«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста

21 октября, 2008 , Танетова Е.В.

Танетова Е.В., учитель-логопед ДОУ № 2204, Москва

 Сказка ! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к  сказке  в  раннем  детстве. Все мы знаем, с каким интересом  ребенок  рассматривает картинки в книге, слушает рассказ взрослого, пытается сочинять сам. Педагоги с удовольствием используют  сказку  как одну из форм коррекционной  работы   с   детьми , наиболее эффективной в  раннем  возрасте.

Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются  сказки  и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Первые, с кем в своей жизни встречается  ребенок , это его родные и близкие люди и достаточно стереотипный набор игрушек. Образы зайчиков и мишек прочно входят в жизнь малыша. Однако игры-действия с ними ограничены, требуют постоянной «подпитки» новыми знаниями и впечатлениями. Недаром русские народные  сказки  часто главными персонажами представляют животных, которым приписываются черты характера людей, а такой перенос образа, аллегория доступны и понятны детям любого возраста.

Взрослые охотно читают  сказки , дополняют их элементами собственного сочинения, формируя у  детей  элементы образного мышления, расширяя представление об окружающем. Постепенно  ребенок  сам включается в чтение  сказок : вначале рассматривает картинки, затем пытается звукоподражаниями назвать героев и повторяющиеся в  сказках  присказки, договаривает конец знакомой фразы и, наконец, пересказывает  сказку . Позднее малыши способны сравнивать несколько  сказок , давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания  ребенком  сказочного мира с опорой на его жизненный опыт используют в своей  работе  педагоги и логопеды.

Развитие речи  детей  – одна из главных педагогических задач.

Учитывая ограниченные речевые возможности  детей   раннего  возраста, особенно при задержке их речевого развития (при более сохранном понимании происходящего), логопед сначала сам рассказывает знакомые  сказки , прося  ребенка  лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Логопед просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию  сказки  с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания и требования к ребенку усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Кроме того, в игры-сказки и  сказки-инсценировки  легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.); релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке); голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой  сказке , чего не бывает, какие  сказки  перепутались) и т.д.

У детей, перевоплощающихся в героев  сказок , активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи. Занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении с логопедом. Это могут быть  сказки-инсценировки , дидактические  сказки-игры ,  сказки-спектакли , где  дети  одновременно и участники и зрители происходящего. При этом не обязательно использовать дословно общеизвестные сюжеты и темы. При совместном творчестве  с   ребенком  логопед может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей  сказки , специально изготовленные панно с сюжетом  сказки , элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно, если учесть, что  дети  с различными видами задержки речевой деятельности часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Использование  сказок  в коррекционной  работе   с   детьми   раннего  и младшего до­школьного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в  работу  все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

метки: ,

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск