнут ткань и бумагу, пытаются порвать, опускают в воду, выжимают - делают выводы.
Из чего же одежда лучше: из ткани или из бумаги?
Дети выполняют упражнение на дыхание: дуют на мокрую ткань.
Буратино. А у меня в рюкзачке много одежды.
Дети достают картинки, называют предметы одежды и складывают кучкой на столе.
Воспитатель. Ой-ой, вся одежда лежит кучей на столе!
А где же должна быть одежда?
Дети. В шкафу, на полочках.
Воспитатель. Давайте разложим ее по полочкам.
Проводится дидактическая игра «Разбери одежду»: 1-я полочка - нижнее белье; 2-я - платье; 3-я - верхняя одежда. После выполнения все вместе проверяют результаты.
А откуда у нас одежда?
Проводится дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Дети раскладывают картинки: лен - нитки - ткань - платье; овца - шерсть - пряжа - кофта.
У меня есть образцы ткани. Какую одежду можно из них сшить?
Проводится словесная игра с клубочком, который ребенок после правильного ответа передает другому.
Из ситца одежда какая?
Дети. Ситцевая.
Воспитатель. А из льна? Из шерсти? Из шелка? Из меха?
Дети отвечают.
Что нужно делать, чтобы одежда была красивой, удобной и радовала нас?
Дети. Стирать, гладить, не рвать и т.д.
Проводится пальчиковая игра «Стирка».
Буратино. Я убедился, что одежда ваша лучше. Помогите мне, пожалуйста, переодеться.
Дети переодевают Буратино и играют с ним.
Лексико-грамматическое занятие логопеда «Наведем порядок»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Обучение проговариванию слов, на длительном плавном выдохе.
 Активизация словаря: предметы одежды, ее детали, действия при стирке.
 Обучение правильному упо-
треблению предложно-падежных форм.
 Упражнения в подборе прилагательных к слову «одежда», в образовании притяжательных прилагательных.
 Тренировка в правильном упо-
треблении форм родительного падежа.
 Развитие мышления, внимания, мелкой моторики.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Картинки с изображением предметов одежды.
2. Картинки «Беспорядок».
3. Картинки с изображением предметов одежды и контурным обозначением недостающих деталей.
***
Логопед. Слышите, какие странные звуки доносятся из соседней комнаты?
Дети (произносят звукосочетания на плавном выдохе). Ох! Эх! Ой!
Логопед. Давайте зайдем и посмотрим, что же там происходит. Какой же здесь беспорядок! Сядет тот, кто правильно подберет слово. Свитер носит мама, значит, свитер чей?
Дети. Мамин.
Логопед. Брюки носит папа, значит, брюки чьи?
Дети. Папины.
Логопед. Юбку носит бабушка, значит, она чья?
Дети. Бабушкина.
Логопед. Платье носит Оля, значит, оно чье?
Дети. Олино.
Проводится пальчиковая игра.
Логопед
На одежду посмотрите:
Платье, юбка, брюки, свитер.
Кровать не буду называть -
Зовется мебелью кровать.
Дети поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, большим пальцем вращают.
Давайте наведем здесь порядок. Где лежит платье?
Дети. На кровати.
Логопед. Откуда надо убрать платье?
Дети. С кровати.
Логопед. Где лежат носки?
Дети. Под стулом.
Логопед. Куда положим носки?
Дети. На стул.
Логопед. Где висит кофта?
Дети. На полке.
Логопед. Куда уберем кофту?
Дети. В шкаф.
Логопед. Куда упала юбка?
Дети. За кресло.
Логопед. Откуда достанем юбку?
Дети. Из-за кресла.
Логопед. А что тут посреди комнаты, посмотрите!
Дети (называют картинки). Брюки, стол, рубашка, свитер.
Логопед. Что здесь лишнее? Почему? Куда уберем одежду?
Дети отвечают.
Обиделась одежда, что с ней так плохо обращались. Посмотрите, почему платье такое грустное? Без чего платье?
Дети. Без рукава.
Логопед. Без чего рубашка?
Дети. Без пуговиц.
Логопед. Без чего кофта?
Дети. Без воротника.
Логопед. Без чего брюки?
Дети. Без кармана.
Логопед. Пришейте на место все детали одежды.
Дети обводят детали по контурной линии.
А вот эта одежда по-прежнему грустная, почему?
Дети. Она грязная.
Логопед. Что нужно с ней сделать?
Дети. Ее нужно постирать.
Логопед
Воду в тазик мы налили
И одежду намочили.
Мылом мылили, стирали,
Хорошенько полоскали.
А теперь все отожмем,
Хорошенечко встряхнем,
Развесим на веревку,
Прищепкой щелкнем ловко.
А подсохнет - что потом?
Все погладим утюгом!
Дети повторяют за логопедом глаголы, имитируя называемые действия.
Молодцы! Постарались, привели в порядок одежду! Скажите теперь про одежду, какая она?
Дети (проговаривают цепочку слов, на плавном вдохе). Чистая, аккуратная, нарядная.
Логопед подводит итоги занятия.
Вторник
Занятие воспитателя
по математике «В ателье»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Закрепление представления о том, что результат счета не зависит от формы расположения предметов.
 Продолжение сравнения групп предметов, получения равенства из неравенства.
 Обучение счету по осязанию.
 Закрепление знаний о форме геометрических фигур.
 Развитие воображения, памяти, мышления.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Набор различных по цвету и размеру геометрических фигур.
2. «Образцы ткани» с узорами разной формы.
3. Фланелеграф.
4. Наборное полотно.
5. Семь плоскостных кукол, семь плоскостных платьев.
6. План-карта «Ателье».
7. Шкатулки с пуговицами разной формы.
8. Набор геометрических фигур разного цвета.
9. Простые карандаши.
***
Воспитатель. Скоро праздник Новый год, все готовятся: шьют новогодние костюмы. Давайте зайдем в ателье и посмотрим, что там происходит. А вот и план нашего ателье. Что мы видим на плане?
Дети. Красный круг, синий квадрат, зеленый треугольник, желтый прямоугольник и стрелки от фигуры к фигуре.
Воспитатель. Геометрические фигуры - это цеха ателье. Мы будем переходить из цеха в цех, как указывают стрелки. Куда мы сейчас идем?
Дети. В цех «Красный круг».
Воспитатель. Найдите его в группе.
Дети ищут.
Из чего шьют костюмы?
Дети. Из ткани.
Воспитатель. Здесь собраны «образцы тканей», а узоры придумал сам Дед Мороз. Из чего состоят узоры? Как они расположены? Составьте свой узор из снежинок.
Дети составляют узоры на фланеле-
графе.
А по сколько снежинок в каждом узоре?
Каждый ребенок считает снежинки на своем образце.
Какой можно сделать вывод?
Дети. Узоры разные, а количество снежинок одинаковое - шесть.
Воспитатель. Отправляемся дальше, ищем по плану…
Дети. Цех «Синий квадрат».
Воспитатель. Это цех раскроя одежды. А вот и выкройки. Ой, в окно залетел холодный ветер и все перепутал.
Выполняется упражнение на дыхание.
Давайте из выкроек придумаем новогодние костюмы.
Дети занимаются конструированием из геометрических фигур. По ходу работы воспитатель задает вопросы.
Какой это костюм? Какие ты использовал геометрические фигуры?
Дети отвечают.
Куда идем дальше?
Дети. Ищем цех «Зеленый треугольник».
Воспитатель. Это швейный цех, здесь шьют одежду.
Дети проходят за столы. Перед каждым ребенком плоскостное платье с петлями для пуговиц разной геометрической формы.
Внимательно посмотрите на платье и выберите на ощупь из шкатулки столько пуговиц нужной формы, сколько на одежде петель. Какой формы у тебя петли? Какие пуговицы тебе нужны? Сколько петель? Сколько у тебя пуговиц? Проверьте друг у друга, правильно ли пришиты пуговицы.
Дети выполняют задание и отвечают. В случае ошибки воспитатель задает дополнительные вопросы.
Сколько петель? Сколько пуговиц? Что надо сделать, чтобы их стало поровну?
А вот еще пуговицы. (Показывает геометрические фигуры.) Но у них чего-то не хватает.
Дети. Дырочек.
Воспитатель. Сейчас я буду описывать пуговицу, а вы будете ее узнавать и рисовать на ней дырочки. Она красная квадратная, синяя круглая, зеленая овальная.
Дети выполняют задание.
Идем дальше: по плану у нас цех «Желтый прямоугольник». Это цех готовой продукции. «Надеваем» платья на плоскостных кукол. (Выставляет фигурки на наборное полотно.) Найдите различия между платьями.
Дети выполняют задание.
Вот и закончилось путешествие по ателье. Молодцы, вы сшили куклам замечательные новогодние костюмы! А вам задание: придумать и нарисовать новогодний костюм для себя.
Занятие логопеда по обучению грамоте «Звук [и]»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Ознакомление со звуком [и].
 Обучение определению звука [и] в слове.
 Закрепление умения выбирать слова (картинки) с начальной позицией звука [и].
 Обучение выделению последнего согласного звука в слове.
 Закрепление навыка анализа ряда из 4-5 слов с последующей графической записью.
 Закрепление навыка проговаривания звуков, слоговых цепочек, слов и рядов слов на длительном плавном выдохе.
 Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Картинки с изображением предметов одежды.
2. Кукла Ира.
3. Символ звука [и].
4. Предметные картинки, в названиях которых есть звук [и].
5. Фишки.
***
У детей находятся картинки: шарф, свитер, сарафан, пуховик, костюм, халат. Дети стоят вокруг логопеда.
Логопед. Сядет тот, кто услышит свой звук: [ф], [р], [н], [к], [м], [т].
Садится тот ребенок, который услышит последний звук названия своей картинки.
А как назвать все это одним словом?
Дети. Одежда.
Логопед. А вот и хозяйка этой одежды - кукла Ира.
В кармашке своего платья Ира принесла какой-то звук. Этот звук слышится в начале имени куклы. Вы догадались, что это за звук?
Дети. [И].
Логопед. Произнесите звук четко, красиво, чтобы Ира его послушала.
Дети произносят звук [и] на длительном выдохе.
Как нарисовать портрет звука [и]? Что делают губы?
Дети. Улыбаются.
Логопед. Поэтому портрет будет выглядеть так . (Показывает рисунок.) Давайте проверим, правильно ли мы угадали звук. (Вынимает из кармашка красный кружок.) Почему кружок красного цвета?
Дети. Потому что звук [и] гласный.
Логопед. Докажите Ире, что звук [и] гласный. Расскажем все о нем, помогая себе пальчиками.
Дети (поочередно сгибая пальчики). Звук [и] гласный, потому что его можно пропеть и во рту нет преграды. Он обозначается красным цветом.
Логопед. Любит Ира песенки со своим звуком и хочет, чтобы вы спели вместе с ней.
Дети (повторяют слоговые цепочки на плавном выдохе). Ми-ли-ни, ти-ви-ди, си-чи-би.
Логопед. Ира очень любит наводить порядок. Вот и сейчас она убирает в шкаф свою одежду. Помогите ей и выберите только ту, в названии которой есть звук [и].
Дети называют картинки и выбирают свитер, пижаму, пуховик, брюки.
Назовите еще раз одежду, выделяя звук [и].
Дети. Сви-[и]-тер.
Логопед. Села Ира отдыхать и стала рассматривать книжку с картинками. Назовите картинки вместе с Ирой.
Дети. Ива, коньки, листья, иволга и др.
Логопед. Что вы заметили?
Дети. Во всех словах есть звук [и].
Логопед. Выберите те картинки, названия которых начинаются на звук [и].
Дети выполняют задание.
Ира закрыла свою книжку. А вы запомнили картинки из нее? Назовите картинки, которые вы запомнили, не забывая выделять звук [и].
Дети выполняют задание.
Ира хочет узнать, насколько вы внимательны. Она назовет вам слова, а вы их послушайте: «платье», «куртка», «пальто», «брюки». Сколько слов сказала Ира? Положите на стол столько фишек, сколько слов услышали. Назовите слово в начале этого ряда.
Дети. Платье.
Логопед. В конце ряда.
Дети. Брюки.
Логопед. Какие слова находятся в середине ряда?
Дети. Куртка и пальто.
Логопед. А теперь плавно проговорите все слова ряда.
Дети выполняют задание.
Ира спешит сказать вам другие слова: «надевать», «застегивать», «носить», «расстегивать», «снимать». Самостоятельно выложите ряд слов из фишек.
Проверяется выполнение задания, ряд анализируется, проговаривается на плавном выдохе.
Логопед подводит итоги занятия.
Среда
Занятие воспитателя
по декоративному рисованию «Красивая дымковская кукла»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.
 Закрепление знаний об особенностях элементов дымковской росписи.
 Обучение росписи вылепленных и высушенных глиняных игрушек гуашью.
 Развитие творческого воображения, желания создавать игрушки своими руками.
ПОДГОТОВКА
1. Лепка глиняных кукол.
2. Роспись плоскостных кукол дымковскими узорами.
3. Проведение дидактической игры «Составь узор».
4. Рассматривание дымков-
ских игрушек.
5. Заучивание пословиц о труде и творчестве.
***
Появляется Петрушка.
Петрушка. Раз, два - не зевай, с нами вместе поиграй!
Воспитатель открывает ширму: дымковские игрушки стоят вокруг детских кукол.
Что-то наши куклы невеселые, не принимают их дымковские игрушки. Почему?
Дети. Они не раскрашены, не дымковские.
Петрушка. А как их нужно раскрасить, чтобы они стали дымковскими?
Дети называют элементы дымковской росписи.
Воспитатель. А помогут нам в работе волшебные краски. Давайте их позовем.
Проводится пальчиковая игра «Краски».
Дети (поочередно касаются пальчиками ладошки)
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем краски называть:
Красная красивая,
Желтая и синяя,
Яркая зеленая,
Белая холодная.
Петрушка. Вот и краски пришли и подружек привели. Что это?
Дети (рассматривают предметы). Штампы, тычки, пробки разного диаметра, кисти.
Петрушка. Как же можно их использовать в рисовании?
Дети отвечают. Затем они самостоятельно рисуют. По окончании работы делают упражнение на дыхание «Ветерок сушит платья кукол».
Воспитатель. Какие красивые дымковские куклы! Есть одинаковые? Таня, какого цвета воротничок на платье у твоей куклы? Валера, какой краской ты раскрасил рукава? Андрюша, какой узор ты выбрал для юбки? Нравятся вам куклы?
Петрушка. Не зря в народе говорят: «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносят».
Дети ставят своих кукол на выставку вместе с дымковскими игрушками.
Занятие логопеда по обучению грамоте «Звуки [и] и [о]»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Обучение различению звуков [и] и [о] на слух и в произнесении.
 Обучение анализу ряда из 2-3 гласных звуков с последующей графической записью.
 Упражнения в различении понятий «слово» и «предложение».
 Обучение анализу предложений из 2-3 слов. Ознакомление со схемой предложения.
 Обучение составлению предложений из 2-3 слов по схеме и сюжетной картинке.
 Развитие памяти, внимания.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Куклы Ира и Оля.
2. Звуковые человечки.
3. Красные плоскостные цветы.
4. Предметные картинки со звуками [и], [о] в названии.
5. Карточки для графической записи предложений.
6. Сюжетные картинки.
***
Дети стоят вокруг логопеда.
Логопед. Сядет тот, кто вспомнит и назовет слово со звуком [и].
Дети выполняют задание.
Услышала Ира свой любимый звук и решила заглянуть к нам на занятие. А что вы можете рассказать Ире про звук [и]?
Дети дают характеристику звука.
Но Ира пришла не одна. Она привела свою подружку Олю. А какой же любимый звук у Оли?
Дети. [О].
Логопед. Вы уже знакомились с этим звуком. Найдите звуки [и] и [о] среди звуковых человечков.
Дети выбирают человечков, опираясь на цвет их костюмчиков и форму губ.
Ой, как похожи эти звуки, они в красных костюмчиках. А почему?
Дети. Они гласные.
Логопед. Чем еще похожи звуки [и] и [о]?
Дети. Их можно пропеть, во рту нет преграды.
Логопед. Но ведь их можно перепутать! Чем же различаются эти звуки?
Дети обращают внимание на артикуляцию, положение губ.
А чтобы нам не путать эти звуки, мы с ними сегодня поиграем. Ира и Оля любят выращивать цветы. Дайте Ире столько цветов, сколько звуков услышите: [о], [и]. Сколько цветов дали Ире? Почему цветы только красного цвета? Произнесите еще раз звуки.
Дети (произносят на плавном выдохе). О-о-и-и.
Логопед. Какой первый звук? Какой второй звук?
Дети отвечают.
А теперь дадим цветы Оле: [у], [и], [о].
Аналогичная работа проводится по звуковому анализу и последующему произнесению всего ряда звуков.
Цветы у девочек необычные. Если прислушаться, то можно услышать, как они поют.
Дети (проговаривают слоговые цепочки на плавном выдохе). Ли-ло-ли-ло, до-ди-до-ди, би-бо-би-бо, мо-ми-мо-ми.
Логопед. Ира и Оля очень любят играть и приглашают вас: «Раз, два, три - к девочкам иди». Девочки сидят справа и слева от вас. Если услышите в слове звук [о], то подойдете к Оле. А если услышите звук [и], то к кому подойдете?
Дети. К Ире.
Логопед. Волк, лист, гном, кит, бинт, слон.
Дети слушают слова и подходят к нужной кукле. Логопед выясняет, почему они выбрали ее.
У вас лежат по две картинки. Назовите их, определите, какой звук есть в каждом слове, и подарите эти картинки Ире и Оле.
Дети выполняют задание.
Почему вы подарили картинку Ире? Почему Оле? Какой из звуков есть в слове?
Дети отвечают.
Послушайте, что говорят девочки: «Мама, стирать». Что это, слова или предложение? Подружите эти слова так, чтобы получилось красивое предложение.
Дети. Мама стирает.
Логопед. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Давайте запишем его графиче-
ски. Сколько карточек нужно взять?
Дети выкладывают схему.
«Прочитаем» все предложение. Обратите внимание на плавность проговаривания.
Дети выполняют задание.
А что сейчас говорят Ира и Оля? «Мама стирает рубашку». Это слова или предложение?
Дети анализируют предложение, делают графическую запись. Затем «читают» предложение.
Девочкам интересно, а умеете ли вы сами составлять предложения? Вам помогут схема и картинка. Посмотрите на схему. Сколько слов должно быть в предложении?
Детям сначала предлагается схема из двух слов, затем из трех. Образцы предложений: «Ира одевается». «Оля шьет». «Ира надевает платье». «Оля застегивает пуговицы».
Девочкам пора с вами прощаться.
Логопед подводит итоги занятия.
Четверг
Занятие воспитателя
по изготовлению аппликации «Рукавичка для Деда Мороза»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Обучение классификации одежды, выделению лишнего по определенному признаку.
 Обучение вырезанию рукавички по контурной линии.
 Закрепление умения разрезать полоску на квадраты, квадраты на треугольники.
 Обучение составлению узора из геометрических фигур и полосок (снежинка).
 Развитие воображения, творчества.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Картинки с изображениями шубы, шапки, шарфа и платья.
2. Магнитофонная запись скрипа снега.
3. Цветная бумага в листках и полосках, клей, ножницы, салфетки, клееночки.
ПОДГОТОВКА
1. Обведение контура своей руки (рисование рукавички).
2. Чтение сказок о Деде Морозе.
***
На доске развешаны картинки с изображениями одежды (шуба, шапка, шарф, платье).
Воспитатель. Ребята, кто-то приготовил одежду. Как вы думаете, кто?
Дети. Дед Мороз.
Воспитатель. А все ли правильно он приготовил?
Дети доказывают свое мнение.
Послушайте стихотворение «Дед Мороз - художник».
Дед Мороз шел в детский сад
Вдоль лесной тропинки.
Ребятишкам был он рад
Подарить картинки:
Речку, скованную льдом,
Из снежинок шторы
И рожденные трудом
Зимние узоры.
Я. Вершинин
Но ничего не получится, потому что Дед Мороз заночевал на лесной опушке. А в это время поднялась вьюга. Слышите, как она воет: у-у-у!
Проводится упражнение на дыхание: произнесение звука на длительном выдохе под магнитофонную запись.
И засыпало снегом волшебную рукавичку Деда Мороза. Проснулся Дед Мороз, долго искал рукавичку, скрипел снегом. Как он скрипел?
Дети. Скрип-скрип-скрип.
Воспитатель. А без волшебной рукавички не будет детям подарков. Давайте поможем Деду Морозу, сделаем ему рукавичку. А какой же должна быть волшебная рукавичка? Чем она может быть украшена? Как из полосок сделать квадраты? А из квадратов треугольники?
Дети показывают.
Выложите из квадратов, треугольников и полосок снежинку и украсьте ею свою рукавичку.
Дети вырезают по контуру рукавичку и украшают ее снежинкой.
Какие замечательные получились рукавички! Давайте положим их на подоконник, чтобы Дед Мороз мог выбрать себе самую красивую.
Занятие логопеда по развитию связной речи «Обновка
для мишки»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Упражнение в образовании относительных прилагательных («платье из ситца - ситцевое»).
 Упражнение в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа.
 Обучение ответам на вопросы полными предложениями, с проговариванием их на плавном выдохе.
 Обучение пересказу текста с опорой на серию сюжетных картинок.
 Развитие мышления, внимания, памяти, мелкой моторики.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Кукла Николка.
2. Четыре сюжетные картинки из серии «Обновка для мишки».
3. Мяч.
***
Дети стоят вокруг логопеда.
Логопед. Сядет тот, кто правильно назовет множественное число какого-нибудь предмета одежды. Одна юбка, а много чего? Одно платье, а много чего? И т.д.
Дети отвечают.
Послушайте, кто это топает по коридору: топ-топ-топ?
Дети проговаривают звукокомплексы на плавном выдохе.
Да это же Николка! (Показывает куклу.) Давайте его остановим и поиграем с ним.
Дети здороваются с Николкой.
У Николки много интересных игр, и он хочет предложить вам одну из них «Подскажи словечко».
Николка. Внимательно послушайте мои слова и догадайтесь, какое слово мне нужно подсказать.
Стол - мебель, платье…
Стул - сиденье, рубашка…
Мебель - столяр, одежда…
Мебель - шкаф, одежда…
Мебель - молоток, одежда…
Кровать - спать, брюки…
Дети отвечают.
Логопед. Что это у Николки?
Дети. Иголка.
Логопед. Для чего ему иголки? Давайте спросим Николку.
Дети спрашивают. Затем проводится пальчиковая игра.
Эй! Николка!
Бери скорей иголку!
Будем шить Кате
Новое платье!
Но не хочет Николка шить.
А решил познакомить нас с девочкой Таней, которая очень дружит с иголкой.
Помощник логопеда вносит сюжетные картинки.
Посмотрите внимательно на картинки и расположите их по порядку: с чего началась история, что было дальше и чем все закончилось?
Дети выставляют картинки на наборное полотно.
Что решила сшить Таня? Кому она решила сшить шортики? Что Таня сделала сначала? На чем Таня прошила шортики? Какие получились шортики? Что сделала Таня дальше? Куда она усадила мишку в новых шортиках?
Дети отвечают на вопросы полными предложениями, проговаривая их на плавном выдохе.
Николка смотрел, слушал, и ему стало очень интересно: а из чего же Таня сшила шортики? Давайте подскажем ему, из чего можно сшить шортики?
Проводится игра с мячом.
Шорты сшиты из ситца, какие это шорты?
Дети. Ситцевые.
Логопед. А если из шерсти? Из фланели? И т.д.
Дети отвечают на вопросы.
Послушайте, как Таня сшила мишке обновку, постарайтесь запомнить, а потом расскажите Николке сами.
Однажды Таня решила сшить мишке новые шортики. Она вы-
кроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.
Дети пересказывают рассказ самостоятельно.
Очень понравились Николке ваши рассказы. Ему даже захотелось взять иголку и самому что-нибудь сшить.
Пятница
Занятие воспитателя по лепке «Дымковская кукла»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.
 Обучение созданию выразительного образа дымковской куклы.
 Знакомство с новым приемом лепки: отжатие головы от конусообразной формы.
 Обучение скреплению деталей, сглаживанию места прикрепления.
 Закрепление умения классифицировать одежду, называть ее части.
 Развитие творчества, воображения.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Дымковская барышня.
2. Плоскостная женская одежда: платья, блузки, юбки, платки, расписанные дымковскими узорами.
3. Ширмочка, фланелеграф.
4. Подставка для лепки, стеки, глина, тканевые салфетки, вода.
ПОДГОТОВКА
1. Лепка из глины фигуры девочки в длинной шубке конструктивным способом.
2. Рассматривание дымковских игрушек.
3. Рисование узоров.
4. Знакомство с пословицами о труде, творчестве.
***
Магнитофонная запись
Здравствуйте, ребятки,
Давайте поиграем в прятки.
На подсказки посмотрите
И меня скорей найдите.
Воспитатель. С нами кто-то играет в прятки. Давайте посмотрим на подсказки и угадаем. Кто это? Вот первая подсказка. Что это?
Дети. Глина.
Воспитатель. Что это значит?
Дети. Сделана из глины, глиняная.
Воспитатель. Вот еще подсказка. (Помещает на фланеле-
граф предметы женской одежды с дымковской росписью.) Что это?
Дети называют предметы одежды.
Кто может носить такую одежду?
Дети. Женщины, девочки.
Воспитатель. Рассмотрите узоры на одежде, о чем они вам говорят?
Дети. Это дымковские узоры.
Воспитатель. Давайте теперь подумаем, кто же играет с нами в прятки?
Дети. Глиняная, в платье с дымковскими узорами: дымковская кукла, барышня.
Воспитатель. А вот и она.
Из-за ширмы появляется дымковская барышня. Воспитатель от имени игрушки хвалит детей за внимание и смекалку.
Посмотрите, какое красивое на кукле платье. Но ей скучно, у нее нет подружек. Давайте их слепим. Но они должны быть все разные, каждой наденем свое, не похожее на другое платье.
Проводится пальчиковая игра.
Дети
Один, два, три, четыре, пять -
Будем платье выбирать:
Вот у платья воротник
И карман большой пришит.
Складочки на юбочке,
Пуговки на блузочке.
И еще два рукава -
Вот какая красота!
Дети проходят на рабочие места. Воспитатель показывает прием отжатия головы от конусообразной формы. Дети самостоятельно лепят куклу.
Воспитатель. Молодцы! Какие хорошие получились куклы-подружки! Как крепко примазаны руки, даже не видно места прикрепления. И платья у всех разные! Саша, чем украшено платье твоей куклы? Давайте поставим их всех в хоровод.
Дети ставят своих кукол вокруг дымковской игрушки. Звучит песня «Во поле береза стояла…», дети подпевают.
Индивидуальное занятие логопеда «Автоматизация звука [ш]»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
 Уточнение артикуляции и изолированного произнесения звука [ш].
 Продолжение формирования длительной, направленной воздушной струи.
 Обучение произнесению звука [ш] в слогах.
 Упражнение в определении звука в словах.
 Закрепление понятий «одежда» и «обувь».
 Обучение навыкам падежного словоизменения.
 Развитие интонационной и мимической выразительности, внимания, мелкой моторики.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Картинки с изображением одежды и обуви.
2. Картинки с изображением девочки, котенка.
3. Картинка-лабиринт.
***
Логопед
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Решил Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку, и Язычок тоже.
Ребенок вместе с логопедом выполняет упражнение «Забор».
Дети занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч.
Выполняется упражнение для губ «Колечко».
Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже отдыхает.
Выполняется упражнение «Лопата».
Дети прогнули свои спинки, и Язычок прогнул свою.
Выполняется упражнение «Чашечка».
Дети стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже.
Выполняется упражнение на воздушную струю «Фокус».
Закончилась зарядка, дети ровненько встали, и Язычок тоже.
Выполняется упражнение «Парус».
Закрываются двери спортивного зала.
Ребенок (показывает движение ладошками). Ш-ш-ш.
Логопед. Дети побежали одеваться. А вслед за ними ветерок летит, подгоняет.
Ребенок (сначала тихо, затем громко). Ш-ш-ш.
Логопед. Одеваются дети.
Ребенок (вслед за логопедом выполняет круговые массирующие движения каждого пальчика). Шша, шшо, шши, шше, шшу.
Логопед. Что делают дети?
Ребенок. Одеваются.
Логопед. Выбери одежду, которую надевают дети.
Ребенок выбирает нужные картинки.
А что это осталось?
Ребенок. Обувь.
Логопед. Что с обувью делают дети?
Ребенок. Обувают.
Логопед. Давай покажем, как они это делают.
Ребенок (выполняет те же массирующие движения по пальчикам другой руки и повторяет за логопедом). Ши, ше, ша, шо, шу.
Логопед. А здесь одевается Маша. (Показывает картинку.) Она надевает только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук [ш]. Что наденет Маша? Отвечай «да» или «нет». Платье, руба[ш]ечка, колготки, сарафан, [ш]ортики, кофточка, туфельки, ба[ш]мачки, тапочки.
Ребенок отвечает.
Дождался Язычок Машу и пошел вместе с ней. Пока они идут, мы о них поговорим. Я начну, а ты закончи:
Язычку очень нравится Ма…
Он часто вспоминает о Ма…
Скучает, когда рядом нет Ма…
Радуется, когда видит Ма…
А сейчас идет за руку с Ма…
Идут Язычок с Машей и увидели маленького котенка. Он потерялся и испуганно шипит.
Ребенок (произносит с соответствующей мимикой и интонацией, при необходимости показанными логопедом). Ша, ше, шу, шо, ши.
Логопед. А вот мальчики. (Показывает картинку-лабиринт.) Кто же из них хозяин котенка?
Ребенок проводит пальчиком по линиям, одна из которых соединяет котенка с хозяином.
Обрадовался котенок, стал весело бегать вокруг мальчика.
Ребенок (произносит с соответствующей интонацией). Ша, ши, ше, шу, шо.
Логопед. Язычок с Машей продолжают свою прогулку, а нам пора заканчивать занятие. С каким же звуком мы сегодня занимались?
Ребенок отвечает.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск