Введенская Н. А., логопед дома ребенка № 8, Москва
Многие из основных понятий математики нам, взрослым, кажутся настолько простыми, что трудно себе представить, как им можно обучать. Например, понятия «такой же», «одинаковый» для нас настолько очевидны, что тонкости и сложности их усвоения часто не принимаются во внимание. Однако пока ребенок не изучит различные способы их использования, он не сможет правильно обращаться с такими терминами, как «величина», «форма», «количество», «больше», «меньше».
В доме ребенка, где дети изолированы от свободного общения с взрослыми и обыденных житейских условий, они не могут осваивать общие понятия, лежащие в основе счета как большинство ребят без особых усилий.
Их обучение следует начинать с самых простых операций – установления принадлежности, поэлементного соответствия, отображения, упорядочения и классификации – которые, на первый взгляд, имеют мало общего с числами. Однако, как показывает опыт, до тех пор, пока ребенок не усвоит их, он не сможет приступить к изучению чисел, их записи и чтению.
Таким образом, знакомство ребенка с элементарными математическими представлениями входит в общий комплекс обучения, представляя собой базу для освоения многих других предметов.
Задачи формирования математических представлений
1. Создание мотивации учебной деятельности, активизация познавательных интересов.
2. Развитие восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
3. Увеличение объема памяти и внимания.
4. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализу, синтезу, обобщению и т.д.).
5. Развитие речи, введение в нее математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.
При этом должны быть учтены следующие характеристики ребенка:
- навыки общения с детьми и взрослыми;
- познавательные и речевые возможности;
- умение выполнять инструкции, типа «дай мячик» (здесь выявляется умение выделять предметы по ярко выраженным признакам и предметные действия).
Контингент домов ребенка
До 60% детей из домов ребенка страдают тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы и относятся к 3-4 группам (наиболее низким) здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,75% квалифицируются как практически здоровые.
Помимо последствий органического поражения головного мозга, у 30% отмечаются хрониче-ские соматические заболевания. У детей снижен общий психический тонус, нарушены процессы саморегуляции, доминирует плохое настроение. Ухудшена эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное и личностное развитие. С возрастом у ребенка накапливается отрицательный со циальный опыт. Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, растущих в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Развитие речи и мышления детей раннего возраста
В последние годы ученые все больше уделяют внимания уникальности младенчества, во время которого закладываются основы личности. Первые шаги интеллектуального и познавательного развития младенца не происходят спонтанно, особенно в условиях закрытых детских учреждений, а требуют больших усилий педагогического персонала. Важны эти усилия именно в период интенсивного формирования мозга, ведь в 7 месяцев он увеличивается у ребенка в два раза, в 1 год 6 месяцев – в три раза, к 3 годам – он уже составляет три четверти массы мозга взрослого.
В раннем возрасте (сензитивный период развития) ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Накопление чувственного опыта, который он еще не может выразить словами, помогает ему осваивать окружающую действительность, а наглядно-действенное мышление постепенно формирует его наглядно-образный характер.
Связь развития речи и мышления очевидна: в слове заложено знаковое обозначение окружающих предметов и явлений, а язык обладает обобщающей функцией. Мыслительные же операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) возможны только при наличии речи (внешней или внутренней), и овладение обобщениями по существенным признакам на 2-3 году жизни – это необходимое условие развития мышления. Интеллектуальная компетентность выражается в восприятии и осмыслении деятельности. Поэтому практические занятия и игры нужны для того, чтобы ребенок познал свойства предметов.
За 20 лет работы с детьми-сиротами составилось мнение, что знания, лежащие в основе использования чисел, они приобретают задолго до того, как научатся называть их и совершать математические операции. Развитие у детей от 2 лет умений и способностей, связанных с формированием количественных представлений, начинается в течение второго года жизни, когда ребенка учат пониманию и использованию определенного круга слов и выполнению таких операций, как:
- упорядочение предметов по форме, величине, цвету и др.;
- установление единозначного соответствия двух рядов объектов, т.е. обобщение их понятий и классификации.
Подобную информацию дети-сироты так же, как и ребята в семье, получают от взрослых и в бытовой речи, и на занятиях.
Но в последнем случае эти понятия формируются длительное время, до полного освоения и использования в самостоятельной речи. На них ведутся контрольные листы учета усвоения речевого материала (табл. 1).
Итак, по определению Л.Н. Павловой, «формирование мышления – непрерывный процесс, в котором первые три года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребенка».
Введение в мир числа
В первую очередь здесь предусматривается изучение:
- качественных признаков предметов (форма, величина, цвет);
- отношения групп предметов по размеру (большой – маленький, одинаковый, и т.д.);
- отношения групп предметов по количеству (много – мало, больше – меньше, столько же и т.д.);
- положения предметов в пространстве;
- временные отношения.
Затем изучаются множества:
- их количественные характеристики, выраженные числительными;
- их определение и классификация по качественным признакам;
- группировки однородных множеств по численности;
- группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками;
- введение символического обозначения выделенного признака множества и его использование при решении практических задач.
В связи с тем что качественные признаки предметов изучаются на отдельных занятиях со второго года жизни (так, в индивидуальных картах нервно-психического развития «величина» тестируется в 1 год 3 месяца, «форма» – в 1 год 6 месяцев, «цвет» – в 1 год 9 месяцев) и ребенок выделяет некоторые признаки предметов, то, имея уже некоторый чувственный опыт, он готов к восприятию первичных математических представлений (приложение).
Занятия по математике, выделенные в сетке расписания как отдельные, проходят два раза в неделю (по подгруппам, включающим 2-3 ребенка, и индивидуально). Весь учебный материал делится на две части.
Начало пути к числам
Предчисловая стадия
Сюда включены основные понятия, необходимые ребенку от 2 до 3 лет, прежде чем он начнет работать с числами. Слова, выражающие или обозначающие количество, трудны для его понимания, поскольку требуют не просто прямого выбора между двумя объектами, а более тонкого суждения.
Предложите ребенку первые несколько слов, выражающих количество: «Возьми много… Дай мне много…»; «Возьми еще… Дай мне еще…» Используйте для этого задания песок, сахар, глину, воду или любой другой непрерывный материал.
«Еще» – это ключевое слово. Ребенок научится его использовать, как только поймет ценность повторения чего-то приятного. В занятиях, доставляющих удовольствие, затем появляется слово «опять» как замена «еще». К той же проблеме относятся формулы: «Возьми немного, возьми много, возьми несколько». Первые две употребляются с непрерывными или псевдонепрерывными объектами: «Возьми немного киселя».
Далее важно установить, понимает ли ребенок разницу между словами, обозначающими малые числа: «один» и «два». Здесь пригодятся любые предметы: «Принеси (дай, покажи, найди) мне мячик»; «Принеси (дай, найди, покажи) другой мячик». Если ребенок понимает слова «этот», «другой», то он готов для следующего шага: «Дай мне два кубика». В этом случае нельзя использовать парные предметы: носки, туфли и т.д. Мы говорим «два предмета» – только в том случае, когда общее их число больше и мы можем попросить и три и более. Если ребенок это не усвоил, то возьмите несколько пуговиц, положите одну на блюдце справа от него («Вот одна пуговица») и две – на блюдце слева от него («Здесь две пуговицы»). Как только он поймет, что всякое количество имеет название и станет правильно реагировать на это, начнется процесс освоения выделения количества предметов из общей массы по его называнию. К произнесению малых чисел хорошо подводят детей стихи и считалки. Существуют три стадии овладения малыми числами: первая – неосмысленное произнесение слов «один» и «два»; вторая – появление правильной реакции на них; третья – их самостоятельное применение.
Теперь ребенок готов к вопросу: «Сколько?» Вместо формулы: «Покажи мне, какой…» можно спросить: «Сколько шариков ты хочешь, один или два?» Если ребенок не справляется, ему надо помочь: «Вот один шарик, вот еще один. Теперь у тебя два шарика». Дети еще не могут не пересчитывать предметы, приходя к итоговому числу. Если ребенка спросить, сколько у него ног, он их будет пересчитывать. Но так же он пересчитает ноги и у своего друга. И может даже удивиться, что их тоже две. Итак, зная разницу между малыми числами, ребенок не может установить тождественность частей тела.
Следовательно, очень важно познакомить его с понятием тождественности. Понятие о неизменности объекта надо дать ребенку в игре: «Сейчас ты это видишь, а сейчас – нет». Это привлечет его внимание к способности предметов исчезать и появляться вновь (например, можно прятать игрушку в разных местах и нахо дить ее или прокатывать мяч под стулом и т.д.). Ребенок должен уяснить, что предметы могут появляться или исчезать и независимо от человека (например, солнце). Далее следует обратить его внимание на то, что предметы могут менять внешний вид или другие свойства (учитель остается прежним независимо от смены одежды). Здесь можно использовать растения, фотографии, воду, зеркало (понятие «такой же» будет употребляться после 2,6 лет). Таким образом мы учим ребенка использовать название как доказательство идентичности и помочь ему, пренебрегая изменениями внешнего вида. В данном случае рекомендуется игра «Что исчезло?» Следует сгруппировать 2-3 знакомых предмета и, когда ребенок закроет глаза, один из них спрятать. Ребенок должен сказать, какого из предметов нет. Как вариант, предмет убирается в мешочек, и ребенок должен правильно определить его на ощупь. Такая игра расширяет запас слов и развивает органы чувств.
Слова «большой», «маленький» мы используем в качестве прилагательных для характеристики предметов. Но можно их использовать и по отношению к частям непрерывных материалов (глина, вода) или псевдонепрерывных (песок речной, крупа). Попросите ребенка, играющего с глиной: «Дай мне кусочек», и если он даст, то продолжите: «Дай мне большой кусочек»; «Дай мне маленький кусочек». Слово «кусочек», взятое отдельно, обычно подразумевает «маленький», однако мы можем использовать его и в более широком смысле, например, когда требуется часть целого. Теперь можно попросить: «Дай мне всё». Так вводится новое количественное слово. Затем появляется слово «немного». На-пример, разливая компот, можно спросить: «Налить тебе немного или много?» Здесь мы употребили слово «много» для определения количества непрерывного материала.
Начало счета и логики
До сих пор мы пытались развить все возможные способности ребенка, на которые ему придется опираться при обучении счету. Теперь же, когда мы будем расширять и обогащать его речь, станет труднее отделить языковые навыки от навыков выполнения операций.
Итак, ребенок уже знает слова: «большой» – «маленький», «один» – «два», «много» – «мало», «больше» (в смысле – «дай мне еще»), но теперь надо уточнить их значение. Например, «один» обозначает единичность предмета. Ребенок должен узнать более точное описание размеров: «длинный» – «короткий», «высокий» – «низкий», «широкий» – «узкий», «толстый» – «тонкий». Вначале новые слова нужно просто вкраплять в разговор: «Смотри, какое высокое дерево!» и т.д.
Здесь хорошо использовать картинки, наборы предметов сходного типа, величина которых выражается в одном измерении (карандаши, кусочки дерева, веревки). Позднее можно познакомить ребенка с рисунками, в которых комбинируются размеры. Они могут быть относительными по сравнению с чем-то, например, менее толстым. Рамки сравнения меняются в зависимости от обстоятельств (например, тонкое дерево на самом деле толще, чем толстый карандаш). Ребенок учится понимать, что определенные слова, выражающие размер, не исключают других (табл. 2).
Но слова, обозначающие размер, могут употребляться с ограничениями. Например, слово «широкий» – нельзя применить к человеку. Как только ребенок привыкнет к ним, надо проверить его по данной таблице.
Такой важный процесс, как обучение счету наизусть, вовсе не предполагает освоения ребенком счета. Он всего лишь должен понять, что существуют слова, выражающие числа и подчиняющиеся определенному порядку. Для него последовательность чисел должна быть равносильна порядку алфавита. Раньше или позже ребенок, наряду со способностью произносить «один», «два», «три», осознает важное значение слова «один» – как способа обозначения единичности предмета. Далее последует разграничение слов «один» – «много». Теперь, когда ребенок научился использовать слово «два» для обозначения двоичности, пары предметов, он может перейти к называнию словом «три» свойства, общего всем тройкам объектов и т.д. Как правило, ребенок не станет считать один объект, он считает только два и больше. Дети, как и взрослые, обладают способностью к субитации, т.е. определению численности группы объектов на глаз, пока она не очень велика (для взрослых – до 7 предметов, для детей 3 лет – 2-3 предмета). Интуитивное осознание двоичности и троичности не имеет ничего общего со свойствами чисел как членов ряда. Если ребенок правильно использует назва ния «один» и «много», то он может иметь четкое представление о двоичности и троичности, хотя и не способен связать подходящие слова с группами из двух и трех объектов. Используя дидактические наборы предметов, можно научить ребенка применять названия «один», «два», «три» таким образом, как он это делал со словами «большой» и «маленький». Например, можно сказать ему во время обеда: «Два кусочка – тебе». Это приведет к пониманию различия между количественными и порядковыми числительными. Таким образом, говоря: «Вот два куска» и не указывая на то, какой первый, а какой второй, мы уже характеризуем пару предметов. Но когда мы считаем: «Один кусок, два куска», то вводим порядок и слово «два» приобретает свойства второго предмета. Очень важно, чтобы ребенок уверенно использовал слова «один», «два», «три», не пересчитывая предметы.
Выяснение сходства и различия предметов с использованием словосочетания «такой же» – очень ответственный этап развития ребенка. Перед тем как устанавливать сходство предметов, он должен уяснить выражение попарного их соответствия с помощью словосочетания «такой же» при характеристике цвета, формы, величины, материала, размера.
Попарное соответствие без специальных признаков устанавливается:
- при подборе пары, когда один предмет накладывается на другой («Положи по карандашу на каждую тарелку»);
- при составлении пар без приведения предметов в контакт («Положи по ложке возле каждой тарелки»);
- при объединении предметов в пары вне зависимости от их соответствия друг другу («Положи к каждой тарелке все необходимые предметы – ложку, вилку, нож»).
Подбор пар предметов без простых признаков соответствия можно сделать во время игры в «Лото», где, раскладывая картинки, мы говорим: «Дай такую же или найди похожую…» Прежде чем справиться с этой работой, ребенок наверняка множество раз ошибется. Способен ли ребенок перенести понятие «одинаковый» на малые числа? Чтобы ответить на этот вопрос, можно взять пуговицы, поставить перед собой и ребенком по блюдцу, положить одну, две или три пуговицы к нему в блюдце и попросить: «Положи мне такое же число». Он должен не считать, а просто посмотреть и установить попарное соответствие с таким же числом предметов на другом блюдце. Если ребенок все-таки захочет посчитать, не надо мешать ему.
На следующем этапе необходимо уяснить понятие одинаковых непрерывных количеств. Могут ли непрерывные количества чего-то быть одинаковыми? Чтобы ребенок понял это, нужно дать ему шарики из глины или банки с водой разного объема (надо использовать прозрачные сосуды, чтобы сделать различие или сходство очевидным). Потом ребенку показывают другой сосуд с водой и предлагают: «Найди похожий на этот»; «Найди такой же»; «Найди с таким же количеством». Далее можно использовать двух кукол с чашками: «У этой куклы в чашке столько же воды, как и у другой, или больше?» Иначе говоря, идет усложнение задачи по двум направлениям. Если ребенок освоит понятие «столько же» прежде «такого же количества», это изменит ход его мыслей и ему придется самому догадываться об эквивалентности этих понятий.
Рано или поздно ребенок все равно придет к пониманию их равнозначности. Чтобы помочь ему в этом, положите пуговицы в оба блюдечка и поставьте во-прос: «На твоем блюдце столько же пуговиц, сколько и на моем, или у одного из нас больше?»
Усвоение понятий «количество» и «больше и меньше» при использовании непрерывных материалов можно начать с того, что поставить перед ребенком две банки разных размеров, наполненных водой, песком и т.д. Потом нужно задать вопросы: «Какая из них больше, меньше?»; «В какой из них содержится большее (меньшее) количество?»; «В какой больше (меньше) еды, питья?» Здесь можно использовать игру и с двумя куклами, если она облегчает объяснение: «У какой из них больше или меньше питья, или его одинаковое количество?» Вначале нужно пользоваться сильно различающимися объемами и постепенно делать сравнение более трудным. Далее можно использовать набор банок с водой, песком или шариков из глины, некоторые из них должны быть одинакового размера. Предлагая ребенку банку для подбора пары или шарик, скажите: «Найди мне банку с таким же количеством воды (песка)», «Найди шарик с таким же количеством глины», затем: «Найди мне банку, где воды больше» и т.д.
При формировании понимания слов «то же число», «больше» на примере малых чисел можно взять два блюдца с одним, двумя или тремя орешками на каждом. Далее ребенку следует задать вопрос: «Лежит ли на этом и этом блюдцах то же число орешков, или на одном из них больше?» Начинать нужно со сравнения одного орешка с тремя, а потом переходить к одинаковому их количеству.
Итак, в предчисловой стадии мы ввели понятия и действия, которые ребенок может использовать для суждений о числе и количестве. До сих пор они вводились незаметно, в простых ситуациях. Он научился простым приемам сопоставления и получил первое понятие о количестве. Обобщенные данные можно внести в первую часть табл. 3.
В развитии логического и математического мышления ре его частей. Это понятие усваивается не сразу: оно развивается медленно и может развиться в зависимости от индивидуальности ребенка. Пока он не овладеет понятием сохранения, ему будет недоступно истинное осознание ни количественных суждений, ни любой математической операции.
Ребенок должен усвоить это понятие применительно к двум принципиально разным видам материала (непрерывному, деформируемому и противоположному ему дискретному, твердому) и двум различным видам величин (пересчитываемым и непересчитываемым). Сохранение числа твердых материалов в наборе можно установить счетом. Деформируемые материалы (жидкости, глина) счету не поддаются. Измерить их можно только с помощью специальных устройств: линеек, весов и т.д.
На практике разница между пересчитываемыми и непересчитываемыми материалами выражена не так ярко. Речной песок, состоящий из отдельных песчинок, пересчитывать неразумно. Этот материал называется псевдонепрерывным. С точки зрения ребенка, любая ситуация, где участвует очень большое количество предметов, может быть причислена к ситуации с псевдонепрерывными материалами, когда подсчет ему не под силу.
В процессе усвоения понятия сохранения ребенок должен научиться отвечать на вопросы, что является «таким же», что «больше», что «меньше».
Мы начинаем с простых действий, дающих возможность ребенку выучить и употреблять слова, обозначающие размеры и числа; находить качественное и количественное соответствие; располагать объекты в определенном порядке. Затем, используя малые числа, он узнаёт, что слова, называющие числа, отмечают только величины независимо от того, что он считает – машины или пятна. После того как ребенок научится понимать малые числа и доверять им, он может переключиться и на большие числа. Кроме того, может научиться сложению и вычитанию, тождественности и т.д.
Собственно числа
Эту стадию обучения проходят дети от 3 до 4 лет. В 3 года происходит существенный перелом в отношениях ребенка с окружающим миром. Для них становится характерна потребность в общении, речь совершенствуется, делается точнее и осмысленнее, они лучше воспринимают предметы, сравнивают их, устанавливают связь. Качественно меняются взаимоотношения между пониманием и активной речью. Словарь значительно увеличивается в объеме. В нем уже встречаются почти все части речи, предлоги, союзы. Совершенствуется умение детей характеризовать количество предметов, расположение их в пространстве, направление движения и т.д.
На этой стадии занятия с детьми должны охватывать следующий круг вопросов:
- основные понятия: восприятие, воспроизведение количества, предметные действия, счетная деятельность;
- сенсорная основа в формировании представлений о множестве;
- осваивание вопроса: «Сколько»?
- установление взаимно-однозначного соответствия между предметами сравниваемых групп;
- счетная деятельность с предметами и картинками;
- счетные операции с тремя предметами с открытым и закрытым результатом;
- использование игровых моментов в формировании числовых представлений.
В рамках этих вопросов изучаются следующие разделы:
- знакомство с геометрическими фигурами;
- обучение способам сравнения размеров предметов;
- ориентировка в пространстве: части тела, направления («вверх – вниз», «влево – вправо», «вперед – назад»), предлоги («в», «на», «под», «за», «перед»);
- ориентировка во времени суток, уточнение понятий: «долго», «быстро», «потом», «медленно», «скоро».
Количество и счет в пределах от 1 до 5.
В рамках этих разделов у детей формируются следующие математические представления: признаки и свойства предметов; много – один (составление множеств, осваивание вопроса: «Сколько»?); слева – справа, посередине; сравнение групп предметов по количественному признаку; большой – маленький; круг, шар; длинный – короткий; счет до 2 (составление группы из двух предметов); понятие «пара»; утро – день – вечер – ночь; раньше – позже – сначала – потом; счет до 3 (выделение из множества трех предметов, порядковый счет, счетные операции с открытым и закрытым результатом); треугольник; внутри – снаружи, широкий – узкий; счет до 4; квадрат – куб; квадрат – прямоугольник; высокий – низкий; cчет до 5; cпереди – сзади – вокруг; круг – овал.
Для занятий необходимо использовать дидактический счетный материал, картинки, дидактические и учебно-практические пособия, а для развития элементарных числовых представлений – музыку, стихи, потешки, лепку, рисование.Приложение
Занятия по ориентировке в форме
Занятия проводятся поэтапно, в определенной последовательности и зависят от возраста ребенка (табл. 4).
С 1 года
Различение двух резко контрастных форм (круг, квадрат) по образцу и слову. Выполнение просьбы: «Дай такой же». Выбор одного из двух предметов по указанию взрослого. Перекладывание шариков в коробку, прокатывание их по желобку, размещение вкладышей в соответствующие гнезда.
С 1 года 3 месяцев
Ориентировка в 3-4 контрастных формах (круг, пирамида, куб).
С 1 года 6 месяцев
Ориентировка в четырех предметах, близких по форме (круг, шар, эллипс, эллипсоид). Соотношение формы с отверстием «Почтовый ящик» – сначала резко контрастных, затем – похожих. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Группировка однородных предметов по форме. Их называние.
С 1 года 9 месяцев
Определение формы предметов независимо от величины и цвета. Выкладывание простых геометрических рисунков из мелкой и крупной мозаики, из плоскостных форм. Их называние.
Собирание пирамидки из 6-8 колец, под присмотром взрослого, собирание 4-местной матрешки. Различение величины предметов независимо от их формы. Получение обобщенного представления о предметах. Выполнение задания с ориентировкой на два их свойства (цвет и величина, цвет и форма и т.д.) при использовании народных дидактических игрушек. Продолжение развития мелкой моторики пальцев рук: нанизывание бирюлек, наборов мелочей, шариков на мягкий провод и т.д.
С 2 лет
Различение, группировка и называние плоскостных форм, сначала резко, затем менее контрастных и похожих. Выкладывание более сложных геометрических рисунков из любых мозаик и на фланелеграфе с учетом их сенсорных свойств.
Группировка однородных предметов по какому-то из признаков (по величине, форме, цвету), сле дуя указаниям взрослого. Группировка однородных предметов резко различных, а потом похожих свойств. Усвоение работы с пирамидками из 6-8 колец, 4-6 вкладышами и кубами, бочонками и многоместными матрешками.
С 2 лет 6 месяцев
Различение и называние геометрических форм и фигур независимо от их цвета и величины.
Закрепление умения соотносить разнородные предметы по величине, цвету и форме. Различение менее контрастных величин. Понимание и называние слов «большой», «маленький», «очень большой», «очень маленький», «самый маленький». Соотнесение предметов по двум-трем свойствам. Складывание из крупной и мелкой мозаики простейших предметов с соответствующими сенсорными свойствами. Составление рисунка с учетом цвета, формы, величины – по образцу и самостоятельно. Продолжение развития слуховых дифференцировок, речевого слуха, слухового внимания, мелкой моторики рук.
