«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Состязание всезнаек и их родителей (организация совместной деятельности детей и родителей)

17 апреля, 2012 Рубрика: Взаимодействие с родителями, Работа с дошкольниками КУРИЛОВА О.А.

КУРИЛОВА О.А., учитель-логопед МДОУ д/с № 40, г. Ухта, Республика Коми

Преодоление стереотипов — дело чрезвычайно трудное, особенно когда речь идет о дошкольном образовательном учреждении. Как показывает практика, представления многих родителей о деятельности педагогов детского сада зачастую ограничены понятиями «присмотр» и «уход». Рассуждая о деятельности ДОУ, современные мамы и папы не придают значения слову образовательное, ошибочно полагая, что целостный взгляд на мир появляется у ребенка без всякой помощи со стороны педагогов. Но именно в дет¬ском саду закладываются основы дальнейших жизненных успехов ребенка. Как правило, родители нынешних до¬школьников не имеют достаточных знаний о возрастных и личностных особенностях своего ребенка и пытаются оценить уровень его развития степенью овладения навыками чтения или счета. Подобный однобокий подход к пониманию сущности развития негативно сказывается как на гармоничном формировании личности дошкольника, так и на взаимоотношениях педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

С целью преодоления перечисленных выше проблем в нашем детском саду была разработана такая форма взаимодействия с семьями дошкольников, как совместная образовательная деятельность детей и родителей. Это своеобразное состязание между дошколятами, их мамами и папами, на котором демонстрируются не сила и ловкость, а знания, умения и навыки. На наш взгляд, такое мероприятие гораздо эффективнее, чем традиционное родительское собрание, поскольку за короткий промежуток времени позволяет решить целый ряд задач:

— ознакомление родителей с особенностями образовательно-развивающей работы ДОУ;

— демонстрацию знаний, умений и навыков, которыми дети овладели за данный период;

— практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

— формирование доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми.

Такая игра-состязание наиболее интересна старшим до¬школьникам и их родителям. В ее подготовке и проведении условно можно выделить три этапа: предварительная работа; собственно мероприятие; подведение итогов.

Основная цель первого этапа — сформировать положительную установку на участие в состязании как детей, так и родителей. Дошкольникам предлагается пригласить мам и пап на необычное соревнование и проверить, смогут ли они справиться с теми заданиями, которые без труда выполняют их дети. Вместе с педагогом воспитанники придумывают название будущего конкурса, например «Состязание всезнаек и их родителей», а затем оформляют красочное объявление, в котором в шутливой форме бросают родителям вызов.

Далее ведется подготовка к самому мероприятию. Групповая комната визуально делится на две зоны: одна для команды детей, вторая — для команды родителей. Обе зоны должны быть обеспечены достаточным количеством столов, поскольку задания предусматривают индивидуальную работу каждого участника состязания. На столах раскладывается дидактический материал, например: для проверки уровня овладения знаниями в образовательных областях «Коммуникация» и «Познание» предметные картинки, схемы звукового анализа, схемы для определения места звука в слове, счетные палочки. Перед каждой командой вы¬ставляется мольберт с заданием и правильными ответами; внизу располагается оценочная шкала. За каждое верно выполненное задание дети и родители получают фишки или звездочки, выставляемые на оценочную шкалу. Команда, набравшая большее количество фишек, побеждает.

Обязательное условие проведения подобного мероприятия — подбор для детей дифференцированных заданий. Конечно, задания для детей и родителей должны звучать одинаково. А вот материал, на котором они будут выполняться, берется разный: более простой — для дошкольников, более сложный — для родителей. Покажем это на примере нескольких заданий, разработаных для детей старшей группы в соответствии с программой коррекции нарушений речи Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, по которой работает наш детский сад.

Задание 1. Определить количество слогов в слове

У каждого участника игры на столе лежит картинка с изображением предмета, обозначающего слово из 1, 2, 3, 4 слогов. Педагог просит поднять картинки тем, у кого в слове 3 слога. Участники обеих команд должны проанализировать свой вариант слова и при необходимости поднять картинку. Далее предлагается поднять картинки тем, у кого в слове 1 слог, 4, 2 слога. Второй педагог подсчитывает правильные ответы, раздает фишки (звездочки) и дает комментарии, если ответ был неправильным. Взрослые получают слова более сложной слоговой структуры или слова, в которых определение количества слогов может быть сопряжено с какими-либо трудностями. Детям соответственно даются слова из прямых открытых слогов, типа каша, машина, кукуруза, определение количества слогов в которых не составит особого труда. Подобный дифференцированный подход позволяет поставить детей и родителей в равные условия при выполнении заданий.

Задание 2. Определить первый звук в слове

Задание проводится с теми же предметными картинками, которые использовались в предыдущем задании. Здесь правильный ответ необходимо будет озвучить. Задание само по себе очень простое, однако в нем кроется некоторый подвох. Известно, что взрослые не всегда видят разницу между согласными звуками, парными по признаку мягкости-твердости. Например, они не различают звуки [с] и [с’], [б] и [б’]. Поэтому, определяя первый звук в слове, начинающемся с мягкого согласного, ошибочно могут назвать его твердую пару: например, в слове речка первый звук [р’], а не [р]. В то время как дети, обучающиеся по специальным программам, четко видят разницу между твердыми и мягкими звуками. В данном случае никакие подсказки педагога для более успешного выполнения задания дошкольниками не нужны. Каждый правильный ответ оценивается фишкой.

Задание 3. Выполнить звуковой анализ слова

Для выполнения этого задания понадобятся схемы звукового анализа и картинки по количеству участвующих в соревновании. Картинки лучше подобрать другие, с более простой слоговой структурой. Они должны отличаться от картинок, используемых в предыдущих заданиях, формой или размером, чтобы участники состязания их не спутали. На этом этапе игры каждый участник выполняет звуковой анализ своего слова индивидуально. При таком подходе педагог вновь имеет возможность поставить любого ребенка в ситуацию успеха, т.е. подобрать слова в соответствии с его индивидуальными возможностями: от односложных слов (типа СГС) до двухсложных со стечением согласных. Родителям предлагаются для анализа более сложные слова. При подведении итогов каждая правильно выложенная схема слова оценивается фишкой.

На подобных мероприятиях также можно использовать упражнения: «Придумай как можно больше слов на заданный звук», «Назови слово по звукам», «Определи, какое слово спряталось» и др. Главное, чтобы эти задания были доступны детям данной возрастной группы.

Следует сказать, что «Состязание всезнаек и их родителей» может проводиться на материале разных образовательных областей, для чего в нашем детском саду успешно используются игры со счетными палочками, лабиринты, логические задачи, упражнения на внимание, восприятие, а также игры, позволяющие оценить уровень овладения элементарными математическими представлениями.

В конце конкурса педагоги подсчитывают количество заработанных баллов, объявляют победителей и обязательно благодарят детей и родителей за активное участие в состязании. Всем его участникам вручаются поощрительные сладкие призы.

При подведении итогов педагог дает оценку проведенному мероприятию: отмечает положительные результаты, недостатки, интересуется мнением родителей и детей.

Последним дается возможность рассказать о том, что им понравилось больше всего, а также создать рисунок на тему «Как мы соревновались с родителями». С целью изучения точки зрения родителей проводятся беседы, анкетирование. В приемной оформляется стенд под названием «Мы вместе», на котором располагаются фотоматериалы и рисунки детей.

Как показывает наш опыт, использование подобной формы взаимодействия с семьями воспитанников дает возможность педагогам наглядно продемонстрировать особенности образовательно-развивающей работы ДОУ, способствует формированию доброжелательной атмосферы в группе, стимулирует развитие детей и помогает мамам и папам ближе узнать своего ребенка.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск