Душка Н.Д., учитель-логопед ДОУ № 113, Санкт-Петербург
Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них практически здоровы, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Современные дети демонстрируют поздний темп созревания.
В 1990-е гг. появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше - в 6-7 мес.); фразовая речь к 2,5 годам (раньше - к 1,5 годам); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику. Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи.
Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 с), у них происходят сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данных условиях уже нет.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже не в деловой обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение речью - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека и профессиональная карьера.
Многолетний опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности. Вот здесь на первый план выходит раннее обучение детей чтению (точнее, грамоте), оно является профилактикой дислексии и дисграфии, а также средством познания мира. Известно, что вторичное отклонение легче предупредить, чем исправить уже сформировавшееся нарушение. Принцип предупредительного подхода, который разработала профессор Р.Е. Левина, положен в основу коррекционного обучения - это обязательная подготовка детей к обучению в школе (освоение элементов грамоты).
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синк-
вейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления
синквейна
- Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
- Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
- Третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
- Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
- Пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки, предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина; тетя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка; бабушка, старушка). Логопед, воспитатель, взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Работу можно построить по определенному плану.
1. Сначала предлагается назвать те слова, которые обозначают живые предметы, затем -неживые. Далее называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос.
2. Логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево - растет, цветет, качается, засыхает, скрипит).
3. Дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит).
4. Называют то, что изображено на картинках (чайник, кипит; девочка, прыгает). Нельзя объ-
единять два слова в предложение.
5. Логопед называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Дети называют предмет (огурец).
6. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце - горит, светит, яркий, жаркое).
После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия предмета (грамматиче-
ское значение слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действия предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании предложения. Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначального вида простого, двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна - мини-сочинения, где сконцентрированы знания, чувства и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.
Работа ведется в нескольких направлениях:
- логопед - ребенок;
- логопед - родители - ребенок;
- логопед - преподаватель изодеятельности - ребенок;
- логопед - воспитатель - ребенок.
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями.
Алгоритм синквейна
для детей, которые не читают
Условные обозначения
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе, служат темами синк-
вейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам. Работа над темами «Человек», «Папа», «Мама», «Девочки», «Мальчики», «Я», «Мы» позволяет детям подумать над тем, кто такой человек, о чем он мечтает, что может, чего не должен совершать в этой жизни. Но ребенок должен еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это ни делал, у него есть всегда огромное желание сидеть в поэтическом кресле и читать свое стихотворение всем. Один из любимых разделов - «Мое любимое животное» («Собака», «Кошка»). Есть разделы, посвященные птицам, насекомым, временам года, праздникам. Ко Дню рождения города с особым старанием дети пишут синквейны по темам «Моя улица», «Мой город», «Школа».
Эта работа благодаря отзывчивости, пониманию, помощи педагогов и родителей дает прекрасные результаты в формировании и развитии устной и письменной речи ребенка, быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. Дети учатся интонационно правильно, выразительно, эмоционально читать под музыку свое «произведение», держать карандаш, понимать напечатанное, видеть строку. У них вырабатывается устойчивый почерк, они начинают овладевать правилами орфографии. А самое главное - эта работа является неиссякаемым источником для творчества всех - детей и взрослых.
Конспект заключительного занятия по теме «ЕЛЬ»
ЦЕЛИ
- Закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.
- Совершенствовать вербальный анализ и синтез.
- Совершенствовать навыки печатания слов, предложений и чтения.
- Воспитывать любовь к родной природе, музыке, уважение друг к другу.
- Учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.
ОБОРУДОВАНИЕ
Ель разборная, шишки, свеча, мяч, магнитофон, тетрадные листы в клетку, карандаши, резинки, записи «Времен года» П.И. Чайковского и стихотворения на свою музыку.
* * *
Организационный момент
Дети здороваются по цепочке, называя друг друга уменьшительно-ласкательными именами, прикладывают ладошку к ладошке. Затем отправляются на «зимнюю полянку».
Дети (поют)
Раз шажок, два шажок -
Под ногой скрипит снежок.
На шнурке ботинка -
Звездочка-снежинка.
Мальчик взял ее рукой -
Нет снежинки никакой,
А на рукавичке -
Капелька водички.
Игра «Превращение»
На полянке логопед с детьми превращаются то в снег, то в лед, то в пар.
Логопед. Снег.
Дети берутся за руки.
Лед.
Держась за руки, дети еще больше сплачиваются.
Пар.
Дети отпускают руки и кружатся. Потом дети замечают, что в лесу нет елочки. Они тут же слышат звуковое письмо.
Елочка. Хочу вам пожаловаться на свою судьбу. Вокруг меня веселились и взрослые и дети, а потом забыли на чердаке, вместе со старыми вещами.
Перед занятием детям читалась сказка Г.Х. Андерсена «Ель».
Соберем елочку
Дети собирают елочку. Каждая веточка - это слово.
Дети
Елочка, елочка -
Колкая иголочка,
Где ты выросла? В лесу.
Что ты видела? Лису.
Что в лесу? Морозы,
Голые березы,
Волки и медведи -
Вот и все соседи.
Родственные слова
Дети вешают шишки - это родственные слова.
Логопед. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы найдете в нем родственные слова.
Елочки, елки и ели
Выросли в чаще лесной,
Еловый лесок - это ельник,
Мы в нем погуляем с тобой.
Составление предложения
и его удлинение
Создается и наращивается предложение о ели. Для этого проводится игра с мячом (каждый удар - слово).
Логопед. Ель - это дерево?
Дети. Ель - это дерево.
Логопед. Ель - это хвойное дерево?
Дети. Ель - это хвойное дерево.
Логопед. Ель - это хвойное дерево, которое растет в лесу?
Дети. Ель - это хвойное дерево, которое растет в лесу.
Игра в слова с мячом
Логопед
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, называть слова-признаки, слова-действия (на тему ели), слова-предметы на зимнюю тематику.
Создание синквейна
Зажигается свеча, включается магнитофонная запись, печатается синквейн, название выбирается детьми: Ель или Елочка.
1. Ель.
Логопед предлагает из уже названных слов-признаков вы-
брать и напечатать два. Объясняет знаки препинания.
2. Душистая, чудесная.
Затем дети (каждый для себя) подбирают три слова-действия из уже названных и печатают.
3. Растет, веселит, радует.
Дети придумывают предложение, состоящее из 3-4 слов и печатают его.
4. Я люблю зимнюю ель.
Затем печатаются ассоциации, относящиеся к первому слову синквейна ель.
5. Зима, Новый год, детство.
Далее каждый ребенок читает свое произведение в поэтическом кресле. Дети, оценивая стихотворение, говорят комплименты друг другу.
Заключение
Логопед с детьми размышляют о том, что, когда придет весна, снова прорастут молодые елочки и будут радовать людей.