«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Составление творческих рассказов по пословицам (подготовительная к школе группа)

28 мартa, 2007 Рубрика: Конспекты занятий Козина И.В.

Козина И.В., учитель-логопед; Лебедева Л.В., старший воспитатель ДОУ № 2099, Москва

Без пословиц не проживешь - точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
При знакомстве детей с пословицами особое значение придается пониманию меткости, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла. Важно, чтобы дети смогли потом использовать их в своей речи.
Пословицы характеризуются емкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций. Но только в речи они приобретают конкретный смысл. Это позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию. Получившиеся рассказы записываются, создаются книги, которые украшаются детскими рисунками, фотографиями.
Работа над пословицами не должна ограничиваться только занятиями. К ним необходимо обращаться постоянно. Они обогащают нашу речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Обучение составлению коротких творческих рассказов по пословицам с использованием графических схем.
• Обучение пониманию простого и переносного смысла пословиц.
• Формирование умения применять пословицы в разных жизненных ситуациях.
• Развитие памяти, воображения, абстрактного мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Карты с рисунками прямого значения пословиц.
2. Выставка книг по малым фольклорным формам.
3. Конверт с пословицами и графическими изображениями рассказов.
4. Ребус.
5. Коробка с кубиками.
6. Куб с именами детей.
7. DVD-диск «Пословицы в рисунках», плеер, телевизор.
ПОДГОТОВКА
1. Чтение, разучивание малых фольклорных форм (с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями).
2. Чтение художественных произведений (с воспитателями) «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), «Одно дело делаешь, другого не порть» (Б.В. Шергин).
* * *
Организационный момент
Дети рассматривают книжную выставку.
Логопед. На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества - малые фольклорные формы. Назовите их.
Дети. Потешки, песенки, чистоговорки, дразнилки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, считалки.
Логопед. Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У народа для всякого случая есть пословица - короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Чему нас учат пословицы?
Дети. Они учат нас смелости, верности, дружбе, трудолюбию.
Подбор слов-антонимов
Дети подбирают к словам антонимы. В диалоге используется куб с именами детей.
Логопед. Много пословиц придумал народ. Есть пословицы о добре и зле, о правде и…
Дети. Лжи.
Логопед. О труде и…
Дети. Лени.
Логопед. О войне и…
Дети. Мире.
Логопед. О счастье и…
Дети. Горе.
Логопед. О родителях и…
Дети. Детях.
Логопед. О знании, уме и…
Дети. Глупости.
Логопед. О совести, чести и…
Дети. Бесчестии.
Понимание прямого
и переносного смысла пословиц
Логопед. Вы уже знаете много разных пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них.
Дети по очереди берут карты с рисунками, на которых изображено то, о чем говорится в пословице (прямой смысл), называют ее и объясняют переносный смысл.
• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Объясни значение этой пословицы.
• Яблоко от яблони недалеко падает.
Как ты ее понимаешь?
• Человек без друзей, что дерево без корней.
Как можно сказать по-другому?
• Каждый кулик свое болото хвалит.
Про кого так говорят?
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
В каком случае так говорят?
• Двое пашут, а семеро руками машут.
Что это значит?
Просмотр видеозаписи
Логопед. Я приглашаю вас посмотреть фильм, в котором Артем рассказывал ребятам о выставке детских рисунков.
Дети смотрят видеозапись «Пословицы в рисунках».
Какое задание дал Артем ребятам?
Дети. Придумать истории по пословицам.
Словообразование
Логопед. Давайте подумаем, где могут произойти эти истории?
Дети. В саду, на даче, дома, на улице, в лесу, в гостях.
Логопед. Для кого подойдут эти пословицы? Если человек шалит (дерется, мастерит, работает, трудится, ворчит, озорничает, трусит, ленится), кто он? А она?
Дети. Шалун, шалунья (драчун, мастер, работник, труженик, ворчун, озорник, трус, лентяй).
Игра «Скажи наоборот»
Логопед. Я предлагаю поиграть с пословицами в веселую игру «Скажи наоборот». В коробке лежат ваши помощники. За правильный ответ вы берете кубик. Кубик на кубик. Выигрывает тот, у кого выше будет башня. Итак, начали! Длинная…
Дети. Короткая.
Логопед. Ленивая…
Дети. Работящая.
Логопед. Длинная нитка - ленивая девка.
Дети. Короткая нитка - работящая девка.
Аналогично проводится работа с пословицами «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Молодому все просто», «В ком добра нет, в том и правды нет».
Отгадывание ребуса
Логопед. Вы помните о поручении Артема? Ваши сверстники к пословицам придумали истории, записали их с помощью схем и передали вам. Вот они. (Показывает конверт.) Но конверт можно открыть, только когда вы разгадаете ребус. Какая пословица здесь спрятана?
Дети. Слово - серебро, молчание - золото.
Дети открывают конверт. Там находятся листы с пословицами и схемами к ним. Их в два раза меньше количества детей. Они решают выполнять задание парами.
Че-ло-век без дру-зей, что де-ре-во без кор-ней.
За дву-мя зай-ца-ми по-го-нишь-ся - ни од-но-го не пой-ма-ешь.
Яб-ло-ко от яб-ло-ни не-да-ле-ко па-да-ет.
Составление творческих
рассказов
Логопед. Вам нужно будет не только придумать интересные истории, но и оценить рассказы своих товарищей. Каким должен быть рассказ?
Дети. Интересным, подробным.
Логопед. Как нужно рассказывать?
Дети. Выразительно, четко, громко, без больших пауз.
Логопед. Подумайте, в какой жизненной ситуации можно использовать эти пословицы?
Дети по очереди парами составляют короткие творческие рассказы. Другие их оценивают, объясняя свое решение. Результаты логопед заносит в протокол. Объявляются победители.
Итог занятия
Логопед. Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Так что же такое пословица?
Дети. Короткая мудрая мысль, поучение.
Логопед. Чему она нас учит?
Дети. Как надо поступать, а как не надо.
Логопед. Теперь конверт у нас пустой. Я предлагаю вам нарисовать свои рассказы, положить в него и подарить ребятам. Согласны?
Задание воспитателям
1. Рисование по следам творческих рассказов.
2. Закрепление понимания прямого и переносного значения пословиц.
Приложение
Объяснение значения пословиц детьми
• За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Это значит не нужно в одно и то же время делать две работы, например, рисовать и играть в куклы. Если много дел будешь делать сразу, ничего не получится. (Руслан.)
• Яблоко от яблони недалеко падает.
Дети всегда похожи на своих родителей. Так происходит потому, что они всегда много дел делают вместе. (Слава.)
• Человек без друзей, что дерево без корней.
Человек не может жить без друзей. Друзья помогают в жизни, всегда придут на помощь. С ними весело и хорошо. (Оля.)
• Каждый кулик свое болото хвалит.
Иногда люди очень себя любят и хвалят только себя, свои вещи, игрушки, дом.
И говорят, что у других все плохое. (Никита.)
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
Я люблю играть, рисовать, гулять. Но надо за собой все убирать: вещи, игрушки, посуду. (Оля.)
• Двое пашут, а семеро руками машут.
Бывает так, что один трудится, а другие не помогают, ленятся, только мешают. (Маша.)
Пословицы в рассказах детей
• Мы с ребятами пошли на рыбалку. Ловили, ловили, рыба не клевала. Прошло время. Смотрим, а приманка кончилась. Мы с Мишей пошли копать червей, остальные ребята идти не захотели. Мы накопали и пришли снова на речку. Ребята стали просить у нас червей, но мы им не дали. Пока двое пашут, семеро руками машут. (Никита.)
• Маша увидела очень красивый конструктор в магазине. Она попросила купить его. Папа купил конструктор и принес его домой. Маша поиграла с ним, а убирать его не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить». (Валя.)
• Мой друг Гоша говорит, что его велосипед лучше. У него и звонок есть, и ручной тормоз. А я свой хвалю: «У моего велосипеда есть корзина, багажник, светоотражатели». Получается, что каждый кулик свое болото хвалит. (Витя.)
• У меня папа - механик. Он меня научил работать молотком, отверткой, рулеткой, гаечным ключом. А еще мы вместе поменяли колеса на машине. Я хочу тоже стать механиком. Ведь яблоко от яблони недалеко падает. (Слава.)


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 9 к статье “ Составление творческих рассказов по пословицам (подготовительная к школе группа)


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Большое спасибо создателям сайта за возможность быстро найти нужный, интересный материал. Логопедам-за то, что делитесь своими наработками. Все очень интересно и познавательно, доступно для проведения в любом детском саду. СПАСИБО.

  2. # 2 Аноним Пишет:

    ьсм

  3. # 3 Аноним Пишет:

    нетвот я хочу штоб они мне написали рассказ заканчивающейся на пословицу а они мне тока рассказ без пословицы

  4. # 4 Аноним Пишет:

    спс

  5. # 5 Аноним Пишет:

    Спасибо огромное! Очень интересно!

  6. # 6 Аноним Пишет:

    Спасибо!

  7. # 7 Аноним Пишет:

    легко же сочинять рассказы по пословицам!

  8. # 8 Аноним Пишет:

    Я - логопед, работаю в ДДУ в г Минске. Большое спасибо Вашему журналу за возможность быстро найти нужный, интересный материал. Логопедам - за то, что делитесь своими наработкамию В данный момент у меня в группе обуаются очень “тяжёлые дети” с сенсорной алалией может поделитесь опытом? необходима информация.Спасибо.

  9. # 9 Аноним Пишет:

    спасибо вам большое особенно(Вали)*спасибо большое выручила)-)))


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск