«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Школьный коррекционно- развивающий центр: первые итоги работы

28 мартa, 2007 Рубрика: Методические приоритеты Халилова О.П.

Халилова О.П., учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 107, г. Омск

По мнению В.П. Вахтерова, «Человеческая сознательная речь – это синтез разрозненных умений, из которых состоит речь:
- тут и те умения, из которых состоит произнесение звуков, слогов, слов;
- умение поймать ухом каждый звук и каждое слово другого;
- память слов как моторная, так и слуховая;
- понимание того, что говорят другие, и, наконец, понимание того, что ребенок говорит сам» [5].
Легко понять, какие трудности при усвоении школьной программы испытывает ребенок, если хотя бы одно из умений не сформировано!
Анализ готовности первоклассников омской общеобразовательной школы № 107, проводимый с 1997 г., показал увеличение количества детей с нарушениями речи и изменение соотношения последних относительно данных, представленных в литературе [6].
Поскольку социальная среда является основным фактором, влияющим на развитие речи, нами были изучены как среда, окружающая первоклассников, так и возможности получения детьми логопедической помощи до школы. Для этого мы провели анкетирование родителей учащихся с нарушениями речи (50 чел.) и обследовали микрорайон, прилегающий к школе, для уточнения учреждений, предоставляющих соответствующие услуги. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
- родители не видят проблем в речи и развитии детей из-за недостаточной компетентности;
- в ДОУ микрорайона (на момент изучения социума) речевых групп не было;
- большинство детей, поступающих в школу, вообще не посещали ДОУ;
- логопеды поликлиники микрорайона перегружены;
- удаленность микрорайона от центра города затрудняет использование возможностей соответствующих служб;
- низкий материальный уровень семей не позволяет получать платные коррекционные услуги (из 50 опрошенных 11 – служащие, 23 – рабочие, 11 – безработные, 5 – пенсионеры-опекуны).
Один из ведущих специалистов в области школьной логопедии, А.В. Ястребова в 1978 г. указывала, что «…около трети учащихся общеобразовательных школ, имеющих отклонения в развитии речи, оказываются неуспевающими по одному-двум предметам» [6]. В 2000 г. она же подчеркивает: «Резко изменился контингент общеобразовательной школы» [7]. В.С. Кукушин подтверждает: «В стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу» [3]. Ученый связывает это с «нездоровой тенденцией децелерации, появившейся в нашем обществе на грани ХХ-ХХI вв. (замедленный темп физического и интеллектуального развития детей). Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты».
Количественное и качественное изменение контингента поступающих в школу детей, вызванное как объективными, так и субъективными причинами, требует и качественного изменения форм оказания помощи. Традиционной формой в условиях общеобразовательной школы всегда был логопедический пункт, где учитель-логопед занимался устранением недостатков устной и письменной речи. Конечно, постепенно меняются и его функции: «Теперь он занимается не только проблемами речи и моторики руки, но и общим развитием ребенка» [3]. Но у учащихся с недостатками речи часто наблюдается стойкость их проявления, связанная с нарушениями психической деятельности. У этих детей наблюдается комплекс либо зажатости, либо расторможенности, они испытывают затруднения в общении. Даже самый опытный учитель-логопед вряд ли справится с таким кругом проблем. Разовая консультация других специалистов (например, психолога) тоже недостаточно эффективна.
Именно поэтому в 1997 г. мы разработали новую форму организации помощи учащимся с недостатками речи в условиях общеобразовательной школы: школьный коррекционно-развивающий центр «Гармония и сотрудничество» (ШКРЦ).
Данную разработку следует рассматривать как многофункциональный процесс:
- инновационный, заключающийся в реорганизации логопедической помощи учащимся (логопункт – ШКРЦ);
- модульный по широте охвата (начальная школа);
- вынужденный внутренний по характеру и источнику инициирования (из необходимости данной школы).
Разработка учитывает современные требования к коррекционному обучению и воспитанию:
- дифференциальную диагностику;
- системный подход в преодолении речевых нарушений;
- воспитание гармонично развитой личности учаще-гося.
Новая форма доступна для любой общеобразовательной школы, так как работа ШКРЦ может строиться на минимальном дополнительном финансировании на базе логопункта, кабинетов психолого-социальной помощи, музыки, ручного творчества, информатики.
Работа ШКРЦ предполагает теснейшее сотрудничество его специалистов с учителями начальных классов, родителями и учащимися через их активное включение в коррекционный процесс. Результатом должна стать успешная школьная и социальная адаптация детей.
Мнения ученых помогли нам утвердиться в выборе направления работы. Р.Е. Левина утверждает: «Диагноз, установленный в процессе комплексного изучения, более точен и более продуктивен для последующих педагогических выводов» [4]. Профессор Л.С. Волкова – автор учебных пособий по логопедии считает: «Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии» [2]. А.Н. Корнев – исследователь нарушений письменной речи и нетрадиционных методов обучения чтению констатирует: «Реабилитация детей с дислексией и дисграфией (нарушения письменной речи) проводится узконаправленно – только логопедическими методами. Практически не используются психотерапевтические методы и в ограниченном объеме – клинические методы реабилитации» [1].
Таким образом, необходимость оказания комплексной помощи детям в преодолении речевых расстройств бесспорна и для теоретиков, и для практиков.
Затем была написана программа деятельности ШКРЦ, где мы указали цель и задачи, обозначили структуру центра, определили содержание работы по периодам и на перспективу.
Цель ШКРЦ: способствовать эффективному решению проблем школьного обучения и воспитания, социальной адаптации учащихся с нарушениями речи.
Данной цели можно достичь, решая следующие задачи:
- максимально использовать возможности комплекс-ного подхода, объединяя для этого усилия различных специалистов;
- повышать мотивацию и интерес учащихся к процессу коррекции речи и конечному результату;
- расширять уровень компетентности учителей и родителей по проблемам речи детей;
- способствовать гармоническому развертыванию творческих сил учащихся.
Именно поэтому мы выбрали девиз «К гармонии через сотрудничество!».
За семь лет существования в ШКРЦ «Гармония и сотрудничество» накоплен опыт сов-местной работы различных специалистов: логопеда, психолога, учителей музыки и ручного творчества, ритмики, психоневролога. 377 учащихся исправили и улучшили речь, получили навыки культурного общения, возможности гармонично развиваться, успешно адаптировались в школе и социуме, а их родители и учителя повысили компетентность в вопросах специальной педагогики.
Что же говорят выпускники центра, их родители, коллеги логопеды?
Это нужный центр, потому что здесь учат правильно говорить, уважать человека, заботиться о других, дружить.
Костя Т., 5 класс.
Мы довольны, что развивает ребенка не один специалист, а разные. Мы благодарны за то, что раскрыли способности наших детей.
Бабушка Эдика М.
Знакомлюсь с центром уже не первый раз и окончательно убедилась, что эта новая форма работы с детьми, имеющими нарушения речи, очень нужная, эффективная и интересная. Нужно рекомендовать этот опыт к внедрению в другие образовательные учреждения.
Л.Н. Чернова, учитель-логопед высшей категории, отличник народного просвещения.
Таким образом, наряду с традиционным логопунктом при общеобразовательной школе необходимо использовать современную и эффективную форму помощи учащимся – ШКРЦ. Опыт работы центра «Гармония и сотрудничество» доказывает ее жизнеспособность и пер-спективность не только в условиях общеобразовательных школ, но и в микрорайонах города.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учеб.-метод. пособие. СПб., 1997.
2. Логопедия / Под ред. проф. Л.С. Волковой. М., 1989.
3. Логопедия в школе: практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. М.; Ростов н/Д, 2004.
4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
5. Расстройство речи у детей и подростков / Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1978.
7. Ястребова. А.В. Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск