«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Содержание и приемы коррекционной работы при оптической дисграфии

23 сентября, 2005

Леонова С.В., канд. пед. наук, доцент МПГУ, Москва; Воронина С.П., учитель-логопед, школа № 1, пос. Нахабино, Московская обл.
Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям обучения.
Традиционно в логопедической практике нарушения письменной речи рассматриваются как следствие патологии устной (Р.Е. Левина, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева и др.). Исследования последних лет указывают на тесную взаимосвязь трудностей письма у младших школьников с несформированностью невербальных форм психических процессов (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, О.Б. Иншакова и др.). Так, одним из составляющих компонентов в формировании навыка письма является оптико-пространственное восприятие.
По мнению многих специалистов, нет ни одного вида деятельности детей, на которое не влияла бы пространственная ориентировка. Это сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и левое полушарие. Базисные, рано формирующиеся функции связаны по преимуществу с работой правого полушария. От него зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, объединить части и запомнить их расположение. Левое полушарие решает более сложные задачи, связанные с тонким анализом и речевым опосредованием. Оно анализирует детали, части и не так успешно в их объединении.
Анализ письма учеников 2-3 классов со зрительно-пространственной дисграфией по правополушарному типу позволяет выделить следующие трудности:
- ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки;
- удержание строки;
- колебание наклона и высоты букв, несоответствие их элементов по размеру, раздельное написание внутри слова;
- актуализация графических и двигательных образов, замены зрительно похожих и близких по написанию букв, замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных;
- устойчивая зеркальность при написании букв «е», «з», «с», замены букв «д-б-в» и т.п.;
- невозможность создания навыка идеограммного письма;
- пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
- нарушения порядка букв;
- тенденция к фонетическому письму - радсно-радостно;
- выделение целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишутся отдельно от корней.
От всех перечисленных особенностей зависят трудности оперирования пространственной информацией и попытки их компенсации (Т.В. Ахутина, 1997).
Коррекция зрительно-пространственных нарушений включает развитие:
- зрительного гнозиса, анализа и синтеза;
- оптико-пространственного гнозиса и праксиса;
- речезрительных функций.
В статье предлагаются примерные конспекты занятий с использованием разнообразного материала и видов упражнений по дифференциации букв и звуков Б-Д. Большинство заданий даны в нескольких вариантах, которые могут использоваться по выбору логопеда.
Конспекты занятий
по дифференциации букв
и звуков Б-Д
ЦЕЛИ
 Тренировать зрительное восприятие, представление.
 Развивать зрительно-моторные координации.
 Совершенствовать память, внимание, конструктивную деятельность.
 Формировать оптические дифференцировки, представления о связи звука и буквы.
 Развивать пространственные представления, способность вести руку по необходимой траектории.
 Развивать функцию стереогноза, способность планировать свое движение.
Занятие 1
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, карточки, белый картон, фломастеры, разрезная азбука, тетрадь, ручка, ножницы, мозаика.
* * *
Каждое занятие начинается с организационного момента.
Упражнения для развития
зрительно-моторных координаций
Упражнения проводятся в форме игры «Кто внимательней?» в нескольких вариантах.
 Дети копируют фигуры 1-10 по выбору логопеда (приложение).
 Позже дети выполняют более сложное задание. На чистом листе нелинованной бумаги они рисуют шесть квадратов. В верхней их части дети рисуют более простые и более сложные фигуры, чем 1-10, а в нижней - точно такие же. Задания можно повторять многократно. Оценивая работу, логопед обращает внимание на ошибки (несоответствие размера, неправильные соотношения штрихов, элементов, расположение в квадрате, нечеткость линий и т.п.). Также логопед объясняет, как сделать правильно рисунок.
 Дети выполняют задание на подобных карточках с правым и левым поворотом фигур.
 На первых этапах обучения в качестве фигур для копирования дети используют элементы букв.
 Логопед просит ребенка запомнить, что изображено на карточке, переворачивает ее и предлагает нарисовать изображение по памяти. Начинать такую работу нужно с одного элемента.
Изготовление образца
для занятий
Дети пишут на белом картоне черным фломастером буквы «б» и «д» по образцу. Красным фломастером обозначаются стрелочки направления при написании элементов букв. Таблица с буквами вырезается ножницами. Логопед обращает внимание детей на сходства и различия данных букв.
Физкультминутка
«Засолка капусты»
Дети
Мы капусту рубим,
(резко двигают прямыми кистями рук вниз и вверх)
Мы морковку трем,
(пальцы сжимают в кулаки, двигают кулаками к себе и от себя)
Мы капусту солим,
(двигают пальцами, имитируя посыпание солью из щепотки)
Мы капусту жмем.
(Интенсивно сжимают пальцы в кулаки.)
Работа над артикуляцией
звука [д]
Работа проходит перед зеркалом методом копирования.
Задания
 Произнести звук [д], охарактеризовать его.
Звук [д] - согласный, звонкий, парный, бывает твердым и мягким.
Логопед обращает внимание детей на положение органов артикуляции при произношении звука [д].
При звуке [д] язык упирается в верхние зубы, образуя смычку. Губы растянуты в улыбке, обнажая все зубы. Подается струя воздуха на кончик языка, но чуть слабее, чем при [т]. Смычка резко размыкается. Расстояние между зубами - 2 мм. При звуке [д] связки вибрируют: есть голос.
Логопед просит детей приложить ладонь к шее, чтобы проверить это обстоятельство.
 Произнести звук [д] 10 раз.
Работа с разрезной азбукой
Задания
 Произнести 10 слов со звуком [д].
 Найти букву «д» в разрезной азбуке, обвести по контуру прописную букву «Д», используя образец.
 Написать букву «д» в воздухе, повторяя движения за логопедом.
 Прописать букву «д» в строчку по образцу.
 Написать 10 слов с буквой «д», проговаривая элементы буквы.
Работа над артикуляцией звука [б]
Задания
 Произнести и охарактеризовать звук [б].
Звук [б] - согласный, звонкий, парный, бывает твердым и мягким.
Логопед обращает внимание детей на положение органов артикуляции при произношении данного звука.
При звуке [б] губы образуют смычку, которая с шумом прорывается воздушной струей, выходящей изо рта, при этом кончик языка упирается в нижние зубы. При звуке [б] связки вибрируют.
Логопед просит детей приложить ладонь к шее, чтобы проверить это обстоятельство.
 Произнести звук [б] 10 раз.
Работа с разрезной азбукой
Задания
 Произнести 10 слов со звуком [б].
 Найти букву «б» в разрезной азбуке, обвести по контуру прописную букву «Б», используя образец.
 Написать букву «б» в воздухе, повторяя движения за логопедом.
 Прописать букву «б» в строчку по образцу.
 Написать 10 слов с буквой «б», проговаривая элементы буквы.
Итог занятия
Логопед вместе с детьми обсуждает, какие звуки они изучали, какими буквами обозначаются эти звуки на письме; ищут сходства и различия.
Домашнее задание
Выложить прописные буквы «Б» и «Д» в мозаике.
Занятие 2
ОБОРУДОВАНИЕ
ЗЕРКАЛО, РАЗРЕЗНАЯ АЗБУКА, ОБРАЗЕЦ - ТАБЛИЦА С ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ «Б» И «Д», ТЕТРАДЬ, РУЧКА, КАРТОЧКИ, ПЛАСТИЛИН, КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ. * * *
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, работу перед зеркалом над артикуляцией звуков [б] и [д], физкультминутку «Засолка капусты» см. занятие 1.
Работа с разрезной азбукой
Задания
 Найти буквы «б» и «д».
 Сначала подобрать сходные буквы по написанию к букве «б», а потом - к «д», записать в тетрадь.
Работа в тетради
Таблица с прописными буквами «Г» и «Д» лежит перед каждым ребенком.
Задания
 Обвести по контуру буквы и произнести звуки.
 Записать буквы «б» и «д», которые диктует логопед, в две колонки.
Б, б, б, д, б, б, д, д, д, б, д, д, б, д, б, д, д, б, д, б.
Работа в тетради
Ребенок проговаривает, какую букву он пишет, направления элементов букв.
Задания
 Записать слоги по выбору логопеда.
 Придумать и записать слова с некоторыми слогами.
Ба-да, бо-до, бу-ду, бы-ды, да-ба, до-бо, ду-бу, ды-бы, бя-дя, бе-де, бю-дю, би-ди, дя-бя, де-бе, дю-бю, ди-би, би-ди.
Да, ба, бо, до, ды, ду, бя, дя, бу, бы, де, бе.
Бро, дро, дра, дры, бри, бру, дру, дре, дря.
Работа над ошибками
Задания
 Найти ошибку самостоятельно.
 Повторить алфавит (логопед называет звуки, а ребенок пишет соответствующие буквы).
 Выбрать слово с ошибкой.
 Написать слово на листочке.
 Убедиться, что слово написано правильно, проанализировать возникшие трудности, провести звукобуквенный анализ (вместе с логопедом).
 Четко произнести слово несколько раз.
 Подчеркнуть фломастером трудную часть слова, где была ошибка.
 Произнести слово по буквам.
 Еще раз написать слово.
 Написать слово, проговаривая его по буквам.
 Произнести слово.
Итог занятия
Логопед вместе с детьми вспоминает признаки сходства и различия букв «б» и «д».
Домашнее задание
Слепить из пластилина прописные буквы «Б» и «Д».
Занятие 3
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, карточки с заданиями, тетради, ручки, разрезная азбука, бумажные кружки, образец, пластилиновые буквы, которые дети вылепили дома, карандаши.
* * *
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, работу перед зеркалом над артикуляцией звуков [б] и [д], работу с разрезной азбукой см. занятие 1.
Игра «Допиши элемент»
Задание
 Дети должны прописать элементы букв в три строки. В первой строке - «б», во второй - «д». Далее логопед произносит звуки.
Б, д, б, д, б, б, д, б, б, б, д, д, б, б, д.
Ребенок, проговаривая их, дописывает элементы букв в третьей строке.
Физкультминутка
На партах лежат бумажные кружки пяти разных размеров.
Дети (поочередно нажимают каждым пальцем на соответствующий кружок)
Раз - кружок, два - кружок,
Раз - шажок, два- шажок.
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ходят пальчики опять.
От мизинца - до большого,
А потом - к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Пальцы будут отдыхать.
Работа с карточками
Перед ребенком лежит образец правописания букв «б» и «д». Сначала ученик должен обвести эти буквы по контуру. Ребенок проговаривает слова, описывает элементы букв, в случае затруднения обращаясь к логопеду. Затем записывает в тетрадь. Работа проводится по выбору логопеда.
Задания
 Записать слова с буквами «д» и «б» в две колонки. Заключить буквы в овалы карандашами разных цветов.
Дыни, боты, дело, арбузы, бумага, дыши, брызги, диван, духи, тебе, сады, брошка, иду, иди, следы, радуга, победа, труба, братик, дракон, другой, трудно.
 Дописать нужные слоги бы, до.
Зуб - зубы.
Клуб, ястреб, гриб, столб, дуб, хлеб, голубь, боб, краб, куб.
Топить - дотопить.
Тянуть, держать, нести, пить, бежать, есть, тронуться, стучаться, терпеть, толочь.
 Вставить нужные слоги да, бо.
…ты, …ка, …лото, …лел, …бер, ра… та, за… та, за…ры, сво…да, бе…, во…, …та, …ры, …ют, горо…, боро…, приро…, свобо… .
Диктант
Задания
 Записать слоги слитно под диктовку.
Добыбра, дродубру, дибеброда, убадруба, убиди.
 Записать слова под диктовку.
Буди, беда, броди, дроби, дуб, борода, брод, бидон.
Здесь и далее работу над ошибками, итог занятия см. занятие 2.
Домашнее задание
Испечь прописные буквы «Б» и «Д». Продукты для теста: чашка теплой воды, пакетик сухих дрожжей, четыре с половиной чашки муки, 3/4 чайной ложки соли, 2 чайные ложки сахара, яичный желток, взбитый со столовой ложкой воды, соль по вкусу.
Занятие 4
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, разрезная азбука, тетрадь, ручка, альбомный лист, фломастеры, карточки с заданиями, образец, картонные детали букв «б» и «д», клей, кисточка для клея, пластилиновые или испеченные буквы «б» и «д», ящик, фигуры, мелкие детали, шнурок, карандаши.
* * *
Ориентировка в схеме
тела человека
Задания
 Рассказать, какие части тела находятся сверху, снизу, справа, слева, сзади, спереди, внутри, выше, ниже, сбоку. Ответить, какие части тела симметричны. Перед этим заданием логопед дает понятие о симметрии.
 Нарисовать овал (круг). Поставить точку посередине, сверху, снизу, справа, слева.
 Нарисовать квадрат, нарисовать по два кружка сверху и снизу, по одному - справа и слева, расположить так, чтобы они были симметричны.
Формирование пространственных представлений
На листе нелинованной бумаги логопед ставит 10-15 точек и звездочек.
Задания
 Соединить линиями разных цветов все звездочки, а потом точки.
 Соединить звездочки и точки так, чтобы линии не пересекались.
 У каждой звездочки (точки) логопед ставит цифру. Нужно соединить цифры от 1 до 10 (от 1 до 20) прямыми линиями.
 «Раскрутить» спираль вправо и влево.
 Нарисовать «волны».
Развитие способности
планировать свои действия
Задания
 Нанизать мелкие детали (специально изготовленные) или пуговицы различной величины, цвета на шнурок, конец которого жестко закреплен:
5 круглых фигур красного цвета, 5 зеленых и т.д.
 Достать фигуры из ящика вслепую, на ощупь. Определить фактуру, форму, величину предмета на ощупь.
 Используя «метод прямоугольника» (буква больше вытянута в высоту, чем в ширину, ее высота ограничивается рабочей строкой), логопед дает таблицу и объясняет, что значит «отступить от верхней линии», «закругление внизу» и т.д. При написании каждого элемента дети начинают работу со стартовой точки, используя стрелку направления движений (для овалов - сверху вниз по часовой стрелке).
1. Выделить буквы, которые пишутся только на рабочей строке.
2. Выделить буквы, которые выходят за строку сверху.
3. Выделить буквы, которые выходят за строку снизу.
4. Проанализировать сходство и различия букв.
5. Начертить схему букв первой, второй и третьей групп и их расположение на строке.
Игра «Лото»
Дети составляют из элементов буквы. Используются квадраты, каждый из которых - часть букв, разрезанных по горизонтали или на детали.
Работа с разрезной азбукой
Задание
 Найти буквы «б» и «д» по указанию логопеда.
Работа над беззвучной
артикуляцией перед зеркалом
Задание
Назвать и показать нужную букву «б» или «д» по беззвучной артикуляции логопеда.
Игра «Узнай на ощупь»
На столе перед ребенком лежат пластилиновые или испеченные буквы «б» и «д». Ребенок узнает букву на ощупь с закрытыми глазами.
Игра «Угадай звук,
подбери букву»
Логопед произносит звуки.
Дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с соответствующей буквой.
Б, б, д, б, д, б, б, б, д, д, д, д, б, д, б, б, д, д, б.
Физкультминутка
«Пальчики здороваются»
Дети (выполняют движения, соответствующие тексту)
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмем,
Снова в кулачки сожмем.
Работа с карточками
Ребенок пользуется изготовленным образцом правописания букв «б» и «д» и проговаривает эти буквы, описывает их элементы. Работа проводится по выбору логопеда.
Задания
 Вставить нужные слоги ба-да, бу-ду, записать. Заключить в овалы цветными карандашами буквы «б», «д».
Ры…, бе…, …ран, во…, …лет, …та, …гаж, …ры, …ют, … бочка, ры…ки, …зары, горо…, боро…, приро…, свобо…
…сы, …май, …ря, …га, …кет, …дильник, …тон, за…мал, за…шил, …мага, …ран, за…ду, забу…, …мажка, зае…, при…, по…шка.
 Вставить слоги би-ди, бе, записать.
Во…, …та, уй…, …кий, …дон, …точки, лю…, …рюза, со…рать, тетра…, за…рать, вой…те, от…рать, от…вать.
…лый, …рег, …жит, …рет, …да, по…да, за…гал.
 Вставить букву и записать слова в два столбика (в один - с буквой «б», в другой - с «д»). Заключить эти буквы в овалы разными карандашами.
Боро..а, гра..усник, ..ок, зу..ы, заво..- ной, ве..ро, ..лины, за..ор, пого..а, ..елка, желу..и, о..ои, о..еяло, ..ольшой, у..очка, ..удка, ..лузка, тетра..ь, ..антик, ..а..очка, ..ож..ик, ста..о, по..еда, по..о-ище, тру..но, по..ороть.
Домашнее задание
Вырезать из картона буквы «б» и «д» и разрезать их на детали. Затем снова сложить буквы из деталей и склеить их.
Занятие 5
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, разрезная азбука, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, фломастеры, карандаши, альбомный лист, образец, ящик, фигуры, мелкие детали, шнурок, ткань, мулине, игла.
* * *
Работу с разрезной азбукой, работу перед зеркалом над беззвучной артикуляцией см. занятие 4.
Игра «Угадай звук,
подбери букву»
Логопед произносит слоги, слова. Ребенок хлопает в ладоши или подбирает из разрезной азбуки буквы «б» или «д».
Ба, зубы, до, ода, булка, одежда, бу, дождь, обувь, бе, пруд, ду, краб, год.
Физкультминутка «Домик»
Дети
Раз, два, три, четыре, пять -
(разжимают пальцы из кулака по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимают все пальцы одновременно.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(сжимают по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(Ритмично сжимают все пальцы одновременно.)
Игру «Допиши элемент» см. занятие 3.
Работа с карточками
Дети выделяют буквы «б» и «д» размером или цветом, описывают их элементы.
Задания
 Записать слова по образцу во множественном лице.
Гриб - грибы, обед - обеды.
Зуб, холод, клуб, ястреб, город, гриб, пруд, столб, дуб, след, лед, хлеб, голубь, завод, гвоздь, боб, краб, парад, год, куб, зябь, рекорд, медведь, ледоход, град, груздь.
 Записать слова, которые диктует логопед, в три столбика: в первый - с буквой «б», во второй - с «д», а в третий - с «б» и «д». Можно продиктовать слова.
Побеспокоиться, подруга, просьба, беседа, благодарить, будить, трудно, туда, дотронулся, дотянулся, подул, блузка, пробуждаться, поблагодарить, бежать, побежать, победа, беда, нарядный, отодвинулся, ударил, палуба, букашка, дотащил, задремал, двери, балалайка, труба, подруга, будильник, ягода, браслет.
 Ответить на вопросы и выполнить задания устно и письменно.
1. Кого ловят рыболовы?
2. Какая погода бывает зимой?
3. Какое дерево имеет белую кору?
4. У какого зверька на ушках кисточки?
5. Назови последний месяц года.
6. Какой день приходит на смену пятнице?
7. Назови третий день недели.
Домашнее задание
Вышить буквы «б» и «д» на лоскуте.
Занятие 6
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, разрезная азбука, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, фломастеры, карандаши, альбомный лист, образец, ящик, фигуры, мелкие детали, шнурок, пластилиновые буквы.
* * *
Работу с разрезной азбукой, работу над беззвучной артикуляцией перед зеркалом см. занятие 1.
Игру «Узнай на ощупь» см. занятие 4.
Физкультминутка «Человечки»
Дети
Побежали вдоль реки
(двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю)
Дети наперегонки.
(Повторяют несколько раз.)
Диктант
Дети слитно пишут слоги под диктовку логопеда.
Доберодебуда, бюдораледиба, пробадутободо.
Работа с карточками
Дети проговаривают смешиваемые буквы и описывают их элементы. Выделяют буквы «б» и «д» цветом или размером.
Задания
 Вставить буквы «б» - «д» в слова-паронимы, записать.
Болит - зу.., идет ..ож..ь, стоит - ..ом, плывет - ры..а, нашел - гри.., приехал в - горо.., идет - гра.., ест - хле.., видел - ра..угу, писал в - тетра..и.
 Отгадать загадки, записать с отгадками.
1. Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся.
2. Я, шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелек.
3. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
4. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.
5. Уличный мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
6. Она идет между сел и полей,
А люди все идут по ней.
7. Цветное коромысло,
На небе повисло.
 Записать под диктовку логопеда слова в два столбика (в один - с буквой «б», в другой - с «д»).
Брови, холодный, бумага, заборы, букашка, медная, младшая, бабушка, бублики, побелка, поделка, мелодия, ведро, брусника, болото, труба, студеная, ягодные, басня, бутон, бутылка, дождик, поезда, барабан, забота, вода, дача, грибы, береза, бусы, удочка, сдал, рыба, рабочий, дождь, погода.
Домашнее задание
Выучить загадку наизусть. Подготовиться к письму по памяти.
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, разрезная азбука, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаши, образец, предметы или геометрические фигуры, краски, альбомный лист.
* * *
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, работу с разрезной азбукой, работу над беззвучной артикуляцией перед зеркалом см. занятие 1. Игру «Угадай звук, подбери букву» см. занятия 4, 5.
Работа в тетради
Задания
 Игра «Допиши элемент» (см. занятие 3).
 Записать в тетрадь по памяти выученную наизусть загадку дома. Подчеркнуть буквы «б» и «д».
Физкультминутка «Гармошка»
Дети (сдвигают и раздвигают пальцы раскрытой ладони)
Посмотри - моя ладошка,
Как раскрытая гармошка,
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Работа с карточками
Дети проговаривают смешиваемые буквы и их элементы. Выделяют буквы «б» и «д» цветом или размером.
Задания
 Найти ошибку. Записать слова правильно.
Данан, датон, божбь, драт, граб, рабуга, рыда, гороб, хлед, грид.
 Дописать предложения с помощью справочных слов.
Бочка, удочка, дочка, душ, забор, ягоды, день, блещут, сдул, забыть, сдал.
Мама вела за руку маленькую … Капусту достали из …
Холодный … полезен всем. Рыболову нужна хорошая …
Вокруг дома сделали новый … Ссору нужно … В саду созрели вкусные … Сегодня хороший … В синем небе звезды …
Ветер … последние листья. Брат … последний экзамен.
 Выписать словосочетания по образцу.
Пустая бутылка, холодный ветер.
В магазин завезли спелые арбузы. Часто идут холодные дожди. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. С деревьев опадают последние листья. У Димы всегда чистые тетради. На сосне пушистая белочка грызет орешки. Ученики писали трудный диктант. Холодный душ полезен. Мы искали осенью белые грибы. По улице идут босоногие ребятишки. У пруда стояла старенькая дачка. Я сел под большой тополь.
Домашнее задание
Нарисовать рукописные буквы «б» и «д» красками на альбомном листе.
Занятие 8
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, разрезная азбука, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаши, образец, предметы или геометрические фигуры, таблица с ширмой, карточки с таблицами, конструктор.
* * *
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, работу с разрезной азбукой, работу над беззвучной артикуляцией перед зеркалом см. занятие 1, игру «Лото» см. занятие 4.
Физкультминутка «Кто быстрее прибежит?»
Дети, перебирая пальцами по столу, стараются, чтобы правая и левая рука обогнали друг друга.
Работа с таблицей
Б
ба
бак
кабачок
д
да
дата
чемодан
Задание
Прочитать данные таблицы 3-5 раз. Затем таблица занавешивается ширмой. В тетради нужно записать по памяти буквы, слоги, слова.
Работа с карточками
Дети проговаривают смешиваемые буквы и описывают их элементы. Подчеркивают смешиваемые буквы карандашами.
Задания
 Составить предложения со словосочетаниями, записать.
Пологие берега. Трудное дело. Полевой букет. Чистая тетрадь. Сладкий торт. Зубная паста. Пробный забег. Самодельный стул. Пестрая блузка. Тенистый садик. Дубовые столбы. Спелые яблоки. Гладкий лед. Бобовый суп. Старый холодильник. Бумажный пакет. Трудная задача. Полосатые брюки. Тяжелое ведро. Забавная песенка. Последние листья. Душистый ландыш.
 Переписать предложения. Вставить букву «б» или «д».
Боря будет рисовать гри..ы. Даша рисует цветными каран..ашами. У Полины ..ара..ан. Воду носят ве..ром. Бабушка печет ..у..лики. Рыбу ловят у..очкой. Паша лепил ..елочку, гри..ы. Толя забежал за ..ом. Папа покупает ..рюки. Мальчик бежит за ..евочкой.
В саду растут разные я..локи. На опушке леса растут ду..ы.
Домашнее задание
Сложить буквы «б» и «д» из конструктора.
Занятие 9
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, разрезная азбука, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаши, образец, предметы или геометрические фигуры, тетрадь в клетку, цветной картон, ножницы, простой карандаш.
* * *
Упражнения для развития зрительно-моторных координаций см. занятие 1.
Графический диктант
Первые десять диктантов даются с опорой на словесное и зрительное восприятие, а последующие - с опорой на зрительный образец. Логопед напоминает ребенку об основных графических навыках, о понятиях «лево», «право», о том, что нужно начинать с определения точки начала узора. Во всех диктантах узор должен быть повторен 3-4 раза. При оценке работ логопед указывает только на неточности.
Задания
 Одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх.
 Одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз.
 Две клетки вниз, одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо.
Физкультминутка
Дети
Утром дети в лес пошли
(шагают, высоко поднимая ноги)
И в лесу грибы нашли.
(Размеренно приседают.)
Наклонялись, собирали,
(наклоняются вперед)
По дороге растеряли.
(Ритмично разводят руки в стороны.)
Работу с разрезной азбукой, работу над артикуляцией перед зеркалом см. занятие 1. Игру «Угадай звук, подбери букву» см. занятия 4,5. Игру «Лото» см. занятие 4.
Работа с карточками
Дети проговаривают буквы «б» и «д». Выделяют их размером или цветом.
Задания
 Переписать предложения, вставить букву.
Со..ака взяла сле.. . Наш горо.. стоит на ..ерегу реки. Лена купила ..илет в кино. Наш пру.. замерз. Мы пой..ем на ..алет.
По реке плывет теплохо.. . Гра.. по..ил наши поса..ки. Этот пру.. ..огат ры..ой. ..аушка приготовила вкусный о..е.. . У ..ори ..олит зу.. . У ..ома намело ..ольшой сугро.. . В ..улочную привезли свежий хле.. . На крыше воркует ..елый голу..ь.
 Переписать текст, букву «б» заключить в прямоугольник, «д» - в овал.
Наш дом
Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и березы. Вокруг дома дети посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.
Домашнее задание
Вырезать прописные буквы «б», «д» из цветного картона.
Занятие 10
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, разрезная азбука, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаши, образец, предметы или геометрические фигуры, тетрадь в клетку, пластилиновые буквы, кубики Кооса.
* * *
Конструирование
С помощью кубиков Кооса
(9 белых квадратов, 9 наполовину белых квадратов, 9 красных квадратов, образцы для составления узора - 2 квадрата) собрать узор по образцу (фиксируется время выполнения).
Графический диктант см. занятие 9.
Физкультминутку «Пальчики здороваются» см. занятие 4. Работу с разрезной азбукой, работу над артикуляцией звуков перед зеркалом см. занятие 1.
Диктант
Логопед диктует слова, а ребенок, проговаривая их, записывает.
Брат, дом, друг, победа, береза, клад, душ, брюки.
Работа с карточками
Дети проговаривают буквы «б» и «д» и описывают их элементы. Выделяют буквы цветом и размером.
Задания
 Ответить на вопросы устно и письменно.
В чем жарят картофель?
На чем растут желуди?
На ком ездят верхом?
Где растут овощи?
Где зимует медведь?
Где растут фрукты?
Что нас будит по утрам?
Кто долбит клювом кору?
Куда ты записываешь домашнее задание?
Кем тебе приходится мама твоей мамы?
 Переписать текст. Буквы «б» и «д» выделить размером.
Димин брат работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Брат любит свой завод. Дима тоже хочет работать на заводе.
 Выучить наизусть скороговорку, записать по памяти.
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
День долбит, два долбит -
Носом в небо угодит.
Домашнее задание
Переписать скороговорку. Выучить наизусть. Приготовиться к письму по памяти.
На дворе трава.
На траве дрова.
Не руби дрова
Посреди двора.
Занятие 11
ОБОРУДОВАНИЕ
Зеркало, разрезная азбука, карточки с заданиями, тетрадь, ручка, карандаши, образец, предметы или геометрические фигуры, тетрадь в клетку, пластилиновые буквы.
* * *
Упражнения для развития пространственных представлений, работу с разрезной азбукой, работу над артикуляцией звуков перед зеркалом см. занятие 1. Графический диктант см. занятие 9. Игру «Лото» см. занятие 4. Игру «Допиши элемент» см. занятие 3.
Работа с карточками
Дети проговаривают смешиваемые буквы, выделяют их цветом, размером.
Задания
 Переписать текст. Буквы «б» и «д» выделить размером.
Бабушка
Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан. Бабушка, мы пошли на парад!
 Найти ошибки. Написать предложения правильно.
Бутон сидит на букашке. Ботинки поставили Петю под стол. Дача уехала на бабушку. Грабли сгребали ребятами сено и убирали под навес. Скамейка сидит на дедушке. Берег отплыл от лодки. Высокое дерево подошло к мальчикам. Удочка подарила дедушку Боре. Ведро бросало в рыбу.
Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Мое любимое занятие» по плану и опорными словами. Использовать проговаривание.
1. Мое любимое занятие.
2. Как я им занимаюсь.
3. Работа интересная.
Усаживаюсь, принимаюсь, увлекаюсь, забываю, не хочется.
Список используемой
и рекомендуемой литературы
Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. Тула, 1996.
Голубина Т.С. Чему учит клеточка… М., 2003.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. М., 1989.
Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб., 1997.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998.
Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах. М., 1976.
Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
Приложение
Фигуры для упражнений
на развитие зрительно-моторной коордиции и пространственных представлений


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск