Томилова Н.В., учитель-логопед; Абашева Н.В., инструктор по физическому воспитанию Центра развития ребенка — детский сад № 30, г. Чайковский, Пермский край
Одной из задач школы раннего развития «Первые шаги», организованной для родителей детей 2-3 лет, стала помощь в поиске ответов на вопросы: Как поступить, если речь ребенка развивается с задержкой? Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи? и т.п.
Разработанная нами система преодоления задержки речевого развития путем развития двигательной сферы представляет собой блок консультативно-коррекционных занятий, осуществляющихся на основе активного вовлечения взрослых во взаимодействие с ребенком.
Коррекция речевых нарушений, как и работа с нормально развивающимися детьми, начинается с формирования моторных навыков, основных и общих движений. До 3-х лет ребенок должен научиться правильно ползать, ходить, бегать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, управлять мышечными напряжениями. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Двигаясь, ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа ее восприятия и переработки. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития: осваиваются грамматические формы слов, импрессивная речь, расширяется активный словарь.
Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно, – считают исследователи. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша. Именно поэтому и была создана школа «Первые шаги».
ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
• Способствовать созданию комфортной социальной среды, предусматривающей определенный стиль общения между родителями и ребенком (доброжелательность, взаимопонимание, сотрудничество, уважение личности, учет интересов и желаний ребенка).
• Познакомить родителей с влиянием общего физического воспитания на речевое развитие детей.
• Рассказать родителям о навыках самостоятельного, эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях детей.
• Способствовать речевому развитию детей.
Плановая работа
Сентябрь
Знакомство с детьми.
Анкетирование
Для знакомства с детьми проводились наблюдения за ними, общение с каждым ребенком в группе и на прогулке, беседы с родителями.
Было организовано анкетирование родителей, что позволило уточнить степень их заинтересованности в развитии своего ребенка, определить запросы, выяснить степень удовлетворенности образовательным процессом в ДОУ, компетентность в вопросах воспитания детей (см. приложение).
Октябрь
Круглый стол «Речь и движение»
Цель: доказать взаимосвязь между общей и речевой моторикой.
По окончании работы круглого стола были сделаны выводы:
- комплексный подход к воспитанию детей раннего возраста является одним из путей эффективного решения проблем речевого развития;
- формирование движений (динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы) происходит при участии речи;
- становление общей моторики способствует совершенствованию движений артикулярных органов (губ, языка, нижней челюсти и т.д.).
Ноябрь
Дискуссия
«Физкультура в семье»
Цель: создать условия для двигательной активности ребенка в семье.
Декабрь
Сообщение из семейного опыта «Как я учу малыша говорить»
Цель: создать условия для речевого развития ребенка в семье.
Было организовано совмест-ное изготовление пособий для речевого развития детей (звуковые дорожки, мячи, куклы-самоделки, панно «Живые картинки» и т.д.).
Февраль – май
Практикум «Мяч и речь»
Цель: познакомить родителей с разнообразными играми с мячом, направленными на развитие общей и мелкой моторики, обобщение и расширение словарного запаса.
Занятия носили интегрированный характер: проводились совместно логопедом и инструктором по физическому воспитанию.
Занятие 1. Значение игр с мячом в развитии детей раннего возраста (февраль).
Цель: повысить педагогическую культуру родителей в вопросах физического и речевого воспитания детей.
Занятие 2. Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики (март).
Цель: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития мелкой моторики и координации движений, способствующих формированию познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).
Занятие 3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и грамматического строя речи (апрель).
Цель: ознакомить родителей с разнообразием игр с мячом, способствующих исправлению речи детей.
Занятие 4. Праздник для родителей и детей «Мой веселый звонкий мяч…» (май).
Цели: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную работу с родителями; развивать уверенность в себе и своих возможностях.
В течение года
Индивидуальная работа
с родителями
По запросу родителей, с ними проводились консультации и беседы. Логопед предлагал пути решения проблем задержкой речевого развития, а инструктор по физическому воспитанию устраивал консультации, связанные с мелкой и общей моторикой.
В течение года
Видеосалон для родителей
Цель: с помощью видеофильма дать родителям возможность познакомиться с образовательным процессом в группе, увидеть успехи детей, вызвать интерес к педагогической деятельности.
Фильмы демонстрировались на родительских собраниях.
Проведенная в конце года диагностика показала, что совместная деятельность до-школьного учреждения и родителей способствовала успешной коррекции задержки речевого развития детей:
- у 58% речевое развитие соответствует возрастной норме;
- 25% значительно улучшили свою речь;
- 17% имеют незначительные улучшения (часто отсутствовали по состоянию здоровья). Для родителей этих детей была проведена дополнительная, индивидуальная консультация с участием медицинского работника и даны рекомендации на летний период.
Приложение
Анкеты для родителей
Анкета 1
Приглашаем Вас принять участие в анкетировании. Ваши ответы помогут специалистам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка и создать более благоприятные условия для его развития.
1. Ребенок:
Ф.И. ___________________
Дата рождения __________
Домашний адрес, телефон ___________________________
2. Мать:
ФИО ___________________
Год рождения ___________
Образование, специальность, место работы ________
3. Отец:
ФИО ___________________
Год рождения ___________
Образование, специальность, место работы _________
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) ___________________________
5. Наличие в семье других детей, их возраст, взаимоотношения с ними ___________
6. Кто занимается воспитанием ребенка? _____________
7. Посещает ли ребенок дошкольные учреждения? Нравится ли ему там? Долго ли он привыкал к детскому саду? _____________________
8. Легко ли ребенок контактирует с детьми и взрослыми? __________________________
9. Избирателен ли он в общении? ___________________
10. Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослым и сверстником? ___
11. Зависит ли его речевая активность от степени и характера знакомства с кем-то? ___________________________
12. Улавливает ли ребенок шутку в общении, играх? ____
13. Использует ли неречевые средства общения: мимику (движения мышц лица), пан томимику (движения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)? ______
14. Дифференцирует ли речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочку звуков и слогов, слова, фразы? _______
15. Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребенок хочет объяснить неречевыми средствами? __________
16. Каким образом ребенок реагирует на речевые трудности? ______________________
17. Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами? ______
18. Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? _____________________
19. Чем больше всего ребенок любит заниматься? _____
20. В какие совместные игры Вы играете с ним (сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения)? _________
21. Каким образом привлекает Вас ребенок к совместной игре (предлагает поиграть, посмотреть)? _______________
22. Играет ли он сам? _____
23. Каков характер его игры (манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает их, исследует)? 24. Есть ли замысел в его игре? _____________________
25. Играет ли ребенок вместе с Вами в настольные игры (если да – запишите их названия)? __________________
Спасибо.
Анкета 2
Просим внимательно ознакомиться с вопросами и ответить на них. Ваши ответы будут использованы для улучшения работы по физическому воспитанию в детском саду.
1. Пол: мальчик или девочка (подчеркнуть).
2. Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет.)
3. Причины болезни:
- недостаточное физическое воспитание в детском саду;
- недостаточное физическое воспитание в семье;
- наследственность, предрасположенность.
4. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка? (Да, нет, частично.)
5. Укажите, на что, по Вашему мнению, семья и детский сад должны обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка:
- соблюдение режима;
- рациональное питание;
- полноценный сон;
- достаточное пребывание на свежем воздухе;
- гигиеническая среда;
- благоприятная психологическая атмосфера;
- наличие спортивных и детских площадок;
- физкультурные занятия;
- закаливающие мероприятия.
6. Закаливание, наиболее приемлемое для Вашего ребенка:
- облегченная одежда на прогулке;
- облегченная одежда в группе;
- хождение босиком;
- систематическое проветривание группы;
- прогулка в любую погоду;
- полоскание горла водой комнатной температуры;
- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
7. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома? (Да, нет, частично.)
8. Имеется ли у Вас дома спортивный уголок или инвентарь (обруч, мячи, скакалки, гантели)?
Спасибо.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Артемьева Е.В. Движение в игре, игра с движениями для детей от года и старше: Метод. указ. Чайковский, 1997.
2. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. М., 1995.
3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2003.
4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003.
5. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. СПб., 2004.
6. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Кн. для учащихся и родителей. М., 1993.
7. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение. СПб., 1997.
8. Рузина М.С., Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 2002.
9. Шарманова С.Б., Федоров А. Спортивная наука – детям // Мои любимые игрушки: Учеб. пособие. Челябинск, 1999.