Заломихина И.Ю., детский психиатр, врач высшей категории, Старооскольское психиатрическое поликлиническое отделение, г. Старый Оскол Белгородской обл.Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к психологу, психиатру, неврологу. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения медиков, педагогов и психологов. Описанию расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.
Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия (А.Л. Сиротюк, 2002; Н.Н. Заваденко, 2001; Ю.С. Шевченко, 1997).
Расстройство, как правило, возникает рано и проявляется в течение первых 7 лет. Данные о распространенности СДВГ и особенностях возрастной динамики в разных странах отличаются широкой вариабельностью: от 1-3% в Великобритании до 4-20% в США. В России до сих пор отсутствуют эпидемиологические данные о частоте встречаемости СДВГ. По данным Ю.С. Шевченко (2004), диапазон колебаний 24-40%, по данным Н.Я. Семаго, – от
2 до 20 в детской популяции, по материалам Н.Н. Заваденко – от 4 до 9,5%. В целом по России, по данным различных авторов, распространенность синдрома колеблется от 2 до 47%. Столь значительный разброс подтверждает актуальность изучения этого расстройства. Несмотря на малую изученность распространенности СДВГ в целом по России, имеющиеся данные свидетельствуют о колебании доли детей с данным синдромом в зависимости от возра стной группы и региона. Так, в Москве, по данным И.П. Брязгунова, распространенность СДВГ на 80% выше, чем во Владимире и Владимирской области.
Различия между мальчиками и девочками непостоянны (в отдельных населенных пунктах 3:1, в других – вообще не выявлены). Среди мальчиков 7-12 лет признаки СДВГ диагностируются в 2-3 раза чаще, чем у девочек, среди подростков это соотношение составляет уже 1:1. По данным Н.Я. Семаго, у мальчиков подобные проблемы встречаются в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Половые различия отмечаются и в структуре, и динамике синдрома. У мальчиков синдромы гиперактивности появляются с 3-4 лет, что заставляет родителей обращаться к специалистам до поступления ребенка в школу. Среди девочек чаще проявляется дефицит внимания.
Клиническая картина синдрома зависит от возраста ребенка и имеет ряд особенностей, наблюдаемых как у мальчиков, так и у девочек (соответственно в 5-
10 и в 12-15 лет). Периоды 5-7 и 9-10 лет являются критическими для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Происходит важная смена стадий интеллектуального развития: приобретается возможность сравнивать, оценивать, классифицировать и т.д. Кроме того, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции дея-тельности. Если в дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, отвлекаемость наряду с задержкой темпов психомоторного и эмоционального развития, то в младшем школьном возрасте на первый план выступают трудности в обучении и нарушение поведения. «Пик» проявлений синдрома в 12-
15 лет совпадает с периодом полового созревания. Разные исследователи дают различные прогнозы относительно дальнейшего развития синдрома. По мнению одних, гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают, «маскируются» другими личностными чертами, самоконтроль и саморегуляция заметно возрастают, а дефицит внимания может сохраниться. Другие считают, что дефицит внимания снижается, а импульсивность и гиперактивность служат благоприятной почвой для дальнейшего развития неврозов и социальной дезадаптации. Ю.С. Шевченко отмечает, что частота асоцильного поведения у подростков с синдромом СДВГ колеблется от 10 до 50%. Как правило, эмоциональное развитие таких детей запаздывает, проявляются неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам. Трудно складываются отношения детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Самооценка у пациентов с СДВГ часто занижена. Постепенно неудачи в учебной деятельности и общении приводят к тому, что у детей с СДВГ, которым свойственно стремление к немедленному вознаграждению, мотивация к дальнейшим действиям снижается. Все больше проявляется избегающее поведение. В результате, несмотря на нормальный JQ, у многих детей с СДВГ возникают трудности обучения.
Большинство детей с СДВГ при обследовании имеют дополнительно те или иные соматические, неврологические или психологические проблемы. По данным М.В. Фаликман, этот синдром в 90% случаев сопровождается каким-либо неврологическим, нейропсихологическим или поведенческим диагнозом, а в 67% случаев, как минимум, двумя диагнозами.
Несмотря на большое количество исследований этиология и патогенез развития СДВГ до сих пор не выяснены окончательно. В настоящее время существуют три доминирующие группы гипотез, выделяющие соответственно такие факторы: раннее органическое поражение ЦНС, социальное влияние, генетические факторы риска.
Влияние наследственных факторов риска
на возникновение СДВГ
Анализ объединенной информации показал, что частота встречаемости гиперактивности значительно выше среди родственников гиперактивных детей. По данным А.И. Максимовой, 57% родителей в детстве имели такие же симптомы гиперактивности и нарушения внимания, как и их дети. В настоящее время исследуется несколько генов, возможно, ответственных за возникновение гипер-активности. В их число входят гены, регулирующие обмен нейромедиаторов, локализованные на 5, 9 и 11 хромосомах. Однако исследования, направленные на поиск первичного биохимического дефекта, не позволяют сделать вывод об избирательных нарушениях в какой-либо одной из нейромедиаторных систем при СДВГ. Возникла гипотеза о возможной генетически детерминированной взаимосвязи нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данной патологии.
Раннее органическое повреждение ЦНС
как фактор риска возникновения СДВГ
Сравнительный анализ ана-мнестических данных детей с СДВГ показал, что в 67% случаев имели место нарушения нормального течения беременности, в 73% случаев была зафиксирована патология родов. В числе самых распространенных причин – родовая травма шейных отделов позвоночника, которая своевременно не диагностируется. На первом году жизни до 60% детей с СДВГ наблюдались неврологом с диагнозом «перинатальная энцефалопатия» или «резидуальная энцефалопатия». В результате раннего органического поражения ЦНС нервная система запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне. Задержка темпов миелинизации приводит к генерализации импульса при возбуждении, вовлечению дополнительных структур ЦНС и формированию симптомов пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. По данным исследователей «Института умственного здоровья» (США), установлена связь между гиперактивностью и дисфункцией лобной доли. По другим данным у 65% детей с СДВГ обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках. При ЭЭГ-исследовании у 92,2% детей обнаружены умеренные диффузные изменения корковой ритмики. Значительно чаще преобладал сдвиг в сторону увеличения мощности дельта- и тета-волн, что также указывает на относительную незрелость корковой ритмики. Основным патогенетическим механизмом СДВГ можно считать нарушение своевременности, полноценности и синхронности созревания отдельных мозговых структур, ответственных за формирование, совершенствование функциональных блоков и систем, обеспечивающих активное и устойчивое внимание, целенаправленность и самоконтроль поведения, гармонизацию и сознательно регулируемую психомоторику.
Негативное воздействие социально-психологических факторов
Важную роль в формировании СДВГ играют факторы, которые провоцируют и усугубляют влияние резидуально-органических и наследственных факторов на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. По данным Н.Н. Заваденко, влияние социально-психологических факторов обнаружено в 63% случаев. В 20% семей имело место влияние таких факторов как воспитание в неполной семье, неблагоприятные материально-бытовые условия, низкий уровень образования родителей, частые конфликты, алкоголизм родителей, несогласованные подходы к воспитанию, педагогическая запущенность, бытовые интоксикации у родителей и др. Вероятно, биологические и наследственные факторы имеют решающее значение на ранних этапах развития, затем возрастает роль социальных причин. Очевидно, что социальные аспекты могут оказать как негативное, так и позитивное воздействие на формирование синдрома и его дальнейшее развитие. Однако вне зависимости от вариативности синдрома в ходе его динамики общие компенсаторные процессы осложняются тем, что реализуются на изначально дефицитарной почве. Помимо этого, психическое развитие таких детей усугубляется пропуском «сензитивных» периодов развития (по Л.С. Выготскому), благоприятных для естественного формирования конкретных психических функций, поведенческих навыков и личностных свойств.
Таким образом, дети с СДВГ изначально находятся в группе риска и нуждаются в специальном системном терапевтически коррекционном подходе. Полиэтиологическая природа синдрома и особенности его динамики вызывают необходимость комплексного подхода к его лечению и наблюдению детей с СДВГ неврологами, психиатрами, нейропсихологами, психотерапевтами. Медикаментозная терапия должна быть направлена на коррекцию медико-биологических влияний, психолого-психотерапевтическая работа – на улучшение адаптации ребенка в окружающей среде, создание необходимых условий для его дальнейшего развития.
Целью нашего исследования было проведение сравнительного анализа группы детей с симптомами нарушенного внимания и гиперактивно-стью. На нашем участке проживает 20 298 детей в возрасте от рождения до 15 лет, у детского психиатра наблюдается 370 детей, из них 95 – с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, что составляет 25,7%. У данной группы детей от 3 до 14 лет преобладали двигательная и речевая расторможенность, неуправляемость, невнимательность, неусидчивость. Распространенность синдрома составляет 4,7% на 1 тыс. детей, 60% наблюдающихся детей составляют дошкольники, 40% – школьники. Данные проявления встречаются в 12 раз чаще у мальчиков, чем у девочек (92,5% у мальчиков, 7,5 – у девочек). Большинство детей впервые были осмотрены психиатром в возрасте 6-7 лет (28%), 4-5 лет (26,5%), 8-9 лет (25,5%). Вероятно, пик проявлений в эти возрастные периоды связан с неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в преддошкольный и младший школьный периоды, в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
Сравнительный анализ анамнестических данных показал наличие патологического течения беременности в 82% случаев, патологии при родах в 84%. По данным анамнеза, нервно-психическое и физическое развитие на первом году жизни протекало без особенностей у 88,4% детей, с опережением развивалось у 6,3, с задержкой – у 5,3%. У 25,3% детей с рождения отмечались чрезмерная двигательная активность, беспокойство, нарушения сна и т.д. Преобладающее количество детей с СДВГ (92,6%) имело сопутствующие диагнозы (НЦД, энурез, ММД, неврозоподобные состояния, бронхиальная астма, тугоухость, патология зрения, нарушения интеллекта и т.д.). Данный синдром в 27% случаев сопровождался двумя и более диагнозами. На первом году жизни у невролога наблюдалось 80% детей с СДВГ с диагнозом перинатальная энцефалопатия. В школьном возрасте, несмотря на достаточный уровень интеллекта, у 26% детей с СДВГ имелись трудности в усвоении программы, большинство из них обучалось в классах коррекционно-развивающего обучения, у 11% школьников 10-11 лет отмечались признаки асоциального поведения.
В связи со значительными нарушениями поведения 18% школьников с СДВГ обучалось на дому по программе массовой школы (от одной четверти до полного учебного года). При РЭГ-исследовании у 62% обследованных детей с СДВГ отмечались признаки внутричерепной гипертензии, у 38% – нарушение сосудистого тонуса. При ЭЭГ-исследовании у 55% обследованных детей с данным синдромом отмечалась пароксизмальная активность, у 25% она проявлялась при гипервентиляционной нагрузке, дисфункция срединных структур мозга имела место в 30% случаев, снижение порога судорожной готовности – в 15%. Каждому ребенку назначалась индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции.
Курс медикаментозной терапии включал ноотропные, сосудистые препараты и при необходимости дегидратационные средства, аминокислоты, витамины, микроэлементы, реже – нейролептики, антидепрессанты. Лечение проводилось амбулаторно, в дневном стационаре, местном санатории, реже – в условиях детского психоневрологического отделения (преимущественно при обострении асоциального поведения).
Психолого-педагогическая коррекция проводилась педагогами и психологами школ, детских садов, центра медико-психологического сопровождения. Большое значение имели благоприятная обстановка в семье, правильный тип воспитания ребенка. Благодаря проводимым мероприятиям у части гиперактивных детей улучшались поведение, когнитивные и социальные функции: они становились более внимательными, успешно выполняли задания в классе, у них повышалась успеваемость, улучшались взаимоотношения с окружающими.
Результаты, полученные при обследовании определенного контингента детей на данном психиатрическом участке, сопоставимы с литературными данными.
Таким образом, психофизиологической основой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут являться нарушения или расстройства работы мозга (по типу мозговых дисфункций). Ведущую роль в формировании таких дисфункций играет патология беременности и(или) родов. Большую роль в формировании СДВГ играют неблаго-приятные наследственные и социально-психологические факторы.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицин-ской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.
Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков / Под ред. проф. Ю.С. Шевченко. СПб., 2003.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М., 2002.
Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.
Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983.
Дробинская А.О. Гиперактивный ребенок. Как ему помочь? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 2.
Заваденко Н.Н. Как понять ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000. (Лечебная педагогика и психология. Прил. к журн. Дефектология. Вып. 5.)
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
Максимова А.А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. М., 2006.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2005.
Фаликман М.В. Взаимосвязь когнитивного и двигательного развития в детском возрасте // Аутизм и нарушения развития. 2006. № 1.
Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. М., 2005.