Развитие первых числовых представлений: «много – мало», «один – два», «больше – меньше». Работа с пирамидками сложной формы из 8-12 колец, складными кубиками из 4-6 частей, дидактическими играми «угадай на ощупь и назови». Использование природного материала на прогулке для восприятия величины. Занятия рисованием, лепкой, конструированием, музыкой для сенсорного развития.
Занятия по ознакомлению
с величиной
На занятиях должен заполняться специальный дневник (см. табл. 2).
С 1 года
Нанизывание колец без учета величины (открывание, закрывание, вынимание – вкладывание). Понимание слов «открой – за-крой», «надень – сними», «вынь – вложи». Здесь необходимы стержень с 3-4 легко снимающимися кольцами одного размера, матрешка, раскрывающееся яйцо, коробочки с крышками и мелкие предметы для вкладывания.
С 1 года 3 месяцев
Различение двух резко контрастных величин, понимание слов «большой – маленький», «дай такой же», называние «большого», «маленького», кубика, колечка.
Здесь потребуются стержень с 6 кольцами двух размеров (10 и 3 см), матрешки, бочонки с вкладышами, кубы двух размеров (10 и 3 см), разборные яйца с вкладышем и т.д.
С 1 года 6 месяцев
Различение трех резко контрастных величин по указанию взрослого, сборка 2-местных дидактических игрушек, называние «большого», «маленького», «меньшего», «большего чем 2». Группировка однородных предметов по величине (развитие мелкой моторики пальцев рук, выполнение более тонких и точных действий с предметами, нанизывание, развертывание, игры с мелкими вкладышами).
В данном случае потребуются 6-местная матрешка, по два кольца трех размеров (10, 7, 3 см), 3-местные матрешки, бочонки, яйца (2-разборные), кубики или любые вкладыши с разницей в 3 см.
С 1 года 9 месяцев
Различение 4-5 менее контрастных величин, сборка 3-мест-ных дидактических игрушек. Различение величины предметов независимо от их формы. Сравнение, группировка по двум признакам (величине и форме, величине и цвету). Сборка пирамидки по убыванию. Понимание слов «большой», «маленький», «побольше», «поменьше», называние этих свойств. Продолжение развития мелкой моторики.
На этих занятиях для мелкой моторики следует использовать бирюльки, нанизывание пуговиц, крупных бус, шариков. Понадобятся пирамидки 9-местные без четырех промежуточных колец, 3-местные вкладыши (3-разборные, вкладыш неразборный), матрешки, бочонки, яйца, полые кубы, цилиндры, стаканчики, чашечки и другие народные и сюжетные игрушки, а также лото (с любыми рисунками, имеющими не более двух различий: либо по величине и цвету, либо по величине и форме).
С 2 лет
Выполнение прямых и обратных действий с пирамидками от 6 до 10 колец, сборка 4-6-местных дидактических игрушек, геометрических вкладышей разной величины. Сравнение, группировка однородных предметов по величине независимо от их цвета и формы. Продолжение обучения понятиям «большой», «маленький», «такой», «не такой».
Здесь потребуются многомест-ные дидактические и народные игрушки, лото, аппликации без наклеивания, фланелеграф, сюжетные игрушки.
С 2 лет 6 месяцев
Выполнение прямых и обратных действий со сложными пирамидками (до 12 колец). Сборка дидактических игрушек из 6-8 частей. Соотношение геометрического рисунка с величиной, называние свойств предметов: «большой», «побольше», «самый большой», «маленький», «поменьше», «самый маленький». Развитие умения соотносить, сравнивать, различать, группировать разнородные предметы по контрастным и менее контрастным величинам. Соотнесение предметов по двум-трем свойствам. Выкладывание простейших предметов с определенными сенсорными свойствами из мелкой и крупной мозаики. Составление рисунка с учетом цвета, формы и величины по образцу и самостоятельно. Продолжение развития слуховых дифференцировок, речевого слуха, слухового внимания, мелкой моторики рук. Развитие первых числовых представлений: «много – мало», «один – два», «больше – меньше». На этих занятиях понадобятся народные и дидактические игрушки, геометрическая мозаика, фланелеграф, аппликации без наклеивания, разнообразные вкладыши, разрезные картинки. Можно использовать природный материал, проводить дидактические игры «угадай на ощупь и назови». Для сенсорного развития рекомендуется применение рисования, лепки, конструирования, музыкальных занятий.
Занятия по ознакомлению с цветом
С 1 года
Ознакомление с цветом на примере однородных предметов, окрашенных по-разному и одинаково. Выполнение заданий на соотнесение предметов по цвету, выбор одного из двух цветов по образцу и указанию взрослого. Перекладывание шариков в коробку, скатывание шариков по желобку, раскладывание и собирание цветных колпачков и других однородных предметов, нанизывание на стержень 3-4 колечек одного размера и цвета.
Для выполнения заданий можно использовать шарики, колечки, кубики, колпачки, парные предметы (варежки, тапочки, носочки) и т.д. (табл. 5).
С 1 года 3 месяцев до 1 года
6 месяцев
Ориентировка в 3-4 контра-стных цветах однородных предметов (красный – синий, желтый – черный, зеленый – оранжевый, белый – фиолетовый) по указанию взрослого: «Найди такой же». Подбор парных предметов (2-3 цветов) по образцу и слову. Можно, например, разложить шарики двух цветов по мисочкам, найти к варежке, туфельке, чашке пару такого же цвета. Использование слов и 2-словных предложений для обозначения предметов и действий с ними.
На уроках понадобятся кукла и к ней предметы одежды, обуви, посуда; шарики, кубики, колечки, кирпичики, колпачки.
С 1 года 9 месяцев
Дальнейшее формирование умения различать и сравнивать предметы двух резко контрастных цветов (красный – синий, белый – фиолетовый, желтый – зеленый). Подбор по образцу и слову 3-4 контрастных цветов на однородных предметах. Дальнейшее развитие ориентировки в цвете, подбор по просьбе взрослого предметов четырех основных цветов, раскладывание их по цвету, группировка по называемому взрослым фону предметов трех, а затем четырех цветов.
Выполнение задания с ориентировкой на два свойства одновременно (цвет и величина, цвет и форма). Строительство знакомых сооружений определенного цвета, перекладывание деталей, их подбор. Употребление предложений из 3-4 слов с прилагательными и местоимениями.
На занятиях потребуются однородные парные предметы (красный – синий, желтый – черный, зеленый – оранжевый, белый – фиолетовый). Соответствующего цвета мисочки, коробочки, обувь, посуда, а также шарики с отверстиями для нанизывания, строительный материал.
С 2 лет
Группировка однородных предметов по цвету, образцу и слову взрослого (такой, не такой; красный – синий, желтый – черный), затем – более близких по цвету (красный – желтый, синий – зеленый). Соотнесение предметов по какому-то из свойств (нанизывание бус одного цвета, а затем разного; втыкание грибочков в столик такого же цвета. Сравнение предметов контрастного, а затем более сходного цвета, выбор предметов заданного свойства из двух разновидностей (одной формы, но разного цвета или разной формы, но одного цвета). Подбор предметов сначала трех, а затем четырех основных цветов по слову к определенному фону.
Называние цветов при условии, что ребенок хорошо различает и не путает их. Использование слов и 2-словных предложений для обозначения предметов и их свойств. Использование предложений, включающих прилагательные и местоимения.
Занятия следует проводить с лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», аппликацией без наклеивания, фланелеграфом с готовыми формами контрастных цветов: «Праздничный салют», «Солнышко», «Елочка», «Ломики», «Забор» и др. До 3 лет
Закрепление умения соотносить разнородные предметы по цвету. Различение и называние шести основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый). Складывание простых предметов из мелкой и геометрической мозаики с учетом цвета, по образцу и самостоятельно. Для занятий потребуется цветная мозаика. На прогулке можно использовать природный материал (ромашка – белая, одуванчик – желтый, василек – синий, мак – красный; для этого рекомендуется специально высаживать растения).